Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Год поступления1920 Год окончания1928
В 1920г. о.Дамаскин поступил на богословский факультет Варшавского университета,
который окончил в 1928г. Он в совершенстве владел несколькими (по некоторым данным,
восемью языками)
Польша, Волынская губ., мест.Почаев, Почаевская Успенская Лавра архимандрит Должностьнаместник Год окончания1932 Месяц окончания2
О.Дамаскин был членом Митрополичьего Совета при Предстоятеле Православной Церкви
Польши.
Согласно воспоминаниям архиепископа Афанасия (Мартоса) и других очевидцев,
о.Дамаскин отличался строгим аскетизмом и благочестием, был талантливым проповедником,
иконописцем, а также умелым администратором и организатором хозяйственной жизни
монастыря. В Лавре им была устроена электрическая станция и мельница, а также
позолотная и иконописная мастерские. В лаврских мастерских выделывали церковную
утварь и снабжали ею приходские храмы.
При архимандрите Дамаскине Почаевская Лавра достигла своего наибольшего расцвета.
Был организован величественный хор, чудесно исполняли песнопения, преимущественно
Киево-Печерского распева.
По инициативе о.Дамаскина в 1925г. в Лавре была открыта трехгодичная иноческая школа
для насельников обители. Возглавил эту школу лично архимандрит Дамаскин.
(В 1934г. школа была преобразована в шестигодичную Православную иноческо-богословскую школу).
По инициативе о.Дамаскина при Почаевской Лавре был открыт приют для сирот, где детей
обучали профессиям в иконописной и позолотной мастерских, созданных по образцу
мастерских Афонского Свято-Пателеимонова монастыря, в которых он и сам обучался
в молодости. Эти мастерские работали на нужды православных приходов Волыни.
На время настоятельства о.Дамаскина выпал трагический период гонений на православие
в Польше, и он включился в активную борьбу за права Православной Церкви.
После того, как польским правительством и Ватиканом был подписан конкордат,
признававший в Польше католичество господствующей религией, о.Дамаскин
организовал юридическую защиту от исковых заявлений католиков, доказывая
исторически правовую принадлежность Почаевской Лавры Православной Церкви.
По благословению архимандрита Дамаскина на защиту Почаевской Лавры была
мобилизована вся православная паства. Никогда не приходило так много богомольцев
в Лавру, как в 19301931гг. Так, на Вознесение в 1930г. прибыло в Лавру 48
крестных ходов с общим количеством молящихся до 40 тысяч.
В Лавру на богомолье приходило много униатов, принявших православие.
Неимоверными усилиями и чудом о.Дамаскину совместно с братией и паствой
удалось отстоять Почаевскую Лавру, которая так и не была захвачена католиками.
В феврале 1932г. под давлением польских властей архимандрит Дамаскин был
отстранен Синодом автокефальной Православной Церкви в Польше от должности
наместника Почаевской Лавры и переведен настоятелем Дубенского монастыря на Ровенщине