Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX РодствоЗаявителя внук
Дела o04.310
    Орловский Василий Павлович 
    Фамилия Орловский 
    Место рождения Самарская губ. 
    протоиерей 
    Из старинного рода священнослужителей
    Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до середины 1930-х гг.] [до 1935г.]
      Служение
        Самарская губ., с.Большая Каменка 
        протоиерей 
        Известная история прихода в селе Большая Каменка описывает окончание строительства
        нового храма, начатого в 1896г. В 1900г. епископом Гурием (Буртасовским) в храм
        Большой Каменки был переведен священник Симеон (Адриановский). Согласно церковной
        летописи, необходимо было сделать иконостас, позолотить его, выполнить в нем ряд икон,
        сделать настенную роспись в алтаре. 16 августа 1900г. состоялось освящение храма.
        Рядом с храмом, через переулок, тогда же был выстроен просторный дом из шести комнат
        для священника Василия (Орловского).
        Оба батюшки были энергичными организаторами кооперативных начинаний в селе, в
        виде ссудосберегательного и машинного товариществ. Первое — в урожайные годы
        скупало по средним ценам у бедняков зерно, выдавало им ссуду, выдерживало зерно
        в "белом амбаре" до весны, а затем по повышенным ценам продавало зерно на рынке.
        Таким образом это товарищество вырывало бедняков из кабалы кулаков.
        Машинное товарищество приобретало и выдавало в пользование сложные молотилки
        с движками, жнейки и сноповязалки, которые появились в массовой продаже перед
        первой мировой войной. И первый в селе кооперативный магазин возник не без
        содействия священников. Оба они были и деятельными пропагандистами общества
        трезвости.
        О.Василий был добродушным человеком и считался по селу "добрым батюшкой".
        В 1896г. он женился на Вере Дмитриевне, в девичестве Мизерандовой, происходившей
        из семьи разорившегося помещика. Дворянский род ее семьи предположительно
        начинался от Забавы Путятичны (Киевской).
        Бог дал Вере Дмитриевне одного ребенка — сына Николая. Больше детей не было, и
        матушкой была взята на воспитание сирота Лиза. Матушка была деятельным человеком.
        В 1912г. она арендовала на 99 лет небольшой участок земли, расположенный в дубняках
        за Постниковский садом при выезде из Самары в Каменку и построила на нем дачу,
        которую сдавала внаем. Но в 1917 году дача была реквизирована Горсоветом.
        В годы недорода при школах открывались земские столовые для детей бедных родителей.
        В недород 1911г. матушка устраивала такие обеды на кухне их дома.
        После революции о.Василий с семьей был изгнан из церковного дома. Он выстроил
        новый собственный домик, матушка завела небольшой огород и с увлечением преподавала
        в школе II степени (бывшей земской) ручной труд, получая небольшой паек за работу.
        Неожиданно при ремонте полов в детском учреждении (бывшем доме о.Василия) был
        обнаружен ящик с тремя солдатскими винтовками, и о.Василий был обвинен в подрыве основ
        советской власти в Каменке. По тем строгим времена, ему грозил расстрел. Но
        непричастность его к сокрытию ящика было настолько явной, что официального обвинения
        ему не было предъявлено.
        Гонения продолжались. В 1928г. о.Василий был, как служитель культа, обложен таким
        налогом, что для его уплаты пошло с молотка домашнее имущество: старая лошадь,
        корова, библиотека, перины, часы и прочее.
        Вскоре о.Василий был арестован
      Аресты
        Самарская губ., с.Большая Каменка 
        Год ареста 1930 
      Осуждения
        ././1930 
        Приговор высылка в Северный край 
      Места заключения
        Самара, изолятор 
        Год начала 1930 
        После приговора о.Василий пережил мучительный этап в теплушках до Архангельска,
        далее на баржах до Мезени, а от этого городка еще около 200 километров по реке
        до Лешуконского лагеря. Собранная там рать священнослужителей работала на лесоповале.
        О.Василию уже перевалило за 60 лет. Его сын, высылая ему в лагерь денежные переводы,
        не надеялся увидеть отца живым на свободе.
        Матушка, Вера Дмитриевна совершила великий подвиг русских женщин. Вместо того,
        чтобы уехать в Уральск к сыну, она, продав дом с двором и великолепным садом,
        оставшуюся козу и 6 пчелиных ульев, отбыла вслед за отцом Василием на север, в
        Лешуконск. Как она добиралась в одиночку до Лешуконска, как жила на Севере, она
        описала в стихах, оставшихся после ее смерти
        Архангельская о., Мезенский р., Лешуконский ИТЛ 
        Год начала 1929 
        После отбытия срока о.Василия "сактировали" как тяжело больного, ему было уже 68 лет.
        Выжил он в лагере благодаря заботам Веры Дмитриевны.
        Тяжелый путь домой, к сыну, она описала в воспоминаниях:
            
        "Сплавились из Лешуконска до Мезени на лодках, пошли заморозки, ждали прихода
           последнего морского парохода 21 день. Со мной заговорил начальник радио. Он
           сказал: "Где-нибудь теперь и мой папа также бьется", и послал меня подождать
           парохода к своей жене. У нее я взяла вышивать аппликацией наволочку дорожную.
           Я шила у нее по ночам, а днем она присылала нам обед и хлеб. Я за билет
           отдала ему 150 рублей, и он обещал выхлопотать билет. Нужно было на баркасе
           поехать в море на пароход. До баркаса шли ночью, выше щиколоток в тине. Отец
           в чесанках, а я в голых сапогах, они падали с меня в темноте. Влезли на пароход
           по канатной лесенке, но я не нахожу своего благодетеля. На нас кричат и хотят
           выбросить назад в шлюпку. Отец Василий, лежа на полу, плакал и задыхался, как
           рыба.
           Вдруг подошел начальник радио и принес нам билет 2-го класса со всеми удобствами.
           В каюте ехали еще врач и один на рыбный промысел. Начальник был для нас в виде
           сказочной феи. Мы ехали счастливо почти трое суток по спокойному Белому морю,
           а когда сошли в Архангельске на пристань, то поднялась такая буря, что чуть
           не сорвало с якоря конторку. Пошел дождь. С трудом нашли ночевку. Утром
           простояла я сутки на вокзале за билетом, а муж дремал на багаже. Достала билеты
           до Уральска. Долго мы ехали из Архангельска с пересадкой в Москве, и я буквально
           ничего не помню из этих дорожных дней. Мне уже было 64, а мужу — 68 лет"

        Сын встретил их в Уральске, с узлом лагерного замызганного багажа перевез по
        первому зимнику в домик на Деркуле. Сыну надо было ехать в Омск на новую работу,
        но везти родителей в Сибирь, совершенно обессиленных длительным мучительным переездом
        из Лекушонска, было невозможно
      Места проживания
        Уральская о., пос.Деркул 
        Год окончания 1935 
        Сын подыскал родителям частный домик с богобоязненной старушкой-хозяйкой.
        Вид у о.Василия после пережитого был страшный: недовылезшие космы, какой-то
        оловянный застывший взгляд, деревянная поступь. Но все же разум и логика мышления
        у него сохранились.
        Осень 1935г. матушка послала сыну телеграмму: "Выезжай немедленно, если хочешь
        увидеть отца живым", а через три дня вторую: "Отец умер в шесть часов вечера".
        Сын не мог успеть к отцу, и послал матери поддерживающую телеграмму
    Кончина
      1935 
      Неточная дата осень 1935г. 
      Место Уральск 
      Место захоронения Уральск, кладбище 
      Церковь похоронила о.Василия со всеми подобающими по чину протоиерея почестями.
      Могила на Уральском кладбище была обрамлена железной изгородью и стоял на могиле
      большой дубовый крест, какой ставили по обычаю на кладбище Большой Каменки.
      Во время войны могила была утеряна. Так окончилась длинная и тяжелая история
      скромного деревенского батюшки Василия Павловича Орловского.
      Матушка Вера Дмитриевна жила у сына на Убинской опытно-мелиоративной станции в
      Новосибирской области, растила внука, крещенного ею по всем правилам
    Заявители ->
      1.Внук Орловский Сергей Николаевич

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ