Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Москва, Новоспасский монастырь архимандрит Должностьнастоятель, благочинный ставропигиальных монастырей (19091911) Год начала1909 День начала1 Месяц начала11 Год окончания1914 День окончания11 Месяц окончания7
1 ноября 1909г. состоялось его назначение настоятелем Новоспасского монастыря.
По прибытии в Новоспасский монастырь он столкнулся с различными проблемами,
которые были связаны с тяжелой нравственной атмосферой, царившей в обители.
В период с 5 по 13 июля 1909г. в Троице-Сергиевой Лавре проходил монашеский
съезд, на котором был согласован перечень основных мер по благоустроению
монастырской жизни. Архимандрит Макарий принял самое деятельное участие как
в подготовке этих решений, так и в их претворении в жизнь. В одном из докладов
в Московскую синодальную контору он писал: "Переживаемое Православной Церковью время одно из самых тяжелых в истории христианства. Против Церкви ополчились все главные силы: Государство в лице высших законодательных учреждений и Правительства; Общество и Наука
в лице так называемого просвещенного, образованного общества, высших учебных заведений, не исключая, в известной степени, и духовных академий. Посредством средних учебных заведений будущие поколения подготавливаются к противоцерковной, противорелигиозной жизни. Необходимо собрать воедино еще способные к действию силы, которые, опираясь на здоровые начала в народе, могли бы противодействовать силам, ополчившимся на Церковь...".
Архимандрит Макарий не возлагал больших надежд на административное исправление
монашеской жизни в своей обители.
Одним из основных путей просветительской деятельности архимандрит Макарий
считал привлечение наибольшего числа прихожан к осознанному участию в церковном
богослужении.
В 1910г. Новоспасское братство церковного пения и трезвости было принято в
учрежденное еще в 1909г. Московское братство во имя Воскресения Христова.
Целью этой организации было всемерное укрепление православной веры в обществе
путем просветительской, проповеднической, миссионерской и благотворительной
деятельности.
В 1910г. под руководством архимандрита Макария был осуществлен капитальный
ремонт Никольского храма, пришедшего к этому времени в аварийное состояние,
с пристройкой к нему с северо-западной стороны обширного молельного зала.
После переустройства монастырский храм стал вмещать 2000 человек, и в нем
стали проводиться ежедневные религиозно-нравственные чтения для народа.
Просветительская деятельность, которой занимался архимандрит Макарий, обширное
монастырское хозяйство и руководство братией отнимали все его время.
Все годы настоятельства в Новоспасском монастыре служение архимандрита Макария
проходило в обстановке ожесточенной травли со стороны либеральной прессы и
всех сил, которым была ненавистна сама идея укрепления православия, восстановления
высокой нравственной атмосферы в древнейшей московской обители. Ему приходилось
постоянно объясняться с епархиальным начальством в связи с поступающими на него
доносами. И если с доносительством среди самой братии архимандрит Макарий
достаточно успешно боролся, то с так называемыми "жалобами прихожан" и
связанными с ними газетными публикациями дело обстояло сложнее.
О московской прессе о.Макарий писал: "Здесь сосредоточилась главнейшая работа по опозориванию меня и моего дела. "Сотрудники" газет буквально осадили монастырь, переволновали всех монахов, и немало потребовалось труда, чтобы обезопасить монастырь хоть сколько-нибудь от этой современной тли".
Архимандрит Макарий внимательно следил за всеми событиями общегосударственной и церковной
жизни, и по возможности сам принимал в них активное участие.
12 мая 1910г. он подал донесение в московскую контору Святейшего Синода, в
котором выразил свою боль по поводу происходящего в Белоруссии. После провозглашения
в 1905г. закона о свободе вероисповедания здесь вследствие попустительства
властей начался процесс массового окатоличивания населения. В это тяжелое
время православные иерархи Белоруссии в целях борьбы с католической экспансией
предприняли перенос мощей преподобной княгини Евфросинии из Киева, где они
почивали 700 лет, в ее родной город Полоцк. Архимандрит Макарий принял
участие во всех церковных торжествах, связанных с перенесением мощей и
происходивших 1822 мая 1910г. За это по сути дела миссионерское путешествие
архимандрит Макарий был удостоен звания почетного члена Полоцкого церковного
братства во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой.
В декабре 1910г. он выступил с инициативой создания в Москве особого общества
для постоянной помощи западно-русскому православному населению.
Перед выборами в IV Государственную думу он публикует свое обращение к
православному духовенству России. В обстановке, когда многие политические
партии при всех остальных различиях сошлись в своем неприятии Русской Православной
Церкви, остро ощущая приближение революционной катастрофы, архимандрит Макарий писал: "Православные пастыри обязаны участвовать в политической жизни страны и выборах в Государственную думу, используя все возможности для предотвращения катастрофы... Приходские священники должны руководить паствой в деле такой важности, как выборы".
К 1911г. созданное им Новоспасское братство церковного пения насчитывало около
300 человек.
26 мая 1913г. Новоспасская обитель во главе с митрополитом Московским и
Коломенским Макарием (Невским) встречала августейшую фамилию. На следующий день,
по Высочайшему повелению, архимандриту Макарию был пожалован крест с украшением
из кабинета Его Величества.
Последней миссионерской акцией о.Макария в Новоспасском монастыре стала
организованная и возглавленная им паломническая поездка 700 членов монастырского
братства трезвости и церковного пения в города Киев и Чернигов на поклонение
святыням