Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX МестоРукоположения епископ Симбирский и Сызранский Никандр Дела o63.119 =>
o63.119 Кн_Статья
    АХМАТОВ Иван Павлович, протоиерей

     — 1874, 21 сентября — родился в с. Протопопово Буинского
    уезда Симбирской губ. в семье священника.
    Учился в Симбирской Духовной Семинарии.

     — 1895–1899, 1 октября — служил псаломщиком в церкви
    с. Елаур Сенгилеевского уезда Симбирской губ.

     — 1899, 1 октября — рукоположен во диакона епископом
    Симбирским и Сызранским Никандром.

     — 1899, 1 октября-1902, август — служил в церкви
    с. Беклемишево Карсунского уезда Симбирской губ.

     — 1902, август-1911 — служил в церкви преп. Сергия
    Радонежского при Симбирской мужской гимназии.

     — С 1909 — был учителем чистописания, а также и. о. письмоводителя
    при Симбирской мужской гимназии и при Симбирской 1-й женской гимназии.

     — 1911–1912, 15 декабря — служил во Владимирской церкви
    г. Симбирска.

     — 1912, 15 декабря — рукоположен во иерея епископом Вениамином.

     — 1912, 15 декабря-1914 — священник церкви с. Бутырки
    Карсунского уезда Симбирской губ.

     — 1913 — законоучитель в начальном училище с. Бутырки.

     — 1914–1919 — служил в Успенской церкви при Мариинском
    детском приюте.

     — 1914 — член Попечительского Совета 1-й женской гимназии
    г. Симбирска.

     — 1915 — член Совета Симбирского Епархиального Свято-Троицкого
    Братства.

     — 1916 — назначен на военное время священником 242 запасного
    полка, квартировавшего в г. Симбирске, с сохранением места при приютском
    храме.

     — 1919–1923 — настоятель церкви Михаила Архангела
    в с. Кременки Ставропольского уезда Самарской губ.

     — 1923–1929, настоятель Казанской церкви с. Промзино (ныне
    пос. Сурское) Алатырского уезда Симбирской губ.

     — 1929, декабрь — арестован в с. Промзино.

     — 1929, 24 декабря — осужден (по ст. 61). Приговорен к
    5 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

     — 1931, август — после освобождения из тюрьмы проживал
    в ссылке в г. Бугульме (Татария).

     — 1937, 24 декабря — арестован в г. Мелекессе Ульяновской
    обл.

     — 1937, декабрь-1938, февраль — в заключении в тюрьме
    г. Мелекесса.

     — 1937, 30 декабря — осужден тройкой при УНКВД по Куйбышевской
    обл. Приговорен к расстрелу.

     — 1938, 18 февраля — расстрелян.
    Место захоронения: г. Ульяновск.
    Сын протоиерея Павла Ивановича Ахматова, писавшего
    много статей и рассказов в журналы. Мать — урожденная Державина
    Евгения Ивановна — из одного рода с поэтом Гавриилом Державиным.
    Священниками были также брат о. Иоанна — о. Дмитрий Ахматов
    и их дядя — священник о. Александр Венедиктович Тресвятский. О. Иоанн
    имел восьмерых детей.
    Из воспоминаний дочери: В храме с. Промзино
    как святыня, хранилась икона свт. Николая, вырезанная из черного камня.
    В праздник ее несли в гору, в часовню, двенадцать человек на носилках.
    По народному преданию явление этой иконы произошло на Белой Горе.
    Каждый год зимой, на Николу, в Промзино приезжали и приходили пешком
    люди со всей округи. Так было до 1929 г. Говорят, что
    в Промзино на Белой горе находили маленькие иконы: камень разламывался,
    и на изломе оказывался образ свт. Николая. Он стоял в полный рост,
    и в одной руке была церковь, а в другой — меч. Одну из таких икон
    о. Иоанн носил у сердца во внутреннем кармане. Она спасла ему жизнь
    в заключении, когда уголовники били священнослужителей поленьями.
    Удар пришелся в область сердца, икона треснула, но выдержала удар.
    Когда о. Иоанна арестовали в 1937 г., то он передал эту икону дочери
    Надежде, у которой она хранится по сей день. После первого ареста
    о. Иоанна заключили в тюрьму г. Ульяновска. На Пасху пел весь
    тюремный корпус, где сидели священнослужители. На это торжественное
    пение стали собираться люди, милиции так и не удалось разогнать толпу.
    С начала навигации заключенных стали водить на Волгу разгружать баржи
    с лесом, пилить и складывать доски. Мы с сестрой ходили работать за
    отца. Прошел слух, что их должны отправить по этапу. И вот рано утром
    их повели на вокзал. По бокам колонны с заключенными — конвой
    с собаками, по тротуару — толпа народа. Когда захлопнулись двери
    телячих вагонов, бабы заголосили, заглушая лай собак, стали
    бросаться на рельсы перед составом. Их отрывали от рельс и оттаскивали
    в сторону... ... Отец попал в сельхозколонну им. 1-го Мая
    под Куйбышевым. Там, кроме священнослужителей, было много раскулаченных.
    Отцу как человеку, хорошо знающему делопроизводство, доверили вести
    учет. Но приехала комиссия, и по распоряжению одного из начальников
    отец многие месяцы чистил отхожие места в соседнем женском лагере...
    Летом 1931 г. стало известно, что о. Иоанна отпускают.
    ... Никогда не забуду, как был счастлив отец, но боялся, что
    его опять арестуют. Был август 1931 г. В Ульяновске сразу с пристани
    мы пошли в Германовскую церковь. Там служил священником родной брат
    отца — о. Дмитрий. Мы вошли в храм, был конец обедни. О. Дмитрий
    вышел из алтаря с крестом, увидел брата и смешался. Он сразу не мог
    понять: то ли нищий, то ли брат стоит в дверях... С весны 1931
    г. о. Иоанн находился в ссылке. Весной 1931 г., после выхода
    из тюрьмы, отцу разрешили находиться в Ульяновске только 24 часа.
    Мы уехали сначала в Хвалынск, потом — в Бугульму. Отца на работу
    нигде не принимали, но он не мог сидеть без дела: принимался чинить
    печи, заборы, ящики, детские игрушки...
    Второй раз о. Иоанн был арестован за участие в
    церковно-сектантской контрреволюционной организации и контрреволюционную
    агитацию среди верующих по так называемому Мелекесскому делу.
    Члены мифической контрреволюционной группы г. Мелекесса
    обвинялись в связи с участием в такой же мифической церковно-монархической, фашистско-повстанческой контрреволю-
    ционной организации для борьбы с Советской властью, как в Ульяновске
    По одному делу с епископом Ульяновским и Мелекесским Владимиром проходили
    еще 20 священнослужителей и православных мирян, арестованных за участие
    в контрреволюционной организации. 30 декабря 1937 г. решением
    тройки при УНКВД по Куйбышевской обл. епископ Владимир и еще 12 священнослужителей
    и мирян были приговорены к расстрелу, 8 человек — к 10 годам
    лишения свободы. Дочь о. Иоанна вспоминает: В 1937 г. мы из
    Уфы переехали в Мелекес... 22 декабря я узнала, что в Ульяновске арестован
    брат отца, священник Дмитрий Ахматов, дядя отца — священник Александр
    Тресвятский и многие другие священнослужители. Отец сказал: Надо
    готовиться. Последняя наша ночь... Отец сжигает в печке дневники
    которые вел многие годы. Рано утром, часов в шесть, в окно постучали.
    Трое в штатском перевернули весь дом. Взяли мою тетрадь с конспектами
    по обществоведению, какую-то открытку и нарисованную отцом картинку.
    Составили протокол: переписка с Западом и хранение антисоветской литературы.
    В воскресенье я пошла в тюрьму, передала передачу. От отца пришла
    записка, только одно слово: Спасибо... Виновным себя о. Иоанн
    не признал. Был расстрелян по приговору. Брат о. Иоанна — священник
    о. Дмитрий Ахматов и его дядя — священник о. Александр
    Тресвятский — были арестованы по Ульяновскому делу и
    расстреляны в Ульяновске 17 февраля 1938 г.
     * Дмитриев В. И. Вечный вопрос // Ульяновский комсомолец.
    1988. 26 нояб. С. 6.
     * Романова Татьяна Петровна (внучка), Романова Ирина Викторовна
    (правнучка).
     * Симбирская Голгофа (1917–1938). Ульяновск, 1996. С. 76,
    77–83.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ