Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX МестоРукоположения Кавказ, межгорье реки Азанта Дела ogr.9 => ogr.9 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Места проживания
    Места проживания
    Тбилиси, пос.Дидубе 
    Год окончания 1992 
    О.Виталий с келейницей матушкой Марией поселился на самой окраине города в маленьком
    домике, который был поделен на две половины — мужскую и женскую. Здесь-то и
    останавливались те, кто приезжал к батюшке из разных уголков России. Получить
    духовное наставление, утешение, облегчить свою совесть в таинстве покаяния,
    поведать свои скорби и просто за советом к старцу ехали и священники, и
    монахи и миряне. В день, бывало, приезжало человек тридцать. К нему приезжали
    люди со всей страны и из-за границы. Одни хотели узнать волю Божию в затруднительных
    жизненных обстоятельствах, другим был необходим добрый совет и наставление, иной
    спешил очистить душу покаянием, а кто-то жаждал утешения в скорби. Здесь не
    было деления на плохих и хороших, на ученых и неграмотных — все были равны,
    никого не обделял о.Виталий своим внимание, всех встречал улыбкой и земным
    поклоном. Потом начиналась беседа. О.Виталий садился на пол, а чада
    устраивались вокруг него. От себя он не говорил ничего, а любил читать вслух
    писания Святых Отцов. Как вспоминали чада, "разговор с о.Виталием — это ответы
    на вопросы, которых не задаешь. Хотя он говорил сразу со многими людьми, ты
    всегда понимал, что предназначалось именно для тебя". Господь даровал о.Виталию
    такую память, что он помнил всех, кто хоть раз приезжал к нему, и даже их
    родственников. Сам за свою жизнь никого не осудив, о.Виталий сразу пресекал
    недовольство другими, если оно у кого-то возникало. Особенно строг был о.Виталий
    к тем, кто дерзал осуждать священство. Сам батюшка являл собой пример того, как надо
    относиться к архиереям, Святейшему Патриарху и священству вообще. Это было не
    простым почитанием высшей церковной власти, это был благоговейный страх перед
    святостью сана и одновременная искренняя любовь к ним, как носителем Божественной
    благодати. О.Виталий всегда требовал, чтобы ничего не делалось без его благословения.
    Ослушание же старческого благословения приводило к большим неприятностям.
    Здесь совершались и тайные постриги, название у тайной обители было двойное
    "Святорусско-Иверская женская обитель во имя Боголюбско-Взыскание погибших
    Матери Божией". Так назвали ее владыка Зиновий и отец Виталий. Постриженницы
    жили в Тбилиси, Таганроге, Новосибирске, Донецке, Сухуми, Перми, Одессе,
    Воронеже, на Дальнем Востоке, Донбассе, Сибири... Жили в основном в миру,
    каждая выполняя свое послушание и служа ближним на своем месте. Все постриги
    на Дидубе совершал о.Виталий по благословению владыки Зиновия. Он же и нарекал
    имена постриженным. Сам владыка от рук о.Виталия тайно принял схиму с именем Серафим.
    Умирая владыка передал своих духовных чад о.Виталию. Самого о.Виталия владыка
    передал Святейшему Патриарху Грузии со словами: "Ваш —  старец Святейший Илия,
    он мой сын, он хороший". И не благословил никуда уезжать из Северной Иверии.
    Во время военных действий в Тбилиси и войны Грузии с Абхазией о.Виталий отдавал
    все свои силы на молитву о спасении Иверской страны. По свидетельству монахинь,
    живших с ним в это время, он каждый час иконой благословлял все стороны, ограждая
    Тбилиси от всяких бедствий. В дни вооруженного конфликта вблизи ж-д станции
    Дидубе стоял состав вагонов со снарядами, который стал мишенью для боевых
    ракет. Огненные взрывы застилали небо, казалось, что весь поселок будет
    уничтожен в огне. О.Виталий взял Феодоровскую икону Богородицы и пошел
    в конец улицы на высокое открытое место, откуда была видна вся страшная картина
    обстрела. Высоко подняв икону, он едва успевал крестить ею смертоносные снаряды,
    которые взрывались в воздухе в стороне от поселка, не причиняя вреда людям.
    Когда началось братское кровопролитие, он молился по ночам, стоя на камне, прося
    Господа сохранить святую Иверию и паству Христову, взял подвиг молчания и
    воздержания в пище, вкушая хлеб и воду, а иногда отказываясь от нее совсем.
    Вообще, батюшка питался самой простой пищей, даже когда приезжали архимандриты
    и епископы, им подавали ту же пищу, какую ели все, и посуда была самая дешевая.
    "Надо всю жизнь учиться смирению", — говорил о.Виталий. Еще он не позволял
    выбрасывать продукты, даже испорченные, и съедал их, несмотря на больной
    желудок, показывая как надо дорожить даром Божиим. Он хранил свою совесть не
    только по отношению к Богу и ближнему, но и по отношению к вещам.
    Среди многих дарований, которыми старец Виталий, особенно выделялась его
    способность прозрения как будущих, так и свершившихся уже событий. О.Виталий
    душою всегда пребывал со своими чадами, где бы они не находились. В одном письме
    он прямо пишет: "С вами некто часто бывает, смотрит, что вы делаете, плачет, да
    спасутся души ваши". Батюшка всегда знал, кто к нему едет и как ведет себя в
    дороге. Нередко для о.Виталия были открыты и будущие события. Он многое предвидел
    в судьбах своих духовных чад, предостерегал их от возможных неприятностей, готовил
    к переменам в жизни. Старец старался не обнаруживать перед людьми своего
    молитвенного предстательства за болящих. Исцеления часто происходили через пищу,
    которую он благословлял, помазание освященным елеем, от воды из святых источников

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ