Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ Дела ob4.05 => ob4.05 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом ob4-08b.jpg Дела ob4.08 => ob4.08 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Москва, Новоспасский монастырь 
    архимандрит 
    Должность настоятель, благочинный ставропигиальных монастырей (1909–1911) 
    Год начала 1909 
    День начала 1 
    Месяц начала 11 
    Год окончания 1914 
    День окончания 11 
    Месяц окончания 7 
    1 ноября 1909г. состоялось его назначение настоятелем Новоспасского монастыря.
    По прибытии в Новоспасский монастырь он столкнулся с различными проблемами,
    которые были связаны с тяжелой нравственной атмосферой, царившей в обители.
    В период с 5 по 13 июля 1909г. в Троице-Сергиевой Лавре проходил монашеский
    съезд, на котором был согласован перечень основных мер по благоустроению
    монастырской жизни. Архимандрит Макарий принял самое деятельное участие как
    в подготовке этих решений, так и в их претворении в жизнь. В одном из докладов
    в Московскую синодальную контору он писал:
       
    "Переживаемое Православной Церковью время — одно из самых тяжелых в истории
        христианства. Против Церкви ополчились все главные силы: Государство —
        в лице высших законодательных учреждений и Правительства; Общество и Наука

        — в лице так называемого просвещенного, образованного общества, высших
        учебных заведений, не исключая, в известной степени, и духовных академий.
        Посредством средних учебных заведений будущие поколения подготавливаются
        к противоцерковной, противорелигиозной жизни.
        Необходимо собрать воедино еще способные к действию силы, которые, опираясь
        на здоровые начала в народе, могли бы противодействовать силам, ополчившимся
        на Церковь...".

    Архимандрит Макарий не возлагал больших надежд на административное исправление
    монашеской жизни в своей обители.
    Одним из основных путей просветительской деятельности архимандрит Макарий
    считал привлечение наибольшего числа прихожан к осознанному участию в церковном
    богослужении.
    В 1910г. Новоспасское братство церковного пения и трезвости было принято в
    учрежденное еще в 1909г. Московское братство во имя Воскресения Христова.
    Целью этой организации было всемерное укрепление православной веры в обществе
    путем просветительской, проповеднической, миссионерской и благотворительной
    деятельности.
    В 1910г. под руководством архимандрита Макария был осуществлен капитальный
    ремонт Никольского храма, пришедшего к этому времени в аварийное состояние,
    с пристройкой к нему с северо-западной стороны обширного молельного зала.
    После переустройства монастырский храм стал вмещать 2000 человек, и в нем
    стали проводиться ежедневные религиозно-нравственные чтения для народа.
    Просветительская деятельность, которой занимался архимандрит Макарий, обширное
    монастырское хозяйство и руководство братией отнимали все его время.
    Все годы настоятельства в Новоспасском монастыре служение архимандрита Макария
    проходило в обстановке ожесточенной травли со стороны либеральной прессы и
    всех сил, которым была ненавистна сама идея укрепления православия, восстановления
    высокой нравственной атмосферы в древнейшей московской обители. Ему приходилось
    постоянно объясняться с епархиальным начальством в связи с поступающими на него
    доносами. И если с доносительством среди самой братии архимандрит Макарий
    достаточно успешно боролся, то с так называемыми "жалобами прихожан" и
    связанными с ними газетными публикациями дело обстояло сложнее.
    О московской прессе о.Макарий писал:
        "Здесь сосредоточилась главнейшая работа по опозориванию меня и моего дела.
         "Сотрудники" газет буквально осадили монастырь, переволновали всех монахов,
         и немало потребовалось труда, чтобы обезопасить монастырь хоть сколько-нибудь
         от этой современной тли".

    Архимандрит Макарий внимательно следил за всеми событиями общегосударственной и церковной
    жизни, и по возможности сам принимал в них активное участие.
    12 мая 1910г. он подал донесение в московскую контору Святейшего Синода, в
    котором выразил свою боль по поводу происходящего в Белоруссии. После провозглашения
    в 1905г. закона о свободе вероисповедания здесь вследствие попустительства
    властей начался процесс массового окатоличивания населения. В это тяжелое
    время православные иерархи Белоруссии в целях борьбы с католической экспансией
    предприняли перенос мощей преподобной княгини Евфросинии из Киева, где они
    почивали 700 лет, в ее родной город Полоцк. Архимандрит Макарий принял
    участие во всех церковных торжествах, связанных с перенесением мощей и
    происходивших 18–22 мая 1910г. За это по сути дела миссионерское путешествие
    архимандрит Макарий был удостоен звания почетного члена Полоцкого церковного
    братства во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой.
    В декабре 1910г. он выступил с инициативой создания в Москве особого общества
    для постоянной помощи западно-русскому православному населению.
    Перед выборами в IV Государственную думу он публикует свое обращение к
    православному духовенству России. В обстановке, когда многие политические
    партии при всех остальных различиях сошлись в своем неприятии Русской Православной
    Церкви, остро ощущая приближение революционной катастрофы, архимандрит Макарий писал:
        "Православные пастыри обязаны участвовать в политической жизни страны и
        выборах в Государственную думу, используя все возможности для предотвращения
        катастрофы...
        Приходские священники должны руководить паствой в деле такой важности, как выборы".

    К 1911г. созданное им Новоспасское братство церковного пения насчитывало около
    300 человек.
    26 мая 1913г. Новоспасская обитель во главе с митрополитом Московским и
    Коломенским Макарием (Невским) встречала августейшую фамилию. На следующий день,
    по Высочайшему повелению, архимандриту Макарию был пожалован крест с украшением
    из кабинета Его Величества.
    Последней миссионерской акцией о.Макария в Новоспасском монастыре стала
    организованная и возглавленная им паломническая поездка 700 членов монастырского
    братства трезвости и церковного пения в города Киев и Чернигов на поклонение
    святыням

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ