Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 25.06.1989 Дела o29.237 => o29.237 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      Петроградское артиллерийское училище
      Год окончания 1913 
      Окончил артиллерийское училище в Петрограде.
      Во время Первой мировой войны служил в Царской Армии поручиком, штабс-капитаном
      во 2-й гвардейской артиллерийской бригаде.
      Драгун, боевой гвардейский офицер, за мужество, проявленное в боях на фронтах Первой
      мировой войны, был награжден орденами и георгиевским оружием, был контужен и
      ранен
      Петроградская Военная Академия РККА
      Год поступления 1917 
      Год окончания 1921 
      Месяц окончания 8 
      С осени 1917г. по август 1921г. учился в Артиллерийской Военной Академии
      в Петрограде
    Места проживания
      Петроград 
      Год начала 1921 
      Год окончания 1922 
      После окончания Военной Академии был направлен на работу в Ленинградский главный
      полигон, работал до 1922г.
      В дальнейшем он пережил тяжелый психический кризис и несколько месяцев находился
      в клинике для душевнобольных.
      Поправившись, он резко изменил свою жизнь
      Петроград, Чернорецкий пер., 4–15 
      Год начала 1921 
      Год окончания 1922 
      Михаил Николаевич начал ходить в Александро-Невскую Лавру.
      В 1920-е годы после закрытия многих храмов и монастырей и запрещения доступа
      к их святыням особую известность в Петрограде приобрели три чтимых захоронения
      на кладбищах Александро-Невской Лавры. На Никольском кладбище таким местом была
      склеп-часовня прославленного молитвенника, затворника и ревнителя Святой Троицы
      местночтимого святого Санкт-Петербургской епархии, блаженного
      Матвея Татомира (1848–1904), могила которого после его смерти стала
      объектом народного поклонения. Согласно некоторым свидетельствам, на этой могиле
      любил молиться митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин.
      Особое распространение почитание Матвея Татомира получило с 1920-х гг.,
      когда при его надгробной часовне была образована община почитателей блаженного,
      создателем которой стала крестная дочь блаженного старица Любовь Матвеевна Лимонштайн.
      Под влиянием блаженного она перешла из лютеранства в православие и 13 лет жила
      у него в прислугах. В дальнейшем она поселилась вблизи Тихвинских ворот Лавры
      в небольшой квартире в Чернорецком переулке и ежедневно посещала могилу блаженного,
      ухаживая за ней.
      Посещая Лавру, М.Н.Челюскин познакомился с Л.М.Лимонштайн и вскоре поселился
      на кухне в ее квартире, став деятельным помощником старицы-слепицы.
      Из воспоминаний А.Э.Левитина-Краснова:
          
      "На Никольском кладбище часовня [кладбище Александро-Невской Лавры]...
           Могила блаженного Матфея (Татомира)... А около часовни — община.
           Во главе — Любовь Матфеевна. Старушка вся в светлом, седая, в белом
           платье, в белой косынке, со светлыми четками в руках. По национальности
           финка, жила в кухарках, встретила блаженного Матфея, под его влиянием
           перешла в Православие... Жила на задах Лавры, у Тихвинских ворот.
           В небольшой ее комнатке, как в часовне, много икон, пахнет ладаном...
           А на кухне жил мой приятель о.Матфей...
           В миру — Михаил Челюскин. Из хорошей
           дворянской семьи. Во время войны — боевой офицер, драгун. После революции
           пристрастился к Лавре, стал близким человеком к Любови Матфеевне,
           все время проводил в часовне, на могиле блаженного Матфея.
           Особенно усилилась его привязанность к Любови Матфеевне после смерти
           матери — глубоко религиозной женщины, единственного близкого человека.
           Жил он на кухне, спал на жесткой скамейке, положив под голову
           (по "Добротолюбию") полено. Бывшему офицеру, крепкому, здоровому мужчине,
           нелегко ему, видимо, давался аскетизм...".

      Под диктовку старицы Любови Матвеевны Михаил Челюскин написал две брошюры
      о жизни и чудесах блаженного, переписывал письма к ней св.блаж.Матвея Титомира
      из Иерусалима и раздавал их верующим.
      В 1926г. Михаил Челюскин был принят в число братии Александро-Невской Лавры

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ