Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 17.12.1956 Дела oxd.41 => oxd.41 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      Рижская Ломоносовская гимназия
      Сначала учился в немецкой гимназии, затем, после ее закрытия,
      окончил Рижскую Ломоносовскую русскую гимназию. В гимназии учился вместе с сыном
      И.Гримма, помощника Экзарха. Георгий владел немецким и латинским языками.
      В 1940г. начал прислуживать митрополиту Сергию (Воскресенскому)
    Служение
      Псковская о., Опочецкий у., с.Велье, Крестовоздвиженская церковь 
      Должность  иподиакон, псаломщик 
      Год начала 1941 
      Год окончания 1943 
      Псковская о., Псковская Духовная Православная Миссия 
      Должность  переводчик и псаломщик Миссии 
      Год начала 1941 
      Год окончания 1943 
      В 1941–1943гг. Георгий Радецкий служил псаломщиком и переводчиком в составе Псковской Духовной
      Миссии в с.Велье и других приходах Псковской обл. при протоиерее Владимире Толстоухове.
      Георгий Радецкий числился, кроме с.Велье, псаломщиком на приходах:
      Покровской кладбищенской церкви г.Опочка, Успенской церкви
      с.Святые (Пушкинские) Горы, храма Воскресения Словущего с.Вороничи
      (близ с.Тригорское), с.Печане, Никольской церкви с.Синяя Никола и др.
      Из воспоминаний участника Псковской Миссии протоиерея Георгия Тайлова [7]:
           "Осенью 1941 г., к Дмитриевской субботе, во Псков прибыла группа
            миссионеров: о.Владимир Толстоухов, его псаломщик иподиакон Георгий
            Иванович Радецкий, Константин Гримм... и я....
            Тогда штаб Миссии располагался в части Пскова, именуемой "У пролома",
            в квартире протоиерея Николая Колиберского. [Он] вступил в должность
            временно исполняющего обязанность начальника Миссии.
            О.Владимир Толстоухов, который бывал в Пушкиногорском районе
            (Пушкинские Горы до революции назывались Святыми Горами), уговорил
            меня ехать туда с ним... в больнице нам дали лошадь чтобы мы смогли
            добраться до г.Острова (55 км к югу от Пскова).
            Лошадь везла наш багаж, а мы большую часть пути шли пешком.
            В Острове мы нашли о.Алексея Ионова, который тогда проживал в
            подвале какого-то дома, в ожидании, когда сможет переехать в церковный
            дом на маленьком острове посреди реки Великой.
            Отец А.Ионов помог нам получить транспорт до села Велье, где должен был
            служить о.Владимир Толстоухов, и мы туда прибыли 4 ноября, к празднику
            Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Мы отслужили утреню и литургию.
            Пел хор из семи девушек и одного баса под управлением псаломщицы Ольги.
            Церковь была переполнена народом.
            На следующий день мне дали подводу и я вместе с моим псаломщиком Павлом
            Павловым уехал в Печане. Это был погост в 20 километрах от Велья,
            расположенный на горе у берега Великой...
            В нем находится трехпридельный храм...
            По нашем приезде нас поселили в комнате, где когда-то жил настоятель
            храма о.Леонид Ильменский, приговоренный к 10 годам ИТЛ...
            Церковь была еще в беспорядке. В ней уже служил о.В.Толстоухов,
            но приделы пришлось восстанавливать мне....
            Колхозники... взяли из церкви множество икон..., у них в
            каждом красном углу висела икона, взятая из печанской церкви.
            Пришлось съездить в Васильевское и поговорить с бывшими колхозниками:
              "Верните церковные иконы в храм!", что они вскоре и исполнили.
            На следующий день после нашего приезда в Печане, осторожно ступая
            по льду, на этот берег пришли монахини. Они жили в деревне на
            противоположном берегу реки Великой в бане, т.к. их никто не прописывал.
            До 1928 г. они жили в Козьегорском монастыре Петербургской епархии,
            но в этом году им было предложено вернуться в мир. Несогласные были
            сосланы в Среднюю Азию.
            Эту маленькую группу возглавляла монахиня Олимпиада (в миру Александра
            Никифорова)...
            Далее последовала наша поездка в Пушкинские Горы...
            В Пушкинских Горах служил в маленькой кладбищенской церкви
            о.Иоасаф Димитриев... Недалеко от него проживал о. Михаил Успенский,
            академик, разбитый параличом уже 10 лет... В этом же поселке жила вдова
            бывшего священника Савицкого, репрессированного в советскую эпоху.
            По дороге мы заехали в поместье А.С.Пушкина — Михайловское.
            В Вороничах около Тригорского находился храм Воскресения Словущего,
            где когда-то служил друг А.С.Пушкина свящ. И.Раевский...
            Церковь сохранилась достаточно хорошо, ибо считалась собственностью
            заповедника. Был даже один колокол и некоторые архивные документы.
            Из них узнал, что в Тригорском (Георгиевском) была еще одна церковь,
            которая сгорела в 1910г. Некоторые иконы были перенесены в соседний
            Воскресенский храм. В Тригорском жили друзья Пушкина
            Осиповы-Вульф, с которыми он общался во время своей ссылки в Михай-
            ловское...
            А служить приходилось часто, не в церквах только, а и по деревням.
            Печанский приход когда-то был двухклирным, в него входило почти
            100 деревень. Каждая деревня имела свои праздники, многие отмечали
            Троицу, другие Николу, и еще были "обыденные" праздники, такие как
            Анастасия Римлянина, Параскевы-Пятницы, Власия и другие.
            Перед праздником надо было объехать все деревни, в каждом доме отслужить
            краткий молебен, а в самый день праздника в церкви совершалась литургия
            и молебен после нее...".
      Из статьи в газете "Псковские Хроники" [6]:
            "В собственноручных показаниях, написанных в конце 1944 г, о работе
             переводчиком в управлении Псковской Православной Миссии Г.Радецкий
             (заметим, что священник Георгий Иванович Радецкий и ныне здравствует
             в г.Вильнюсе) перечисляет те вопросы, по которым он посещал немецкую
             военную комендатуру г.Пскова:
                 "Я ходил с начальником Миссии протоиереем К.Зайцем и священником
                  И.Легким в военную комендатуру еще и для решения такого вопроса.
                  Немцы заняли под кинозал Казанскую церковь в г.Пскове.
                  Миссией по этому поводу был подан протест. К.Зайц говорил,
                  что это небывалая вещь, чтобы в храме устроить кино.
                  В комендатуре немцев такое заявление смутило. Но они свои действия
                  оправдывали тем, что у народа нет других увеселительных и
                  развлекательных возможностей, других подходящих помещений нет.
                  В этом факте комендант ничего плохого и богохульного не видит,
                  если русский народ посмотрит в храме какой-либо культурный фильм.
                  Отец Кирилл Зайц ответил:
                     "Тогда нечего смеяться над большевиками, когда они это делают,
                      а вы в этом случае хуже большевиков".
                  Также К.Зайц заявил, что, если эти безобразия не прекратятся,
                  он уедет из Миссии из Пскова. Об этом случае было сообщено
                  митрополиту Сергию, который в Риге предпринял соответствующие
                  шаги. Результат был, что для кино и театра построили новое
                  помещение, а церковь была передана Миссии"..."
      Из воспоминаний о.Георгия Тайлова [6]:
                 "Мой помощник рижанин П.Павлов был учеником последнего класса
                  русской гимназии. Немцы сначала не хотели в Риге открывать занятия в
                  русских школах, но позже согласились с просьбой русской общественности.
                  Павлов, как и Радецкий и Гримм, покинул Миссию, вернувшись в Ригу
                  заканчивать курс гимназии.
                  Мы остались совершать свои обязанности с монахинями и певчими..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ