Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
протоиерей 1928
В 1928г. "за долголетнюю и усердную службу" о.Михаил был возведен в сан протоиерея.
Есть сведения, что до назначения в Старый Оскол о.Михаил служил в г.Борисоглебске
Воронежской обл.
Воронежская о., г.Борисоглебск протоиерей Год начала1928 Год окончания1940 День окончания7 Месяц окончания6
7 июня 1940г. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) назначил
протоиерея Михаила Рыбникова в штат Ильинской церкви в слободе Ездоцкой Старого
Оскола Воронежская о., г.Старый Оскол, слоб.Ездоцкая, Ильинская церковь протоиерей Год начала1940 День начала7 Месяц начала6 Год окончания1940 День окончания15 Месяц окончания12
Жил о.Михаил в центре Старого Оскола, периодически меняя квартиры. Летом 1941г.
он около месяца прожил на улице Урицкого, 13. Последняя квартира о.Михаила на
Пролетарской улице по соседству с домом, где в 19301933гг. квартировал
архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк). В этом же доме до 30 июня 1941г. жил священник
Василий Емельянов, расстрелянный в октябре того же года.
С первых же дней служения в Старом Осколе о.Михаил попал под прицел атеистической
критики. В местной газете "Путь Октября" уже 26 июня 1940г. появилась заметка
с шаблонным для того времени заголовком "Забытый участок работы". Автор досадовал,
что в Ездоцкой слободе церковная жизнь не замерла. А ведь еще в 1938г. 95% местного
населения поставили свои подписи под ходатайством о закрытии церкви. Но "малое
стадо" верующих не убоялось и не сдалось. Письма с просьбой не закрывать церковь
отправлялись в самые разные инстанции, в том числе и "всесоюзному старосте"
Михаилу Калинину. Богослужения в храме продолжали совершаться. По подсчетам
разгневанного журналиста, только за три июньских дня (скорее всего, это были Троичные
праздники) Ильинская церковь "пропустила более 1500 человек через сети темноты
и невежества". Что особенно оскорбило журналиста, в храме совершались массовые
крещения детей. Да и на Литургии молились не только старички и старушки, но и
молодые люди, родившиеся после октября 1917г. "Этот скорпион, стоящий посреди села, который сотнями лет сосал кровь трудящихся, оживил религиозные предрассудки в головах отсталой части людей нашего района. Они потянулись в церковь", негодовал корреспондент "Пути".
Заметка сделала свое дело, о "забытом участке" вспомнили. 15 декабря 1940г. протоиерей
Михаил Рыбников оказался "служителем религиозного культа без определенных занятий"
Воронежская о., г.Старый Оскол Год ареста1941 День ареста19 Месяц ареста11
При обыске у о.Михаила, помимо документов и серебряного наперсного креста, были
изъяты две сберкнижки на значительную сумму денег. "Учитывая, что указанная сумма
могла являться объектом преступных действий Рыбникова", на деньги наложили арест.
При заполнении анкеты выяснилось, что у арестованного семьи нет. Ближайшие
родственники два брата: Иван Андреевич Рыбников, выпускник Воронежской Духовной
семинарии, а ныне врач-пенсионер, проживал в городе Вязники Владимирской области.
Второй брат, Дмитрий Андреевич Рыбников, осуждавшийся в 1931г. за к/р деятельность,
и отбывший в лагерях 3 года, жил в Воронеже и работал фельдшером
Военный Трибунал Курской обл. 18/12/1941 Обвинение"будучи враждебно настроен к советской власти, желал захвата фашистами СССР и свержения соввласти" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел с конфискацией лично ему принадлежащего имущества
Из материалов дела:
О.Михаила в течение нескольких дней допрашивали разные следователи. 20 ноября
выяснялся ближний круг общения протоиерея. Оказалось, что хозяйка дома на Пролетарской
Марина Филатовна Фомина сдавала угол еще и уборщице церкви Екатерине Дергуновой
и Варваре Голосовской, жене арестованного и находящегося в лагере Василия Голосовского.
24 ноября на допросе шла речь о старооскольских священнослужителях. Из этого документа
понятно, что в 1941г. в Старом Осколе были живы и свободны священник Троицкого
храма Стрелецкой слободы Иоанн Веселовский, священник Крестовоздвиженского храма
Ямской слободы Иоанн Солодовников, священник Феодор Семенович (фамилия не установлена)
и диакон Иоанн Петрович Пименов. В протоколе допроса содержатся слова о.Михаила,
что он встречался с этими лицами "в разных местах при совершенно случайных
обстоятельствах".
30 ноября следователь выяснял, откуда у о.Михаила деньги на книжке, и почему он
незаконно крестил детей (то есть не спрашивал разрешения у властей).
О.Михаил отвечал, что деньги он накопил за последние несколько лет, и не отрицал,
что крестил детей. Обвинение в распространении "провокационно-клеветнических
измышлений о том, что скоро придет Гитлер и будет вешать некрещеных детей", священник
отверг. По делу были допрошены свидетели, которые факт крещения детей подтвердили,
а примеров антисоветской деятельности священника припомнить не смогли.
5 ноября измученного батюшку привели в дежурную комнату для дактилоскопии. Чтобы
снять отпечатки, милиционеры хотели намазать руку священника какой-то грязью, но
о.Михаил не позволил им "марать руки". Милиционеры применили силу. Священник,
как написано в деле, воскликнул: "Скорее бы сюда пришел Гитлер!". Было это или не было,
но три милиционера дали нужные показания.
Заслуживают внимания показания о.Михаила от 5 декабря: "До ареста, в течение всего истекшего периода со времени утверждения советской власти, я постоянно находился в состоянии моральной угнетенности и недовольства общественно-политическими и бытовыми условиями... Ни к каким формам борьбы против советской власти я никогда не прибегал и не ставил этого своей целью. Лишь вынашивал в себе недовольство соввластью и надеялся на изменение этой власти".
Протокол об окончании следствия о.Михаил отказался подписывать