Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 22.04.1989 Дела odk.24 => odk.24 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
Осуждения
    Осуждения
    Московский Революционный Трибунал 
    08/05/1922 
    Приговор высшая мера наказания — расстрел, заменен тюремным заключением 
    Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (I этап), май 1922г." -> 
    ОписГрупДела -> 
    В своем последнем Варвара Брусилова 7 мая сказала: "Ваш приговор я встречу спокойно,
    потому что по моим религиозным верованиям смерти нет... Я милости и пощады не
    прошу..." Приговор — расстрел был отменен по ходатайству "прогрессивного
    духовенства", как писал А.Введенский: "Брусилова же женщина, мать, вдова.
    Чувство человеколюбия к ней побуждает меня ходатайствовать за нее".

    27 мая 1922г. на заседании Президиума ВЦИК по делу "церковников" шестерым
    заключенным расстрел был заменен 5 годами лишения свободы, а в отношении 5
    приговор оставлен в силе.
        
    Самая мужественная из подсудимых, Варвара Брусилова, уже после суда, 31
    июля 1922г. осмелилась написать из женской тюрьмы письмо Ленину:
        "Владимир Ильич!
        Моя подпись напомнит Вам недавний процесс церковников, в котором 5
    человек поплатились головой за свои религиозные убеждения. Я была в числе 11,
    приговоренных к высшей мере наказания. Говорят, что Советская власть за
    убеждения не судит. Это неправда. Конкретной вины у нас всех не было никакой,
    к нам были так суровы за то, что некоторые из нас имели мужество перед лицом
    Трибунала поднять голос в защиту своих святынь, сказать вслух то, о чем
    шепчется по углам и шумит вся Православная Русь.
        Вам лучше, чем кому-нибудь, должно быть известно, что никакого заговора,
    никакой преступной организации у нас не было. Большинство из нас впервые
    увидели друг друга на скамье подсудимых. Нас объединяло только оскорбленное
    религиозное чувство. Пусть с Вашей атеистической точки зрения мы были не
    правы — разве за это можно казнить? Не милости, не пощады я у Вас прошу, я
    спокойно глядела смерти весь долгий месяц одиночного заключения после
    приговора, но мне лишь невыносимо больно было за тех, на которых у Вас
    поднялась рука, мне больно за невинно пролитую кровь.
        У Вас, именующего себя вождем русской революции, я спрашиваю: какими
    словами, если не кровавой расправой назвать Ваш революционный суд...
        Не думайте, что этим путем Вы искорените религиозное чувство в душе
    русского народа. Знайте, что тысячная толпа, присутствовавшая на нашем
    процессе в Трибунале, в то время, как Вы поливали нас грязью и называли нас
    бандитами и людоедами, эта толпа приветствовала нас, как новых мучеников
    христианства всюду, где могла. Они молчали потому, что знали, что слово в
    свободной Советской России карается смертью, они видели это на живом примере.
        ... Я предлагала мои молодые силы на служение ближним для санитарной и
    медицинской работы на голоде и эпидемии, но в этом мне было отказано. Я
    обречена на бессмысленное сидение в тюрьме. Конечно, мое заключение облегчено
    сознанием моей невиновности и моральной поддержкой с воли. Со всех концов
    Москвы несут мне передачи...
        Бывший епископ Антонин заявил в печати, что мы обязаны ему спасением
    нашей жизни. Знает ли он, что не все захотят принять этот дар от его
    запятнанных кровию рук! Ведь на него и его сподвижников... падает
    ответственность за загубленные жизни. В.И.Брусилова".

    По всей видимости, письмо не дошло до адресата и было приобщено к судебному
    делу

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ