Ќовомученики, исповедники, за ’риста пострадавшие в годы гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковь в XX в.
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX —ан–укопол архидиакон
ƒела okn.126
    –афаил (Ўейченко –одион »ванович) 
    ‘амили€  Ўейченко 
    √од рождени€ 1891 
    ћесто рождени€  урска€ губ., Ќовооскольский у. (Ѕелгородска€ о.), слоб.¬елико-ћихайловска€ 
    иеромонах 
    –одилс€ в семье малороссийского кресть€нина, занимавшегос€ сапожным ремеслом и
    переплетным делом.
    ¬ 1906г. окончил церковно-приходскую школу и поступил в земское училище.
    ”чилс€ в земском училище до 1909г. ѕосле этого, как и отец, работал сапожником.
    ¬ 1913г. был призван в армию и здесь окончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу,
    по окончании которой ему было присвоено звание унтер-офицера и он был отправлен
    в 6-й уланский ¬олынский полк, где прослужил до демобилизации в 1918г.
    ‘отографии[1] [2] [3] ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[1918-1928гг.] [1928-1936гг.] [1936-1943гг.] [1943-1944гг.] [1944-1955гг.] [1955-1957гг.]
      —лужение
         алужска€ губ., г. озельск, —в€то-¬веденска€ ќптина ѕустынь 
        ƒолжность  послушник 
        √од начала 1918 
        ƒень начала 26 
        ћес€ц начала 8 
        √од окончани€ 1923 
        ¬ернувшись с фронта, –одион Ўейченко в 1918г. попрощалс€ с родными и отправилс€
        в ќптину ѕустынь, где уже не раз бывал до того паломником и трудником.
        ѕришел в ќптину в день —в.“ихона «адонского.
        ћного лет спуст€ он писал об этом событии своей духовной дочери:
             "ќт дней детства, под кровом родител€ своего, € всей пылкостью чистой юной
              души любил и жаждал св.иноческого жити€. ќно было мечтой детства и усладой
              юности. » вот € стал у преддвери€ желаний моих...".
        ќкончательное решение прин€ть монашество пришло после трагического случа€ в его семье.
        Ќа его глазах убили кого-то из его близких, и он сам на салазках привез тело
        убитого домой. Ёто было последним толчком порвать с миром.
        ¬ монастыре он нес послушание ветеринарного фельдшера и клиросное.
        —оветска€ власть преобразовала монастырь в племенное хоз€йство, но при этом брати€
        осталась на месте, и ей не запретили совершать уставное монастырское богослужение.
        ¬ племенном хоз€йстве он по-прежнему продолжал трудитьс€ в качестве ветеринарного
        фельдшера.
        ƒуховно он был близок с о.Ѕорисом ’олчевым и —.Ќ.Ќикитиным (¬ладыкой —тефаном).
        ¬се трое были духовными детьми старца о.Ќектари€.
        ¬ 1923г. ќптину закрыли, а монахов выселили. — великой скорбью покидали иноки
        обитель
      ћеста проживани€
         алужска€ о., г. озельск 
        √од начала 1923 
        √од окончани€ 1928 
        ѕосле закрыти€ ќптиной ѕустыни большинство ее насельников
        поселились в  озельске, где старались работать, где было только возможно.
        ѕослушник –одион поселилс€ на частной квартире. «арабатывал на жизнь
        сапожным ремеслом
      –укоположение
        монах 
        –афаил 
        1928 
        ћесто  алужска€ о., г. озельск 
         то рукоположил иеромонах ћакарий („иликин) 
        Ѕыл пострижен насельником ќптиной пустыни иеромонахом ћакарием („иликиным)
        на его квартире по благословению епископа ћало€рославецкого, викари€
         алужской епархии —тефана (¬иноградова) с наречением имени в честь
        јрхистратига Ѕожи€ –афаила
        иеродиакон 
        1928 
        ћесто  алужска€ о. 
         то рукоположил епископ ћосальский, викарий  алужской епархии √ерман (¬ейнберг) 
        ¬ том же 1928г. рукоположен во иеродиакона и возведен в сан архидиакона
        епископом ћосальским √ерманом (¬ейнбергом)
        архидиакон 
        1928 
        ћесто  алужска€ о. 
         то рукоположил епископ ћосальский, викарий  алужской епархии √ерман (¬ейнберг) 
      —лужение
         алужска€ о. 
        архидиакон 
        ƒолжность  келейник епископа ћосальского √ермана 
        √од начала 1928 
        √од окончани€ 1929 
        ¬ течение 10 мес€цев о.–афаил пробыл при епископе √ермане в качестве келейника и
        архидиакона на архиерейских службах.
        ¬ 1929г. епископ √ерман был назначен в г.¬ерный (јлма-јту) на самосто€тельную
        кафедру, ему понравилс€ ревностный оптинский монах, и он стал уговаривать
        его отправитьс€ вместе с ним в јлма-јту, но о.–афаил был уже крепко прив€зан
        к ќптиной и отказалс€, вернувшись в  озельск
         алужска€ о., г. озельск, √еоргиевска€ церковь 
        архидиакон 
        √од начала 1929 
        √од окончани€ 1930 
        ћес€ц окончани€ 2 
        ¬  озельске служил в √еоргиевской церкви
      ћеста проживани€
         алужска€ о., г. озельск,  расноармейска€, 35 
        √од начала 1929 
        √од окончани€ 1930 
        — феврал€ 1930г. о.–афаил иеродиаконом не служил по состо€нию здоровь€
        (по другим данным, в феврале 1930г. он был принудительно мобилизован на лесозаготовки),
        жил на средства от продажи вещей, на помощь своего брата (в 1930г. у него
        было три брата) и монашеского братства.
        ѕроживал вместе с иеромонахом ћакарием („иликиным).
        ќбращалс€ к ќберучевой јлександре ƒмитриевне как к врачу
      јресты
         алужска€ о., г. озельск 
        √од ареста 1930 
        ƒень ареста 18 
        ћес€ц ареста 8 
        9 июн€ 1930г. в  озельске произошли народные волнени€, св€занные с грубыми действи€ми
        милиции. ¬олнени€ закончились мирно, но власти воспользовались случившимс€ и
        обвинили в подготовке и организации возмущени€ монахов, торговцев и независимых
        кресть€н.
        —пуст€ два с половиной мес€ца ќ√ѕ” приступило к арестам потенциальных "врагов".
        Ѕыли арестованы все оставшиес€ в  озельске монахи ќптинской пустыни.
        18 августа 1930г. был арестован и о.–афаил
      ќсуждени€
        тройка при ѕѕ ќ√ѕ” по «ападной обл. 
        27 /11 /1930 
        ќбвинение "организованна€ контрреволюционна€ де€тельность, а/с агитаци€, организаци€ и участие в массовых беспор€дках" 
        —тать€ ст.58–10,58–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор  10 лет концлагерей, счита€ срок с 18.08.1930г. 
        √рупповое дело "ƒело архимандрита ќптиной ѕустыни ѕантелеимона (јржаных) и др.,  алужска€ о., г. озельск, 1930г." 
        ќ.–афаил проходил по групповому делу насельников ќптиной пустыни.
        ќн был обвинен в организованной контрреволюционной де€тельности, а/с агитации,
        в организации и непосредственном участии в массовых беспор€дках
        (базарные выступлени€ 9 июн€ 1930г. в  озельске).
        2 сент€бр€ 1930г. на допросе архидиакон –афаил сказал:
          "¬иновным себ€ не признаю... Ќи в какой контрреволюционной группе не состо€л
           и работы, направленной против советской власти, не вел...
           –уководство духовной жизнью братства шло путем исповеди духовников.
           Ќа базаре... на ƒухов день в городе  озельске € не был, находилс€ дома
           и поэтому, что было на базаре, не знаю, да и как общее правило на базары
           € не хожу. Ѕывших торговцев, арестованных и наход€щихс€ со мной под стражей,
           знаю всех; как житель города  озельска, иногда с ними встречалс€,
           но в их домах € не был...".
        Ѕыли допрошены свидетели, и в частности хоз€йка квартиры, где жил о.–афаил.
        ќна показала:
           "»з бесед с –афаилом знаю, что последний €вл€етс€ €рым, закоренелым монахом
           с присущими им старыми взгл€дами".
        ¬ окт€бре 1930г. следствие было закончено и составлено обвинительное заключение:
           "¬ августе 1930г. —ухиническим... ќ√ѕ” в городе  озельске...
           было вы€влено наличие монашеско-монархической контрреволюционной группы,
           охватывающей своим вли€нием как население города, так и смежных деревень.
           Ѕыло известно, что контрреволюционна€ группа ставит перед собой задачи
           непосредственной борьбы с советской властью и реставрацию монархического
           стро€...".
        27 но€бр€ 1930г. тройкой при ѕѕ ќ√ѕ” по «ападной обл. архидиакон –афаил был
        приговорен к 10 годам лагерей.
        ¬иновным себ€ он не признал
      ћеста заключени€
         алужска€ о., г.—ухиничи, ƒомзак 
        √од начала 1930 
        ƒень начала 18 
        ћес€ц начала 8 
        √од окончани€ 1930 
        ”ральска€ о., пос.¬иажиха (ѕермска€ о., г. расновишерск), ¬ишлаг 
        √од начала 1930 
        ƒень начала 18 
        ћес€ц начала 8 
        √од окончани€ 1931 
        ќн был отправлен в ¬ишерский исправительно-трудовой лагерь,
        располагавшийс€ в поселке ¬иажиха ”ральской области
        (ныне город  расновишерск ѕермской области)
         емеровска€ о., пос.ёрга, »“Ћ 
        √од начала 1931 
        √од окончани€ 1934 
        ¬ ёрге о.–афаил встретилс€ со знакомым по ќптиной пустыни о.Ѕорисом ’олчевым.
        ќни были помещены не в общем бараке, а в стойле свинарника. “ам они вдвоем
        встречали светлый праздник ’ристова ¬оскресени€ — ѕасху.
        ¬ 1934г. о.–афаил был переведен в ƒмитлаг
        ћосковска€ о., ƒмитровский р., ƒмитлаг 
        √од начала 1934 
        √од окончани€ 1936 
        ¬ ƒмитлаге о.–афаил работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме
        подсобного совхоза "≈рмолино". ‘ерма занималась свиноводством.
        ќн жил в пустом стойле свинарника.
        ќт великого недостатка пищи питалс€ тем, что давали свинь€м.
        Ќаход€сь в лагере, о.–афаил не скрывал своей веры. ≈му во врем€ свидани€ передали
        ≈вангелие, молитвослов, икону.
        —обрал богослужебные книги и совершал ежедневно службы в "своей комнатке"
        ѕоскольку он жил в свинарнике отдельно, то и мог беспреп€тственно молитьс€,
        приглаша€ иногда к себе некоторых из заключенных собратий.
        ќн был в дружеских отношени€х со многими своими соузниками.
          нему довольно часто приезжали монахини Ўамординского монастыр€ и знакомые
        из  озельска.
        ѕо своему служебному положению он мог беспреп€тственно ходить по лагерному поселку.
        Ћетом однажды он шел со своей знакомой, приехавшей к нему на свидание.
        Ќавстречу ему шла группа уголовниц, возвращавшихс€ с работы. ѕоравн€вшись
        с о.–афаилом и его спутницей, они смиренно поклонились ему и поприветствовали:
                "«дравствуйте, батюшка!"
        »з лагер€ о.–афаил писал знакомым. Ќекоторые письма не доходили до адресатов —
        они забирались уполномоченным Ќ ¬ƒ, который в конце концов счел, что оптинский
        монах ведет слишком активную религиозную жизнь и прин€лс€ собирать материалы
        дл€ его ареста
      јресты
        ƒмитлаг Ќ ¬ƒ, 3-тье отделение 
        √од ареста 1936 
        ƒень ареста 21 
        ћес€ц ареста 6 
        21 июн€ 1936г. оперуполномоченный ƒмитлага Ќ ¬ƒ направил рапорт начальнику
        3-го отделени€:
            "ƒоношу, что зека Ўейченко... на прот€жении продолжительного времени ведет
             контрреволюционную агитацию.
             ѕрошу ¬ашего распор€жени€ о привлечении его к уголовной ответственности...".
        ¬ тот же день в бараке, где жил о.–афаил, был произведен обыск, и отрывки из писем
        и стихи, найденные у него, были представлены как вещественные доказательства
        преступлени€ против государства, которые он пыталс€ будто бы скрыть, име€
        намерение передать их на сохранение другому человеку
      ќсуждени€
        «акрытое «аседание ћосковского облсуда по делам ƒмитлага 
        13 /09 /1936 
        ќбвинение "контрреволюционна€ агитаци€ в лагере" 
        ѕриговор  6 лет отбывани€ наказани€ в отдаленных северных лагер€х с поражением в правах на 5 лет 
        13 сент€бр€ 1936г. состо€лось закрытое «аседание ћосковского облсуда по делам
        ƒмитлага Ќ ¬ƒ в составе председательствующего, двух членов суда и секретар€.
        —уд в приговоре написал:
            "¬иновным себ€ подсудимый не признал, но преступление доказано как материалами
             дела, так и свидетельскими показани€ми, а потому суд, учитыва€ личность
             подсудимого и услови€ лагерной обстановки... приговорил... к лишению
             свободы сроком на шесть... лет, с поражением в правах на п€ть лет и
             направлением дл€ дальнейшего отбывани€ в отдаленные северные лагер€"
      ћеста заключени€
        ћурманский »“Ћ 
        √од начала 1936 
        ѕермска€ о., г.—оликамск, ”сольлаг Ќ ¬ƒ 
        √од окончани€ 1943 
        ƒень окончани€ 18 
        ћес€ц окончани€ 11 
        »з лагер€ о.–афаил вышел 18 но€бр€ 1943г. "сактированным" инвалидом
      ћеста проживани€
        “амбовска€ о., г. ирсанов 
        √од начала 1943 
        ћес€ц начала 11 
        √од окончани€ 1944 
        ћес€ц окончани€ 4 
        —начала он поселилс€ в г. ирсанове “амбовской обл. у верующей старушки.
        «десь он прожил около полугода.
        ’орошо знавшие его люди стали настойчиво приглашать его в  озельск,
        и он переехал туда в апреле 1944г.
         алужска€ о., г. озельск 
        √од начала 1944 
        ћес€ц начала 4 
        √од окончани€ 1944 
        ƒень окончани€ 1 
        ћес€ц окончани€ 10 
        ѕриехав в  озельск в апреле 1944г., он нашел там полную разруху.
        ƒействующего храма в городе не было
      –укоположение
        иеромонах 
        1944 
        ƒень 1 
        ћес€ц 10 
        ћесто ћосква, храм ”спени€ в √ончарах на “аганке 
         то рукоположил митрополит  рутицкий и  оломенский Ќиколай (ярушевич) 
        ‘изически о.–афаил был очень слаб, но душа его горела любовью к Ѕогу.
        ќн поехал в ћоскву к митрополиту Ќиколаю (ярушевичу), который 1 окт€бр€ 1944г.
        посв€тил его в сан иеромонаха (это произошло в день праздновани€ иконы
        "”толи мо€ печали") и благословил хлопотать об открытии храма, назначив,
        согласно просьбе двадцатки, насто€телем Ѕлаговещенской церкви в г. озельске
      —лужение
         алужска€ о., г. озельск, храм Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы 
        иеромонах 
        ƒолжность  насто€тель 
        √од начала 1944 
        ƒень начала 1 
        ћес€ц начала 10 
        √од окончани€ 1949 
        ¬ласти отдали ÷еркви совершенно разрушенный храм Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы.
        ’рам Ѕлаговещени€, как и многие другие, был сильно поврежден, и о.–афаил,
        трат€ много сил на его восстановление, стал служить в наскоро отремонтированном
        приделе.
        ѕоскольку строительную технику достать тогда было невозможно по недружелюбству
        властей, то строить приходилось вручную.
        Ѕлагодар€ хлопотам о.–афаила и прихожан, храм стал восстанавливатьс€.
        ќ.–афаил был человеком великой любви и жалости к люд€м, помогал многим нуждающимс€.
        ќн стал заботитьс€ о состарившихс€ и немощных сестрах Ўамординского монастыр€,
        многие из которых в то врем€ стали возвращатьс€ из лагерей и ссылок.
        ƒуша его вмещала всех, кто нуждалс€ в помощи. ¬се шли к нему, как к родному
        отцу, и всех он согревал своей любовью. ћного было и не монашествующих,
        но просто исстрадавшихс€ от многообразных трудностей, и дл€ каждого находилось
        тепло в его душе. ƒверь его кельи была открыта дл€ всех.
        ¬ Ѕлаговещенском храме с 1944г. также служил иеромонах Ќикон (¬оробьев).
        ћежду ним и о.–афаилом произошел конфликт, в результате которого
        епископ ќнисифор (ѕономарев) запретил о.Ќикона в св€щеннослужении, затем о.Ќикон
        был переведен в г.Ѕелев. ¬последствии подвижники вполне примирились,
        обмен€вшись письмами.
        — апрел€ 1948г. с о.–афаилом св€щенником стал служить рукоположенный
        во св€щенника в том же году бывший учитель —ергей √еоргиевич Ўумилин,
        де€тельность которого была непосредственно св€зана с де€тельностью архиепископа
        ¬асили€ (–атмирова).
        ѕосле перевода о.—ерги€ в Ѕлаговещенский храм, многие прихожане стали опасатьс€,
        счита€ его сотрудником органов госбезопасности.
        26 окт€бр€ 1948г. ћ√Ѕ и √енѕрокуратура прин€ли директиву об аресте возвратившихс€
        из заключени€ св€щеннослужителей, если те продолжали вести активную церковную
        де€тельность.
        — этого времени установилась особенно тщательна€ слежка за о.–афаилом:
        слушались его проповеди, обращалось внимание на всю его строительную,
        благотворительную и духовническую де€тельность, его стали часто вызывать
        в местное отделение ћ√Ѕ.
        јгентом был его сослуживец по храму, и посему вс€ де€тельность о.–афаила
        освещалась перед ћ√Ѕ подробнейшим образом.
        ¬ 1940-х гг. безбожные власти стали произвольно увеличивать налоги на храмы..
        ¬ начале 1948г. иеромонах –афаил, церковный староста и помощница старосты
        направили уполномоченному —овета по делам –ѕ÷ по  алужской обл. жалобу
        на непосильность этих налогов. ∆алоба была переслана в финансовый отдел
         алужской области, который, однако, признал сумму налогов справедливой
        и жалобу отклонил.
        ¬ том же 1948г. о.–афаил, староста и помощница старосты направили уполномоченному
        еще четыре жалобы на неправильное обложение налогами, но и на этот раз их
        жалобы были отклонены.
        Ќа третий день ѕасхи 1948г. о.–афаила вызвали в  озельское отделение ћ¬ƒ.
        ќн полагал, что его вызывают по поводу произнесенных им проповедей, но услышал
        там, что
           "он не имеет права ходить по домам по приглашению верующих в праздник
            ѕасхи, в престольные праздники".
        ≈му было поставлено также на вид, что он незаконно совершает похороны,
        сопровожда€ погребальные процессии до кладбища.
        ¬есной 1949г. староста Ѕлаговещенской церкви Ќаталь€ јлександрова стала
        жаловатьс€ власт€м, что о.–афаил отстранил ее от свечного €щика, поручив им
        заниматьс€ монахине, причем предыдущему старосте, мужчине, платили больше,
        а когда она попыталась добитьс€ повышени€ зарплаты, о.–афаил ей на это ответил,
        что мужчине-старосте, да еще дельному, он бы и еще больше платил.
        ¬ерующие прихода были убеждены, что это не кто иной, как св€щенник —ергий
        Ўумилин убедил Ќаталью жаловатьс€ уполномоченному
      јресты
         алужска€ о., г. озельск 
        √од ареста 1949 
        ƒень ареста 11 
        ћес€ц ареста 7 
        “елеграммой от 9 июл€ 1949 года о.–афаил был вызван к уполномоченному
        по делам –усской ѕравославной ÷еркви в  алугу.
        11 июл€ он вошел в кабинет уполномоченного и здесь был арестован и затем
        заключен в калужскую тюрьму.
        ¬ доме иеромонаха –афаила, в  озельске, в тот же день был произведен обыск.
        ѕосле ареста о.–афаила св€щенник —ергий Ўумилин был назначен насто€телем
        Ѕлаговещенской церкви, и одним из первых его действий стало увольнение
        старосты Ќатальи, которой он за€вил, что, "по сведени€м уполномоченного
        по делам –ѕ÷ по  алужской области, она посадила насто€тел€ Ўейченко, —
        нам такие старосты не нужны..."
      ќсуждени€
        ќсобое —овещание при ћ√Ѕ ———– 
        12 /11 /1949 
        ќбвинение "антисоветска€ агитаци€ с амвона церкви и в беседах с верующими" 
        ѕриговор  10 лет »“Ћ 
        ƒопросы о.–афаила начались сразу же после ареста.
        ¬иновным в предъ€вленных ему ложных обвинени€х — в антисоветской агитации,
        распространении клеветнических провокационных слухов и т.д. он себ€ не признал.
        »з протокола допроса:
         "— —ледствием установлен р€д фактов антисоветской работы, проводимой вами:
            вы, обраща€сь к верующим за денежной помощью, клеветали на меропри€ти€
            коммунистической партии и советского правительства. “ак ведь было?
          — ¬есной 1949 года € обращалс€ к верующим и говорил, что на нас, св€щенников,
            наложен налог непосильный, который мы не в состо€нии уплатить из тех доходов,
            которые имеем. ≈сли не сократ€т эти налоги, то, возможно, придетс€
            отказатьс€ от службы. я-то один, а у отца —ерги€ все-таки семь€.
            ÷ерковный совет должен помочь нам, так как ему известно, что у нас доходы
            не такие, как об этом донос€т в районный финансовый отдел...
          — —ледствию известно, что вы в одной из своих проповедей о древних философах
            утверждали, что в насто€щее врем€ нет таких талантливых ученых, какие были
            раньше. ќтсутствие талантливых ученых в насто€щее врем€ вы объ€сн€ли тем
            обсто€тельством, что сейчас ученые не вер€т в Ѕога. Ёто было?
          — я говорил в проповеди о ¬асилии ¬еликом, »оанне «латоусте и √ригории Ѕогослове.
            ¬се трое были дети знатных и богатых родителей. ѕолучили в то врем€
            классическое высшее образование... Ќесмотр€ на свой знатный род, богатство,
            славу и любовь окружающих, они проводили высоконравственную,
            целомудренную жизнь, не предавались €зыческим игрищам и разврату.
            ќни, по их словам, знали только две дороги: одну дорогу в храм, а другую
            в училище.
            «акончив образование, они вступили на путь служени€ Ѕогу, несмотр€ на то,
            что им открывалась широка€ дорога по светской карьере.
            ѕоэтому они €вились великими светильниками веры ’ристовой, им€ их будет
            чтитьс€ во все века до скончани€ мира...
            ќбраща€сь к верующим, € говорил, что возвела этих св€тых на высоту
            духовную благочестива€ жизнь их семей, высоконравственна€ и целомудренна€.
            я призывал родителей, чтобы они служили примером дл€ своих детей,
            как родители ¬асили€ ¬еликого, »оанна «латоуста и √ригори€ Ѕогослова.
            я утверждаю, что с моей стороны не делалось никаких сравнений с советской
            действительностью, с советскими учеными тех ученых, о которых € говорил
            в проповед€х...".
        ѕосле допросов свидетелей были проведены очные ставки с ними о.–афаила:
         "— ¬ сент€бре 1948г. Ўейченко рассказывал о мученицах ¬ере, Ќадежде, Ћюбови и
           их матери —офии; в конце своей проповеди он за€вил:
                  "Ќесмотр€ ни на какие мучени€, ни сестры, ни мать от ’риста
                   не отказались, сколько их ни уговаривали и чего им ни предлагали
                   в смысле материального обеспечени€. ј в насто€щее врем€, какие
                   вы стали христиане? — за любые пуст€ки откажетесь от Ѕога...
          — ...я говорил проповедь о мученицах ¬ере, Ќадежде, Ћюбови и их матери
            —офии. ¬ конце своей проповеди € за€вил, что ни сестры, ни мать от ’риста
            не отказались, несмотр€ ни на какие мучени€. я говорил:
              " акое было мужество, кака€ вера, а сейчас у нас вера оскудела, нет такого
               мужества; мы сейчас от веры откажемс€ за кусок хлеба и литр масла".
        12 сент€бр€ 1949г. было составлено обвинительное заключение:
           "Ѕудучи враждебно настроен к существующему в ———– общественному и
            государственному строю, с церковного амвона... и в беседах...
            проводил антисоветскую агитацию. ѕринима€ во внимание, что Ўейченко...
            среди отсталых верующих и монашеского элемента пользуетс€ большим
            авторитетом, что во врем€ судебного следстви€ по его делу может вызвать
            большое и нежелательное скопление верующих у здани€ суда и возможность
            провокационных разговоров... с их стороны, поэтому следственное дело...
            по обвинению Ўейченко направить на рассмотрение ќсобого —овещани€
            при ћ√Ѕ ———–".
        12 но€бр€ 1949г. ќсобое —овещание приговорило о.–афаила к 10 годам »“Ћ.
        26 но€бр€ ему было выписано направление в ¬€тлаг
      ћеста заключени€
        ¬€тлаг 
        √од начала 1949 
        ћес€ц начала 11 
        √од окончани€ 1955 
        ќ.–афаил, слабый и совершено больной (ему было уже за 60 лет), сидел с
        уголовниками. Ѕез него был осв€щен храм, и о.—ергий стал там насто€телем. ¬
        письмах из лагер€ о.–афаил умол€л своих духовных чад "простить Ќаташу" (котора€
        прислала ему пока€нное письмо о своем грехе доносительства), и писал о
        том, что без воли Ѕожией "Ќи влас с головы не пропадет", что нужно смир€тьс€
        перед волей Ѕожией, в какой бы т€желой форме она ни выражалась".
        16 но€бр€ 1953г. бывша€ староста Ќаталь€ јлександрова направила за€вление
        в ¬ерховный —овет:
            "ѕрошу ¬ерховный —овет ответить на за€вление православных верующих города
              озельска  алужской области... ѕросим вашего ходатайства освободить
             нашего св€щенника Ўейченко –одиона »вановича по старости,
             ему шестьдес€т три года, инвалид.
             —о стороны областного уполномоченного... нанесена на него ложь и клевета,
             € подтверждаю своей подписью, а если потребуетс€, € все могу объ€снить".
        ¬се хлопоты верующих об освобождении о.–афаила остались бесплодными.
        30 августа 1954г. ÷ентральна€  омисси€ по пересмотру дел на лиц,
        осужденных за контрреволюционные преступлени€, содержащихс€ в лагер€х,
        колони€х и тюрьмах ћ¬ƒ ———– и наход€щихс€ в ссылке на поселении,
        оставила приговор в силе.
        ¬ лагере он провел 5 лет и 8 мес€цев
      —лужение
         алужска€ о., г. озельск, храм ѕресв€той Ѕогородицы 
        иеромонах 
        ƒолжность  второй св€щенник 
        √од начала 1955 
        ƒень начала 5 
        ћес€ц начала 10 
        √од окончани€ 1957 
        5 окт€бр€ 1955г. епископ  алужский ќнисифор (ѕономарев) назначил иеромонаха
        –афаила вторым св€щенником в восстановленную ранее о.–афаилом Ѕлаговещенскую церковь
        в  озельске, где насто€телем оставалс€ о.—ергий Ўумилин.
        »еромонах –афаил старалс€ служить в Ѕлаговещенском храме как можно чаще
        и никому не отказывал в исполнении треб, хот€ это было порой дл€ него
        физически крайне утомительно, особенно когда приходилось в дни ненасть€ ходить
        на кладбище и служить по заказу родственников почивших панихиды.
        ќн безотказно принимал страждущих, духовно изголодавшихс€ в обезбоженном мире
        людей, которые в конце концов стали съезжатьс€ к нему со всей страны.
        Ќесмотр€ на слабость, о.–афаил всех принимал
     ончина
      1957 
      ƒень 19 
      ћес€ц 6 
      ћесто  алужска€ о., г. озельск 
      ћесто захоронени€  алужска€ о., г. озельск, ѕреображенский храм ќптиной пустыни 
      —разу после “роицы о.–афаил заболел воспалением легких, прид€ с кладбища
      после многочисленных панихид.
      «атем у о.–афаила случилс€ инсульт, у него парализовало правую сторону тела
      и отн€лась речь, его состо€ние быстро ухудшалось.
      Ќасто€тель о.—ергий Ўумилин причастил и пособоровал его.
      »еромонах –афаил скончалс€ 19 июн€ 1957г.
      Ѕыл погребен на старом кладбище в городе  озельске.
      √роб с его телом почти в течение целого дн€ двигалс€ от дома до кладбища,
      столько людей хотело проститьс€ со старцем, дл€ многих он был благотворителем,
      помощником и молитвенником.
      Ќа могиле его не было надписи, потому что в ней похоронили еще двух
      св€щенников.
      22 июн€ 2005г., по благословению ѕатриарха јлекси€ II, были обретены мощи
      преподобноисповедника –афаила, которые были перенесены в ѕреображенский храм
      ќптиной пустыни.
      —инодальным постановлением 11 апрел€ 2006г. иеромонах –афаил (Ўейченко)
      причислен к лику новомучеников и исповедников –оссийских дл€ общецерковного
      почитани€
     анонизаци€
      ѕреподобноисповедник иеромонах –афаил (Ўейченко) 
      ƒата 11/04/2006 
       ем канонизирован јрхиерейский —обор –усской ѕравославной ÷еркви, 13–16 августа 2000г. —в€щенный —инод, ќпределение от 11 апрел€ 2006г. 
       то представил —в€то-¬веденска€ ќптина пустынь 
      “ропарь, глас 1:
        ¬ерный ученик ’риста даже до смерти быв, /
        преподобне –афаиле исповедниче приснопам€тне, /
        подвиги бо поста и кровию мучений /
        землю –усскую осв€тил еси. /
        “ем же и мы, чада тво€, любовию вопием ти: /
        слава ƒавшему тебе крепость, /
        слава ¬енчавшему т€, /
        слава ѕрославльшему т€ с новомученики и исповедники –оссийскими /
      ƒни пам€ти
        1
          —обор новомучеников и исповедников –оссийских 
          ѕервое воскресение, начина€ от 25.01/07.02
        2
          —тарый стиль 06.06 
          Ќовый стиль 19.06 
          день блаженной кончины (1957г.) 
        3
          —тарый стиль 09.06 
          Ќовый стиль 22.06 
          обретение мощей (2005г.) 
    –еабилитаци€
      ƒата 17/05/1989 
       ем реабилитирован ѕрокуратура  алужской обл. 
      ѕо году репрессий 1930 
    ѕубликации ->
    ƒокументы ->
      1.јрхив ”‘—Ѕ по  алужской обл. ƒ.ѕ-13910.
      2.¬ыписка из журнала заседани€ —в€щенного —инода –усской ѕравославной ÷еркви от 11 апрел€ 2006г.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ