Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX МестоРукоположения Кавказ, межгорье реки Азанта Дела ogr.9 => ogr.9 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
    Рукоположение
      схииеродиакон 
      1975 
      Место Тбилиси, церковь св.кн.Александра Невского 
      Кто рукоположил епископ Зиновий (Мажуга) 
      иеросхимонах 
      1976 
      День 2 
      Месяц 1 
      Место Тбилиси, церковь св.кн.Александра Невского 
      Кто рукоположил епископ Зиновий (Мажуга) 
    Служение
      Липецкая о., с.Бурдино, Покровский женский монастырь 
      иеросхимонах 
      Год начала 1976 
      Однажды о.Виталия посетили прихожане Вознесенского храма с.Бурдино. Приехали
      они к нему со своей скорбью — храм, возвращенный верующим в 1945г., долгие годы
      стоял полуразрушенным, службы проходили редко. После их отъезда владыка Зиновий
      благословил о.Виталия и матушку Марию ехать в Бурдино и помочь восстановлению храма.
      Узнав об этом, за батюшкой потянулись и его духовные чада из разных уголков России.
      Живо откликнулось и местное население, хотя время было такое, что не то что строить,
      ходить в храмы открыто нельзя было. Начало трудам положил о.Виталий. Он отнес в
      храм все иконы из своего святого угла, поставил в центре двухметровую восковую
      свечу за тех, кто помогал строительству, и благословил верующих читать акафисты
      и Псалтирь. Местные власти испугались возрождения храма, при котором стала быстро
      расти монашеская община, но запретить не могли — храм строился помимо их
      разрешений и запретов каким-то необъяснимым образом. Нужны были кирпич, вода,
      цемент — машины сами шли к храму и водители предлагали: Кирпич нужен?", — а
      директор совхоза присылал в цистернах воду, остановив даже строительство клуба.
      Так в святом месте был возрожден дух монашеской жизни (здесь и ранее был
      монастырь, упраздненный во времена Екатерины II). Собралось множество сестер,
      только в одном хоре было около сорока человек, многие из них приняли здесь постриг.
      Церковные службы привлекали множество людей, за духовным окормлением в Бурдино
      стали приезжать из разных уголков России.
      В 1977–1979гг. на отдых летом в Бурдино приезжал владыка Зиновий. Он поселился
      как и о.Виталий на самой окраине села, в уединенном месте
      Тбилиси, церковь св.кн.Александра Невского 
      иеросхимонах, схиигумен, схиархимандрит 
      Год начала 1976 
      Год окончания 1992 
      О.Виталий в штате храма не состоял, но иногда служил в нем. Впоследствии из любви к людям,
      ищущих духовного руководства ко спасению, он согласился добывать документы и
      когда, с большим трудом, удалось сделать это, люди могли уже свободно его посещать.
      Когда о.Виталий не имел возможности бывать в храме, то по благословению митр.Зиновия
      совершал Литургию у себя в комнате, где были свой домашний Престол и жертвенник.
      В храм же он приходил задолго до начала Литургии, проскомидию совершал с вечера, чтобы
      успеть вынуть множество частиц за живых и усопших. Как-то он сказал, что когда
      вынимает частицы, то видит всех, кого поминает, и просил никому не рассказывать до
      его смерти. Помянники о.Виталия включали сотни людей. Список о упокоении начинался с
      князей с древнейших времен, особо были выделены убитые в советские годы архиереи
      и священнослужители. Рядом с именами поминаемых о здравии батюшка часто писал
      название города, откуда они. География его духовничества — это Росиия, Украина, Грузия,
      Эстония, Польша, США... Однажды о.Виталию явился бес и сказал: "Я тебе отомщу
      за Синодик". Месть последовала через близких ему людей. О.Виталия не понимали,
      некоторое время даже считали еретиком, вычеркивали из помянников, обвиняли
      в колдовстве и т.д. Но батюшка не обижался на оскорбления, а искренне жалел
      своих обидчиков, когда Господь наказывал их за клевету и зависть болезнями и
      скорбями.
      Когда о.Виталий проводил исповедь в храме, он вставал на колени перед
      исповедником и со слезами начинал каяться в его грехах, переживая их как свои
      собственные: " Я, грешный Венедикт, не почитаю родителей, пью водку, мужу
      изменяю..." Глубина его покаяния вызывала ответное чувство. У людей в душе
      все переворачивалось, слышались рыдания. Над каждой душой о.Виталий много
      трудился. Он любил каждого человека в том состоянии, в котором тот пребывал.
      "Молитва Батюшки из ада вырвет!" — такова была вера его духовных чад. И он
      вымаливал человека, каких бы трудов ему это не стоило. Даже зная волю Божию
      об этом человеке, он имел дерзновение умолять Всевышнего даровать прощение или
      облегчить участь несчастного. Непрестанная молитва не угасала в его сердце,
      чем бы он не был занят, с кем бы не говорил. Однако ночные часы он посвящал
      сугубой молитве, когда его никто не видел, он падал ниц пред Господом,
      распластавшись на полу словно живой крест. Когда он узнавал из "Новостей", что
      где-то произошла катастрофа или несчастный случай унес человеческие жизни,
      он записывал число погибших и ставил свечи о упокоении этих незнакомых ему людей,
      за каждого клал земной поклон. А среди погибших были и мусульмане, и протестанты,
      и неверующие — о.Виталий молился за всех, ибо любовь его к людям была всеобъемлющей
    Места проживания
      Тбилиси, пос.Дидубе 
      Год окончания 1992 
      О.Виталий с келейницей матушкой Марией поселился на самой окраине города в маленьком
      домике, который был поделен на две половины — мужскую и женскую. Здесь-то и
      останавливались те, кто приезжал к батюшке из разных уголков России. Получить
      духовное наставление, утешение, облегчить свою совесть в таинстве покаяния,
      поведать свои скорби и просто за советом к старцу ехали и священники, и
      монахи и миряне. В день, бывало, приезжало человек тридцать. К нему приезжали
      люди со всей страны и из-за границы. Одни хотели узнать волю Божию в затруднительных
      жизненных обстоятельствах, другим был необходим добрый совет и наставление, иной
      спешил очистить душу покаянием, а кто-то жаждал утешения в скорби. Здесь не
      было деления на плохих и хороших, на ученых и неграмотных — все были равны,
      никого не обделял о.Виталий своим внимание, всех встречал улыбкой и земным
      поклоном. Потом начиналась беседа. О.Виталий садился на пол, а чада
      устраивались вокруг него. От себя он не говорил ничего, а любил читать вслух
      писания Святых Отцов. Как вспоминали чада, "разговор с о.Виталием — это ответы
      на вопросы, которых не задаешь. Хотя он говорил сразу со многими людьми, ты
      всегда понимал, что предназначалось именно для тебя". Господь даровал о.Виталию
      такую память, что он помнил всех, кто хоть раз приезжал к нему, и даже их
      родственников. Сам за свою жизнь никого не осудив, о.Виталий сразу пресекал
      недовольство другими, если оно у кого-то возникало. Особенно строг был о.Виталий
      к тем, кто дерзал осуждать священство. Сам батюшка являл собой пример того, как надо
      относиться к архиереям, Святейшему Патриарху и священству вообще. Это было не
      простым почитанием высшей церковной власти, это был благоговейный страх перед
      святостью сана и одновременная искренняя любовь к ним, как носителем Божественной
      благодати. О.Виталий всегда требовал, чтобы ничего не делалось без его благословения.
      Ослушание же старческого благословения приводило к большим неприятностям.
      Здесь совершались и тайные постриги, название у тайной обители было двойное
      "Святорусско-Иверская женская обитель во имя Боголюбско-Взыскание погибших
      Матери Божией". Так назвали ее владыка Зиновий и отец Виталий. Постриженницы
      жили в Тбилиси, Таганроге, Новосибирске, Донецке, Сухуми, Перми, Одессе,
      Воронеже, на Дальнем Востоке, Донбассе, Сибири... Жили в основном в миру,
      каждая выполняя свое послушание и служа ближним на своем месте. Все постриги
      на Дидубе совершал о.Виталий по благословению владыки Зиновия. Он же и нарекал
      имена постриженным. Сам владыка от рук о.Виталия тайно принял схиму с именем Серафим.
      Умирая владыка передал своих духовных чад о.Виталию. Самого о.Виталия владыка
      передал Святейшему Патриарху Грузии со словами: "Ваш —  старец Святейший Илия,
      он мой сын, он хороший". И не благословил никуда уезжать из Северной Иверии.
      Во время военных действий в Тбилиси и войны Грузии с Абхазией о.Виталий отдавал
      все свои силы на молитву о спасении Иверской страны. По свидетельству монахинь,
      живших с ним в это время, он каждый час иконой благословлял все стороны, ограждая
      Тбилиси от всяких бедствий. В дни вооруженного конфликта вблизи ж-д станции
      Дидубе стоял состав вагонов со снарядами, который стал мишенью для боевых
      ракет. Огненные взрывы застилали небо, казалось, что весь поселок будет
      уничтожен в огне. О.Виталий взял Феодоровскую икону Богородицы и пошел
      в конец улицы на высокое открытое место, откуда была видна вся страшная картина
      обстрела. Высоко подняв икону, он едва успевал крестить ею смертоносные снаряды,
      которые взрывались в воздухе в стороне от поселка, не причиняя вреда людям.
      Когда началось братское кровопролитие, он молился по ночам, стоя на камне, прося
      Господа сохранить святую Иверию и паству Христову, взял подвиг молчания и
      воздержания в пище, вкушая хлеб и воду, а иногда отказываясь от нее совсем.
      Вообще, батюшка питался самой простой пищей, даже когда приезжали архимандриты
      и епископы, им подавали ту же пищу, какую ели все, и посуда была самая дешевая.
      "Надо всю жизнь учиться смирению", — говорил о.Виталий. Еще он не позволял
      выбрасывать продукты, даже испорченные, и съедал их, несмотря на больной
      желудок, показывая как надо дорожить даром Божиим. Он хранил свою совесть не
      только по отношению к Богу и ближнему, но и по отношению к вещам.
      Среди многих дарований, которыми старец Виталий, особенно выделялась его
      способность прозрения как будущих, так и свершившихся уже событий. О.Виталий
      душою всегда пребывал со своими чадами, где бы они не находились. В одном письме
      он прямо пишет: "С вами некто часто бывает, смотрит, что вы делаете, плачет, да
      спасутся души ваши". Батюшка всегда знал, кто к нему едет и как ведет себя в
      дороге. Нередко для о.Виталия были открыты и будущие события. Он многое предвидел
      в судьбах своих духовных чад, предостерегал их от возможных неприятностей, готовил
      к переменам в жизни. Старец старался не обнаруживать перед людьми своего
      молитвенного предстательства за болящих. Исцеления часто происходили через пищу,
      которую он благословлял, помазание освященным елеем, от воды из святых источников
      Московская о., г.Загорск (ныне Сергиев Посад), ул.Бульварная 
      Год начала 1979 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1881 
      В конце 1970-х гг. у о.Виталия обострилась желудочная болезнь и открылась
      язва желудка. Он никогда не жаловался, по-прежнему оставаясь радостным, мирным,
      отзывчивым на чужую боль. И если бы не настояния матушки Марии и многочисленных
      чад, он не стал бы лечиться. Решено было поехать в Россию. Приютил о.Виталия
      архимандрит Иннокентий (Проосвирнин), знавший старца по Тбилиси. Здесь он нашел
      заботу о своем здоровье, домашнее тепло. Приходили врачи, обследовали, назначали
      лечение, но выздоровления не наступало. Была необходима операция. По свидетельству
      оперировавшего о.Виталия хирурга операция была сложной, пришлось удалить 2/3
      желудка, из врачей мало кто верил, что батюшка выживет. После операции он
      провел в реанимации 5 дней. Когда его перевели в палату, его пришел навестить один
      епископ. О.Виталий ему рассказал, что в эти дни он был восхищен на Небо, но пришла
      Царица Небесная и сказала: "Возвратись на землю, ибо слезы омочили все".
      Находясь в больнице, о.Виталий не оставлял своей заботы о ближних и продолжал
      служить каждому, чем мог. Если в отделении был тяжелый больной, он ночью становился
      перед его кроватью и молился. Если видел на больном окровавленную рубашку, он
      снимал с себя чистую и надевал на него. Помогая нянечкам развозить по палатам еду,
      незаметно отдавал свою порцию кому-либо из больных, несмотря на то, что сам
      нуждался в усиленном питании. Все, что ему приносили, раздавал, даже лекарства.
      Чтобы быть под наблюдением врачей после выписки из больницы, о.Виталий остался
      пожить еще некоторое время в Сергиевом Посаде. В это время старца посещали и
      насельники Лавры и миряне, потянулись и жители Москвы

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ