Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
иеромонах 1911 День24 Месяц7 МестоАрхангельск, Зосимо-Савватиево-Германовский храм Соловецкого подворья Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря Кто рукоположилвикарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов)
Владыка Трифон был прислан в Соловецкую обитель с 4 по 24 июля 1911г. специально
для рукоположения 23 человек монашествующей братии и для освящения новосозданного
храма в Трифоно-Печенгской обители. 23 июля владыка Трифон служил Всенощное бдение
в церкви Архангельского подворья Соловецкого монастыря с шестью сослужащими
иеромонахами. За литургией 24 июля были рукоположены иеродиакон Агапит во
иеромонаха и монах Марк во иеродиакона
Архангельск, подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонах Год начала1911 День начала24 Месяц начала7 Год окончания1912 Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь иеромонах Год начала1912 Год окончания1915
В 19121915гг. иеромонах Агапит исполнял чреду богослужений в монастыре.
В послужном списке за 1915г. архимандрит Иоанникий так отзывался об о.Агапите: "Хороших качеств, к клиросному послушанию очень способен" Архангельская губ., совхоз "Соловки", монашествующая община Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонах Год начала1920 День начала29 Месяц начала4 Год окончания1923
После захвата монастыря представителями советской власти 29 апреля 1920г.
монастырь еще несколько лет существовал под видом совхоза "Соловки", в котором
трудились оставшиеся на островах насельники монастыря, в их числе
иеромонах Агапит.
Его имя упоминается в "Списке монашествующей братии, послушников и
богомольцев-трудников Соловецкого монастыря", составленном архимандритом
Вениамином для представления в Кемский продовольственный комитет в июне 1920г.
В этом списке значились имена насельников монастыря (571 человек), трудившихся
в совхозе "Соловки" летом 1920г.
Позднее Агапит (Рогозин) в числе 282 насельников монастыря поставил свою
подпись под договором от 27 февраля 1921г., который заключили "граждане
монашествующие Соловецкого Ставропигиального первоклассного монастыря, имеющие
в нем свое местожительство" с "Управлением Соловецкими островами".
Согласно этому договору, монашеской общине были переданы "в бессрочное
бесплатное пользование находящиеся на Соловецком, Муксаломском Большом и Малом
и Заяцком островах богослужебные здания", а именно все церкви и часовни.
В 1922г. иеромонах Агапит продолжал трудиться в совхозе, его имя включено
в список рабочих совхоза "Соловки", состоящих на приварочном и денежном
довольствии, на 1 января 1922г., в котором значится около 230 бывших насельников
монастыря Архангельская губ., Соловецкие острова, церковь св. прп.Онуфрия Великого на монастырском кладбище иеромонах Должностьнастоятель Год начала1923 Год окончания1929
В 1923г. в связи с организацией Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН)
большинство монашествующих были высланы с Соловецких островов.
Иеромонах Агапит остался в числе братии (6070 человек), отказавшихся покинуть
Соловки.
Им было позволено остаться в родных стенах в качестве вольнонаемных
"инструкторов" по различным производствам. Они с радостью согласились, говоря,
что "работают не на ГПУ, а состоят в послушании у Святой обители".
В.Казачков, бывший заключенным СЛОНа в 19251928г., вспоминал: "В мое время в лагере работали 64 вольнонаемных Соловецких монаха. Некоторых я знал. Отец Агапит уставщик, который следил за службой в церкви; отец Самсон крупный специалист кузнечного дела; отец Авенир ведал системой каналов между озерами; отец Мельхиседек специалист по портновской части, он шил мне пальто перед высылкой в Сибирь".
Отец Агапит был настоятелем кладбищенской церкви в честь прп.Онуфрия Великого.
Он являлся ближайшим помощником игумена Феофана и представителем общины
Соловецких монахов, когда приходилось взаимодействовать с администрацией лагеря.
Например, когда в сентябре 1925г. администрация приняла решение в целях
антирелигиозной пропаганды произвести вскрытие мощей Соловецких преподобных
Зосимы, Савватия, Германа и Иринарха, в комиссии, кроме начальника
культурно-воспитательной части Д.Я.Когана и А.П.Иванова, принимали участие
иеромонах Агапит и представители ссыльного духовенства: епископы Мануил
(Лемешевский) и Иувеналий (Масловский), священники Вертоградский и Кедров.
Влияние духовенства привело к тому, что мощи были помещены в антирелигиозный
отдел краеведческого музея и, таким образом, сохранены.
По воспоминаниям ссыльных католических священников, осенью 1925г. они вели
переговоры с администрацией лагеря по поводу разрешения совершать свои
богослужения в притворе кладбищенской церкви. Администрация, в принципе,
не возражала, но о.Агапит с братией были настроены категорически против этого.
Поэтому католикам для совершения богослужений была выделена часовня
прп.Германа в двух с половиной километрах от монастыря.
В 19261929гг. Онуфриевскую церковь на монастырском кладбище могли посещать
не только "монахи-инструктора" закрытого уже Соловецкого монастыря, но и
сосланные по церковным делам архиереи, священники, миряне, правда, по особому
персональному разрешению начальника лагеря. Богослужения совершались ежедневно:
в 4 часа утра Божественная литургия и в 6 часов вечера вечерня и утреня