Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 24.05.2004 Дела osl.4 => osl.4 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Донская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Донской и Новочеркасский 
      Год начала 1928 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1928 
      Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр.Сергием (Страгородским) был
      назначен на кафедру в Новочеркасск, но ОГПУ отказало ему во въезде в Новочеркасск.
      Тогда митрополит Сергий назначил его епископом Мелекесским, викарием Самарской
      епархии
      Самарская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Мелекесский, викарий Самарской епархии 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1928 
      В это время среди епископата возникли разногласия по поводу "декларации"
      митрополита Сергия (Страгородского) и настойчивого пожелания, чтобы поминание
      властей стало обязательным и общим во всех храмах России. Епископ Амфилохий
      счел, что формула безусловного поминания властей является лицемерием по отношению
      к безбожникам и гонителям. Он предложил иную формулу поминовения:
         
      "Еще молимся о стране нашей и о властях ея, да обратит Господь их
          к истинному познанию святыя веры и обратит на путь покаяния".

      Митрополит Сергий не принял эту формулировку и предложил владыке подать
      прошение об увольнении в заштат, но не выставлять настоящую причину разногласий,
      т.к. это для епископа будет небезопасно, а написать прошение об увольнении
      по состоянию здоровья. И хотя владыка в тот момент был совершенно здоров,
      он принял предложение митрополита и с этой формулировкой был уволен на покой
      Красноярский край, Хакасия, Таштыпский р., с.Анджуль 
      епископ 
      Год начала 1928 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1930 
      Уволившись, епископ Амфилохий выехал в Минусинск; поселился в улусе Анджуль,
      где проживали насельницы Матурского монастыря, закрытого в 1926г.
      Владыка хорошо знал монахинь еще с того времени, когда служил в тех местах. Многие из них были
      его духовными чадами. В Анджуле образовался монастырь из 10-ти человек во главе
      с епископом Амфилохием. В селе был храм, где служил 70-ти летний иеромонах
      Серафим (Берестов). Во время богослужений епископ стоял в алтаре. Сам он служил
      в домашней церкви, которая была устроена в его келье. Монахини пели на клиросе
      в храме и в домашней церкви.
      В это время началась коллективизация и принудительная организация колхозов.
      Многие крестьяне были высланы, а все их имущество отобрано, оставшиеся отказывались
      входить в колхозы. Власти в принудительном порядке посылали крестьян и вместе
      с ними монахинь на лесозаготовки, давая задания заведомо неисполнимые. Монахини
      отказались выехать на работу в лес, увидев это, отказались ехать и крестьяне.
      ОГПУ произвело расследование, на допросы были вызваны крестьяне, и хотя ничего
      предосудительного они о епископе и монахинях не показали, власти составили заключение
      о существовании в селе нелегального монастыря
    Аресты
      Красноярский край, Хакассия, Таштыпский р., с.Анджуль 
      Год ареста 1931 
      День ареста 23 
      Месяц ареста 4 
      Вместе с епископом Амфилохием был арестован иеромонах Серафим (Берестов) и все
      насельницы монашеской общины. Только монахине Варваре (Цивилевой) удалось скрыться
      от ОГПУ и избежать ареста
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю 
      16/11/1931 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор 5 лет концлагерей 
      Групповое дело "Дело епископа Амфилохия (Скворцова) и др. Хакасия, 1931г." 
      Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-15541 (05842).
      В автобиографии, написанной 2 мая 1931г. епископ Амфилохий писал:
        "Принадлежу к Тихоновскому церковному течению.
         Был вынужден подчиниться митрополиту Сергию как к главе Тихоновского течения,
         хотя нахожусь с ним в некотором разногласии по поводу организации им
         церковного управления, но формального разрыва между нами не было"

      На последнем допросе владыка Амфилохий сказал:
         "В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
          Объясняю, что агитации не проводил, но не отрицаю, что я выражаю
          несочувствие к советской власти"
    Места заключения
      Красноярский край, г.Минусинск, тюрьма при Минусинской ИТК 
      Год начала 1931 
      День начала 30 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1931 
      Западно-Сибирский край (совр.Кемеровская о.), Сиблаг (Мариинские лагеря) 
      Год начала 1931 
      День начала 15 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1931 
      15 декабря 1931г. владыка прибыл этапом в пересыльный пункт Мариинска в распоряжение
      Управления Сибирских ИТЛ
      Сиблаг, 1-е (Мариинское) лаготделение 
      Год начала 1931 
      День начала 30 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1932 
      День окончания 7 
      Месяц окончания 6 
      30 декабря 1931г. был распределен в 1-е отделение Сиблага (Мариинское).
      Находился на общих работах.
      Сюда к нему приехала монахиня Варвара, которая передала ему посылку. Тогда же
      она отыскала и сосланных монахинь и также передала им посылки
      Сиблаг, 2-е (Осиновское) отд. (раб.пос.Осиновка, Осиновский рудник) 
      Год начала 1932 
      День начала 7 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1932 
      День окончания 12 
      Месяц окончания 12 
      Был переведен из Мариинска этапом в Осиновское лаготделение
      на общие работы на Осиновский рудник (совр. г.Осинники Кемеровской обл.),
      откуда написал монахине Варваре письмо, в котором просил привезти ему сухарей.
      В одном из писем написал ей о тяжелой жизни в лагере, и о том, что "надеяться
      приходится только на Бога".

      Приехав в Осиновку, монахиня Варвара сняла комнату и постоянно помогала
      продуктами владыке Амфилохию и некоторым другим заключенным — епископам и
      священникам, продавая по благословению владыки оставшиеся его вещи,
      и вскоре от всех вещей остались лишь самовар, чемодан с бельем и ряса
      Сиблаг, Осиновское отделение, Шушталепская командировка, штрафная группа 
      Год начала 1932 
      День начала 12 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1933 
      День окончания 16 
      Месяц окончания 4 
      12 декабря 1932г. был отправлен на Шушталепскую командировку в штрафную группу.
      Находился на общих работах по добыче угля в шахте Шушталепская (совр. Кемеровская о.,
      пос.Шушталеп). Согласно характеристике начальника командировки,
      "норму выполнял на 100 процентов. Отношение к труду добросовестное,
      поведение удовлетворительное, взысканий не имел. В политотношении скрытен, своих
      взглядов не высказывал. В культурно-общественной жизни лагеря не принимал никакого
      участия, был даже случай, когда на предложение бригадира записаться в ряды
      ударников з/к Скворцов отказался, ответив, что "дураков много — пусть ударяют""
      Сиблаг, Осиновское отделение, Елбанская штрафная группа (Кемеровская о.) 
      Год начала 1933 
      День начала 16 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1933 
      День окончания 28 
      Месяц окончания 4 
      16 апреля 1933г. был переведен в Елбанскую штрафную группу (Елбанская штольня
      Осиновского рудника, совр. Кемеровская о.).
      В этих местах заключенные также работали в шахтах на добыче угля, работа проходила
      в тяжелых условиях, при жизни в холодных бараках на голодном пайке она была вдвойне
      тяжела. В одном из писем монахине Варваре владыка писал, что "питание в лагере плохое,
      собираем картофельные очистки и им бываем рады".

      Епископа поместили среди заключенных по бытовым статьям и уголовников.
      В лагере процветало повальное воровство.
      Но владыка, несмотря на тяжелые условия заключения, не унывал, часто беседовал
      с заключенными, и в конце концов его беседы привели к тому, что в их бараке
      воровство прекратилось, некоторые из заключенных обратились к Богу

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ