Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Архангельск, Троицко-Кузнеченская церковь протоиерей Должностьнастоятель Год начала1920 Год окончания1930
Освободившись из тюрьмы, о.Николай свои убеждения не изменил и не мог признать
чуждое Церкви обновленческое движение. Православная вера была для него
незыблемым основанием, ею он жил и бесстрашно исповедовал. Среди духовенства
прослыл "тихоновцем".
В 1920-е годы Архангельск был местом ссылки репрессированных Советской властью
священнослужителей, среди которых было много архиереев.
В своем храме о.Николай часто совершал богослужения в сослужении с будущими
священномучениками.
В 1920г. был арестован временно управляющий Архангельской епархией епископ
Павел (Павловский).
В марте 1921г. на Архангельскую кафедру прибыл епископ Антоний (Быстров),
который активно выступал против обновленчества. При нем обновленцы к служению
в церкви не допускались.
Епископ Антоний активно защищал интересы Церкви (и в частности Свято-Троицкого храма)
и в 1922г., во время кампании по "изъятию церковных ценностей".
В феврале 1923г. епископ Антоний был арестован и сослан в Нарымский край.
В стоянии против обновленчества о.Николая укрепляла поддержка последнего (перед
закрытием) настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Вениамина (Кононова),
который, освободившись в 1922г. из ссылки, жил на Соловецком Подворье и
на квартирах в Архангельске.
В 1923г., 1926г., будучи в Архангельске, архимандрит Вениамин неоднократно
совершал богослужения в Троицко-Кузнеченской церкви.
В начале 1926г. возвратился из ссылки епископ Антоний (Быстров), который вновь
предпринял решительные меры для уменьшения влияния обновленцев на церковную
жизнь епархии и поддержки остававшихся тихоновцами пастырей, а также ссыльных
священников, которых немало было в Архангельской епархии.
7 октября 1926г, Владыку Антония снова арестовали по обвинению в
"контрреволюционной деятельности", направленной против советской власти,
но 4 февраля 1927г. освободили, и в 1929г. он стал архиепископом Северного края.
В списке "служителей религиозного культа при коллективе верующих
Троицко-Кузнеченской церкви, наряду с протоиереем Николаем Родимовым, назван и
архиепископ Антоний (Быстров).
В 1929г., в день Св.Духа, в Троицко-Кузнеченской церкви богослужение
совершалось архиерейским чином: служил архиепископ Антоний (Быстров)
вместе со ссыльным духовенством.
Протоиерей Николай пытался, несмотря на всяческие гонения, поддерживать храм
в достойном виде. В 1924г. ему удалось провести в храме ремонт, покрыть новым
железом и выкрасить крышу, побелить стены, заменить и выкрасить рамы.
В 1925г. в нижнем этаже церкви были поставлены новые печи, а в алтаре побелены
потолки и стены.
В конце 1929г. в Архангельск прибыла большая группа ссыльных, среди которых
были епископы Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов), Аверкий (Кедров),
иеромонахи и священники.
Владыка Атоний инициировал сбор денег и продуктов для ссыльных, для них устраивались
трапезы. Во время одного из таких чаепитий 4 декабря 1930г. в сторожке
Вознесенской церкви после праздничной службы на Праздник Введения во храм
Пресвятой Богородицы владыка Антоний был арестован, а через полгода, 6 июня 1931г.,
умер в тюремной больнице.
В Архангельске началось массовое закрытие, а затем и разрушение церквей.
25 мая 1929г. был взорван Свято-Троицкий кафедральный собор.
В 1930г. власти решили закрыть Свято-Троицкую Кузнеченскую церковь.
С 1924г. по 1929г. общее число прихожан храма, судя по спискам, ежегодно
представлявшимся в Исполком, было неизменным около 380 человек. Однако
когда 23 февраля 1930г. Исполком принял решение "о расторжении договора с группой
верующих" Троицко-Кузнеченской церкви в протоколе заседания Исполкома было
записано, что "договор расторгается в виду малочисленности (2030 человек)"
прихожан этого храма, которые свои "религиозные потребности могут вполне
удовлетворять в ближайших находящихся в городе церквях", и церковь была закрыта.
По постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930г.
Троицко-Кузнеченская церковь г.Архангельска переоборудовалась под общежитие и
другие "общественно-культурные" нужды.
Одновременно были закрыты еще несколько архангельских церквей, при этом закрытие
объяснялось "многочисленными требованиями трудящихся масс города" использовать
церкви для "общественно-культурных нужд", а также острым жилищным кризисом.
Комиссия (в составе которой не было ни священнослужителей, ни музейных работников)
составила опись всего церковного имущества Троицко-Кузнеченского храма, в том
числе икон, богослужебных книг и предметов, церковной утвари.
Среди описи икон выделяется образ свт.Николая Чудотворца: "Сень золоченая по полименту, украшенная резьбою и символами архиерейского служения с двумя предстоящими ангелами у колонн, в ней стоит резной образ из дерева, по коему красками изображен святитель Николай Чудотворец, у коего в правой руке сабля, а в левой изображен храм. На сем лике медная риза алликовая. Венчик серебряный под золотом... Образ переносной. Весьма чтимый приходом".
Этот образ после закрытия храма был передан вместе с 39 другими иконами,
фарфоровыми лампадами, "крестом из металла" и фонарем в музей.
А остальное церковное имущество ожидала гораздо более страшная участь:
было передано "на дрова разных икон (дерево) два воза и разных обломков от иконостаса".
Интерьер церкви был разорен и уничтожен полностью.
Стоя у ворот церковной ограды, протоиерей Николай провожал взглядом иконы,
увозимые на сожжение. Велико было потрясение от святотатства, которое не осмыслить,
не объяснить. Свято-Троицкому храму о.Николай отдал без малого 25 лет. Еще долгое
время, как вспоминали близкие, о.Николай был словно потерянный.
Вскоре настоятель с семьей был изгнан и из священнического дома,
а сам дом был снесен за ненадобностью