Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архидиакон
Дела okn.126
    Рафаил (Шейченко Родион Иванович) 
    Год рождения 1891 
    Место рождения Курская губ., Новооскольский у. (Белгородская о.), слоб.Велико-Михайловская 
    иеромонах 
    Родился в семье малороссийского крестьянина, занимавшегося сапожным ремеслом и
    переплетным делом.
    В 1906г. окончил церковно-приходскую школу и поступил в земское училище.
    Учился в земском училище до 1909г. После этого, как и отец, работал сапожником.
    В 1913г. был призван в армию и здесь окончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу,
    по окончании которой ему было присвоено звание унтер-офицера и он был отправлен
    в 6-й уланский Волынский полк, где прослужил до демобилизации в 1918г.
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1918-1928гг.] [1928-1936гг.] [1936-1943гг.] [1943-1944гг.] [1944-1955гг.] [1955-1957гг.]
      Служение
        Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина Пустынь 
        Должность послушник 
        Год начала 1918 
        День начала 26 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1923 
        Вернувшись с фронта, Родион Шейченко в 1918г. попрощался с родными и отправился
        в Оптину Пустынь, где уже не раз бывал до того паломником и трудником.
        Пришел в Оптину в день Св.Тихона Задонского.
        Много лет спустя он писал об этом событии своей духовной дочери:
             "От дней детства, под кровом родителя своего, я всей пылкостью чистой юной
              души любил и жаждал св.иноческого жития. Оно было мечтой детства и усладой
              юности. И вот я стал у преддверия желаний моих...".
        Окончательное решение принять монашество пришло после трагического случая в его семье.
        На его глазах убили кого-то из его близких, и он сам на салазках привез тело
        убитого домой. Это было последним толчком порвать с миром.
        В монастыре он нес послушание ветеринарного фельдшера и клиросное.
        Советская власть преобразовала монастырь в племенное хозяйство, но при этом братия
        осталась на месте, и ей не запретили совершать уставное монастырское богослужение.
        В племенном хозяйстве он по-прежнему продолжал трудиться в качестве ветеринарного
        фельдшера.
        Духовно он был близок с о.Борисом Холчевым и С.Н.Никитиным (Владыкой Стефаном).
        Все трое были духовными детьми старца о.Нектария.
        В 1923г. Оптину закрыли, а монахов выселили. С великой скорбью покидали иноки
        обитель
      Места проживания
        Калужская о., г.Козельск 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1928 
        После закрытия Оптиной Пустыни большинство ее насельников
        поселились в Козельске, где старались работать, где было только возможно.
        Послушник Родион поселился на частной квартире. Зарабатывал на жизнь
        сапожным ремеслом
      Рукоположение
        монах 
        Рафаил 
        1928 
        Место Калужская о., г.Козельск 
        Кто рукоположил иеромонах Макарий (Чиликин) 
        Был пострижен насельником Оптиной пустыни иеромонахом Макарием (Чиликиным)
        на его квартире по благословению епископа Малоярославецкого, викария
        Калужской епархии Стефана (Виноградова) с наречением имени в честь
        Архистратига Божия Рафаила
        иеродиакон 
        1928 
        Место Калужская о. 
        Кто рукоположил епископ Мосальский, викарий Калужской епархии Герман (Вейнберг) 
        В том же 1928г. рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона
        епископом Мосальским Германом (Вейнбергом)
        архидиакон 
        1928 
        Место Калужская о. 
        Кто рукоположил епископ Мосальский, викарий Калужской епархии Герман (Вейнберг) 
      Служение
        Калужская о. 
        архидиакон 
        Должность келейник епископа Мосальского Германа 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1929 
        В течение 10 месяцев о.Рафаил пробыл при епископе Германе в качестве келейника и
        архидиакона на архиерейских службах.
        В 1929г. епископ Герман был назначен в г.Верный (Алма-Ату) на самостоятельную
        кафедру, ему понравился ревностный оптинский монах, и он стал уговаривать
        его отправиться вместе с ним в Алма-Ату, но о.Рафаил был уже крепко привязан
        к Оптиной и отказался, вернувшись в Козельск
        Калужская о., г.Козельск, Георгиевская церковь 
        архидиакон 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 2 
        В Козельске служил в Георгиевской церкви
      Места проживания
        Калужская о., г.Козельск, Красноармейская, 35 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        С февраля 1930г. о.Рафаил иеродиаконом не служил по состоянию здоровья
        (по другим данным, в феврале 1930г. он был принудительно мобилизован на лесозаготовки),
        жил на средства от продажи вещей, на помощь своего брата (в 1930г. у него
        было три брата) и монашеского братства.
        Проживал вместе с иеромонахом Макарием (Чиликиным).
        Обращался к Оберучевой Александре Дмитриевне как к врачу
      Аресты
        Калужская о., г.Козельск 
        Год ареста 1930 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 8 
        9 июня 1930г. в Козельске произошли народные волнения, связанные с грубыми действиями
        милиции. Волнения закончились мирно, но власти воспользовались случившимся и
        обвинили в подготовке и организации возмущения монахов, торговцев и независимых
        крестьян.
        Спустя два с половиной месяца ОГПУ приступило к арестам потенциальных "врагов".
        Были арестованы все оставшиеся в Козельске монахи Оптинской пустыни.
        18 августа 1930г. был арестован и о.Рафаил
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Западной обл. 
        27/11/1930 
        Обвинение "организованная контрреволюционная деятельность, а/с агитация, организация и участие в массовых беспорядках" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет концлагерей, считая срок с 18.08.1930г. 
        Групповое дело "Дело архимандрита Оптиной Пустыни Пантелеимона (Аржаных) и др., Калужская о., г.Козельск, 1930г." 
        О.Рафаил проходил по групповому делу насельников Оптиной пустыни.
        Он был обвинен в организованной контрреволюционной деятельности, а/с агитации,
        в организации и непосредственном участии в массовых беспорядках
        (базарные выступления 9 июня 1930г. в Козельске).
        2 сентября 1930г. на допросе архидиакон Рафаил сказал:
          "Виновным себя не признаю... Ни в какой контрреволюционной группе не состоял
           и работы, направленной против советской власти, не вел...
           Руководство духовной жизнью братства шло путем исповеди духовников.
           На базаре... на Духов день в городе Козельске я не был, находился дома
           и поэтому, что было на базаре, не знаю, да и как общее правило на базары
           я не хожу. Бывших торговцев, арестованных и находящихся со мной под стражей,
           знаю всех; как житель города Козельска, иногда с ними встречался,
           но в их домах я не был...".
        Были допрошены свидетели, и в частности хозяйка квартиры, где жил о.Рафаил.
        Она показала:
           "Из бесед с Рафаилом знаю, что последний является ярым, закоренелым монахом
           с присущими им старыми взглядами".
        В октябре 1930г. следствие было закончено и составлено обвинительное заключение:
           "В августе 1930г. Сухиническим... ОГПУ в городе Козельске...
           было выявлено наличие монашеско-монархической контрреволюционной группы,
           охватывающей своим влиянием как население города, так и смежных деревень.
           Было известно, что контрреволюционная группа ставит перед собой задачи
           непосредственной борьбы с советской властью и реставрацию монархического
           строя...".
        27 ноября 1930г. тройкой при ПП ОГПУ по Западной обл. архидиакон Рафаил был
        приговорен к 10 годам лагерей.
        Виновным себя он не признал
      Места заключения
        Калужская о., г.Сухиничи, Домзак 
        Год начала 1930 
        День начала 18 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1930 
        Уральская о., пос.Виажиха (Пермская о., г.Красновишерск), Вишлаг 
        Год начала 1930 
        День начала 18 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1931 
        Он был отправлен в Вишерский исправительно-трудовой лагерь,
        располагавшийся в поселке Виажиха Уральской области
        (ныне город Красновишерск Пермской области)
        Кемеровская о., пос.Юрга, ИТЛ 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1934 
        В Юрге о.Рафаил встретился со знакомым по Оптиной пустыни о.Борисом Холчевым.
        Они были помещены не в общем бараке, а в стойле свинарника. Там они вдвоем
        встречали светлый праздник Христова Воскресения — Пасху.
        В 1934г. о.Рафаил был переведен в Дмитлаг
        Московская о., Дмитровский р., Дмитлаг 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1936 
        В Дмитлаге о.Рафаил работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме
        подсобного совхоза "Ермолино". Ферма занималась свиноводством.
        Он жил в пустом стойле свинарника.
        От великого недостатка пищи питался тем, что давали свиньям.
        Находясь в лагере, о.Рафаил не скрывал своей веры. Ему во время свидания передали
        Евангелие, молитвослов, икону.
        Собрал богослужебные книги и совершал ежедневно службы в "своей комнатке"
        Поскольку он жил в свинарнике отдельно, то и мог беспрепятственно молиться,
        приглашая иногда к себе некоторых из заключенных собратий.
        Он был в дружеских отношениях со многими своими соузниками.
        К нему довольно часто приезжали монахини Шамординского монастыря и знакомые
        из Козельска.
        По своему служебному положению он мог беспрепятственно ходить по лагерному поселку.
        Летом однажды он шел со своей знакомой, приехавшей к нему на свидание.
        Навстречу ему шла группа уголовниц, возвращавшихся с работы. Поравнявшись
        с о.Рафаилом и его спутницей, они смиренно поклонились ему и поприветствовали:
                "Здравствуйте, батюшка!"
        Из лагеря о.Рафаил писал знакомым. Некоторые письма не доходили до адресатов —
        они забирались уполномоченным НКВД, который в конце концов счел, что оптинский
        монах ведет слишком активную религиозную жизнь и принялся собирать материалы
        для его ареста
      Аресты
        Дмитлаг НКВД, 3-тье отделение 
        Год ареста 1936 
        День ареста 21 
        Месяц ареста 6 
        21 июня 1936г. оперуполномоченный Дмитлага НКВД направил рапорт начальнику
        3-го отделения:
            "Доношу, что зека Шейченко... на протяжении продолжительного времени ведет
             контрреволюционную агитацию.
             Прошу Вашего распоряжения о привлечении его к уголовной ответственности...".
        В тот же день в бараке, где жил о.Рафаил, был произведен обыск, и отрывки из писем
        и стихи, найденные у него, были представлены как вещественные доказательства
        преступления против государства, которые он пытался будто бы скрыть, имея
        намерение передать их на сохранение другому человеку
      Осуждения
        Закрытое Заседание Московского облсуда по делам Дмитлага 
        13/09/1936 
        Обвинение "контрреволюционная агитация в лагере" 
        Приговор 6 лет отбывания наказания в отдаленных северных лагерях с поражением в правах на 5 лет 
        13 сентября 1936г. состоялось закрытое Заседание Московского облсуда по делам
        Дмитлага НКВД в составе председательствующего, двух членов суда и секретаря.
        Суд в приговоре написал:
            "Виновным себя подсудимый не признал, но преступление доказано как материалами
             дела, так и свидетельскими показаниями, а потому суд, учитывая личность
             подсудимого и условия лагерной обстановки... приговорил... к лишению
             свободы сроком на шесть... лет, с поражением в правах на пять лет и
             направлением для дальнейшего отбывания в отдаленные северные лагеря"
      Места заключения
        Мурманский ИТЛ 
        Год начала 1936 
        Пермская о., г.Соликамск, Усольлаг НКВД 
        Год окончания 1943 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 11 
        Из лагеря о.Рафаил вышел 18 ноября 1943г. "сактированным" инвалидом
      Места проживания
        Тамбовская о., г.Кирсанов 
        Год начала 1943 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1944 
        Месяц окончания 4 
        Сначала он поселился в г.Кирсанове Тамбовской обл. у верующей старушки.
        Здесь он прожил около полугода.
        Хорошо знавшие его люди стали настойчиво приглашать его в Козельск,
        и он переехал туда в апреле 1944г.
        Калужская о., г.Козельск 
        Год начала 1944 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1944 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 10 
        Приехав в Козельск в апреле 1944г., он нашел там полную разруху.
        Действующего храма в городе не было
      Рукоположение
        иеромонах 
        1944 
        День 1 
        Месяц 10 
        Место Москва, храм Успения в Гончарах на Таганке 
        Кто рукоположил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) 
        Физически о.Рафаил был очень слаб, но душа его горела любовью к Богу.
        Он поехал в Москву к митрополиту Николаю (Ярушевичу), который 1 октября 1944г.
        посвятил его в сан иеромонаха (это произошло в день празднования иконы
        "Утоли моя печали") и благословил хлопотать об открытии храма, назначив,
        согласно просьбе двадцатки, настоятелем Благовещенской церкви в г.Козельске
      Служение
        Калужская о., г.Козельск, храм Благовещения Пресвятой Богородицы 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1944 
        День начала 1 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1949 
        Власти отдали Церкви совершенно разрушенный храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
        Храм Благовещения, как и многие другие, был сильно поврежден, и о.Рафаил,
        тратя много сил на его восстановление, стал служить в наскоро отремонтированном
        приделе.
        Поскольку строительную технику достать тогда было невозможно по недружелюбству
        властей, то строить приходилось вручную.
        Благодаря хлопотам о.Рафаила и прихожан, храм стал восстанавливаться.
        О.Рафаил был человеком великой любви и жалости к людям, помогал многим нуждающимся.
        Он стал заботиться о состарившихся и немощных сестрах Шамординского монастыря,
        многие из которых в то время стали возвращаться из лагерей и ссылок.
        Душа его вмещала всех, кто нуждался в помощи. Все шли к нему, как к родному
        отцу, и всех он согревал своей любовью. Много было и не монашествующих,
        но просто исстрадавшихся от многообразных трудностей, и для каждого находилось
        тепло в его душе. Дверь его кельи была открыта для всех.
        В Благовещенском храме с 1944г. также служил иеромонах Никон (Воробьев).
        Между ним и о.Рафаилом произошел конфликт, в результате которого
        епископ Онисифор (Пономарев) запретил о.Никона в священнослужении, затем о.Никон
        был переведен в г.Белев. Впоследствии подвижники вполне примирились,
        обменявшись письмами.
        С апреля 1948г. с о.Рафаилом священником стал служить рукоположенный
        во священника в том же году бывший учитель Сергей Георгиевич Шумилин,
        деятельность которого была непосредственно связана с деятельностью архиепископа
        Василия (Ратмирова).
        После перевода о.Сергия в Благовещенский храм, многие прихожане стали опасаться,
        считая его сотрудником органов госбезопасности.
        26 октября 1948г. МГБ и ГенПрокуратура приняли директиву об аресте возвратившихся
        из заключения священнослужителей, если те продолжали вести активную церковную
        деятельность.
        С этого времени установилась особенно тщательная слежка за о.Рафаилом:
        слушались его проповеди, обращалось внимание на всю его строительную,
        благотворительную и духовническую деятельность, его стали часто вызывать
        в местное отделение МГБ.
        Агентом был его сослуживец по храму, и посему вся деятельность о.Рафаила
        освещалась перед МГБ подробнейшим образом.
        В 1940-х гг. безбожные власти стали произвольно увеличивать налоги на храмы..
        В начале 1948г. иеромонах Рафаил, церковный староста и помощница старосты
        направили уполномоченному Совета по делам РПЦ по Калужской обл. жалобу
        на непосильность этих налогов. Жалоба была переслана в финансовый отдел
        Калужской области, который, однако, признал сумму налогов справедливой
        и жалобу отклонил.
        В том же 1948г. о.Рафаил, староста и помощница старосты направили уполномоченному
        еще четыре жалобы на неправильное обложение налогами, но и на этот раз их
        жалобы были отклонены.
        На третий день Пасхи 1948г. о.Рафаила вызвали в Козельское отделение МВД.
        Он полагал, что его вызывают по поводу произнесенных им проповедей, но услышал
        там, что
           "он не имеет права ходить по домам по приглашению верующих в праздник
            Пасхи, в престольные праздники".
        Ему было поставлено также на вид, что он незаконно совершает похороны,
        сопровождая погребальные процессии до кладбища.
        Весной 1949г. староста Благовещенской церкви Наталья Александрова стала
        жаловаться властям, что о.Рафаил отстранил ее от свечного ящика, поручив им
        заниматься монахине, причем предыдущему старосте, мужчине, платили больше,
        а когда она попыталась добиться повышения зарплаты, о.Рафаил ей на это ответил,
        что мужчине-старосте, да еще дельному, он бы и еще больше платил.
        Верующие прихода были убеждены, что это не кто иной, как священник Сергий
        Шумилин убедил Наталью жаловаться уполномоченному
      Аресты
        Калужская о., г.Козельск 
        Год ареста 1949 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 7 
        Телеграммой от 9 июля 1949 года о.Рафаил был вызван к уполномоченному
        по делам Русской Православной Церкви в Калугу.
        11 июля он вошел в кабинет уполномоченного и здесь был арестован и затем
        заключен в калужскую тюрьму.
        В доме иеромонаха Рафаила, в Козельске, в тот же день был произведен обыск.
        После ареста о.Рафаила священник Сергий Шумилин был назначен настоятелем
        Благовещенской церкви, и одним из первых его действий стало увольнение
        старосты Натальи, которой он заявил, что, "по сведениям уполномоченного
        по делам РПЦ по Калужской области, она посадила настоятеля Шейченко, —
        нам такие старосты не нужны..."
      Осуждения
        Особое Совещание при МГБ СССР 
        12/11/1949 
        Обвинение "антисоветская агитация с амвона церкви и в беседах с верующими" 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        Допросы о.Рафаила начались сразу же после ареста.
        Виновным в предъявленных ему ложных обвинениях — в антисоветской агитации,
        распространении клеветнических провокационных слухов и т.д. он себя не признал.
        Из протокола допроса:
         "— Следствием установлен ряд фактов антисоветской работы, проводимой вами:
            вы, обращаясь к верующим за денежной помощью, клеветали на мероприятия
            коммунистической партии и советского правительства. Так ведь было?
          — Весной 1949 года я обращался к верующим и говорил, что на нас, священников,
            наложен налог непосильный, который мы не в состоянии уплатить из тех доходов,
            которые имеем. Если не сократят эти налоги, то, возможно, придется
            отказаться от службы. Я-то один, а у отца Сергия все-таки семья.
            Церковный совет должен помочь нам, так как ему известно, что у нас доходы
            не такие, как об этом доносят в районный финансовый отдел...
          — Следствию известно, что вы в одной из своих проповедей о древних философах
            утверждали, что в настоящее время нет таких талантливых ученых, какие были
            раньше. Отсутствие талантливых ученых в настоящее время вы объясняли тем
            обстоятельством, что сейчас ученые не верят в Бога. Это было?
          — Я говорил в проповеди о Василии Великом, Иоанне Златоусте и Григории Богослове.
            Все трое были дети знатных и богатых родителей. Получили в то время
            классическое высшее образование... Несмотря на свой знатный род, богатство,
            славу и любовь окружающих, они проводили высоконравственную,
            целомудренную жизнь, не предавались языческим игрищам и разврату.
            Они, по их словам, знали только две дороги: одну дорогу в храм, а другую
            в училище.
            Закончив образование, они вступили на путь служения Богу, несмотря на то,
            что им открывалась широкая дорога по светской карьере.
            Поэтому они явились великими светильниками веры Христовой, имя их будет
            чтиться во все века до скончания мира...
            Обращаясь к верующим, я говорил, что возвела этих святых на высоту
            духовную благочестивая жизнь их семей, высоконравственная и целомудренная.
            Я призывал родителей, чтобы они служили примером для своих детей,
            как родители Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
            Я утверждаю, что с моей стороны не делалось никаких сравнений с советской
            действительностью, с советскими учеными тех ученых, о которых я говорил
            в проповедях...".
        После допросов свидетелей были проведены очные ставки с ними о.Рафаила:
         "— В сентябре 1948г. Шейченко рассказывал о мученицах Вере, Надежде, Любови и
           их матери Софии; в конце своей проповеди он заявил:
                  "Несмотря ни на какие мучения, ни сестры, ни мать от Христа
                   не отказались, сколько их ни уговаривали и чего им ни предлагали
                   в смысле материального обеспечения. А в настоящее время, какие
                   вы стали христиане? — за любые пустяки откажетесь от Бога...
          — ...Я говорил проповедь о мученицах Вере, Надежде, Любови и их матери
            Софии. В конце своей проповеди я заявил, что ни сестры, ни мать от Христа
            не отказались, несмотря ни на какие мучения. Я говорил:
              "Какое было мужество, какая вера, а сейчас у нас вера оскудела, нет такого
               мужества; мы сейчас от веры откажемся за кусок хлеба и литр масла".
        12 сентября 1949г. было составлено обвинительное заключение:
           "Будучи враждебно настроен к существующему в СССР общественному и
            государственному строю, с церковного амвона... и в беседах...
            проводил антисоветскую агитацию. Принимая во внимание, что Шейченко...
            среди отсталых верующих и монашеского элемента пользуется большим
            авторитетом, что во время судебного следствия по его делу может вызвать
            большое и нежелательное скопление верующих у здания суда и возможность
            провокационных разговоров... с их стороны, поэтому следственное дело...
            по обвинению Шейченко направить на рассмотрение Особого Совещания
            при МГБ СССР".
        12 ноября 1949г. Особое Совещание приговорило о.Рафаила к 10 годам ИТЛ.
        26 ноября ему было выписано направление в Вятлаг
      Места заключения
        Вятлаг 
        Год начала 1949 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1955 
        О.Рафаил, слабый и совершено больной (ему было уже за 60 лет), сидел с
        уголовниками. Без него был освящен храм, и о.Сергий стал там настоятелем. В
        письмах из лагеря о.Рафаил умолял своих духовных чад "простить Наташу" (которая
        прислала ему покаянное письмо о своем грехе доносительства), и писал о
        том, что без воли Божией "Ни влас с головы не пропадет", что нужно смиряться
        перед волей Божией, в какой бы тяжелой форме она ни выражалась".
        16 ноября 1953г. бывшая староста Наталья Александрова направила заявление
        в Верховный Совет:
            "Прошу Верховный Совет ответить на заявление православных верующих города
             Козельска Калужской области... Просим вашего ходатайства освободить
             нашего священника Шейченко Родиона Ивановича по старости,
             ему шестьдесят три года, инвалид.
             Со стороны областного уполномоченного... нанесена на него ложь и клевета,
             я подтверждаю своей подписью, а если потребуется, я все могу объяснить".
        Все хлопоты верующих об освобождении о.Рафаила остались бесплодными.
        30 августа 1954г. Центральная Комиссия по пересмотру дел на лиц,
        осужденных за контрреволюционные преступления, содержащихся в лагерях,
        колониях и тюрьмах МВД СССР и находящихся в ссылке на поселении,
        оставила приговор в силе.
        В лагере он провел 5 лет и 8 месяцев
      Служение
        Калужская о., г.Козельск, храм Пресвятой Богородицы 
        иеромонах 
        Должность второй священник 
        Год начала 1955 
        День начала 5 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1957 
        5 октября 1955г. епископ Калужский Онисифор (Пономарев) назначил иеромонаха
        Рафаила вторым священником в восстановленную ранее о.Рафаилом Благовещенскую церковь
        в Козельске, где настоятелем оставался о.Сергий Шумилин.
        Иеромонах Рафаил старался служить в Благовещенском храме как можно чаще
        и никому не отказывал в исполнении треб, хотя это было порой для него
        физически крайне утомительно, особенно когда приходилось в дни ненастья ходить
        на кладбище и служить по заказу родственников почивших панихиды.
        Он безотказно принимал страждущих, духовно изголодавшихся в обезбоженном мире
        людей, которые в конце концов стали съезжаться к нему со всей страны.
        Несмотря на слабость, о.Рафаил всех принимал
    Кончина
      1957 
      День 19 
      Месяц 6 
      Место Калужская о., г.Козельск 
      Место захоронения Калужская о., г.Козельск, Преображенский храм Оптиной пустыни 
      Сразу после Троицы о.Рафаил заболел воспалением легких, придя с кладбища
      после многочисленных панихид.
      Затем у о.Рафаила случился инсульт, у него парализовало правую сторону тела
      и отнялась речь, его состояние быстро ухудшалось.
      Настоятель о.Сергий Шумилин причастил и пособоровал его.
      Иеромонах Рафаил скончался 19 июня 1957г.
      Был погребен на старом кладбище в городе Козельске.
      Гроб с его телом почти в течение целого дня двигался от дома до кладбища,
      столько людей хотело проститься со старцем, для многих он был благотворителем,
      помощником и молитвенником.
      На могиле его не было надписи, потому что в ней похоронили еще двух
      священников.
      22 июня 2005г., по благословению Патриарха Алексия II, были обретены мощи
      преподобноисповедника Рафаила, которые были перенесены в Преображенский храм
      Оптиной пустыни.
      Синодальным постановлением 11 апреля 2006г. иеромонах Рафаил (Шейченко)
      причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного
      почитания
    Канонизация
      Преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко) 
      Дата 11/04/2006 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 11 апреля 2006г. 
      Кто представил Свято-Введенская Оптина пустынь 
      Тропарь, глас 1:
        Верный ученик Христа даже до смерти быв, /
        преподобне Рафаиле исповедниче приснопамятне, /
        подвиги бо поста и кровию мучений /
        землю Русскую освятил еси. /
        Тем же и мы, чада твоя, любовию вопием ти: /
        слава Давшему тебе крепость, /
        слава Венчавшему тя, /
        слава Прославльшему тя с новомученики и исповедники Российскими /
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 06.06 
          Новый стиль 19.06 
          день блаженной кончины (1957г.) 
        3
          Старый стиль 09.06 
          Новый стиль 22.06 
          обретение мощей (2005г.) 
    Реабилитация
      Дата 17/05/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Калужской обл. 
      По году репрессий 1930 
    Публикации 
      1 Соль земли/ Сост. С.В.Фомин. М.: Паломник, 1998. 335 с. (Б-ка "Паломника"). 
      С.114,121,283–284. 
      2 Отец Рафаил Оптинский// Надежда. Вып.15. Цюрих-Мюлуз, 1992. 
      С.165–202. 
      3 http://drevo-info.ru/articles/17901.html (Древо — Открытая Православная Энциклопедия. Рафаил (Шейченко)). 
      4 http://www.pravmir.ru/arximandrit-boris-xolchev-ves-kak-solnca-luch/ (Православие и мир. Архимандрит Борис (Холчев). Из книги "Духовное наследие архимандрита Бориса (Холчева)"). 
      5 http://lists.memo.ru/index25.htm (сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР). 
      6 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь. Тверь:"Булат", 2008. 
      С.34–72. 
    Документы 
      1 Архив УФСБ по Калужской обл. Д.П-13910. 
      2 Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006г. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ