Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ Дела ob4.05 => ob4.05 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом ob4-09b.jpg Дела ob4.11 => ob4.11 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Лифляндская губ., г.Юрьев (ныне г.Тарту), Успенский собор 
    протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1918 
    День начала 20 
    Месяц начала 6 
    Год окончания 1919 
    День окончания 2 
    Месяц окончания 1 
    Профессор Юрьевского университета Иван Лаппо, староста Успенского собора,
    говорил об о.Михаиле, что это был человек тихий и скромный, с тем кротким и
    чистым взглядом ясных глаз, который бывает у людей, живущих глубоко духовной
    жизнью. Однако, несмотря на свою скромность и даже некоторую застенчивость: он
    обладал твердым характером, и, где это было необходимо: без долгих колебаний,
    просто и естественно шел на самопожертвование. Вот почему приходской совет
    Успенского собора обратился к епископу Платону в 1918г. с просьбой назначить о.Михаила
    настоятелем собора.
    Тяжелы были последние годы о.Михаила. В 1917г. духовенство лишилось жалованья.
    С этого же года в Юрьеве стали сменяться власти: сначала революционная русская
    власть, затем немецкая оккупация, большевики. О.Михаил очень страдал за свою
    паству и вообще за русских людей, потерявших родину. Эти душевные переживания
    вылились у него в проповедях-стихах, в которых он старался ободрить и утешить
    прихожан Юрьевского Успенского собора. "Никогда не одной жалобы, ни одного
    резкого слова о ком-либо я не слышал от о.Михаила за все это время. Его
    истовое, подлинно прекрасное в своей простоте и молитвенной чистоте
    богослужение, его вдохновенная проповедь никогда не отражали на себе
    усталости. А она была велика. В этот самый период о.Михаил приобрел дар
    поэтического слова. Свои некоторые проповеди он начал облекать в стихотворную
    форму.
    Он видел, что больному,
    расколовшемуся на два враждебных лагеря обществу избавления от своих бед
    следует искать не от победы одних над другими, а действии исцеляющей силы
    Божества:
               
    "Твоею Божескою силой
               Святой любви и всепрощенья
              Коснись сердец людей безумных", — писал он в своих стихах.
    Он понимал, что только в обращении ко Христу и тех и других заключается залог
    будущего единства народа:
              "Пусть белые и красные сольются
              В одну семью великой той страны..."

    В атмосфере всеобщего отступления от Истины, помрачения и безнадежности
    он учил не терять всецелого упования на Бога, твердо пребывать в правде Божией.
    О.Михаил бесстрашно вскрывал суть большевизма, указывал на гибельность и
    бесперспективность революционных путей и в противовес кровавому переделу мира
    выставлял незыблемые идеалы христианской жизни. Вместе с тем, в революционных
    событиях своего времени он прозревал высший, скрытый смысл происходящего:
    красный террор, развернувшийся широким фронтом, должен был, по его мысли,
    произвести необходимое отделение веры от неверия, пшеницы от плевел, очищение
    того зерна, которое в предреволюционное время пребывало в перемешанном
    с различным сором состоянии. Он пророчески указывал, что усиление гонений не
    только не уничтожит Церкви Христовой, но породит только укрепление веры и
    откроет новую жизнь в народе Божием.
    В конце ноября 1918г. в Юрьев на смену германской оккупационной власти пришли
    большевики, а вместе с ними пришло и время, когда делом надлежало исполнить все
    то, о чем о.Михаил говорил в своих стихах. Поначалу новая власть не
    предпринимала ничего враждебного по отношению к духовенству, но через 2 недели
    было запрещено богослужение в церквах. Как страдали в это время прихожане
    собора и как особенно должен был страдать о.настоятель! Он ежедневно
    несколько раз ходил к собору, обходил его вокруг и печальный возвращался
    домой. Скоро начались аресты. 20.12.1918/02.01.1919 арестовали епископа
    Платона (Кульбуша). Арест Владыки произвел на о.Михаила такое сильное
    впечатление, что он ни о чем больше не думал, как только о том, что пойдет к
    коменданту Юрьева, отдаст себя в заложники и освободит епископа Платона. На
    все уговоры домашних куда-нибудь уехать, скрыться, он так возмущался, что
    невозможно было с ним об этом говорить. Возмущаясь о.Михаил говорил: "Вы
    говорите сами не зная что. Могу ли я, здоровый, прятаться в то время, когда
    полубольной Владыка арестован!". Два дня после ареста Владыки о.Михаил
    лихорадочно заканчивал служебные дела, делал необходимые распоряжения по дому,
    словом, готовился идти в заложники...

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ