Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения тройка при ПП ОГПУ по БССР 08/01/1933 Обвинение"групповая антисоветская деятельность" Статьяст.74,76 УК БССР Приговор5 лет концлагерей
Архив УКГБ РБ по Витебской обл. Д.15166-П.
Обвинялся в том, что "... морально издеваясь над населением, втянутом в церковь, вынуждал его выполнять такие мероприятия, как облачение в монашескую одежду, обосновывая это религиозными мотивами".
Приходской актив принял решение: "... учитывая сочувственное отношение верующих к Зубарю, организовать делегацию женщин и послать в Освейское отделение ГПУ с требованием освободить священника и разрешить ему в дальнейшем беспрепятственно совершать церковные богослужения в Освейской церкви".
Из материалов дела: "В Освейский райаппарат ГПУ два дня подряд приходили толпы женщин разных возрастов, которые заполнили весь коридор и двор райаппарата. Они требовали сказать им, где Зубарь и скоро ли его освободят. Затем кем-то был пущен слух, что Зубаря Максима привезли на автомобиле из Бигосовского погранотряда в Освейский нарсуд. В результате ... мужчины и женщины заполнили зал и коридоры здания нарсуда... сборища эти продолжались в течение двух суток ...".
Кроме организации делегации в ГПУ и посещения нарсуда,
по всем деревням Освейского, Сухоруковского и Киселевского сельсоветов
стали ходить с подписными листами об освобождении Зубаря.
Было решено послать ходатайство в ЦИК СССР, но затем это было отложено.
В результате с августа по ноябрь 1932г. в мест.Освея были арестованы многие
церковные активисты.
Из показаний о.Максима на допросе 2.09.1932г.: "Во время изъятия церковных ценностей [в 1922г.] из Освейской церкви я находился в м.Освея, согласия на изъятие оттуда ценностей властям не давал, так как ко мне по этому поводу никто не обращался ... Я в своем священнослужении и понимании церковных канонов придерживаюсь дореволюционного православия, никаких новых течений и направлений до выяснения этого вопроса не признаю. Признаю монашество, но не проповедую его, считая это не обязательным ... Свои комментарии в крестьянском антирелигиозном учебнике Ярославского и журнале "Под знаменем марксизма", а также брошюре Беркова "Существует ли душа?" я делал для того, чтобы показать архиерею ... Я считаю, что клубы, как средство религиозного воспитания, ничего не дают. Они, как увеселительные места, мешают спасению души. Чтобы клубы не посещали я нигде не высказывался ... Колхозы в Советском государстве строятся по воле Божией. Является ли колхозное движение гневом Божиим я не знаю. Раньше крестьянство обходилось без колхозов, оно могло бы обойтись без них и сейчас".
8.01.1933г. постановлением тройки при ПП ОГПУ по БССР о.Максим был приговорен
к заключению в концлагерь сроком на 5 лет.
По данным [2] приговор 3 года высылки в Северный край.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Семья выслана в Северный край на 3 года