Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 23.03.1989 Дела oga.110 => oga.110 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Московская о., г.Верея, церковь Ильи Пророка 
    протоиерей 
    Год начала 1918 
    Год окончания 1937 
    Во время гражданской войны отец Петр был призван в народное ополчение
    секретарем. "Однажды начальник просит остаться его вечером на работе. На это
    отец Петр отвечает, что сегодня у него накануне праздника служба в церкви. Его
    отсылают домой. Наутро он получает извещение о высылке в 24 часа в г.Серпухов.
    Затем распоряжение — неожиданно, неизвестно по какой причине — работать на
    конюшне в гарнизоне (Верейский гарнизон в Астаховке). С вилами чистил конюшни,
    чистил лошадей. Но он прошел школу — в деревне, когда мальчишкой был, там были
    лошади, он ухаживал, знал, как взнуздать и все прочее". Спустя некоторое
    время из конюшни его переводят в продотдел тыла. Когда обстановка в городе
    несколько нормализовалась, в городе стали устраивать диспуты на религиозные
    темы между духовенством и большевиками. В одном из таком диспутов приняли
    участие архиепископ Иларион Троицкий и отец Петр Пушкинский. В конце диспута
    комсомольцы собрались ставить вопрос на голосование об их аресте, но отец Петр
    провел архиепископа Илариона через задний выход клуба, привел домой. Владыка
    поужинал, переночевал и наутро уехал. В тяжелое и голодное время по инициативе
    отца Петра был выделен покос для прихожан Ильинской церкви. Во время эпидемии
    скарлатины отец Петр вместе с заведующим больницы Дмитрием Степановичем
    Волковым организовали прививку от скарлатины. Организовали кооперацию в
    городе, сеяли рожь, первыми начали выращивать томаты. Отец Петр много внимания
    уделял воспитанию благочестивого отношения к храму, к богослужению. Церковные
    службы в Ильинском храме проводились в субботу, воскресенье и в праздники.
    Отец Петр служил, никогда не опуская и не сокращая службы, даже если не было
    народа. Для крещения детей ввел подогрев воды. Несмотря на все трудности в
    церкви был создан большой певческий хор под руководством Д.С.Волкова, где
    насчитывалось до 40 певчих. Спевки иногда устраивались на квартире у отца
    Петра. Среди певчих были люди самых разных профессий — это были учителя, врачи,
    служащие разных учреждений, городские ремесленники. Спевки устраивались на
    квартире священника. И хотя хористов тогда еще прямо не преследовали, но
    каждая спевка вызывала пристальное внимание милиции, которая вызывала наряд
    своих сотрудников, и они располагались вокруг дома священника, ведя за ним
    наблюдение и переписывая всех участников для принятия к ним впоследствии
    репрессивных мер. В 1922г. во время кампании по изъятию церковных ценностей,
    к Ильинскому храму подъехала подвода с комиссаром и солдатами. Верующие
    заволновались и готовы были оказать физическое сопротивление, которое могло
    окончиться кровопролитием. Отец Петр знал, что случаи кровопролития уже были
    в некоторых местах, что привело скорее к отрицательному результату, и он
    вышел на паперть и обратился к прихожанам с просьбой успокоиться и не
    препятствовать работе приехавших представителей власти, т.к. они исполняют
    распоряжение правительства и сопротивление бесполезно.
    Двадцатые годы были периодом крайней бедности для народа и духовенства, и
    священнику приходилось ради материальной поддержки семьи, подрабатывать
    ремеслом: о.Петр шил сандалии, подшивал валенки и вытачивал на токарном станке
    шарики для бухгалтерских счет. Но и тогда он, служа в храме, не устанавливал
    цены на требы. Сколько кто мог заплатить, столько и платил. О.Петр никогда
    не отказывал в помощи бедным, за что его супруга не раз ему делала выговор.
    По большим праздникам он всегда ходил с молебнами по домам. С молебнами
    ходил, а домой мало что приносил. Идет из дома в дом. Все всего, что у них
    есть, подадут — и денег, и пирогов, и разных продуктов. А дойдет до дома
    бедной вдовы, на попечении которой осталось семеро детей, здесь священник
    все и оставит — и деньги, и пироги. Отец Петр имел попечение и
    о храме. Церковь к праздникам всегда старались украсить, ездили в лес за
    можжевельником, делали венки из цветов, из бумаги, и этими венками украшали
    иконы. Когда закрылся Богоявленский собор и Владимирскую икону Божией Матери
    перенесли в Ильинскую церковь, для нее сделали новую ризу, новый оклад. Отец
    Петр был очень строгий и принципиальный в отношении соблюдения законов, и в то
    же время очень общительный, у него были прекрасные отношения с духовенством.
    Многие сельские священники, приезжая в Верею, останавливались в доме у отца
    Петра. О.Алексий Мечев и о.Сергий Мечев, приезжая в Верею, где у них была
    дача, служили в храме Илии Пророка. В 1925–1927 годах в семье отца Петра жили
    двое детей беспризорников, которых прислал о.Сергий Мечев. Детей отец Петр
    очень любил, устраивал для них рождественские елки у себя в доме, вместе с
    ними играл и пел. Несколько раз к о.Петру на квартиру приходили агенты ГПУ,
    убеждали его уйти из священников: "Вы молодой, Вы должны уйти, Вы должны
    объявить с амвона о том, что Вы в течение времени отошли, осознали, и что Вы
    отрекаетесь от Христа и Церкви", предлагали деньги. Его вызывали в Москву.
    Ответ был один: "Я категорически против". "В Можайске делали допрос: крутили,
    просили, угрожали, потом агент вышел из кабинета, приходит в кабинет, кладет
    пистолет, а из него идет дым. В общем, стращали, мучали, мучали, потом к
    другому перевели. Так ничего от него и не добились. Он все время говорил:
    "Ради детей я могу уйти за штат". Он остался служить до конца"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ