Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX МестоРукоположения Санкт-Петербург
Дела okn.28
    ( * ) Герман (Вейнберг Герман Адамович) 
    Фамилия Вейнберг 
    Год рождения 1885 
    День рождения 8 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Херсонская губ., г.Елисаветград (Кировоград, в начале 1930-х гг. — Зиновьевск) 
    епископ 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился в дворянской семье. Сын потомственного почетного гражданина.
    В раннем детстве лишился отца, воспитывался глубоко религиозной матерью,
    происходившей из московского купечества
    Фотографии[1] [2] [3]
       
      Епископ Герман (Вейнберг) 
       
      Братия Житомирского Богоявленского монастыря (1923г.). В центре архиеп.Аверкий (Кедров), справа еп.Леонтий (Матусевич), архим.Алипий (Янкин), слева иером.Герман (Вейнберг) 
       
      2-й ряд 3-я слева игумения Серафима (Почеревина), рядом справа епископ Герман (Вейнберг) и далее архимандрит Феоген (Козырев) с насельницами Покровского Бугурусланского монастыря. 1929г. 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1917г.] [1926-1938гг.] [1938-1942гг.]
      Образование
        Санкт-Петербургский Императорский университет, физико-математический факультет
        Год окончания 1912 
        Санкт-Петербургская (Петроградская) Духовная Академия
        Год поступления 1912 
        Год окончания 1916 
        кандидат богословия 
      Рукоположение
        монах 
        Герман 
        1913 
        День 24 
        Месяц 11 
        Место Санкт-Петербург 
        Был пострижен во время учебы в Академии
        иеродиакон 
        1913 
        Место Санкт-Петербург 
        иеромонах 
        1914 
        День 30 
        Месяц 12 
      Служение
        Волынская губ., г.Житомир, Житомирское училище пастырства имени о.Иоанна Кронштадтского 
        иеромонах 
        Должность преподаватель 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1917 
      Рукоположение
        епископ 
        1926 
        День 1 
        Месяц 11 
        19 октября/1 ноября 1926г. хиротонисан во епископа Масальского, викария Калужской
        епархии
      Служение
        Калужская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Масальский, викарий Калужской епархии 
        Год начала 1926 
        День начала 1 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1929 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 2 
        Самарская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Бугурусланский, викарий Самарской епархии 
        Год начала 1929 
        День начала 5 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1930 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 4 
        Являлся епископом Бугурусланским с 23.01/05.02.1929г. до 03.04/16.04.1930г.
        Алма-Атинская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Алма-Атинский 
        Год начала 1930 
        День начала 16 
        Месяц начала 4 
        В апреле 1930г. назначен епископом Алма-Атинским.
        Служил в Николо-Кучугурской церкви, в то время единственной в Алма-Ате,
        находившейся в юрисдикции Московской Патриархии.
        Владыка Герман прибыл в Алма-Ату с игуменом Феогеном (Козыревым).
        Жили они вместе в Николо-Кучугурской церкви, в правой боковой комнате у притвора.
        Игумен Феоген был почти вдвое старше молодого епископа Германа и являлся для него
        одновременно келейником и старцем. Владыка Герман в духовных и текущих епархиальных
        вопросах всегда спрашивал совета о.Феогена.
        Епископ Герман был одарен незаурядными научными способностями, проявлял особый
        интерес к астрономии. Имея тонкий душевный склад и ангельское смирение, он в то
        же время был твердым и бескомпромиссным защитником Православия. И с церковной
        кафедры бесстрашно звучали его обличительные проповеди, направленные против
        обновленческого раскола и его приверженцев, укрепляющие традиции Церкви, ведущие
        активную борьбу с ересью и безбожием. Для поддержания духа верующих он собирал
        сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах св.апостола и евангелиста
        Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому
        вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих
        ссылку в Алма-Ате.
        Владыка был слаб здоровьем. Многолетний строгий пост и текущие тревожные
        политические и внутрицерковные события изнуряли его до крайней степени.
        Владыка Герман старался удержать свою паству в духе Истины, боролся с
        обновленчеством, возвращал заблудших, не оставляя без внимания ни одного
        прихода и назначая, где это возможно, новых священников, стоящих на высоте
        своего призвания. Епископ Герман рассылал на приходы архипастырские послания,
        вел переписку как со светскими лицами, так и с представителями церковной иерархии,
        имея ту же цель — укреплять традиции Церкви, вести активную борьбу с ересью и
        безбожием.
        Кроме того, духовенство и миряне ежедневно шли к Владыке, желая получить от него
        поддержку или совет. Всех он принимал, благословлял, утешал, помогал, как мог,
        материально. Во время служения владыки Германа Алма-Ата была пересыльным пунктом
        ГПУ, куда прибывали заключенные и ссыльные со всей страны, среди них было много
        священнослужителей. Ссыльные приходили за помощью в Николо-Кучугурскую церковь,
        где получали от епископа Германа посильную помощь.
        Из рассказа акад. В.Н.Щелкачева, находившегося в то время в ссылке в Алма-Ате [5]:
           
        "...Я хорошо помню владыку Германа. Он был небольшого роста и очень худенький.
            Было понятно, что перед тобою — аскет. В нем не было никакой надменности,
            величавости. Он был предельно прост. Жил он в притворе Николаевской церкви, и
            к нему ходили все ссыльные, несчастные и нуждающиеся, и он отдавал им все, что
            имел. Это был полный бессребреник. Проповеди его были высокими по духу, но
            понятными и доходчивыми для всех. Он много и напряженно работал.
            Иногда к церкви подъезжал на лошади, запряженной в линейку, один из прихожан.
            Владыка садился в линейку, и они ехали по грунтовой дороге по направлению
            к Медео. Поднявшись довольно высоко, они сворачивали в ущелье, и Владыка,
            оставив линейку и возницу, один поднимался в горы помолиться и отдохнуть... "

        В храме в подвале жили монахини из разогнанных монастырей. Они трудились при храме
        На литургии ссыльных священников Владыка благословлял
        причащаться в алтаре в полном облачении. Нередко алтарь Никольской церкви был
        переполнен духовенством — от диаконов до архиереев.
        Среди них были архиепископ Херсонский и Николаевский
        Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский).
        При их участии епископ Герман возвел игумена Феогена (Козырева) в сан архимандрита
      Аресты
        Алма-Ата, Зубовская пл., Свято-Николаевский храм (Никола зимний) 
        Год ареста 1932 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 12 
        В начале декабря 1932г. мать начальника ГПУ Алма-Аты Иванова предупредила
        Владыку, что его и всех священников Николаевской Кучугурской церкви арестуют
        в ночь под 10 декабря. Вечером под 10 декабря была Всенощная накануне празднования
        иконы Божией Матери "Знамение". Торжество в церкви было такое, как никогда.
        Служил Владыка Герман. Ему сослужили о.Феоген, о.Александр Скальский,
        о.Стефан Пономарев, и о.Филипп Григорьев.
        Служба шла по-особому празднично, и Господь в этот вечер в преизбытке согревал
        Своею Благодатью обессиленные от бесконечных мытарств людские души.
        Кроме епископа Германа, священников и сестер-монахинь, никто не знал о
        предстоящем аресте. Служба закончилась, сестры-монахини спустились в свою келью.
        Кроме них, в церкви находились епископ Герман, архимандрит Феоген, о.Виктор Поливанов
        с семьей, инокиня Параскева и странник Виктор Матвеев остался у них в ту ночь.
        Из рассказа Анастасии Нагибиной [5]:
            "Уже 10 часов вечера... Слышим — в окна бьют... Человек шесть пришли тогда
             в шинелях, с ружьями... Потом начали бить в восточные двери подвала...
             и в центральные двери... Стали стучать громко и ругаться... Мать Евфалия сказала:
             "Без старосты дверь не откроем". Привели старосту... Мать Евфалия открыла
             двери... Они сразу вошли в комнату Владыки Германа и архимандрита Феогена.
             Те уже были готовы к аресту... ".

        Красноармейцы арестовали находящихся в церкви Владыку Германа, игумена Феогена (Козырева),
        а также священников Александра Скальского, Стефана Пономарева, Филиппа Григорьева,
        инокиню Параскеву (Буханцову) и монахиню Евфросинию (Даурцеву)
      Осуждения
        Особая тройка при ПП ОГПУ Казахской ССР 
        25/06/1933 
        Обвинение "идейный вдохновитель и руководитель контрреволюционной организации церковников" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 8 лет ИТЛ 
        Групповое дело "дело к/р организации церковников, г.Алма-Ата, 1933г." 
        Обвинительное заключение было вынесено через полгода, в июне 1933г.:
           "...Ликвидирована к/р организация церковников, охватывающая своей деятельностью
            ряд общин сергиевского течения, существующих в Алма-Ате, Самарканде... Талгаре...
            Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской
            ориентации Вейнберг Герман Адамович, Скальский Александр Филимонович, протоиерей
            Козырев Василий Львович, он же архимандрит...
            Задачи ликвидированной организации в основном, сводились к следующему:
              1). развитие к/р деятельности в блоке с белоэмигрантами и церковными кругами
               г.Кульджи китайской провинции Синьцзян;
              2). Переправа за кордон нелегальным путем устойчивого в к/р отношении духовенства
               как представителей от организации с целью закрепления блока и передачи сведений
               о положении в СССР вообще и о гонениях за религию в частности;
              3). Создание к/р пораженческих настроений среди членов религиозных общин
      Места заключения
        Казахская ССР, г.Алма-Ата, тюрьма 
        Год начала 1932 
        День начала 10 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1933 
        Владыку Германа, архимандрита Феогена, инокиню Параскеву и монахиню Евфросинию
        допрашивали в ГПУ полгода. Свидания с ними не разрешали, но в определенные
        часы сестры-монахини носили им передачи. Очередь в ГПУ была огромная. Люди
        приходили до рассвета и целый день до вечера толпа народа томилась, ожидая
        своей очереди на прием передачи.
        После приговора владыка был отправлен в Карлаг
        Казахстан, Карагандинская о., Карлаг, пос.Долинское (Долинка) 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1938 
        Епископа Германа определили в лагере ухаживать за скотом.
        С 1934г. в лагере он работал картотетчиком и курьером.
        В 1937г. признан инвалидом, не годным к физическому труду
      Аресты
        Казахстан, Карагандинская о., Карлаг, пос.Долинское (Долинка) 
        Год ареста 1938 
      Осуждения
        Отделение Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД 
        27/05/1938 
        Обвинение "высказывания, дискредитирующие советское строительство и оскорбляющие вождей партии" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        Вторично осужден в лагере вместе со священником Михаилом Лярго и фельдшером
        Иваном Драгомирецким.
        В его деле есть следующая характеристика:
           "Убежденный служитель культа. Не исключена возможность религиозной пропаганды
            среди верующих. Требует специального наблюдения. Слаб здоровьем: порок сердца,
            истощение, склероз сосудов. Отношение к труду механическое. Рассеян.
            Норму не выполняет"
      Места заключения
        Казахстан, Карлаг, Акмолинское отделение Карлага, командировка "Акмолинское" 
        Год окончания 1942 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 5 
    Кончина
      1942 
      День 24 
      Месяц 5 
      умер в заключении 
      Место Казахстан, Карлаг, Акмолинское отделение Карлага, командировка "Акмолинское" 
      Место захоронения Казахстан, Карлаг, Акмолинское отделение Карлага, командировка "Акмолинское" 
      Умер в стационаре на командировке "Акмолинское" Карлага "от падения сердечной
      деятельности".

      На могиле его на кладбище командировки "Акмолинское" поставлен столб с надписью
      "Б-16"
    Публикации ->
      1.Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С.196.
      2.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.2. С.316.
      3.Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. N 6. С.85–88.
      4.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.969.
      5.Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.104–109,115–116.
      6.Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.11: Георгий-Гомар. М.: "Православная энциклопедия", 2006. С.245.
    Заявители ->
      1.Исследователь Королева В.В.
      2. диакон Игорь Кучерук
      3. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы следующие материалы:
        Архив УФСБ по Оренбургской обл. Д.18058-п. Т.1. Л.60об.,61–61об.,88об.-89,152,165об.-166.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ