Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 11.10.1956 Дела o79.425 => o79.425 Родство
1
ДелоРодства
o79.39
    Инфантьев Василий Феофанович 
    Год рождения 1884 
    Место рождения Уфимская губ., Белебеевский у., с.Ильинское 
    протоиерей 
    Родство
      1
        муж 
        Инфантьева Вера Петровна -> 
      2
        отец 
        Инфантьев Герман Васильевич 
      3
        отец 
        Инфантьев Алексей Васильевич 
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1917г.] [1917-1921гг.] [1921-1931гг.]
      Образование
        Казанская Духовная Академия
        кандидат богословия 
        После окончания КДА тридцатилетний о.Василий получил назначение на должность
        законоучителя Омского среднего сельскохозяйственного училища. Семья получила
        квартиру на территории училища
      Служение
        Омск, Омское среднее сельскохозяйственное училище 
        иерей 
        Должность  законоучитель 
        Год окончания 1917 
      Награды
        орден Анны III степени 
      Служение
        Омск, Омское среднее сельскохозяйственное училище 
        иерей 
        Должность  законоучитель 
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        иерей 
        Должность  член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1917 
        Членом Священного Собора о.Василий был выбран от Омской епархии. После
        первой сессии он уехал в отпуск, но на следующие сессии он уже не вернулся,
        в связи с трудностью выехать из Сибири в Москву
        армия Колчака 
        иерей 
        Должность  полковой священник 
        Год окончания 1919 
        Во время гражданской войны служил полковым священником в армии Колчака
      Места проживания
        Омск, ул.Церабкоопская, 86 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1921 
        Отделение школы от церкви сделало ненужной должность законоучителя, и первое
        время о.Василий работал в советских учреждениях, но это продолжалось недолго
      Аресты
        Омск, ул.Церабкоопская, 86 
        Год ареста 1921 
        Арестован органами ВЧК
      Служение
        Омск, Игнатовская церковь 
        иерей 
        Год начала 1921 
        О.Василий вернулся на церковную службу. Может быть арест сделал невозможным его
        дальнейшую работу в госучреждении, а может быть это был его собственный выбор,
        т.к. он не мог находиться в стороне от развернувшейся внутрицерковной борьбы
        между обновленцами и "тихоновцами". Его трижды командируют в Москву с целью
        получить информацию о работе "тихоновцев"
        Омск, Братская церковь 
        протоиерей 
        Должность  настоятель 
        Год окончания 1929 
        О.Василий всерьез пытается разобраться в происходящем и пишет в 1926г. трактат
        "Канонический разбор обновленчества". За его распространение он был арестован
        в третий раз. Влияние о.Василия особенно усилилось при епископе Аркадии,
        который всецело доверял ему, поручал составлять важные документы, доклады,
        письма
      Места проживания
        Омск, ул.Церабкоопская, 86 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1931 
      Аресты
        Омск 
        Год ареста 1924 
        Омск 
        Год ареста 1926 
        О.Василий трижды арестовывался органами ВЧК, но судим не был
        Омск 
        Год ареста 1930 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 1 
        Обвинение при аресте "антисоветская деятельность" 
        По источнику [3] арестован 9 января.
        10 декабря 1929г. Омский окротдел ОГПУ шлет развернутый "меморандум" в
        Новосибирск, в котором говорилось, "что Инфантьев, член
        Тихоновско-Сергиевского Епархиального управления... вел и ведет
        антисоветскую агитацию, направленную на подрыв авторитета соввласти не
        только среди "узкого круга знакомых церковников", но и отдельных групп
        верующих, городского и деревенского духовенства и случайно
        встречавшихся лиц... К числу фактов а/с деятельности Инфантьева среди
        населения можно отнести его активную деятельность, как тихоновца,
        которую он проявляет по роду своей службы в качестве члена
        Епархиального управления епископа Аркадия (Ершова) и фактически
        заместителя последнего. Оказывает большое влияние на Аркадия, с
        которым он разрешает все вопросы церковной жизни по укреплению
        тихоновцев, по борьбе с обновлением и т.д. Аркадий поручает Инфантьеву
        составление важнейших писем, докладов, воззваний и циркуляров. Так,
        например, Инфантьев написал доклад митрополиту Сергию, в котором
        пытается дискредитировать гражданское районирование, проводимое
        соввластью... В настоящее время мы поставили пред собой задачу
        укрепления обновленчества, расширения его за счет тихоновщины как в
        городе, так и в деревне. Выполнение этих задач будет связано с
        укреплением руководства над "центральным" тихоновским осведомлением,
        что при наличии в епархиальном управлении епископа Аркадия протоиерея
        Инфантьева — будет затрудняться, а следовательно, тормозиться работа
        по обновленчеству и вообще по духовенству. В виду изложенного просим
        вторично Вашей санкции на арест Инфантьева с целью пресечения, с одной
        стороны, его а/с деятельности, с другой — на тихоновский Епархиальный
        церковный совет". После ареста о.Василия, допроса свидетелей, было
        составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что
        "Инфантьев являясь членом Епархиального церковного Совета, использовал
        свое положение для распространения среди духовенства документов,
        которые под видом борьбы с обновленчеством делались попытки
        дискредитировать соввласть. Так, им написан и распространен в 1926 году
        "Канонический разбор обновленчества", в 1929 году — статья
        Люперсольского о патриаршем местоблюстительстве, в котором проводится
        мысль об устранении соввластью от патриаршего местоблюстительства
        заместителя митрополита Петра Крутицкого, Агафангела и др. В конце
        1929 года Инфантьевым был написан доклад митрополиту Сергию об
        реорганизации Омской Епархии соответственно гражданскому делению, в
        котором он, под видом недовольства гражданским районированием пытался
        дискредитировать соввласть... Инфантьев виновным себя не признал". К
        обвинению прилагалась статья протоиерея Люперсольского "Митрополит
        Сергий — законный канонический заместитель патриаршего
        местоблюстителя"
      Осуждения
        Особое Совещание при ПП ОГПУ по Сибкраю 
        15 /03 /1930 
        Обвинение "антисоветская агитация" 
        Статья ст.58–10 ч.2 УК РСФСР 
        Приговор  высшая мера наказания — расстрел 
        По источнику [3] был осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю.
        Кроме того, в приговоре было вынесено решение: семью о.Василия выслать
        на север. Сиротами остались две дочери: Любовь — 17 лет и Наталия — 6 лет
    Кончина
      1930 
      День 27 
      Месяц 3 
      расстрел 
      Место Омск 
      После того, как вдова протоиерея Василия узнала от прокурора о
      приведении приговора в исполнение, она попросила отпеть мужа в церкви,
      об этом же просил и брат покойного Константин Феофанович Инфантьев,
      служивший 2-м священником в Братской церкви. Хотя родственникам
      посоветовали отпеть мученика на дому, отпевание было совершено в
      церкви. Вера Петровна подала в приходской Совет Братской церкви
      заявление о помещении ее с детьми в подвале под церковью. И Совет
      пустил ее туда бесплатно. После отпевания, Омским административным
      отделом членам Совета было предложено уволить со службы Константина
      Феофановича, а вдову выселить из подвала церкви... что было
      и сделано. Во время одной из проповедей (у гроба Господня) о.Василий
      говорил "Страдания Христа внесли новое начало в жизнь человечества.
      Человек может падать как и прежде нравственно, но безмерно он может
      возвыситься только плодами заповедей Христовых... Это не понимают те,
      кто теперь говорит, что мы... поем торжествующую песнь не существующему
      Христу. Христос существует. А потому и жизнь, устраиваемая без Христа
      — это без правды, без света, без любви"
    Реабилитация
      Дата 27/06/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Омской обл. 
      По году репрессий 1930 
    Публикации ->
      1.Шангин М.С. Террор против совести. Омск: Омское книжное издательство, 1994. С.203–216, 233–237, 241, 249.
      2.Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.71–72, 105, 124.
      3.Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.3]. Омск: Кн.изд-во, 2001. 448с. С.422.
      4.Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.8]. Омск: Кн.изд-во, 2003. 408с. С.42–44.
    Документы ->
      1.ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.476. Л.245.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ