Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архидиакон Дела okn.126 => okn.126 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Рукоположение
      иеромонах 
      1944 
      День 1 
      Месяц 10 
      Место Москва, храм Успения в Гончарах на Таганке 
      Кто рукоположил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) 
      Физически о.Рафаил был очень слаб, но душа его горела любовью к Богу.
      Он поехал в Москву к митрополиту Николаю (Ярушевичу), который 1 октября 1944г.
      посвятил его в сан иеромонаха (это произошло в день празднования иконы
      "Утоли моя печали") и благословил хлопотать об открытии храма, назначив,
      согласно просьбе двадцатки, настоятелем Благовещенской церкви в г.Козельске
    Служение
      Калужская о., г.Козельск, храм Благовещения Пресвятой Богородицы 
      иеромонах 
      Должность настоятель 
      Год начала 1944 
      День начала 1 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1949 
      Власти отдали Церкви совершенно разрушенный храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
      Храм Благовещения, как и многие другие, был сильно поврежден, и о.Рафаил,
      тратя много сил на его восстановление, стал служить в наскоро отремонтированном
      приделе.
      Поскольку строительную технику достать тогда было невозможно по недружелюбству
      властей, то строить приходилось вручную.
      Благодаря хлопотам о.Рафаила и прихожан, храм стал восстанавливаться.
      О.Рафаил был человеком великой любви и жалости к людям, помогал многим нуждающимся.
      Он стал заботиться о состарившихся и немощных сестрах Шамординского монастыря,
      многие из которых в то время стали возвращаться из лагерей и ссылок.
      Душа его вмещала всех, кто нуждался в помощи. Все шли к нему, как к родному
      отцу, и всех он согревал своей любовью. Много было и не монашествующих,
      но просто исстрадавшихся от многообразных трудностей, и для каждого находилось
      тепло в его душе. Дверь его кельи была открыта для всех.
      В Благовещенском храме с 1944г. также служил иеромонах Никон (Воробьев).
      Между ним и о.Рафаилом произошел конфликт, в результате которого
      епископ Онисифор (Пономарев) запретил о.Никона в священнослужении, затем о.Никон
      был переведен в г.Белев. Впоследствии подвижники вполне примирились,
      обменявшись письмами.
      С апреля 1948г. с о.Рафаилом священником стал служить рукоположенный
      во священника в том же году бывший учитель Сергей Георгиевич Шумилин,
      деятельность которого была непосредственно связана с деятельностью архиепископа
      Василия (Ратмирова).
      После перевода о.Сергия в Благовещенский храм, многие прихожане стали опасаться,
      считая его сотрудником органов госбезопасности.
      26 октября 1948г. МГБ и ГенПрокуратура приняли директиву об аресте возвратившихся
      из заключения священнослужителей, если те продолжали вести активную церковную
      деятельность.
      С этого времени установилась особенно тщательная слежка за о.Рафаилом:
      слушались его проповеди, обращалось внимание на всю его строительную,
      благотворительную и духовническую деятельность, его стали часто вызывать
      в местное отделение МГБ.
      Агентом был его сослуживец по храму, и посему вся деятельность о.Рафаила
      освещалась перед МГБ подробнейшим образом.
      В 1940-х гг. безбожные власти стали произвольно увеличивать налоги на храмы..
      В начале 1948г. иеромонах Рафаил, церковный староста и помощница старосты
      направили уполномоченному Совета по делам РПЦ по Калужской обл. жалобу
      на непосильность этих налогов. Жалоба была переслана в финансовый отдел
      Калужской области, который, однако, признал сумму налогов справедливой
      и жалобу отклонил.
      В том же 1948г. о.Рафаил, староста и помощница старосты направили уполномоченному
      еще четыре жалобы на неправильное обложение налогами, но и на этот раз их
      жалобы были отклонены.
      На третий день Пасхи 1948г. о.Рафаила вызвали в Козельское отделение МВД.
      Он полагал, что его вызывают по поводу произнесенных им проповедей, но услышал
      там, что
         
      "он не имеет права ходить по домам по приглашению верующих в праздник
          Пасхи, в престольные праздники".

      Ему было поставлено также на вид, что он незаконно совершает похороны,
      сопровождая погребальные процессии до кладбища.
      Весной 1949г. староста Благовещенской церкви Наталья Александрова стала
      жаловаться властям, что о.Рафаил отстранил ее от свечного ящика, поручив им
      заниматься монахине, причем предыдущему старосте, мужчине, платили больше,
      а когда она попыталась добиться повышения зарплаты, о.Рафаил ей на это ответил,
      что мужчине-старосте, да еще дельному, он бы и еще больше платил.
      Верующие прихода были убеждены, что это не кто иной, как священник Сергий
      Шумилин убедил Наталью жаловаться уполномоченному
    Аресты
      Калужская о., г.Козельск 
      Год ареста 1949 
      День ареста 11 
      Месяц ареста 7 
      Телеграммой от 9 июля 1949 года о.Рафаил был вызван к уполномоченному
      по делам Русской Православной Церкви в Калугу.
      11 июля он вошел в кабинет уполномоченного и здесь был арестован и затем
      заключен в калужскую тюрьму.
      В доме иеромонаха Рафаила, в Козельске, в тот же день был произведен обыск.
      После ареста о.Рафаила священник Сергий Шумилин был назначен настоятелем
      Благовещенской церкви, и одним из первых его действий стало увольнение
      старосты Натальи, которой он заявил, что, "по сведениям уполномоченного
      по делам РПЦ по Калужской области, она посадила настоятеля Шейченко, —
      нам такие старосты не нужны..."
    Осуждения
      Особое Совещание при МГБ СССР 
      12/11/1949 
      Обвинение "антисоветская агитация с амвона церкви и в беседах с верующими" 
      Приговор 10 лет ИТЛ 
      Допросы о.Рафаила начались сразу же после ареста.
      Виновным в предъявленных ему ложных обвинениях — в антисоветской агитации,
      распространении клеветнических провокационных слухов и т.д. он себя не признал.
      Из протокола допроса:

       "— Следствием установлен ряд фактов антисоветской работы, проводимой вами:
          вы, обращаясь к верующим за денежной помощью, клеветали на мероприятия
          коммунистической партии и советского правительства. Так ведь было?

        — Весной 1949 года я обращался к верующим и говорил, что на нас, священников,
          наложен налог непосильный, который мы не в состоянии уплатить из тех доходов,
          которые имеем. Если не сократят эти налоги, то, возможно, придется
          отказаться от службы. Я-то один, а у отца Сергия все-таки семья.
          Церковный совет должен помочь нам, так как ему известно, что у нас доходы
          не такие, как об этом доносят в районный финансовый отдел...

        — Следствию известно, что вы в одной из своих проповедей о древних философах
          утверждали, что в настоящее время нет таких талантливых ученых, какие были
          раньше. Отсутствие талантливых ученых в настоящее время вы объясняли тем
          обстоятельством, что сейчас ученые не верят в Бога. Это было?

        — Я говорил в проповеди о Василии Великом, Иоанне Златоусте и Григории Богослове.
          Все трое были дети знатных и богатых родителей. Получили в то время
          классическое высшее образование... Несмотря на свой знатный род, богатство,
          славу и любовь окружающих, они проводили высоконравственную,
          целомудренную жизнь, не предавались языческим игрищам и разврату.
          Они, по их словам, знали только две дороги: одну дорогу в храм, а другую
          в училище.
          Закончив образование, они вступили на путь служения Богу, несмотря на то,
          что им открывалась широкая дорога по светской карьере.
          Поэтому они явились великими светильниками веры Христовой, имя их будет
          чтиться во все века до скончания мира...
          Обращаясь к верующим, я говорил, что возвела этих святых на высоту
          духовную благочестивая жизнь их семей, высоконравственная и целомудренная.
          Я призывал родителей, чтобы они служили примером для своих детей,
          как родители Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
          Я утверждаю, что с моей стороны не делалось никаких сравнений с советской
          действительностью, с советскими учеными тех ученых, о которых я говорил
          в проповедях...".

      После допросов свидетелей были проведены очные ставки с ними о.Рафаила:

       "— В сентябре 1948г. Шейченко рассказывал о мученицах Вере, Надежде, Любови и
         их матери Софии; в конце своей проповеди он заявил:
                "Несмотря ни на какие мучения, ни сестры, ни мать от Христа
                 не отказались, сколько их ни уговаривали и чего им ни предлагали
                 в смысле материального обеспечения. А в настоящее время, какие
                 вы стали христиане? — за любые пустяки откажетесь от Бога...

        — ...Я говорил проповедь о мученицах Вере, Надежде, Любови и их матери
          Софии. В конце своей проповеди я заявил, что ни сестры, ни мать от Христа
          не отказались, несмотря ни на какие мучения. Я говорил:
            "Какое было мужество, какая вера, а сейчас у нас вера оскудела, нет такого
             мужества; мы сейчас от веры откажемся за кусок хлеба и литр масла".

      12 сентября 1949г. было составлено обвинительное заключение:
         "Будучи враждебно настроен к существующему в СССР общественному и
          государственному строю, с церковного амвона... и в беседах...
          проводил антисоветскую агитацию. Принимая во внимание, что Шейченко...
          среди отсталых верующих и монашеского элемента пользуется большим
          авторитетом, что во время судебного следствия по его делу может вызвать
          большое и нежелательное скопление верующих у здания суда и возможность
          провокационных разговоров... с их стороны, поэтому следственное дело...
          по обвинению Шейченко направить на рассмотрение Особого Совещания
          при МГБ СССР".

      12 ноября 1949г. Особое Совещание приговорило о.Рафаила к 10 годам ИТЛ.
      26 ноября ему было выписано направление в Вятлаг
    Места заключения
      Вятлаг 
      Год начала 1949 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1955 
      О.Рафаил, слабый и совершено больной (ему было уже за 60 лет), сидел с
      уголовниками. Без него был освящен храм, и о.Сергий стал там настоятелем. В
      письмах из лагеря о.Рафаил умолял своих духовных чад "простить Наташу" (которая
      прислала ему покаянное письмо о своем грехе доносительства), и писал о
      том, что без воли Божией "Ни влас с головы не пропадет", что нужно смиряться
      перед волей Божией, в какой бы тяжелой форме она ни выражалась".

      16 ноября 1953г. бывшая староста Наталья Александрова направила заявление
      в Верховный Совет:
          "Прошу Верховный Совет ответить на заявление православных верующих города
           Козельска Калужской области... Просим вашего ходатайства освободить
           нашего священника Шейченко Родиона Ивановича по старости,
           ему шестьдесят три года, инвалид.
           Со стороны областного уполномоченного... нанесена на него ложь и клевета,
           я подтверждаю своей подписью, а если потребуется, я все могу объяснить".

      Все хлопоты верующих об освобождении о.Рафаила остались бесплодными.
      30 августа 1954г. Центральная Комиссия по пересмотру дел на лиц,
      осужденных за контрреволюционные преступления, содержащихся в лагерях,
      колониях и тюрьмах МВД СССР и находящихся в ссылке на поселении,
      оставила приговор в силе.
      В лагере он провел 5 лет и 8 месяцев

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ