Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 22.06.1989 Дела o33.69 => o33.69 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1 Осуждения
    Осуждения
    тройка при ПП ОГПУ по БССР 
    08/01/1933 
    Обвинение "групповая антисоветская деятельность" 
    Статья ст.74,76 УК БССР 
    Приговор 5 лет концлагерей 
    Архив УКГБ РБ по Витебской обл. Д.15166-П.
    Обвинялся в том, что
       
    "... морально издеваясь над населением, втянутом в церковь,
        вынуждал его выполнять такие мероприятия, как облачение в монашескую
        одежду, обосновывая это религиозными мотивами".

    Приходской актив принял решение:
       "... учитывая сочувственное отношение верующих к Зубарю,
        организовать делегацию женщин и послать в Освейское отделение ГПУ
        с требованием освободить священника и разрешить
        ему в дальнейшем беспрепятственно совершать церковные богослужения
        в Освейской церкви".

    Из материалов дела:
       "В Освейский райаппарат ГПУ два дня подряд приходили толпы женщин
        разных возрастов, которые заполнили весь коридор и двор райаппарата.
        Они требовали сказать им, где Зубарь и скоро ли его освободят.
        Затем кем-то был пущен слух, что Зубаря Максима привезли на автомобиле
        из Бигосовского погранотряда в Освейский нарсуд.
        В результате ... мужчины и женщины заполнили зал и коридоры здания нарсуда...
        сборища эти продолжались в течение двух суток ...".

    Кроме организации делегации в ГПУ и посещения нарсуда,
    по всем деревням Освейского, Сухоруковского и Киселевского сельсоветов
    стали ходить с подписными листами об освобождении Зубаря.
    Было решено послать ходатайство в ЦИК СССР, но затем это было отложено.
    В результате с августа по ноябрь 1932г. в мест.Освея были арестованы многие
    церковные активисты.
    Из показаний о.Максима на допросе 2.09.1932г.:
        "Во время изъятия церковных ценностей [в 1922г.] из Освейской церкви
         я находился в м.Освея, согласия на изъятие оттуда ценностей властям
         не давал, так как ко мне по этому поводу никто не обращался ...
         Я в своем священнослужении и понимании церковных канонов придерживаюсь
         дореволюционного православия, никаких новых течений и направлений
         до выяснения этого вопроса — не признаю.
         Признаю монашество, но не проповедую его, считая это не обязательным ...
         Свои комментарии в крестьянском антирелигиозном учебнике Ярославского
         и журнале "Под знаменем марксизма", а также брошюре Беркова
         "Существует ли душа?" я делал для того, чтобы показать архиерею ...
         Я считаю, что клубы, как средство религиозного воспитания, ничего не дают.
         Они, как увеселительные места, мешают спасению души.
         Чтобы клубы не посещали — я нигде не высказывался ...
         Колхозы в Советском государстве строятся по воле Божией.
         Является ли колхозное движение гневом Божиим — я не знаю.
         Раньше крестьянство обходилось без колхозов, оно могло бы обойтись
         без них и сейчас".

    8.01.1933г. постановлением тройки при ПП ОГПУ по БССР о.Максим был приговорен
    к заключению в концлагерь сроком на 5 лет.
    По данным [2] приговор — 3 года высылки в Северный край.
    Дальнейшая судьба неизвестна.
    Семья выслана в Северный край на 3 года

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ