Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 24.09.1958
Дела ops.48
    Троицкий Петр Иванович 
    Фамилия Троицкий 
    Год рождения 1886 
    День рождения 30 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Псковская губ., Псковский у., д.Верхолино 
    протоиерей 
    Родился в семье диакона Воскресенского собора г.Великие Луки
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[примерно до 1907г.] [до 1934г.] [до 1937г.]
      Образование
        Псковская Духовная Семинария
      Служение
        Псков, Ново-Вознесенская церковь 
        Должность псаломщик 
        После окончания Духовной Семинарии был определен на место псаломщика в Псковоградскую
        Ново-Вознесенскую церковь.
        Через некоторое время вернулся в родные края
        Псковская губ., Торопецкий у., пог.Севастьяново 
        Должность псаломщик, преподаватель в местных школах 
        Женился на девице духовного сословия Таисии Андреевне, урожденной Колиберской,
        учительнице.
        Владыка Тихон Беллавин, будущий Патриарх Московский и всея Руси, в то время
        архиепископ Алеутский и Северо-Американский, посетил свою малую родину,
        г.Торопец, подыскивая себе среди земляков подходящих помощников.
        Будучи давно знакомым с Петром Троицким и зная его способности, Владыка предложил
        ему принять сан священства и отправиться вместе с ним на пастырское служение в США.
        Петр Троицкий долго не соглашался, считая себя недостойным принятия сана.
        Принять решение ему помог один случай, который он воспринял как Волю Божию:
        как-то он надел рясу, а в это время в храм вошел человек и приняв его за священника,
        подошел к нему под благословение.
        После этого он дал согласие на хиротонию
      Рукоположение
        иерей 
        Кто рукоположил архиепископ Тихон (Беллавин) 
        Был рукоположен во священника свт.Тихоном (Беллавиным) и стал готовиться к отъезду
        в США. Однако свт.Тихон в 1907г. получил новое назначение — на Ярославскую кафедру
        и покинул американскую паству. Таким образом поездка о.Петра в Америку не
        состоялась
        Его назначили настоятелем Введенской церкви пог.Горки
      Служение
        Псковская губ. (Псковская о., Новосокольнический р.), погост Горки, Введенская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1924 
        В семье Троицких появились дети: Иван (1911г.р.), Надежда (1916г.р.),
        Григорий (1920г.р.), Владимир (1922г.р.), Василий (1924г.р.) и Антонина (1925г.р.).
        В 1919–1920гг. о.Петр был призван в тыловое ополчение и служил в Петрограде
        на заготовке снарядов. Вернулся домой инвалидом II группы, с двухсторонней
        паховой грыжей. Медицинская комиссия сделала относительно него заключение:
                
        "Невоеннообязанный, к физическому труду не способен"
        О.Петр стал опытным пастырем.
        В 1924г. скончался духовник женского Тихвинского скита Великолукского
        Вознесенского монастыря иеромонах Нил. Игумения Вознесенского монастыря
        Серафима (Аврамова) обратилась к о.Петру с просьбой служить у них в скиту.
        По семейным воспоминаниям:
            "Матушка Таисия указала игумении на шесть человек детей:
                  "Куда же нам с таким обозом?"
             Игумения Серафима ответила:
                  "Ничего, Бог управит".
             Положив руку на головку младшего, трехлетнего Василия, она сказала:
        "А этот Господом наделен".
             Так иносказательно прозорливая матушка Серафима предсказала скорое
             отшествие Василия. И действительно, вскоре мальчик заболел и скоропостижно
             скончался".

        О.Петр согласился служить в скиту, и семья переехала в Зенцовский скит
        Псковская о., Насвинский р., д.Зенцово, женский Тихвинский скит Великолукского Вознесенского монастыря 
        иерей, протоиерей 
        Год окончания 1931 
        Семье о.Петра был предоставлен отдельный домик.
        Таисию Андреевну благословили петь с монашествующими на клиросе.
        Дети, помимо домашних, исполняли по силам и монастырские послушания.
        По семейным воспоминаниям:
             "Самой младшей, трехлетней Антонине, сшили длинный хитончик, одели
              апостольничек, и она чинно передвигалась по скиту, получив строгий
              отцов наказ — по монастырю не бегать. Антонина усердно исполняла такое
              тяжелое для нее послушание, и лишь иногда, когда совсем никто не видел,
              пускалась бегом во всю прыть, но только немножко — ведь Бог все видит...".

        О.Петр служил, окормлял насельниц и паломников. Как пастырь и духовник, он все
        более восходил от силы в силу.
        Он имел особе попечение о болящих, усердно молился за них, служил молебны, и по
        его молитвам бывали случаи исцелений. Народ во множестве стал приезжать в скит.
        О.Петр стал заслуженно пользоваться любовью и уважением паствы.
        У него появилось множество духовных чад и почитателей.
        В конце 1920-х гг. ему было присвоено звание протоиерея с правом ношения митры
      Награды
        митра 
      Аресты
        Псковская о., Новосокольнический р., погост Горки 
        Год ареста 1931 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 3 
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        12/11/1931 
        Обвинение "принадлежность к церковно-монархической организации "Усиление христианского движения", проводившей а/с агитацию" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Групповое дело "Дело к/р церковно-монархической организации "УХД" епископа Тихона (Рождественского), Псковская о., 1931г." -> 
        Дело N АА-7368 Архива УФСБ РФ по Псковской обл.
        По делу было осуждено 190 человек.
        О.Петр был обвинен в соучастии в вымышленной "крупной церковно-монархической
        контрреволюционной организации под названием "Усиление христианского движения" (УХД).
        Он проходил по делу как один из помощников епископа Тихона (Рождественского),
        который, по версии следствия, возглавлял организацию "УХД".
        Из обвинения о.Петра:
            "...Будучи священником подпольного Зенцовского монастыря, среди монашествующих
             и местного населения... проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв
             коллективизации и других политических и хозяйственных кампаний,... призывал
             к свержению правительства..."
      Места заключения
        Белбалтлаг, строительство Беломоро-Балтийского канала 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1934 
        О.Петр отбывал срок на каторжных работах на строительстве
        Беломоро-Балтийского канала. Был освобожден в 1934г.
      Служение
        Псковская о., Новосокольнический р., погост Горки, Введенская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1937 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 7 
        О.Петр вернулся из заключения в 1934г. тяжело больным, перенесшим цингу,
        потерявшим зубы и волосы. Родные его даже не узнали сразу — истощенного,
        состарившегося, в светской одежде.
        О.Петр снова стал служить в церкви в Горках.
        Его большая семья ютилась в тесной, холодной церковной сторожке (В добротном
        священническом доме, принадлежавшем церкви, когда местного священника арестовали
        и выселили его семью, поселился председатель колхоза).
        Несмотря на гонения и запреты, народ тянулся к церкви. К о.Петру стали приезжать
        его прежние духовные чада. Батюшка сердечно радовался, когда к нему обращались.
        Семья священника подвергалась притеснениям.
        Старший сын о.Петра Иван уехал учиться в Ленинград в Педагогический институт,
        скрыв свое происхождение.
        Старшей дочери Надежде пришлось также уехать к брату в Ленинград и там устроиться
        на работу.
        Однажды о.Петра вызвали в сельсовет. У него потребовали отречься от Бога и сана
        священства. Пригрозили, что в случае отказа последствия не замедлят сказаться.
        Чтобы оттянуть время, батюшка сказал, что ему "необходимо посоветоваться с женой",
        хотя для себя он все решил: ни от Бога, ни от сана он отречься не мог. Вернувшись
        домой, он уединился с матушкой. Таисия Андреевна выслушала супруга и согласилась с
        его решением. Супруги понимали, на что они шли, и что ожидает их в ближайшем будущем.
        Вскоре он был арестован
      Аресты
        Псковская о., Новосокольнический р., погост Горки 
        Год ареста 1937 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 7 
        О.Петра арестовали днем и обставили все так, что на арест это не было похоже.
        Прислали из сельсовета посыльного, который вежливо сказал:
               "Петр Иванович, Вам нужно зайти в сельсовет... "
        О.Петр вышел из дома в подряснике, даже не попрощавшись с домашними, и больше
        домой он не вернулся.
        Его заключили в Великолукскую тюрьму
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. 
        21/08/1937 
        Обвинение "к/р агитация, антисоветская деятельность" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Следствие продолжалось около месяца.
        На допросах О.Петр не признал себя виновным в предъявляемых ему следствием
        обвинениях в к/р агитации и а/с деятельности.
        Из протокола допроса:

             "— Следствием установлено, что Вы группировали вокруг себя антисоветский
                контрреволюционный элемент, направляя его для ведения контрреволюционной
                агитации против существующего советского строя. Признаете ли Вы себя виновным?

              — Виновным себя в этом не признаю и антисоветский элемент для ведения
                контрреволюционной агитации не использовал.

              — Вы лжете. Привожу следующий факт вашей церковной контрреволюционной
                деятельности из показаний свидетеля Т.:
                    "В день Пасхи в своей проповеди поп говорил:
                           "Колхозы — это заблуждение. Не смотрите, что в колхозах надо
                            работать, это все только обман, а надо лучше посещать церковь".

              — Этот факт я категорически отрицаю, т.к. считаю его явно вымышленным фактом,
                ибо я никогда, а не только в день Пасхи, подобным вещей не говорил".

        По делу было допрошено 4 лжесвидетеля, которые под давлением следствия, дали показания
        против о.Петра.
        "Тройка" при НКВД приговорила его по ст.58–10 УК РСФСР к расстрелу
      Места заключения
        Псковская о., г.Великие Луки, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 27 
        Месяц начала 7 
    Кончина
      1937 
      День 23 
      Месяц 8 
      расстрел 
      Место Псковская о., г.Великие Луки, на окраине Казанского кладбища 
      Место захоронения Псковская о., г.Великие Луки, на окраине Казанского кладбища 
      По рассказам местных жителей, расстрелы священников происходили в Великих Луках
      на Казанском кладбище. Приговоренных к расстрелу привозили ночью, вели на
      окраину кладбища, где раньше погребали самоубийц, и там расстреливали.
      Местные жители вспоминали, что когда священников вели на расстрел, они негромко
      пели заупокойные песнопения, а проходя мимо Казанской церкви, крестились. Рассказывали,
      что после расстрелов земля в общей могиле иногда шевелилась под ранеными, не
      умершими сразу.
      В Горках в церковь прислали обновленческого священника, но народ в церковь ходить
      перестал. Семья Троицких обновленческую церковь погоста Горки также не посещала.
      Со времени ареста о.Петра семья его ничего не знала о его судьбе и расстреле.
      Матушка Таисия безуспешно слала запросы в различные инстанции. Только многие
      годы спустя семье стало известно, что о.Петра расстреляли в 1937г.
      Матушка Таисия и вся семья переехали в г.Великие Луки к старшей дочери Надежде.
      Таисия Андреевна учила детей молиться и во всем полагаться на Бога, многие годы
      пела и читала на клиросе Казанской церкви, дожила до глубокой старости
    Реабилитация
      1
        Дата 18/07/1995 
        По году репрессий 1931 
      2
        Дата 24/09/1958 
        По году репрессий 1937 
    Публикации ->
      1.Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.1. Псков, 1996. С.371,24–25.
      2.Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.5. Псков, 1998. С.351,423–424.
      3.Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва — Псков: "Духовное преображение", 2005. С.395–402,403,448,734,116–118,147.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ