Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ Дела oal.18 => oal.18 Фотографии
1 Фотоальбом Фотоальбом oal-2.jpg
Дела oal.2
    Таврион (Батозский Тихон Данилович) 
    Фамилия Батозский 
    Год рождения 1898 
    День рождения 28 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Харьковская губ., г.Краснокутск 
    архимандрит, иконописец 
    По данным [6] родился 29 июля 1898г.
    Родился в семье казначея городской управы. Был десятым и последним ребенком
    в семье. В 15 лет умолил отца отпустить его в монастырь
    Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1913-1920гг.] [1920-1923гг.] [1923-1925гг.] [1925-1927гг.] [1927-1935гг.] [1935-1956гг.] [1956-1978гг.]
      Служение
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Должность послушник, иконописец 
        Год начала 1913 
        День начала 20 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1920 
        В 1913г. из-за распространения в Курской губернии
        ересей был организован проповеднический кружок из тридцати человек, которые "сделали
        проповедывание слова Божия постоянным и планомерным". Это оказало большое влияние
        на молодого послушника Тихона, ставшего впоследствии усерднейшим проповедником
        слова Божия.
        Во время Первой мировой войны был призван в действующую армию, служил при полковой
        кухне. По окончании военных действий вернулся в монастырь.
        Имел послушание в иконописной мастерской, был учеником о.Серафима (Амелина),
        будущего настоятеля Пустыни.
        В 1920г. вместе с многими братиями
        монастыря был привлечен к принудительным работам.
        В 1921г. приехал в Москву и поселился в Новоспасском монастыре, где продолжал заниматься
      Рукоположение
        монах 
        Таврион 
        1920 
        Место Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
      Служение
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        монах 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        После закрытия Глинской пустыни и изгнания насельников, поступил в Рыльский монастырь
        Курская губ., г.Рыльск, Николаевский Рыльский монастырь 
        монах 
        Должность иподиакон, певчий монастырского церковного хора 
        Год начала 1922 
        Был иподиаконом епископа Павлина (Крошечкина), проходил клиросное послушание
      Рукоположение
        иеродиакон 
        1923 
        День 4 
        Месяц 12 
        Место Москва, храм Сорока мучеников (напротив Новоспасского монастыря) 
        Кто рукоположил Московский викарий Борис, епископ Можайский 
      Служение
        Курская губ., г.Рыльск, Николаевский Рыльский монастырь 
        монах 
        Должность иподиакон, певчий монастырского церковного хора 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        Продолжал духовное образование и окончил школу рисования в Новоспасском монастыре
        г.Москвы
        Москва, Новоспасский монастырь 
        иеродиакон 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1925 
        В 1925г. Новоспасский монастырь был закрыт и иеродиакон Таврион переехал
        к епископу Павлину в Курск
      Рукоположение
        иеромонах 
        1925 
        Место Москва, храм Успения Божией Матери в Кожевниках 
        Кто рукоположил епископ Павлин (Крошечкин) 
        В день Святой Пасхи 1925г. рукоположен в иеромонаха епископом Павлином, временно
        управляющим Курской епархией.
        По данным [6] был рукоположен в иеромонаха в 1926г.
        После рукоположения о.Таврион получил благословение на ежедневное служение
        Божественной Литургии
        игумен 
        1925 
        Указом заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)
        возведен в сан игумена
      Служение
        Москва, Новоспасский монастырь 
        иеромонах, игумен 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        После рукоположения во иеродиакона, иеромонаха и возведения в сан игумена
        был награжден наперсным крестом и назначен настоятелем Маркова монастыря в Витебске
        Витебск, Марков Свято-Троицкий монастырь 
        игумен 
        Должность настоятель 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 
        После закрытия Маркова монастыря начались скитания о.Тавриона по России, вслед
        за Владыкой Павлином (Крошечкиным)
        Москва 
        игумен 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1927 
        По инициативе епископа Павлина (Крошечкина) и благословению митрополита
        Сергия (Страгородского) был одним из 4-х посыльных, собиравших голоса архиереев
        для выявления кандидата на патриаршество
      Награды
        наперсный крест 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1927 
        Кто рукоположил епископ Павлин (Крошечкин) 
        Ко дню Святой Пасхи был возведен в сан архимандрита.
        По возведении в сан архимандрита был назначен настоятелем Пермского Вознесенского
        храма свт.Феодосия Черниговского
      Служение
        Пермь, Вознесенский (Феодосиевский) храм свт.Феодосия Черниговского 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1929 
        Феодосиевский храм ранее был обновленческим, потом принадлежал григорианцам,
        а с приездом епископа Павлина и архимандрита Тавриона стал "тихоновским".
        Из материалов дела 1929–1930гг. (показания свидетеля Окунева):
           
        "Я состоял председателем церковного совета при Феодосиевской церкви, когда
            она еще была обновленческой,...позднее церковь перешла в
            руки григорьевской ориентации, а теперь около двух лет эту церковь захватил
            епископ Павлин, назначив туда свое духовенство во главе с настоятелем церкви
            архимандритом Таврионом Батозским и другим черносотенным духовенством...
            Руководство церковью перешло в руки монашествующего элемента. Это подтверждается
            тем, что в Феодосиевской церкви стали совершаться епископские службы до трех
            раз в одну неделю...".

        Из материалов дела 1929–1930гг. (показания свидетеля Механьшина):
            "...Я был председателем церковно-приходского совета, когда церковь находилась
             в ведении григорьевской ориентации. Когда церковь перешла в руки епископа Павлина,...
             приходилось слышать от архимандрита Тавриона.... следующее:
                 "Обновленческая церковь — еретическая, сектантская, а григорьевцы —
                  еретики, к ним в церковь ходить не нужно...".

        Из протокола допроса свидетельницы Рогожниковой:
            "В Феодосиевской церкви за последнее время образовался настоящий монастырь...
             Цель — поставить церковную работу на прежний лад,... повести беспощадную
             работу в первую очередь с обновленческой ориентацией, вытесняя ее как
             "организацию, прислуживающую Советской власти, которая якобы ведет православную
             церковь к разрушению".

        Из протокола допроса свидетельницы Ситниковой:
            "Настоятель Батозский Таврион, посещая с требами прихожан, им внушает:
                 "Граждане верующие, милости просим ходить в нашу церковь, она сейчас
                  освящена, еретического духа там нет, прежнее духовенство — раскольники,
                  служители Советской власти, которые служили сатане, безбожники — все
                  уволены.
                  Теперь у нас собрались служить все бывшие монашеские обитательницы.
                  Бросать церковь не нужно... Церкви коммунисты закрывают...."

        Из протоколов допросов свидетелей:
            "Помню, осенью сего года вечером, увидя свет в Феодосиевской церкви, я подошел
             к дверям и через стекла увидел, что церковь пуста. На архиерейском же амвоне
             посреди церкви сидит Таврион и, держа в руках Евангелие, что-то объясняет
             окружающим его мальчикам 9–12 лет. Мальчиков было человек 10...
             Это Таврион по примеру Запада, обучает детей Закону Божию...
             Утверждают, что он, а не епископ Павлин [Крошечкин] является идейным руководителем
             Феодосьевского прихода, так как верующие чувствуют и видят в нем верующую
             душу..."
      Аресты
        Пермь 
        Год ареста 1929 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 10 
        По другим данным был арестован 29 октября 1929г.
        Был заключен в Пермский Исправдом.
        При обыске у него была обнаружена "разная переписка".
        Вместе с о.Таврионом были арестованы протоиерей Николай Павлович Долгушин
        (бывший обновленец, а в 1929г. — тихоновец, в Федосиевском храме — на должности
        регента и псаломщика), а также член церковно-приходского совета Запольский Алексей
        Васильевич
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        03/01/1930 
        Обвинение "организатор а/с церковной группы при Феодосиевской церкви г.Перми" 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Групповое дело "дело а/с церковно-монархической группы архимандрита Тавриона (Батозского), Пермь, 1930г." 
        Архив ГА ДПР Пермской обл. Ф.1. Оп.1. Д.8887.
        Проходил по одному делу с протоиереем Николаем Долгушиным и Алексеем Васильевичем
        Запольским.
        Из рапорта от 28.09.1929г. начальнику Пермского ОГПУ от нач. I отд. ОГПУ:
            " ...Поступили сведения, что в Перми организовалась а/с церковная группа,
             которая захватила в свои руки управление Феодосиевской церковью,...
             дискредитируя и ... убеждая верующих в том, что "советская власть — это лодырь,
             жулики и воры..."
             Антисоветскую церковную группу составляют архимандрит Таврион [и]...".

        Из протоколов допроса свидетелей:
            "Таврион... в разговоре с монашками и надежными прихожанами сказал:
                 "Отчего всюду голод при урожаях? Оттого, что во главе управления
                  стоят не те люди, которым бы следовало...
                  Конечно, все это Господь ниспосылает нам за наши грехи и беззакония,
                  так как, будучи в довольстве, мы забыли Его Святую Волю и захотели жить
                  по своему человеческому разумению... ".
            "Архимандрит Таврион выражает в каждой беседе недовольство Советской властью,
            "Архимандрит Таврион говорит:
                 "Сейчас к власти посажены люди ничего не понимающие, ранее занимающиеся
                  грабежами, бестолковые,. Поэтому, совсем не секрет, — разрушается и
                  разрушится веками построенная Россия.... Безбожие усиливается с каждым
                  днем все сильнее и сильнее, духовенству проходу нет, а в деревне батюшки
                  последнее продают, чтобы выплачивать налоги, совершенно существовать
                  стало невозможно...".

        Все предъявленные ему обвинения архимандрит Таврион отверг.
        Из его показаний на допросе 06.11.1929г.:
            "Как бывший монах, я держу себя замкнуто, разговоров ни с кем не веду.
             Виновным себя в агитации против Соввласти я не признаю, бесед с прихожанами
             я никогда не вел, если бывал на дому у верующих, то только с религиозными
             требами.
             Предъявленное мне обвинение считаю вымышленным и признаю его лишь как испытание,
             чтобы пострадать за Христа Спасителя... "
      Места заключения
        Пермь, Пермский Исправдом, изолятор N 1 
        Год начала 1929 
        День начала 4 
        Месяц начала 1 
        Был заключен в Исправдом по I категории.
        В тюрьме объявил голодовку
        Пермская о., УСЛОН ОГПУ, Вишерский ИТЛ, 5-я рота 
        Год начала 1930 
        Отбывал заключение на строительстве Березниковского химкомбината.
        Лагерь находился недалеко от ст.Вишера, сел Зырянка, Вереть.
        В материалах архивного дела имеется следующее письмо от Антонины Усовой:
            "Заявление от 09.04.1930г. В Отдел центральной регистратуры ОГПУ г.Москвы
             от гражданки Усовой Антонины, проживающей: Пермь, Луначарского, 121.
                  Прошу выдать мне пропуск на право свидания с заключенным моим братом
                  Таврионом Батозским, находящимся в УСЛОН ОГПУ [Вишере] на все время
                  его трехлетнего заключения, всего на 8 раз... ".

        В деле имеется еще одно заявление от Антонины Усовой от 25.05.1930г., но без слова
        "брат".
        Вместе с ним в лагере находилось много духовенства и монашества, в том числе
        епископ Иов (Афанасьев).
        Недалеко от лагеря находилась церковь с.Зырянка. В окрестности лагеря приезжали
        монахини с воли, через служащих Зырянской церкви, а затем через заключенного
        Сергея Зайцева передавали заключенным священнослужителям письма и посылки с
        продуктами, мылом, а также духовные книги (Псалтирь, Евангелие и др.),
        свинцовые крестики и др. священные предметы.
        Из доноса осведомителя 4 января 1931г.:
             "Одна из приехавших монашек...Лидия...дала Зайцеву передачу — мешочек и записку
              Она же дала одну просвирку для закл. 5-й роты архимандрита Батозского
              Тавриона...".

        Из записки, присланной псаломщицей Зырянской церкви архимандриту Тавриону 4 января 1931г.:
             "Благословите, отец Таврион. Я посылаю Вам Псалтирь и Евангелие. пишите,
              что Вам нужно, если смогу — пришлю. Вы спрашиваете, сколько за сорокоуст —
              денег с Вас не нужно. Вы напишите имена — будем так молиться, я сама буду
              молиться за Вас за всех и за умерших, которых знаю. Изорвите записочку. Остаюсь
              грешная Копейкина дочь Василиса"
        Коми (Зырян) АО, г.Инта, шахты 
        Год окончания 1933 
        Белбалтлаг (строительство Беломоро-Балтийского канала) 
      Места проживания
        Калуга 
        Год начала 1935 
        По другим данным, жил в Калуге с 1933г.
        После освобождения о.Таврион жил в Калуге, Курске, Липецке.
        Он работал в светских учреждениях: в Калуге был художником.
        Не прерывал связи с пермской паствой. К нему приезжали знакомые из Перми, в частности,
        Афанасия Андреевна Оборина, она и ее муж были хорошими знакомыми о.Тавриона
        в 1930–1931гг., когда о.Таврион служил в Пермской Федосиевской церкви.
        В материалах архивного дела 1939г. (ГА ДПР Пермской обл. Ф.2. Оп.1. Д.31025.),
        по которому проходили некоторые из его прихожан в Перми, в т.ч. А.А.Оборина,
        имеется ряд упоминаний об архимандрите Таврионе.
        Из показаний Симонова Игоря Васильевича (завербованного НКВД, но арестованного
        по подозрению в "двурушничестве") [дело Д.31025]:
             "В разговоре с Обориной в первой половине сентября 1938г. с ее слов я
              узнал следующее: писем, кроме моего, никому не привезла. Таврион готовится
              к сдаче экзаменов по курсу Академии. На мой вопрос, "кому и зачем", она,
              замявшись, ответила, что она не знает,
                  "Да видите ли, теперь так мало епископов, мало ли что может случиться.
                   У Тавриона имеется много родных братьев. Один из них (Сергей) убежал
                   с белыми в Париж и живет теперь хорошо. Другой — директор автомобильного
                   завода в Москве, у него хранится большая часть библиотеки Тавриона,
                   тоже живет хорошо. В Пекине живет архиепископ Ювеналий, он великий человек,
                   издает журнал "Небесный Хлеб", который расходится во все страны света, он
                   молитвенник за наши души...".
              На мой вопрос, переписывается ли Таврион с Парижем и Пекином, — она
              испуганно ответила, что "разве можно так получать известия" и замяла разговор.
              Дальше она говорила, что
                   "К Тавриону ходит много народа, только избранные, уж очень он бережется, уж такой
                    он осторожный.
                    Собирается продать дом, который епископ Павлин купил на имя какой-то московской
                    гражданки и уехать из Калуги, там очень опасно стало. Я ему говорила, чтобы
                    он приезжал в Пермь, купил на окраине дощаник, на что он мне ответил,
                    что "там видно будет"".
              Оборина также сообщила, что к Тавриону приезжал монах Димитрий, он ученик
              Иоанна Кронштадтского... Монах Димитрий нигде не прописан...".

        Из показаний Симонова И.В.:
              "12 октября 1938г. я был в квартире Обориной, и она мне сообщила, что
               от Тавриона Батозского получила письмо:
                   "Передайте брату Игорю, что писать мне очень опасно, и я воздерживаюсь
                    от переписки, кроме самой экстренной. Если у него возникнут вопросы и
                    недоумения, то пусть он обратится к брату Андронику...
                    В Перми я буду в начале зимы [1938–1939гг.], и тогда сам постараюсь
                    поговорить с Игорем и Вами, Афанасия Андреевна.
                    Категорически запрещаю писать мне, кроме того, что не терпит отлагательств.
                    Благословляю"
              На мой вопрос: "Разве письма проверяются?" Оборина ответила:
                    "А Вы как думаете, конечно...."
              Второй раз был у Обориной 27 ноября 1938г. и... она сообщила:
                    "Таврион Батозский прислал письмо, в котором написал, что заканчивает
                     художественные работы и скоро приедет в Пермь..."
        Липецк 
        Курск 
        Год окончания 1940 
        В Курске преподавал в художественной школе
      Аресты
        Курск 
        Год ареста 1940 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 12 
      Осуждения
        14/03/1941 
        Приговор 15 лет ИТЛ (8 лет ИТЛ с последующей пожизненной ссылкой?) 
      Места заключения
        Казань, тюрьма 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1941 
        Свердловская о., Туринский ИТЛ 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1948 
        Месяц окончания 8 
        В лагере работал оформителем и жил прямо на сцене местного клуба. Как и в первое
        свое заключение, тайно служил в лагере литургию.
        Был освобожден из лагеря досрочно по зачетам рабочих дней и отправлен в ссылку
        в Казахстан
        Казахстан, г.Амангельд 
        Год начала 1948 
        Год окончания 1949 
        Кустанайская о., г.Урицк 
        Год начала 1949 
        Год окончания 1950 
        Кустанайская о., с.Федоровка 
        Год начала 1950 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1956 
        В местечке Федоровка поселенцы соорудили церковь в землянке, где о.Таврион
        совершал богослужения. Известно, что о.Таврион провел в лагерях, тюрьмах и ссылках
        26 лет. Ежедневно, памятуя благословение, он старался совершать Божественную
        Литургию. Как совершал он ее в нечеловеческих условиях — Один Бог знает; иногда
        престолом служила его собственная грудь, а веществом для совершения Таинства —
        ягодный сок и черный хлеб.
        Был освобожден из ссылки в 1956г.
      Служение
        Пермь, кафедральный собор 
        архимандрит 
        Год начала 1956 
        День начала 25 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1956 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 3 
        Курская о., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        архимандрит 
        Должность наместник 
        Год начала 1956 
        День начала 14 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1958 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 1 
        Тернопольская епархия, Свято-Успенская Почаевская Лавра 
        архимандрит 
        Год начала 1958 
        День начала 15 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1958 
        Месяц окончания 4 
        Уфа, Покровская церковь 
        архимандрит 
        Должность настоятель, благочинный, секретарь епархиального управления 
        Год начала 1958 
        День начала 10 
        Месяц начала 4 
        Прибыл в Уфу по приглашению епископа Никона (Лысенко). Сразу стал не угоден властям
        тем, что "оказывал отрицательное влияние на епископа, всячески старался укрепить
        положение церквей, противодействовал их закрытию". За все это о.Таврион был
        снят с регистрации священника и выслан в 24 часа из Уфимской епархии на основании
        сфабрикованного обвинения в том, что якобы он виновен в самоубийстве одного
        молодого человека
        Ярославская о., с.Некрасово 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1961 
        В 1962г. Патриарх Алексий I хотел рукоположить архимандрита Тавриона во епископа
        Курского, но Совет по делам религий воспротивился этому
        Ярославская о., с.Некоуз 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1964 
        Год окончания 1969 
        Рига, Троице-Сергиев монастырь, Спасо-Преображенская пустынь 
        архимандрит 
        Должность духовник монастыря, священник пустыни монастыря 
        Год начала 1969 
        День начала 7 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1978 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 8 
        За десять лет о.Таврион провел в Пустыни большие работы по ее расширению и
        укреплению, к нему в пустыньку приезжали тысячи паломников — и все получали
        ответы на свои духовные запросы. О.Таврион ежедневно совершал Божественную
        литургию: служение литургии было средоточением его духовной жизни. Он был
        пастырем, наставником и молитвенником, горячо любимым духовными чадами за
        искренность и доброту. Он являл собой духоносного старца, достигшего озарения
        Духом Божиим
      Награды
        Патриарший крест 
        ордена святого князя Владимира II степени (два ордена) 
    Кончина
      1978 
      День 13 
      Месяц 8 
      Место Рига 
      Место захоронения Рига, Троице-Сергиев монастырь, Спасо-Преображенская пустынь, около Преображенского собора 
      Отпевание старца совершил архиепископ Рижский и Латвийский Владыка Леонид и
      сорок священников. При отпевании Владыка Леонид сказал: "Он стяжал Святаго
      Духа и охотно делился Им с нами"
    Публикации ->
      1.Дионисий (Шишигин В.В.), архим. Вечная память почившим/ Шишигин В., диакон//ЖМП. 1979. N 7.
      2.Чесноков А., свящ. Глинская пустынь и ее старцы. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С.126.
      3.Мохов В., прот., Зимина Н.П. Мученический и исповеднич. путь Церкви в Уфимской епархии (1917–1987гг.)// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Института: Материалы 1992–1996. М., 1996.
      4.Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940–1955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1952гг. М., 1999. С.36–39.
      5.Вся жизнь — Пасха Христова. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание. Воспоминания духовных чад. Проповеди. М: Отчий дом, 2001. 206с. с илл.
      6.Душу не погублю. Исповедники и осведомители в документах и... о методах агентурной работы/ Сост., предисловие В.А.Королева. М.: Содружество Православный Паломник, 2001. 240с., ил. С.34–39,48,49,58,67.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ