Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX МестоРукоположения Тамбовская губ.
Дела or2.80
    ( * ) Космодемьянский (Космодамианский) Петр Иванович 
    Фамилия Космодемьянский 
    Год рождения 1872 
    День рождения 22 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Тамбовская губ. 
    иерей 
    Дед известной всем партизанки Зои Космодемьянской, казненной немцами в 1941г.
    в селе Петрищево Московской обл.
    Родился в семье священника о.Иоанна Косьмодемьянского.
    Известно, что по крайней мере один из братьев о.Петра, Василий Иванович,
    также стал священником
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1900г.] [с 1900г.]
      Образование
        Тамбовская Духовная Семинария
        Год окончания 1894 
      Служение
        Тамбовская губ., Моршанский у., с.Б.Липовка 
        Должность псаломщик, учитель церковно-приходской школы 
        Год начала 1894 
        Вскоре женился на Лидии Федоровне Чуриковой
      Рукоположение
        священник 
        1900 
        День 6 
        Месяц 2 
        Место Тамбовская губ. 
        Кто рукоположил епископ Тамбовский и Шацкий Георгий (Орлов) 
      Служение
        Тамбовская губ., Моршанский у., с.Крутец, Казанская церковь 
        священник 
        Должность заведующий и законоучитель церковно-приходской школы, представитель церковно-приходского попечительства 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1906 
        Летом 1906г. был переведен в Знаменскую церковь с.Осиновые Гаи
        Тамбовская губ., Кирсановский у. (Тамбовская о., Гавриловский р.), с.Осино-Гай (Осиновые Гаи), церковь Знаменской иконы Божией Матери 
        священник 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 8 
        В церкви служили еще два священника: о.Николай Спасский и о.Павел Триодин.
        В семье Космодемьянских было четыре сына: Анатолий (р.24.10.1900г.),
        Алексей (р.12.03.1903г.), Александр (р.09.07.1905г.), Федор (р.18.10.1907г.).
        О.Петр с детства приобщил своих сыновей к грамоте, чтению книг.
        В архивных источниках упоминается, что в 1917г. Анатолий и Алексей учились в
        Тамбовской Духовной Семинарии, Александр — в духовном училище.
        В Тамбовской губернии первая волна репрессий против духовенства началась во
        второй половине 1918г.
        Доброжелатели предупреждали о.Петра о грядущих репрессиях, советуя поскорее
        скрыться из села. Но о.Петр не хотел оставлять свой приход, в котором
        прослужил 12 лет.
        В конце лета 1918г. в Тамбовской губ. началась насильственная
        "мобилизация" лошадей для Красной Армии, продразверстка и другие
        мероприятия "военного коммунизма".
        Это вызвало резкое недовольство крестьян. Кирсановский уезд превратился в эпицентр
        крупномасштабной крестьянской войны.
        Началась кампания по "изъятию церковных метрических книг" из церквей,
        которые по долгу службы вели священники. Метрические книги содержали
        основные сведения (даты рождения, крещения, венчания и смерти) о людях,
        относящихся к данному приходу.
        Это неизбежно встречало противодействие священнослужителей.
        Сельские священники повсеместно сопротивлялись попытке Советской власти
        сломать веками сложившиеся жизненные и церковные традиции, разрушить порядок,
        за что подвергались гонениям и казням.
        Из отчета Кирсановской уездной ЧК:
        "Первый мятеж в Рудовской волости вспыхнул отчасти из-за неудовольствия некоторыми
        советскими работниками и на почве мобилизации скота. Второй — в Чернавской вол. —
        на почве не понятия предписания священникам о сдаче церковных метрических книг Совету".

        Это "Рудовское восстание", о котором говорится в документе, охватывало и село
        Осиновые Гаи, где служил о.Петр.
        1 сентября 1918г. (по новому стилю). вышло постановление Кирсановского уездного Военного комиссариата
        о "мобилизации" лошадей для Красной Армии. Крестьяне, озабоченные сбором урожая
        и другими мероприятиями Советской власти собрались в с.Осиновые Гаи на коллективный
        сход и выразили общее недовольство по поводу конфискации лошадей, игравших в
        уборочную страду важнейшую роль в хозяйстве.
        Как один из самых уважаемых и авторитетных людей в селе, о.Петр выступил на
        коллективном сельском сходе. Он говорил о бесчинствах Советских властей,
        в том числе по отношению к Церкви, выступил против распоясавшихся богохульников.
        Собрание было разогнано с помощью оружия коммунистами и сельскими "активистами".
        Началось следствие, стали искать зачинщиков. Одним из главных подозреваемых
        стал о.Петр. Это послужило одним из поводов для расправы над священником.
        (Записи в метрических книгах могут уточнить время гибели о.Петра:
        6 августа 1918г. (по старому стилю) о.Петр совершил последнее отпевание 2-х летнего мальчика
        Алексея Павлова, 26 августа 1918г. — последнее в своей жизни таинство
        крещения, а после 26 августа 1918г. имя о.Петра не упоминается ни разу)
      Аресты
        Тамбовская губ., Кирсановский у. (Тамбовская о., Гавриловский р.), с.Осино-Гай (Осиновые Гаи) 
        Год ареста 1918 
        Месяц ареста 9 
        Обвинение при аресте "к/р выступление в защиту Церкви, укрытие в здании церкви контрреволюционеров" 
        В конце августа (старого стиля) начале сентября 1918г (нового стиля)
        сельские активисты "коммунисты-комсомольцы" пришли в дом к о.Петру и
        забрали его. По воспоминаниям односельчан, он был схвачен на чердаке
        собственного дома.
        По рассказам старейших жителей села, при аресте "речь шла о лошадях, за
        которыми пришли к о.Петру и о каких-то книгах [церковных метрических книгах],
        хранившихся у него на чердаке".

        В одном из документов ЧК (составленных уже после подавления восстания, 25 ноября 1918г.)
        в числе лиц, приговоренных во время восстания к расстрелу,
        называется фамилия священнослужителя Космодемьянского:
        "Слушали: По обвинению священника Космодемьянского и Панова как лиц, призывавших
        толпу к разгрому Советов в тот момент, когда было восстание к/р банд,
        и уезд был в осадном положении, ПОСТАНОВЛЕНО: расстрелять".

        Хотя имя и отчество священника не указаны, очевидно, речь идет об о.Петре.
        Доказательством служит то, что в "Клировых ведомостях" за 1917г., в котором
        дан алфавитный список всех церковнослужителей 26 кирсановских церквей, только
        один из 82 человек носил фамилию Космодемьянский — о.Петр Иванович
        Космодемьянский, служивший в с.Осиновые Гаи
    Кончина
      1918 
      Месяц 8 
      зверски замучен группой воинствующих безбожников и полуживой утоплен 
      Место Тамбовская губ., Кирсановский у., с.Осино-Гай (Осиновые Гаи) 
      Место захоронения Тамбовская губ., Кирсановский у., с.Осино-Гай (Осиновые Гаи), у алтаря Знаменской церкви 
      Жестоко избитый и искалеченный побоями, о.Петр был брошен на подводу и вывезен за
      пределы села. Всю ночь подвода с умирающим священником колесила малолюдными
      тропами. В течение всего своего крестного пути священник в полузабытьи читал
      молитвы, а его мучителей терзали страхи и видения. На рассвете следующего дня
      полуживой о.Петр был сброшен в Сосулинский пруд.
      Тело о.Петра было обнаружено лишь весной 1919г., когда полая вода
      выбросила его на берег. Это произошло так. Незадолго до праздника Троицы кто-то
      из пастухов заметил что-то вроде света и пения у воды (в нескольких километрах
      от села). При проверке нашли тело о.Петра. По свидетельству очевидцев, оно было
      без всяких признаков разложения и имело восковой цвет.
      Матушка Лидия Федоровна боялась забрать без разрешения тело мужа — местные власти
      могли оставить ее несовершеннолетних детей круглыми сиротами. Только по получении
      разрешения сельского совета она со старшим сыном Анатолием с честью похоронила
      о.Петра у алтаря Знаменской церкви 31 мая 1919г., в Духов день.
      На могиле его и ныне стоит крест.
      В селе Осиновые Гаи он ныне почитается святым
    Публикации ->
      1.Кученкова Валентина. Крестный путь сельского священника Петра Космодемианского (1872–1918). Машинопись.
      2.Климкова Марина. Святой из Осиновых Гаев// Родина. 2004. N 4.
    Заявители ->
      1. Строилов Владимир Иванович
      Еще живы люди, которые были очевидцами тех событий, которые могут дать точные
      сведения

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ