Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 22.08.1989
Дела ou2.441
    ( * ) Варламов Петр Яковлевич 
    Фамилия Варламов 
    Год рождения 1897 
    Место рождения Уфимская губ., Белебеевский у. (Башкирия, Бакалинский р.), с.Дияшево 
    священник 
    Родился в крестьянской семье. Родители: Яков Петрович Варламов, уволенный из армии в запас, рядовой и его жена
    Елена Спиридоновна (урожденная Головнина). Девяти лет Петр лишился отца.
    Окончил местную сельскую школу
    Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1915-1919гг.] [1919-1930гг.]
      Образование
        Дополнительные курсы при Второклассной школе
        Год окончания 1915 
        В 1915г. окончил дополнительные курсы при Второклассной школе для подготовки на
        должности псаломщиков и диаконов в с.Подлубово Уфимского уезда, где
        встретил свою будущую жену, Анну Ивановну Портнову, дочь подлубовского кузнеца.
        Они обвенчались в том же году и поселились в с.Преображеновка
      Служение
        Уфимская губ., Стерлитамакский у. (Башкирия, Стерлитамакский р.), с.Преображеновка, Казанско-Богородицкая церковь 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1919 
        Семья Варламовых жила в мире, любви и согласии. Их домашний очаг согревал
        теплом любви и заботы многих родных. Конец мирной жизни положил октябрьский
        переворот и гражданская война. В 1918г. Петр Варламов спас от смерти "красного"
        фельдшера, сохранял он от мести белых и своих односельчан-партизан. В 1919г.
        священник с.Преображеновка о.Иоанн Канин оставил приход и со всем семейством
        ушел с белыми. Тогда с великой просьбой обратились прихожане к своему псаломщику

        — принять священнический сан и быть им пастырем
      Рукоположение
        диакон 
        1919 
        иерей 
        1919 
        Сначала 22-летний Петр, за молодостью лет и малым жизненным и духовным опытом,
        отказывался брать на свои плечи столь тяжкий крест — сан священника.
        Против была и жена — ее любящее сердце предощущало крестные муки будущего.
        Однако по неотступной просьбе собрания сельского общества, со смирением и
        сердечным трепетом Петр дал согласие и принял сан
      Служение
        Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка, Казанско-Богородицкая церковь 
        священник 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 5 
        О.Петр поистине был пастырем добрым своей пастве: он привлекал сердца людей к Богу
        своей глубокой и искренней верой, образованностью, простотой, бессребренничеством.
        Особо почитаемой иконой в храме являлся список Табынской иконы Божией Матери. До
        самого ареста о.Петр устраивал крестные ходы с этой святыней по всему приходу с
        посещением домов прихожан. При этом он навещал и исцелял болящих, утешал
        страждущих, укреплял народ в вере, беседовал с молодежью о религии, дискутировал
        с баптистами. У о.Петра было образцовое хозяйство: огород, ягодник, пасека.
        За искреннюю молитву и истовое служение, за духовную мудрость
        и проповеднический дар, за чистоту жизни и смиренный труд, за скромность и
        простоту прихожане любили и почитали своего пастыря.
        В начале 1920-х годов "активисты"-комсомольцы подожгли дом о.Петра. Дом сгорел,
        а семья оказалась без крова. Общество выделило батюшке общественный дом, но
        вскоре сельсовет решил устроить в нем красный уголок. Общее собрание села
        отвело пастырю землю, где бы он смог поставить себе дом, но сельсовет отобрал
        эту землю под огород избы-читальни. Тогда о.Петр обратился к своей пастве с
        просьбой защитить его, и верующий народ, не убоявшись власть предержащих, отстоял
        его землю от изъятия. Под уплату налогов сельсовет забрал у семьи о.Петра
        корову, ему пришлось распродать хозяйство, в том числе лошадь и инвентарь —
        семья осталась совсем без средств к существованию. Но давал Господь верному
        пастырю Своему духовную силу и стойкость, терпение и незлобие, чтобы достойно
        переносить все страшные тяготы гонений на Церковь.
        О.Петр с амвона призывал "крепко держаться за веру и не идти по стопам безбожного
        учения, проповедуемого вождями безбожия", терпеть скорби в подражание Христу,
        "ведь в наступающие времена гонители, хулители веры... будут усиливать гонение
        на веру".

        Безбожников о.Петр называл "бессмысленными и обезумевшими людьми".
        В день Казанской иконы Божией Матери он призывал верующих:
            
        "Воспряните же люди православные и стрясите прах неверия, распространяемого
             современными отрицателями и не вступайте на проповедуемый ими "широкий путь" —
             ведь проповедуемый ими "широкий путь" в действительности является путем
             широким только для зла и грехов".

        О его проповедническом даре свидетельствовали позже даже ярые безбожники — члены
        партии и сотрудники сельсовета:
            "Поп Варламов — прекрасный проповедник, всегда и всюду читает нравоучения
             верующим".
            "Поп Варламов — вполне грамотный, умный, осторожный и хороший оратор-богослов...
             Обладая красноречием, сумел взять под свое влияние даже бедняков — верующих
             фанатиков. На его проповедях присутствующие верующие всегда плачут".

        Даже недруги подчеркивали ум, образованность, интеллигентность священника и то
        уважение, которое чувствовали по отношению к нему верующие.
        Позже, на следствии, представители власти рассказывали:
            "Поп Варламов среди верующих пользуется большим влиянием".
            "Поп Варламов — умный, энергичный, является примерным среди верующих в смысле
             поведения в личной жизни; очень тактичен, вежлив по отношению к прихожанам".
            "Подчинил своему влиянию своей умелой работой много молодежи, к которой
             подходил не только как поп, но и как культурник.
             Росту его авторитета и укреплению его влияния на верующих способствует его
             примерное поведение как попа и человека вообще".

        В 1929г. в ответ на директивное письмо секретаря ЦК ВКП(б) Л.М.Кагановича "О
        мерах по усилению антирелигиозной работы", "актив" с.Преображеновки единогласно
        постановил закрыть церковь, "как мешающую работе". Вскоре в с.Преображеновку
        прибыл 12-й батальон из г.Стерлитамака, при содействии (!) которого на общем
        собрании был поставлен вопрос о закрытии церкви, однако, собрание воспротивилось
        закрытию храма — вину за это власти возложили на о.Петра. Вскоре после собрания
        местные власти направили в ГПУ заявление о контрреволюционной деятельности
        священника Варламова и группы "кулаков" села. Явно приближался арест о.Петра.
        Его предупреждали об этом верующие и советовали уезжать из села, но о.Петр
        говорил: "Меня не за что арестовывать. Я ни в чем не виновен, свое служение и
        прихожан не брошу". Незадолго до ареста батюшку две ночи подряд вызывали в
        сельсовет и уговаривали снять сан, но о.Петр наотрез отказался
      Аресты
        Башкирия, Ашкадарская вол., Стерлитамакский кантон, с.Преображеновка 
        Год ареста 1929 
        День ареста 26 
        Месяц ареста 5 
        Обвинение при аресте "контрреволюционная деятельность" 
        О.Петр был арестован на Преполовение Пасхи органами ГПУ БАССР по необоснованному
        обвинению в "проведении контрреволюционной деятельности".
        После ареста прихожане собрали до 200 подписей под прошением об освобождении
        о.Петра и пошли в сельсовет заверить эти подписи, но сельсовет это сделать отказался,
        а один из инициаторов сбора подписей "кулак" Степан Тотцев был арестован.
        Однако православные не убоялись, и более 150 человек подписали новое обращение к властям,
        принятое общим собранием. крестьян, но секретарь партячейки направил его в ГПУ как материал
        к обвинению матушки о.Петра в подстрекательстве к бунту.
        1 сентября 1929г. вновь общее собрание крестьян села приняло ходатайство в Стерлитамакское
        отделение ГПУ об освобождении о.Петра.
        Дело было передано в Прокуратуру БАССР. Началось новое следствие. Виновным себя
        в антисоветской деятельности о.Петр не признал. 19 ноября 1929г. следователем
        по важнейшим делам Башнаркомюста было составлено обвинительное заключение и дело
        на Варламова П.Я. и группу преображеновских "кулаков" было передано для
        рассмотрения судом Главного Суда БАССР
      Осуждения
        выездная сессия Главного Суда Башкирской АССР 
        17/01/1930 
        Обвинение "антисоветская и контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–2,58–8,58–10,58–13 УК РСФСР 
        Приговор дело слушанием приостановить и передать для доследования 
        Групповое дело "дело священника Петра Варламова. Стерлитамак, 1930г." 
        15–17 января 1930г. в Стерлитамаке состоялась выездная сессия Главного Суда БАССР.
        Оправдать подсудимых суд не решился, как не решился и осудить их, а потому
        вынес частное определение: "Данное дело слушанием приостановить, и дело в
        порядке Циркуляра Н.К.Ю. передать в орган Г.П.У., т.е. Уполномоченному
        БОООГ.П.У. по Стерлитамакскому кантону для личного доследования". Поистине "сила
        Божия в немощи совершается" (2 Кор.12,9). В условиях коммунистической диктатуры
        и жесточайших гонений на Церковь начала 1930-х годов Верховный Суд БАССР не смог
        осудить священника, более того, на судебных заседаниях открыто прозвучали обвинения
        органов ГПУ в фальсификации дела против Церкви. После этого поражения ГПУ дела
        священников в открытых процессах в Башкирии более не рассматривались.
        О.Петр вместе с обвиняемыми "кулаками" обратился в Кассационную Коллегию
        Верховного Суда РСФСР с жалобой на несправедливое решение суда и с просьбой его
        отменить. Матушка поехала в Стерлитамак и беседовала с судьей, но тот сказал:
        "Если мы вашего отпустим, то надо партийных людей засадить, потому что они ложь
        написали. Мы же не можем этого сделать — священника освободить, а партийных
        людей засадить".

        После первого суда подсудимых угнали из Стерлитамака пешком в Уфу
        тройка при ГПУ Башкирской АССР 
        09/03/1930 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело священника Петра Варламова. Стерлитамак, 1930г." 
        Через месяц доследования, проведенного уже в секретном отделе ГПУ в Уфе, было
        составлено новое, более жесткое обвинительное заключение, не оставлявшее никаких
        надежд заключенным на оправдание.
        Из обвинительного заключения: "Обвиняется Варламов Петр Яковлевич, в том,
        что будучи руководителем кулацкой группировки проводил активную деятельность,
        в целях срыва всех важнейших мероприятий, проводимых соввластью в деревне"
      Места заключения
        Башкирия, г.Стерлитамак, тюрьма 
        Год начала 1929 
        День начала 26 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 1 
        Башкирия, г.Уфа, тюрьма 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 3 
    Кончина
      1930 
      День 11 
      Месяц 3 
      расстрел 
      Место Башкирия, г.Уфа 
      Место захоронения Башкирия, г.Уфа, Сергиевское кладбище 
    Канонизация
      Священномученик священник Петр Варламов 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Уфимская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
          Дополнительно день памяти 21 мая/3 июня — память в Соборе Уфимских святых
        2
          Старый стиль 26.02 
          Новый стиль 11.03 
          день мученической кончины (1930г.) 
    Реабилитация
      1
        Дата 22/08/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Башкирской АССР 
        По году репрессий 1930 
      2
        Дата 21/11/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Башкирской АССР 
        По году репрессий 1930 
    Публикации ->
      1.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2.Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь:"Булат", 2005. С.418–428.
    Заявители ->
      1. прот.Валерий Мохов
      2.Дочь Пономарева Валентина Петровна
      Сведения передала Зимина Нина Павловна
      3. Зимина Нина Павловна, секретарь Уфимской епархиальной комиссии по канонизации святых
      Использованы материалы:
          Зимина Н.П. Житие священномученика Петра Варламова// Уфимские Епархиальные ведомости. 2000. N 12 (104). Октябрь. С.2.;
          Зимина Н.П. Житие священномученика Петра Варламова// Уфимские Епархиальные ведомости. 2001. N 2–3 (106–107). Февраль-Март. С.7.;
          Зимина Н.П. Матушкин крест. Рассказ о матушке Анне, супруге священномученика Петра Варламова// Уфимские Епархиальные ведомости. 2002. N 7–8(125–126). Июнь. С.6–7.;
          Зимина Н.П. "Господь наш страдал, и нам нужно пострадать, защищая Дом Божий". Житие священномученика Петра Варламова// Уфимские Епархиальные ведомости. 2000. N 12 С.2; 2001. N 2–3. С.3.;
          Зимина Н.П. Православные святые Башкирской земли: священномученик Петр Варламов. "Господь наш страдал, и нам нужно пострадать, защищая Дом Божий"// Русские Башкортостана: История и культура. Сб. научных трудов. Уфа, 2003. С.269–286.
    Документы ->
      1. Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-15488.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ