Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 24.05.1991
Дела oc8.09
    ( * ) Симеон (Козорез Семен Иванович) 
    Фамилия Козорез 
    Год рождения 1882 
    Место рождения Полтавская губ., Лохвицкий у., с.Городище 
    иеродиакон 
    Из крестьян. Украинец. Служил в конном полку лейбгвардии
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1931г.]
      Служение
        Тверь, Желтиков Успенский мужской монастырь 
        иеродиакон 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 11 
      Места проживания
        Тверь, Никольский Погост, 4 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 11 
        Лишен избирательных прав
      Аресты
        Тверь 
        Год ареста 1930 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 11 
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 
        18/02/1931 
        Обвинение "активный член Тверского филиала контрреволюционной церковно-монархической нелегальной организации "Истинное Православие"" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело ИПЦ: Московский, Тверской, Серпуховской филиалы. 1931г." -> 
        ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.28850.
        Из материалов дела:
           
        "ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ. Руководитель — поп ЛЕВКОВСКИЙ Александр Евгеньевич,
            ... и активные члены: поп БАРТОЛОМЕЙ Владимир Владимирович,...;
            иеромонах АНИСИМОВ Георгий Яковлевич; иеромонах КОЗОРЕЗ Семен Иванович;
            поп ФЕССАЛОНИЦКИЙ Арсений Васильевич; монашка НЕЧАЕВА Августа Павловна;
            монашка ГЕРАСИМОВА Васса Герасимовна...".

        Из показаний свидетелей:
            "...Церковные алтари были превращены членами организации в хранилище
             нелегальной литературы... Руководитель Тверского филиала ЛЕВКОВСКИЙ
             показывает, что: "Нелегальную литературу я получил от проф. НОВОСЕЛОВА
             и свящ. ДУЛОВА; эту литературу я давал читать БАРТОЛОМЕЮ, КОЗОРЕЗУ,
             АНИСИМОВУ, ФЕССАЛОНИЦКОМУ и СОЛОДОВУ".
            "ЛЕВКОВСКИЙ, ФЕССАЛОНИЦКИЙ, БАРТОЛОМЕЙ, КОЗОРЕЗ и АНИСИМОВ в своих
             проповедях всегда говорили, что Соввласть есть власть сатаны и потому
             подчиняться ей не следует, ибо тот, кто будет подчиняться, попадет в
             ад на вечные муки".
            "КОЗОРЕЗ, АНИСИМОВ и БАРТОЛОМЕЙ в своих проповедях всегда хвалили
             царскую власть и говорили, что тогда всем хорошо жилось. Этим они
             объясняли и поминовение за службами царей и цариц".
            "КОЗОРЕЗ, АНИСИМОВ и СОЛОДОВ в разговоре со мной неоднократно высказывались,
             что для верующих наступили последние времена, и воцарился антихрист,
             который мучает православных и заставляет их бежать в пустыню".

        Из материалов дела:
            "ЛЕВКОВСКИЙ начал систематически устраивать собрания на квартире НЕЧАЕВОЙ,
             о чем он дает такие показания:
               "... Такие собрания я назначал заранее и
               приглашал БАРТОЛОМЕЯ, ФЕССАЛОНИЦКОГО, КОЗОРЕЗА, АНИСИМОВА и СОЛОДОВА".
            "Тверской филиал организации также уделял большое внимание антиколхозной
             работе во всей своей а/с деятельности;... отмечены случаи такой агитации
             со стороны КОЗОРЕЗА, АНИСИМОВА и др. членов этого филиала, которые
             использовали для этой цели проповеди, исповеди и пр. и употребляли такие
             термины, как "вступление в колхоз — это вступление в союз с антихристом",
             а также брали клятву с женщин, что последние никогда в колхоз не пойдут".
             "Кроме агитации на месте, обвиняемый КОЗОРЕЗ часто посылал письма своим
             родственникам на Украину; в этих письмах, изъятых при обыске у его
             родственников, КОЗОРЕЗ ведет активную антиколхозную агитацию.
             Вот характерные выдержки из писем КОЗОРЕЗА:
                 "Скоро Вас будут принуждать в коммуну записываться и работать,
                  но не соглашайтесь ни под каким видом; будут ссылать Вас — не бойтесь,
                  везде Бог есть, сейчас тысячи страдают за веру Христову в ссылках и тюрьмах"; "По поводу того, что я
                  не еду домой, я писал Вам, что, если ехать домой, то надо работать
                  на антихриста, а я не хочу на них работать... Все приходится отдавать
                  ненасытной богопротивной власти, а сейчас введение коммун — ничего
                  своего не будет в крестьянстве, будет общий труд и общий котел,
                  а кто не согласится — будут ссылать. Рабочих на фабриках они уже
                  взяли в свои руки, а теперь придираются к крестьянам.
                  Ясно, что воцаряется антихрист".
                 "У нас уже начинают подгонять под видом разных союзов, коллективов,
                  продовольственных книжек — все это ведет к печати антихриста,
                  а кто примет печать, тот будет слугой антихриста".
            "Большую а/с работу проводили монахи КОЗОРЕЗ и АНИСИМОВ, среди работниц
             Тверской мануфактуры, из числа которых они создали группу своих
             почитательниц, почти ежедневно посещавших Желтиковский монастырь
             и засиживавшихся там иногда до 2-х часов ночи. Эти работницы, под
             влиянием агитации монахов, были настроены враждебно по отношению ко
             всему советскому...".

        4 февраля 1931г. следствие по делу было закончено, Коллегия ОГПУ СССР составила
        обвинительное заключение.
        Из обвинения:
            "КОЗОРЕЗ Семен Иванович, обвиняется в том, что, состоя активным членом
             той же организации ["Истинное Православие", Тверской филиал], поддерживал
             личную связь с нелегальным центром "Истинного Православия";
             занимался систематической а/с агитацией в проповедях и в частных беседах
             с верующими, настраивая их против всей системы Соввласти и воспитывая в
             духе монархизма...
             Виновным себя признал частично".

        Коллегия ОГПУ представила дело на рассмотрение Судебной тройки при ПП ОГПУ
        по Московской обл. после предварительного согласования с Прокурором Московской обл.
        18 февраля 1931г. был вынесен приговор.
        О.Симеон (Козорез) был приговорен к расстрелу
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1930 
        День начала 10 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1931 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 2 
        Содержался в тюрьме во время предварительного заключения
    Кончина
      1931 
      День 23 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Ваганьковское кладбище 
    Реабилитация
      Дата 24/05/1991 
      Кем реабилитирован По Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89 
      По году репрессий 1931 
    Публикации ->
      1.Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 1926–1936. Выпуск 2. М: Мемориал, 1995. С.122.
      2.Шкаровский М.В. Из новейшей истории Русской Церкви// Православная Русь. Джорданвилль, 1995. 15–28 сент. N 18(1543). С.8–13.
      3.Гордин В. Расстрельные списки. Сталин: Всех подозрительных уничтожить// Вечерняя Москва. 1997. 27 сент. С.3.
      4.Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.66,82,86,224,346.
      5.Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.66,69,350.
    Документы ->
      1. Список лиц, осужденных по делу организации "Истинное Православие".
      2. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-28850.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ