Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 24.08.1942 Дела o37.019 => o37.019 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Рукоположение
      иерей 
      1918 
      День 22 
      Месяц 12 
    Служение
      Нижегородская губ., Горбатовский у., с.Давыдково, Иоанно-Богословская церковь 
      иерей, протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1918 
      Церковь в честь Апостола Иоанна Богослова относилась ко II благочинию и находилась
      рядом с совр. г.Павлово.
      Позднее был возведен в сан протоиерея
      Нижний Новгород, Верхнепосадская Троицкая церковь 
      протоиерей 
      Должность второй священник 
      Год окончания 1934 
      В конце 1920-х гг. возвратился в Нижний Новгород, где снова стал служить
      в Верхнепосадской Троицкой церкви — вторым священником.
      Настоятелем Троицкой церкви в то время был о.Михаил — будущий викарий Нижегородской
      епархии Онисим (Пылаев), с которым о.Петр был очень дружен и впоследствии долгие
      годы вел с ним обширную переписку.
      В 1934г. Троицкий храм был закрыт. О.Петр активно выступал против его закрытия
      Нижний Новгород, Нижегородская Спасская церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1934 
      С 1934г., по благословению митрополита Сергия (Страгородского), о.Петр служил
      в Нижегородской Спасской церкви.
      В 1935г., вместе с членами церковно-приходского совета он предпринял поездку
      в Москву, где обращался во ВЦИК с ходатайством об открытии вновь Троицкой Верхнепосадской
      церкви
    Аресты
      Нижний Новгород 
      О.Петр неоднократно подвергался арестам и обыскам, но по милости Божией вновь
      продолжал свое пастырское служение
      Нижний Новгород 
      Год ареста 1937 
      День ареста 5 
      Месяц ареста 8 
      Ночью 5 августа 1937г. о.Петр был арестован сотрудниками УНКВД Горьковской обл.
      как "участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации".
      При обыске были изъяты: "золотая цепочка от часов, серебряные ризы (оклады) от икон,
      крест с цепочкой, крест золотой с распятием, сосуды для причастия" . Была изъята
      также личная переписка и различные рукописи, в т.ч. и стихи
    Осуждения
      Особая тройка при УНКВД Горьковской обл. 
      21/09/1937 
      Обвинение "активный участник церковно-фашистской диверсионно-террористической организации" 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      ГА Нижегородской обл. Ф.2209. Оп.3. Д.6769.
      Следствие продолжалось полтора месяца.
      О.Петр в предъявленных обвинениях в участии в к-р организации себя не признал
      и никого не оговорил.
      Из протокола первого допроса (от 22.08.1937г.):

       
      "— Следствие располагает данными, что вы ведете контрреволюционную агитацию
          среди верующих...

        — Я никогда не проводил, не провожу и не буду проводить контрреволюционную
          агитацию.

        — Вы говорите неправду... следствие требует от Вас развернутого показания.

        — Я считаю себя советским человеком и выполняю все законы ее и не веду
          контрреволюционной агитации.

        — Следствию известно, что Вы по убеждениям монархист и ведете
          контрреволюционную работу.

        — Я власти монархистов не признаю и против советской власти контрреволюционной
          работы не веду. Я исполняю свои обязанности по службе в церкви — те, что от
          меня требует Церковь, а Церковь запрещает мне вести антисоветскую агитацию.

        — Вы участвовали на собрании священников г.Горького и когда это было?

        — Примерно в 1930г. в Троицкой церкви было общее богослужение священников
          г.Горького, на котором я присутствовал, после богослужения было общее
          чаепитие, на котором владыка [митрополит Сергий (Страгородский)] делал
          наставления и указания.
          В последующее время были общие богослужения, но только причтом —
          священниками одной церкви служили, но чаепития не было.

        — Отвечайте на вопрос конкретно, были на собрании священников в 1930 и
          последующие годы?

        — Я был, но это были не собрания, а общие богослужения.

        — Следствию известно, что на этих собраниях обсуждались вопросы борьбы
          с советской властью.

        — После общего богослужения было общее чаепитие, за которым наше духовное
          начальство читало наставления, никаких вопросов политических не обсуждалось.
          В период и после богослужения притчевого я не был на общем чаепитии.

        — Вы говорите неправду, следствию известно, "общие богослужения", как Вы
          называете их, созывались по Вашей инициативе, где Вы выступали
          с контрреволюционными речами...

        — По моей инициативе богослужения не созывались, и с антисоветскими речами
          я не выступал".

      Во время второго допроса отца Петра (спустя три дня, 25 августа), следователь
      интересовался, имеет ли батюшка родственников за границей, а также о его проповедях:

       "— Когда Вы читали контрреволюционную по содержанию проповедь в присутствии
          митрополита Евгения [Зернова]?

        — Эту проповедь в присутствии митрополита Евгения я читал примерно в 1934–1935гг.,
          в ней я говорил только об исповеди и причастии...

        — Расскажите о собрании попов в 1930г., по чьей инициативе оно было созвано
          и какие стояли перед ним задачи?

        — Никакого собрания в 1930г. не было. В 1929г. во время приезда митрополита
          Сергия было общее богослужение причта Троицкой церковной общины, на котором
          присутствовало духовенство г.Горького. Тут были председатель епархиального
          совета Македонский и благочинный Евгений Хитровский — ныне умерший.
          Особых задач перед собой не ставили — мы совершали торжественное богослужение
          по случаю престольного праздника в честь великомученицы Параскевы
          28 октября. По окончании службы приходской совет пригласил митрополита
          Сергия на чашку чая, а с ним вместе были: благочинный, председатель
          епархиального совета, члены Троицкого причта и члены приходского совета.
          Это чаепитие было устроено в сторожке.

        — Что говорилось на этом поповском собрании об обновленческой церкви?

        — За чаепитием слушали наставленческие речи митрополита Сергия и только,
          содержание их я не помню.

        — Когда у вас еще были подобные сборища?

        — Общие богослужения бывали и в Спасской церкви в 1937г. — службы проходили
          в полном составе всего Спасского причта. Кроме того, тут присутствовал
          митрополит Феофан [Туляков] и его секретарь. В числе Спасского причта были
          священники Виноградов, Руновский, я, Сахаровский, и диакон.
          После этого общего богослужения никакого чаепития не было, все разошлись
          по домам.

        — Расскажите о своей проповеди антисоветского содержания, которую Вы
          произносили во время Великого Поста в 1936г.

        — Проповедей в данное время я вообще не говорю, и во время Великого Поста
          не говорил....
          Больше ничего показать не смогу, записано с моих слов верно и мне прочитано",
      27 августа 1937 года состоялся очередной допрос о.Петра:

       "— Что вам известно о тайном монашестве в г.Горьком?

        — О тайном монашестве я ничего не слыхал. Мне известно, что в г.Горьком
          остались монашки Крестовоздвиженского монастыря, которые после закрытия
          последнего перешли в приход Похвалинской церкви. Эти монашки, не имея
          у себя одного определенного духовника, ходят по всем церквам, в частности
          и в Спасскую. Лично я исповедовал этих монашек, но их я знаю как верующих
          и духовным их отцом не являюсь. По фамилиям я их тоже не знаю. Никакого
          пострижения в монахини я не делал, так как на это не имею права ...

        — Что вам известно о фактах пострижения в монахини?

        — Таких публичных фактов пострижения в монахини я не помню, возможно, что
          пострижение в монахини производилось негласно, но кто этим занимался,
          я не знаю.

        — Как часто эти монахини бывают у вас на исповеди?

        — На исповеди монахини бывают по три раза в год. Причем, т.к. они не имеют
          определенного духовника, то бывают и у меня, и у других священников.
          Их бывает примерно человек девять-десять. По именам и фамилиям я их не помню.

        — Имеете ли вы своих духовных детей?

        — Я, как и все священники, имею духовных детей, которые у меня исповедуются,
          но они все время меняются, сегодня одни, а в следующий раз другие, есть
          такие, которые состоят у меня духовными детьми по нескольку лет ...

        — Назовите своих духовных детей по фамилиям, которых вы знаете давно.

        — По фамилиям я их не помню".

      Но на этом допросы престарелого отца Петра не закончились.
      В этот же день, 27 августа, его допрашивали вновь:

       "— Следствие располагает данными, что Вы в связи с закрытием церквей вели
          контрреволюционную агитацию, призывая верующих прихожан к совместной
          борьбе с советской властью.

        — В связи с закрытием церквей, и в частности Троицкой церкви, церковный совет
          в лице В.А.Шимарева и М.А.Жукова решил ехать в Москву с ходатайством
          об открытии церкви. Вместе с членами церковного совета ездил и я.
          Лично я не знаю, было ли заседание церковного совета или собрание верующих
          по вопросу закрытия церкви, и какие там стояли вопросы ...

        — Вы лжете. Вы были инициатором ходатайства и инициатором собрания, на котором
          выступали и призывали верующих к совместной борьбе с мероприятиями
          советской власти по закрытию церкви...

        — На этом собрании я не был, не был и инициатором его созыва, а также
          не выступал на нем с контрреволюционными заявлениями...

        — Следствие располагает данными, что Вы среди прихожан Спасской церкви вели
          контрреволюционную агитацию, говорили о скорой гибели советской власти...

        — Никакой контрреволюционной клеветнической агитации среди прихожан Спасской
          церкви я не вел.

        — Что вам говорит фамилия Пылаев?

        — Пылаев Михаил Владимирович — это бывший настоятель Троицкой церкви,
          в епископском звании владыка Онисим...

        — Вы поддерживаете связь с Пылаевым и какой она имеет характер?

        — С момента высылки из г.Горького Пылаева я с ним имел письменную связь
          до 1937г. — будучи в Каргополе, он мне писал и я ему отвечал...
          По характеру наша связь с Пылаевым заключается во взаимных поздравлениях
          с праздниками".

      Найденная во время обыска в Спасском храме проповедь протоиерея Петра,
      произнесенная им еще в 1930г. в Троицкой церкви на праздник в честь
      мчц. Параскевы Пятницы, также была расценена следствием в качестве
      призыва к борьбе против советской власти, на что отец Петр отвечал следователю:

       "— Этой проповедью я имел целью обратить внимание верующих на великомученицу
          Параскеву, терпевшую муки и издевательства, но не потерявшую мужества и
          терпения в борьбе за веру Христову, и призывал верующих быть мужественными
          и терпеливыми в борьбе с всякими невзгодами и обращаться за помощью
          к священномученице Параскеве".

      Можно предполагать, что именно по молитвам новомученика протоиерея
      Петра Сахаровского в 1993г. Господь явил новому поколению прихожан
      нижегородской Спасской церкви чудо мироточения именно от храмовой иконы
      всехвальной мученицы Параскевы ([3],О.В.Дегтева).
      Из обвинения, предъявленного о.Петру:
         "Является активным участником Горьковского филиала церковно-фашистской
          диверсионно-террористической и шпионской контрреволюционной организации,
          связанной с союзным церковно-фашистским центром, и возглавляет
          контрреволюционную повстанческую группу церковников, созданную им же
          по заданиям руководителей... организации Тулякова [епископа Феофана]
          и Лаврова [благочинного нижегородских церквей].
          Проводил вербовку новых участников в контрреволюционную организацию,
          вел повстанческую агитацию ...
          Собирал шпионские сведения о городе Горьком".

      В этот же день, 21 сентября о.Петру и другим нижегородским священнослужителям,
      проходившим по этому делу, Тройка НКВД вынесла приговор — расстрел.
      В следственном деле в качестве вещественного доказательства обвинения
      сохранился один из рукописных конспектов проповеди о.Петра:
       "Нет такого счастливца в мире, который горести бы не знал. Мир наш весь
        подобает морю. Море ветром волнуется, жизнь наша горестями возмущается,
        на море волна следует за волной, в жизни нашей беда следует за бедой —
        одна прошла, другая наступает, и так беспрестанно.
        Жизнь наша колеблется подобно кораблю на море, но есть якорь — терпение,
        он предохраняет нас от бед. Христианское терпение — сделает исповедника
        Христовой Веры непобедимым. Терпеливый — может быть лишен всего,
        но победим быть не может"
    Места заключения
      Горький (Нижний Новгород), тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 5 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1937 
      День окончания 4 
      Месяц окончания 10 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ