Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 31.03.1989 Дела o01.79 => o01.79 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Владимирская о., Гусь-Хрустальный р., с.Великодворье (Пятница), Пятницкая церковь 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1955 
      День начала 13 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1972 
      День окончания 12 
      Месяц окончания 9 
      В декабре 1955г. о.Петр поехал к епископу Владимирскому Онисиму за назначением.
      В поезде он встретил двух женщин — старосту и казначея храма с.Пятница, которые
      тоже ехали к Владыке просить священника в Пятницкий храм (прежний батюшка вышел за штат).
      Они знали о.Петра по службе в с.Замостье и попросили его быть священником
      в их храме.
      Так промыслом Божиим 13 декабря 1955г. о.Петр подал прошение владыке Онисиму:
           "Имея искреннее намерение до конца дней своих служить Христовой Церкви,
            почтительнейше прошу... назначить меня на священническое место к
            Пятницкому храму с.Пятница".
      В тот же день назначение было подписано.
      О.Петр пользовался большой любовью и уважением верующих.
      В небольшой Пятницкий храм приезжали богомольцы из самых различных мест нашей Родины.
      Для каждого о.Петр находил слово утешения и ободрения. Очень многие испытали
      на себе силу его молитв и с благодарностью вспоминают его мудрые пастырские
      советы.
      Отец Петр много воспринял от старцев Оптиной пустыни, которую он любил посещать
      в молодые годы. Помнил он и заветы св.прав.Иоанна Кронштадского, которого
      глубоко почитал. О.Петр очень любил храм, в нем он находил отраду и утешение,
      и новые силы для служения Богу и людям. Служил он несколько раз в неделю. В
      течение дня иногда совершал не один молебен для многочисленных богомольцев.
      Простолюдины и высокопоставленные архиереи и духовенство ехали за благословением
      на дальнейшую жизнь, за утешением, за исцелением недугов.
      Накладывая на больное место епитрахиль или руку, отец Петр говорил:
           "Я не врач: я помочь не могу, я молиться буду, и Господь исцелит".
      Схимонахиня Христина: почившая в 2005г., рассказывала:
           "Люди к нему Крестным ходом шли? Когда-то и я в их числе сюда попала.
            Пришла за благословением на операцию: у меня раковые опухоли пошли по всему телу.
            О.Петр сел со мной рядом и спрашивает: "Что у тебя болит?" Я хотела показать,
            а он мне: "Не надо". Повел меня к алтарю, стал молитвы читать. Потом молебен
            отслужил, благословил меня. И я поехала. А в больнице меня врачи осмотрели
            и говорят: "У тебя все хорошо, езжай домой". Но я домой не поехала, приехала
            в Пятницу и осталась здесь жить...".
      В 1957г. о.Петр подал заявление о снятии судимости, к
      которому было приложена справка архиепископа Владимирского и Суздальского
      Онисима, в которой говорилось, что протоиерей Чельцов "за время своего
      служения зарекомендовал себя пастырем добрым, отзывчивым к нуждам своих
      пасомых, аккуратным и исполнительным в прохождении своих пастырских
      обязанностей. Никаких жалоб на него ни от кого не поступало. Взысканиям от
      Епархиального начальства не подвергался. Здание храма в селе Заколпье привел в
      должный порядок. В заключение выше изложенного не могу умолчать и других
      положительных качеств его личности как гражданина; он высокообразованный,
      безусловно трезв, культурен, патриотически настроен, проявлял похвальную
      активность в реализации Госзайма 1956 года и призывал к этому свою паству".
      В снятии судимости о.Петру в 1957г. было отказано.
      Службы о.Петра были очень торжественны. Особое попечение он имел о благолепии храма,
      привлекал к этим трудам прихожан. Служил он без сокращений (несмотря на уговоры
      жалевших его певчих), не допускал искажений и поспешности. Чтение было ясным,
      пение стройным. Когда была возможность, он сам пел на клиросе. Он был очень
      музыкален, имел приятный мягкий голос, дома под аккомпанемент физгармонии
      исполнял церковные песнопения.
      Требы совершал безотказно: крестил, венчал, соборовал, в посты причащал до 500
      человек. 20 февраля 1969г. епископ Онисим обратился в Московскую Патриархию, чтобы
      изготовить потир для Пятницкой церкви емкостью полтора литра, т.к. существующий
      не вмещал частицы, вынутые на пороскомидии, а еще надо было причащать до
      400–500 исповедников.
      Отец Петр стоял со Святой Чашей до одеревенения ног, рукой его водила церковница.
      После причащения прихожан он не сразу мог сдвинуться с места.
      Отец Петр обладал даром прозорливости.
      Духовными чадами о.Петра были многие священники Владимирской, Московской, Рязанской
      и других епархий.
      Архимандрит Авель — наместник Иоанно-Богословского монастыря почитал о.Петра как
      Божия человека. Архиепископ Онисим часто советовался с отцом Петром по богословским
      вопросам. Его почитали митрополит Никодим (Ротов), митрополит Николай (Кутепов),
      архиепископ Мельхиседек (Лебедев), архимандрит Кирилл (Павлов) и др. архиереи.
      Отец Петр отличался великодушием, кротостью и незлобием.
      Он одаривал недругов. Доброта в нем сочеталась с со справедливой строгостью.
      Он был духоносным, прозорливым и мудрым миротворцем.
      К людям внимателен и великодушен, всех помнил, издалека узнавал, и рассказывать ему
      было не надобно — насквозь видел каждого.
      Даже когда о.Петр был в преклонном возрасте, когда он был уже тяжело болен,
      глаза его его оставались молодыми и ясными.
      Благодарные люди присылали батюшке с матушкой продукты: а они кормили богомольцев,
      помогали нуждающимся — одеждой, деньгами.
      Служение Богу и людям было смыслом жизни о.Петра
    Награды 
[9]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ