Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ
Дела o64.1261
    ( * ) Зиновий (Дроздов Николай Петрович) 
    Год рождения 1875 
    День рождения 14 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Костромская губ., Галичский у., с.Холмы 
    архиепископ 
    Специальность  кандидат богословия 
    Родился в семье священника.
    Из протокола допроса архиепископа Зиновия в 1932г.:
     "Семья была патриархальная, верующая и скромная. В ранние годы я помогал
      отцу в сельской работе и привык к трудовой жизни" [Д2]
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1899г.] [1899-1907гг.] [1907-1911гг.] [1911-1924гг.] [1924-1927гг.] [до 1934г.] [1934-1942гг.]
      Образование
        Костромская Духовная Семинария
        Год окончания 1897 
        студент 
      Рукоположение
        диакон 
        1897 
        иерей 
        1897 
        Окончив Семинарию со званием студента, поступил священником в одну из церквей
        Костромы
      Служение
        Кострома 
        иерей 
        Год начала 1897 
        Год окончания 1899 
        Овдовев, потерял вскоре и сына
      Образование
        Санкт-Петербургская Духовная Академия
        Год поступления 1899 
        Год окончания 1904 
        кандидат богословия 
        В 1903г., будучи на четвертом курсе Академии, пострижен в монашество, а 14 августа
        1904г. рукоположен во иеромонаха
      Рукоположение
        иеромонах 
        Зиновий 
        1904 
        День 14 
        Месяц 8 
        Место Санкт-Петербург 
      Служение
        госпитальное судно "Орел" 
        иеромонах 
        Должность  священник госпитального судна 
        Год начала 1904 
        День начала 14 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1905 
        Святейшим Синодом был командирован священником на госпитальное судно "Орел",
        входившее в состав эскадры вице-адмирала З.П.Рождественского. На этом судне он
        совершил поход из Балтийского моря в Тихий океан. Вел дневник, который
        впоследствии издал отдельной книгой. После того, как во время Цусимского боя
        судно было пленено японцами и отведено в Шанхай, некоторое время жил в одном из
        пансионатов в Шанхае, а затем вернулся в Россию
        Вятка, Вятская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность  преподаватель 
        Год начала 1905 
        День начала 23 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1906 
        Грузия, г.Кутаиси, Кутаисское духовное училище 
        иеромонах 
        Должность  смотритель духовного училища 
        Год начала 1906 
        День начала 28 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1907 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1907 
        День 12 
        Месяц 9 
      Служение
        Грузинский Экзархат 
        иеромонах, архимандрит 
        Должность  правитель канцелярии Экзарха 
        Год начала 1907 
        День начала 14 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1908 
        Был правителем канцелярии Экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского).
        Служение русского православного священника в Грузии тогда было крайне сложным
        из-за острого конфликта с грузинским духовенством, требовавшим автокефалии.
        После убийства владыки Никона (Софийского) в 1908г. архимандрит Зиновий был
        переведен в Екатеринбург
        Екатеринбург, Екатеринбургское духовное училище 
        архимандрит 
        Должность  смотритель 
        Год начала 1908 
        День начала 13 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1909 
        Кишинев, Кишиневская Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность  ректор Духовной Семинарии 
        Год начала 1909 
        День начала 22 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1911 
      Рукоположение
        епископ 
        1911 
        День 11 
        Месяц 12 
        Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, Троицкий собор 
      Служение
        Кишиневская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Измаильский, викарий Кишиневской епархии 
        Год начала 1911 
        День начала 11 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1913 
        Тамбовская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии 
        Год начала 1913 
        День начала 17 
        Месяц начала 1 
        Орловская епархия 
        епископ 
        Должность  временно управляющий Орловской епархией 
        Год начала 1913 
        День начала 5 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1917 
        Временно управлял Орловской епархией, оставаясь епископом Козловским
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        епископ 
        Должность  член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        День начала 15 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1918 
        Тамбовская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Тамбовский и Шацкий 
        Год начала 1918 
        День начала 22 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1922 
        Был первым соборно избранным тамбовским архиереем. Боролся против обновленческого
        движения, называл деятельность его представителей "богоотступничеством".
        Запретил в священнослужении обновленческих лидеров в Тамбовской епархии.
        К июлю-августу 1922г. отстранен от управления Тамбовской епархией обновленцами.
        13 октября 1922г. владыка произнес в Покровском соборе "громовую" проповедь, в
        которой подверг резкой критике обновленцев. После этой проповеди городское
        духовенство Тамбова объявило о разрыве с обновленцами
      Аресты
        Тамбов 
        Год ареста 1922 
        Месяц ареста 10 
      Осуждения
        . /. /1922 
        Обвинение "сокрытие церковных ценностей" 
        Статья ст.80 УК РСФСР 
        Приговор  6 лет лишения свободы 
      Места заключения
        Тамбов, тюрьма 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1924 
        В 1924г. был освобожден, ненадолго вернулся к управлению епархией, но уже в ноябре
        был выслан в Москву без права выезда
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 4 
        12 апреля 1925г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту
        Крутицкому Петру (Полянскому).
        В апреле 1926г. выслан в г.Арзамас Нижегородской губ., где проживал в Дивеевском
        монастыре
        Нижегородская губ., с.Дивеево, Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь 
        Год начала 1926 
        31 июля — 1 августа 1926г. вместе с епископом Серафимом (Звездинским) совершал
        богослужения в Саровской Успенской пустыни
      Аресты
        Нижегородская губ., г.Арзамас, тюрьма 
        Год ареста 1927 
        День ареста 21 
        Месяц ареста 9 
        Находился в заключении в тюрьмах г.Арзамаса и Нижнего Новгорода
      Места заключения
        Нижегородская губ., г.Арзамас, тюрьма 
        Год начала 1927 
        День начала 21 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1927 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 10 
        17 октября 1927г. выехал в Москву
      Рукоположение
        архиепископ 
        1927 
      Места проживания
        Москва 
        Год окончания 1927 
        Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его
        Декларацию, содержащую далеко идущие уступки Советской власти.
        Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии:
         "Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша
          радость — ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства
          и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек
          только и живет религией". [Д2].
        В октябре 1927г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией
        Владимирская губ., г.Муром, Красноармейский пер., д.12 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1932 
        По данным [Д1] "проживал в Муроме как административно высланный". [Д1, Л.18–21]
        Осенью 1927г. поселился в Муроме, вел уединенный образ жизни, встречался только
        с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря.
        В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра Траковская,
        а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева.
        Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович).
        В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря,
        всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили,
        богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину,
        продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.
        Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.22]:
         "...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал
          по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал
          всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс,
          сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой.
          Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме...
          За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра,
          схимонахиня Серафима, послушницы — Анна Баринова, которая помогала мне в
          богослужении,... Пятакова. Означенные лица были
          моими духовными детьми — игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. — а
          схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.".
        Из материалов дела [Д1, стр.37]:
         "Во всех ...квартирах, как в д.12, так и в д.14, было много икон, три аналоя
          для богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги
          Священного Писания, антиминс, церковная утварь... ".
        Из показаний монахини Анны Бариновой [Д1, стр.204]:
         "...Находившиеся в нашем доме иконы, различные богослужебные книги, аналой и др.
          церковная утварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря...
          В доме N 12, я думаю, тоже — то, что у них имелось из церковной утвари, получено
          из монастыря... ".
        Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.26]:
         "...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы — деньгами и вещами...
          Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова — деньгами и посылками.
          Изредка слала понемногу, рублей по 15–20, Прасковия Мякишева... В последнее
          время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский.
          Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."
      Аресты
        Владимирская о., г.Муром 
        Год ареста 1932 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 4 
        Вместе с архиепископом арестованы были все монахини, монах Иона, всего 16 человек.
        Из постановления уполномоченного 3 отделения ОГПУ от 4 октября 1932г.:
          "...Вещественные доказательства, состоящие из "мощей", ваты... — уничтожить
           путем сожжения, а вещественные доказательства, как-то серебряные шкатулки,
           кресты и др. серебряные вещи передать коменданту ПП ОГПУ для дальнейшего
           направления".
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        16 /12 /1932 
        Обвинение "к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор  3 года концлагерей, считая срок с 27.04.1932г. 
        Групповое дело "Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г." -> 
        Из обвинительного заключения:
           "Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер.
            адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий — Дроздов Николай Петрович.
            Одновременно с ним в д.N 14 по тому же переулку поселилась игумения
            бывшего Дивеевского монастыря — Траковская Александра с целым штатом
            монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли
            приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с
            ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по
            совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное
            их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах
            преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий
            элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия...
            Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах
            по Красноармейскому пер. — 12 и 14 — организовали женский нелегальный монастырь.
            они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой
            для совершения служб по монастырским уставам, — так:
            В момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения,
            стенные иконы и проч...
            В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в
            г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская.
            Там же было организовано монашеское общежитие...
            Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на
            покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического
            образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из
            церковников, разделявших политические установки к/р монархической
            организации "ИПЦ".
            Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь
            использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком
            разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ".
            Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические
            воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует
            также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва...
            Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза,
            преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей".
            Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др.
            Вели с ними переписку через специальных связистов.
            Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с
            Советской властью...
            Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме —
            монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. — имели общую
            "трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг
            "монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского
            Союза, которые снабжали руководителей "монастыря" большой денежной и
            натуральной помощью...
            Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих
            целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем
            зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса,
            имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".
        На допросе заявил:
          "Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю
           действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии.
           Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том
           отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища,
           издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в
           противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются,
           св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со
           стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для
           народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки"
      Места заключения
        Владимирская о., НФЗТК 
        Год начала 1932 
        День начала 27 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1932 
        Мурманская о., пос.Медвежья Гора, Свирлаг 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1934 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 5 
        23 апреля 1934г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство о помиловании
        архиепископа Зиновия. 7 мая 1934г. из концлагеря он был досрочно освобожден
      Места проживания
        Владимирская о., г.Ковров 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1940 
        После освобождения поселился в Коврове
      Аресты
        Владимирская о., г.Ковров 
        Год ареста 1940 
        День ареста 21 
        Месяц ареста 6 
        В 1940г. был вновь арестован и обвинен в создании нелегального монастыря
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        21 /09 /1940 
        Обвинение "организация нелегального монастыря и сколачивание группы а/с настроенного монашеского элемента" 
        Приговор  8 лет ИТЛ 
        Отказался признать себя виновным
      Места заключения
        Свердловская о., Ивдельлаг 
        Год начала 1940 
        Свердловская о., г.Краснотурьинск, Богословлаг 
        Год окончания 1942 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 9 
    Кончина
      1942 
      День 9 
      Месяц 9 
      умер в лагере 
      Место Свердловская о., г.Краснотурьинск, Богословлаг 
    Реабилитация
      Дата 21/03/1989 
      Кем реабилитирован Зам.прокурора Владимирской обл. 
      По году репрессий 1932 
    Публикации ->
      1.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.3. С.168–169.
      2.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.416,972.
      3.Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С.95,99–100,103–104,197.
      4.Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.128–129.
    Заявители ->
      1. Бондаренко Наталья Николаевна
      2. Иеромонах Дамаскин (Орловский)
      Источник взят из книги "За Христа пострадавшие"
    Документы ->
      1.ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.80, 120 об.
      2.Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-8540.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ