Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1995 Дела ol5.178 => ol5.178 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом ol5-29a.jpg Дела ol5.29 => ol5.29 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
7
    Рукоположение
      иерей 
      1954 
      Кто рукоположил архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иларион (Прохоров) 
      Рукоположен во священника во второй половине 1954г. архиепископом Уфимским и
      Стерлитамакским Иларионом (Прохоровым) к Христорождественской церкви с.Ново-Петровского
      (Троицкого) и назначен ее настоятелем
    Служение
      Башкирская АССР, Архангельский р., с.Ново-Петровское (Троицкое), Христорождественская церковь 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1954 
      Год окончания 1959 
      Имя священника В.С.Гундяева часто упоминалось в информационных отчетах
      Уполномоченного Совета по делам РПЦ по БАССР как ревностного пастыря и хорошего
      проповедника. Так, в отчете за 1-ю половину 1956г. он указан священником
      Христорождественской церкви с. Н.-Петровского Архангельского р-на.
      Уполномоченный сообщал:
         
      "Священник Гундяев... посвящен епископом Арсением в 1953г.
          ...Будучи ярым противником евангелистов [сектантов], он после каждой
          службы выступает с проповедями, в которых поносит руководителей евангелистских
          общин... взывает к верующим к борьбе с ними"
             [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.67.)].
      В октябре 1957г. Уполномоченный сообщал в Москву:
         "Священник Гундяев, служащий по-прежнему в Архангельском районе, совершая
          частые выезды на большие расстояния, посещает верующих на дому, напоминает
          о праздниках и их значении, рассказывает о нуждах церкви, в связи с чем
          благочинный ставит его в пример многим другим за его ревность в церковном
          служении" [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.262.)].
      В Информационном отчете за 1-е полугодие 1958г. Уполномоченный особо выделил
      деятельность о.Василия Гундяева:
         "Священник Гундяев (Архангельский район) в своих проповедях призывает
          верующих воспитывать детей в религиозном духе. Обращаясь к матерям и
          бабушкам, рекомендует, чтобы они чаще приводили детей в церковь,
          приучали их молиться и не боялись школьной администрации. Он говорил:
             "В церковь надо ходить обязательно с жертвой, строго соблюдая церковные
              правила"".
      Подобные проповеди расценивались Уполномоченным как проявление нелояльности
      к Советской власти [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.398.)]
      Башкирская АССР, Покровский р., с.Уса-Степановка, Петропавловская церковь 
      иерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1959 
      Год окончания 1964 
      С 1959г. до 1964г., когда у него началась тяжелая болезнь, о.Василий проходил
      служение в одном из отдаленных приходов Уфимской епархии, в с.Уса-Степановка
      [4], [5].
      В дневниках приема Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Башкирской АССР
      сохранился ряд записей, отражающих нелегкое пастырское служение о.Василия
      в период хрущевских гонений на Церковь.
      Дневник приема Уполномоченного В.Михайлова. 1959г., 17 сентября:
         "Принят священник Гундяев из Покровского р-на. Сообщил, что в районном
          отделении госбанка отказываются принимать на текущий счет деньги,
          принадлежащие церковной общине. Это неправильно, и я пообещал Гундяеву
          принять надлежащие меры".

      18 ноября 1959г. в должности Уполномоченного Михайлова сменил Николай Сигачев

      — жестокий гонитель Церкви, руке которого принадлежат все последующие записи.
      Дневник приема. 1959г., 25 декабря:
         "Принят священник Гундяев из с.Уса-Степановка Покровского р-на (80 лет),
          его сын — настоятель Покровской церкви в Ленинграде. Просил, чтобы ему
          выделяли лошадей для выездов на требы. Границы своего прихода не знает.
          Другие тоже не знают, и это их не интересует".

      Дневник приема. 1960г., 11 апреля:
         "Приняты из с.Уса-Степановка (Покровский р-н) священник Гундяев, члены
          совета Колонских, Пастухов и Устинова, которые жаловались на директора
          НСШ д.Ежовка (якобы грозит закрыть церковь и оскорбляет верующих".

      В докладной записке о положении церкви в БАССР за 1960г. Уполномоченный
      Н.Сигачев отмечал:
         "В.Гундяев принадлежит к тем священникам, которые с целью расширения своего
          влияния и скрытия незаконных действий, выезжали в другие деревни вечерами,
          оставаясь там ночевать у доверенных лиц, совершали требы, проводили беседы
          на религиозные темы... При этом он ведет религиозную работу (беседы,
          крещение детей и т.д.)"
              [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.1. Д.7. ЛЛ.341,372)].
      Дневник приема. 30 июня 1961г.:
         "Принят Гундяев (Уса-Степановка), предупрежден за сбор заявлений в члены
          20-ки и ремонт церкви в 1960г. (самовольно)".

      В справке о деятельности РПЦ в БАССР в 1961г. Уполномоченный писал:
         "Только в результате слабого контроля за деятельностью священнослужителей
          им удается совершать подворные обходы верующих с молебном, крестить детей
          в частных домах (Архангельский и Покровский районы)... читать проповеди,
          враждебные по своему содержанию (г.Уфа — Еварестов М., Покровский р-н —
          Гундяев)...
          В своих проповедях священник Гундяев (д.Уса-Степановка, Покровский р-н)
          запугивал посетителей церкви неизбежностью войны, призывал их скупать
          продукты, промышленные товары и призывал усердно молиться Богу;
          возводил клевету на коммунистов, именуя их опасными безбожниками, внушал
          недоверие к ним.
          К себе на квартиру Гундяев зазывал детей и одарял их деньгами.
          Накануне религиозных праздников к нему на квартиру собирались с ночевкой
          верующие из других деревень.
          В этой же квартире он в нарушение установленного порядка крестил детей
          (без согласия родителей, в антисанитарных условиях).
          В июле 1961г. Гундяев, с целью привлечения на сторону церкви верующих,
          распустил слух о ее закрытии, а потом сам обходил деревни и собирал
          заявления от пожилых людей об их согласии сохранить церковь.
          За эти действия Гундяев с регистрации снят и от службы отстранен"
            [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. ЛЛ.6–7.)].
      В записке "О праздновании Рождества в Башкирской АССР в 1962г." Уполномоченный
      особо указал:
         "В с.Уса-Степановка, Покровского района священник Гундяев, чтобы удержать
          верующих, прибывших из других населенных пунктов, разрешил им ночевать
          в своем доме. Ночевок в молитвенных зданиях [запрещенных] не отмечалось"
            [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.1.)].
      Дневник приема. 1962г., 22 января:
         "Гундяев В.С. (Уса-Степановка) — снятие с регистрации. Вместе с ним была
          К. ...Подтвердила, что Гундяев крестил детей в своей квартире, каждый раз
          читал проповеди, на разные вопросы дает хорошие ответы, детям дает конфеты.
          Гундяев заявил, что ему доставляет радость приобщать детей, поэтому он
          призывал к этому родителей, давал им конфеты, молится за неверующих,
          считает их заблудившимися. Сделано последнее предупреждение и оставлен
          до 1 мая, а если будут жалобы — снят раньше (он и жена больны, по 80 лет)".

      Обвиняя священника "в распространении слухов о закрытии церкви в Уса-Степановке",
      Уполномоченный в то же самое время готовил обоснование и документы для ее
      ликвидации.
      5 апреля 1962г. некое "доверенное лицо" передало ему подготовленные материалы
      и получило рекомендацию "собрать документы [на церковь] как на клубное здание".
      Уже 11 апреля материалы об изъятии здания были посланы Уполномоченному нарочным.
      Дневник приема. 1962г., 14 июля:
         "Гундяев В.С. (привез с собой ходатаев и заявление от них с просьбой оставить
          его) в связи с временным снятием с регистрации за активную работу с детьми и
          проповедническую деятельность".

      В тот же день записано:
         "Гундяев снят на 4 мес. за привлечение детей".
      В докладной записке "О фактах нарушения законодательства о культах церковниками",
      от 15 августа 1962г., Уполномоченный сообщал:
         "[Епископ] Никон и [секретарь Уфимского епархиального управления архимандрит
          Иосиф] Чернышев открыто берут под защиту всех нарушителей законодательства
          из числа духовенства и стараются продвинуть их на лучшие приходы,
          выдают им награды или отпускные грамоты, как это было со священником
          Гундяевым: за нарушения законодательства он снят на 4 мес. с регистрации,
          а Чернышев выдал ему справку, что он находится в отпуске...
          Многие священники также допускают нарушения законодательства.
          Эти нарушения выражаются в чтении проповедей на общественно-политические
          темы (Еварестов, Гундяев, Бусел), привлечении молодежи и детей в церковь
          (Таврион (Батозский), Гундяев)..."
             [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.72.)].
      21 августа 1962г. Уполномоченный сообщил епископу Никону и секретарю епархиального
      управления архимандриту Иосифу (Чернышеву) об изъятии здания в Уса-Степановке.
      Уже 23 августа к Н.Сигачеву приехали верующие из Уса-Степановки
         "по вопросу изъятия здания и осуществления аренды. Корсакова сказала, что
          после снятия священника — они не прекращали собираться в церкви, открывал
          сторож, читали монашки Зонова и Белова, и вели службу".

      Дневник приема. 1962г., 6 сентября:
         "28 августа старосте был дан срок на освобождение помещения. Отказался
          сделать, направил делегацию в Москву (Корсакова, Шамотурин, Зохваткин)
          и ключи якобы увезли. 5-го ему снова предложили открыть, отказался.
          Тогда ... сняли замок и все перенесли в амбар".

      Дневник приема. 1962г., 15 сентября:
         "Приходил Гундяев с просьбой дать ему справку [о регистрации] раньше срока".
      Дневник приема. 1962г., 1 октября:
         "Приходил [епископ] Никон, беседа по фактам нарушения законодательства
          о культах священниками (...Гундяев — проповеди и поездки в Москву...)".

      В информационном отчете Уполномоченного сообщалось:
         "За 1962 год и первый квартал 1963г. в БАССР закрыто 7 церквей... и у двух
          религиозных общин изъяты молитвенные помещения, как общественные здания
          (д.Уса-Степановка Уфимского района и д.Ивановка Кармаскалинского района)"
            [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.175.)].
      По-видимому, верующие арендовали какое-то молитвенное помещение, и в списке
      действующих приходов по состоянию на 5 мая 1963г. указано, что
          "в д. Уса-Степановка имеется Петропавловский молитвенный дом, но священника
            [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.167.)].
      Больше имя иерея Василия Гундяева в материалах Совета по делам РПЦ по Башкирской
      АССР не встречается.
      Святейший Патриарх Кирилл вспоминал:
        "Дед нам рассказывал, как он за 14 километров ходил причащать больных.
         Во времена хрущевских гонений возникла опасная ситуация, связанная
         с закрытием храма в селе Уса-Степановка. Я помню переписку по этому поводу
         деда с отцом — дед насмерть стоял, защищая храм. Держал его своей силой
         до последнего, и церковь тогда не была закрыта.
         Но в середине 60-х годов дед стал слепнуть и понял, что больше служить
         не сможет — просто опасно было совершать литургию, ведь священник имеет
         дело со Святыми Дарами.
         Тогда он собрался и поехал в Москву к Патриарху Алексию I, который его
         очень ласково принял. Дед поведал ему о всей своей жизни и сказал:
            "Ваше Святейшество, без Вашего личного согласия я не могу покинуть
             приход, потому что он будет закрыт. Никто там служить не станет".
         Дед получил благословение Патриарха, который напутствовал его словами:
            "Вы, отец Василий, и так всю жизнь посвятили Церкви Божией и сделали
             столько, сколько другому человеку не под силу. Живите спокойно,
             считайте, что Вы совершили все, что могли. Можете возвратиться к себе
             домой, к семье".
             И дед уехал.
             Храм после этого закрыли".

      После закрытия храма в 1964г. иерей Василий вернулся в свое родное село
    Места проживания
      Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное 
      Год начала 1964 
      Год окончания 1969 
      День окончания 31 
      Месяц окончания 10 
      Село Оброчное к 1968г. территориально вошло в состав Мордовской АССР.
      Местные жители вспоминали, что сюда на родину он вернулся уже совсем ослепшим
      и прожил еще недолго

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ