Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньОкончанияСлужения 5 Дела o03.65 => o03.65 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Архангельск, Троицко-Кузнеченская церковь 
    протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1920 
    Год окончания 1930 
    Освободившись из тюрьмы, о.Николай свои убеждения не изменил и не мог признать
    чуждое Церкви обновленческое движение. Православная вера была для него
    незыблемым основанием, ею он жил и бесстрашно исповедовал. Среди духовенства
    прослыл "тихоновцем".
    В 1920-е годы Архангельск был местом ссылки репрессированных Советской властью
    священнослужителей, среди которых было много архиереев.
    В своем храме о.Николай часто совершал богослужения в сослужении с будущими
    священномучениками.
    В 1920г. был арестован временно управляющий Архангельской епархией епископ
    Павел (Павловский).
    В марте 1921г. на Архангельскую кафедру прибыл епископ Антоний (Быстров),
    который активно выступал против обновленчества. При нем обновленцы к служению
    в церкви не допускались.
    Епископ Антоний активно защищал интересы Церкви (и в частности Свято-Троицкого храма)
    и в 1922г., во время кампании по "изъятию церковных ценностей".
    В феврале 1923г. епископ Антоний был арестован и сослан в Нарымский край.
    В стоянии против обновленчества о.Николая укрепляла поддержка последнего (перед
    закрытием) настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Вениамина (Кононова),
    который, освободившись в 1922г. из ссылки, жил на Соловецком Подворье и
    на квартирах в Архангельске.
    В 1923г., 1926г., будучи в Архангельске, архимандрит Вениамин неоднократно
    совершал богослужения в Троицко-Кузнеченской церкви.
    В начале 1926г. возвратился из ссылки епископ Антоний (Быстров), который вновь
    предпринял решительные меры для уменьшения влияния обновленцев на церковную
    жизнь епархии и поддержки остававшихся тихоновцами пастырей, а также ссыльных
    священников, которых немало было в Архангельской епархии.
    7 октября 1926г, Владыку Антония снова арестовали по обвинению в
    "контрреволюционной деятельности", направленной против советской власти,
    но 4 февраля 1927г. освободили, и в 1929г. он стал архиепископом Северного края.
    В списке "служителей религиозного культа при коллективе верующих
    Троицко-Кузнеченской церкви, наряду с протоиереем Николаем Родимовым, назван и
    архиепископ Антоний (Быстров).
    В 1929г., в день Св.Духа, в Троицко-Кузнеченской церкви богослужение
    совершалось архиерейским чином: служил архиепископ Антоний (Быстров)
    вместе со ссыльным духовенством.
    Протоиерей Николай пытался, несмотря на всяческие гонения, поддерживать храм
    в достойном виде. В 1924г. ему удалось провести в храме ремонт, покрыть новым
    железом и выкрасить крышу, побелить стены, заменить и выкрасить рамы.
    В 1925г. в нижнем этаже церкви были поставлены новые печи, а в алтаре побелены
    потолки и стены.
    В конце 1929г. в Архангельск прибыла большая группа ссыльных, среди которых
    были епископы Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов), Аверкий (Кедров),
    иеромонахи и священники.
    Владыка Атоний инициировал сбор денег и продуктов для ссыльных, для них устраивались
    трапезы. Во время одного из таких чаепитий 4 декабря 1930г. в сторожке
    Вознесенской церкви после праздничной службы на Праздник Введения во храм
    Пресвятой Богородицы владыка Антоний был арестован, а через полгода, 6 июня 1931г.,
    умер в тюремной больнице.
    В Архангельске началось массовое закрытие, а затем и разрушение церквей.
    25 мая 1929г. был взорван Свято-Троицкий кафедральный собор.
    В 1930г. власти решили закрыть Свято-Троицкую Кузнеченскую церковь.
    С 1924г. по 1929г. общее число прихожан храма, судя по спискам, ежегодно
    представлявшимся в Исполком, было неизменным — около 380 человек. Однако
    когда 23 февраля 1930г. Исполком принял решение "о расторжении договора с группой
    верующих" Троицко-Кузнеченской церкви в протоколе заседания Исполкома было
    записано, что "договор расторгается в виду малочисленности (20–30 человек)"
    прихожан этого храма, которые свои "религиозные потребности могут вполне
    удовлетворять в ближайших находящихся в городе церквях", и церковь была закрыта.
    По постановлению президиума Северного крайисполкома от 23 февраля 1930г.
    Троицко-Кузнеченская церковь г.Архангельска переоборудовалась под общежитие и
    другие "общественно-культурные" нужды.
    Одновременно были закрыты еще несколько архангельских церквей, при этом закрытие
    объяснялось "многочисленными требованиями трудящихся масс города" использовать
    церкви для "общественно-культурных нужд", а также острым жилищным кризисом.
    Комиссия (в составе которой не было ни священнослужителей, ни музейных работников)
    составила опись всего церковного имущества Троицко-Кузнеченского храма, в том
    числе икон, богослужебных книг и предметов, церковной утвари.
    Среди описи икон выделяется образ свт.Николая Чудотворца:
         
    "Сень золоченая по полименту, украшенная резьбою и символами архиерейского
          служения с двумя предстоящими ангелами у колонн, в ней стоит резной образ
          из дерева, по коему красками изображен святитель Николай Чудотворец, у коего
          в правой руке сабля, а в левой изображен храм. На сем лике медная риза —
          алликовая. Венчик серебряный под золотом...
              Образ переносной. Весьма чтимый приходом".

    Этот образ после закрытия храма был передан вместе с 39 другими иконами,
    фарфоровыми лампадами, "крестом из металла" и фонарем в музей.
    А остальное церковное имущество ожидала гораздо более страшная участь:
    было передано
         "на дрова разных икон (дерево) два воза и разных обломков от иконостаса".
    Интерьер церкви был разорен и уничтожен полностью.
    Стоя у ворот церковной ограды, протоиерей Николай провожал взглядом иконы,
    увозимые на сожжение. Велико было потрясение от святотатства, которое не осмыслить,
    не объяснить. Свято-Троицкому храму о.Николай отдал без малого 25 лет. Еще долгое
    время, как вспоминали близкие, о.Николай был словно потерянный.
    Вскоре настоятель с семьей был изгнан и из священнического дома,
    а сам дом был снесен за ненадобностью

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ