Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Таврическая епархия епископ Должностьепископ Ялтинский, викарий Таврической епархии Год начала1923 Год окончания1923
Уволен на покой Вологодская епархия епископ Должностьепископ Вологодский (?) Год начала1923
3/16 августа 1923г. отслужил первую литургию в Вологде.
14/27 сентября уехал из Вологды Владимир епископ Вологодская губ., г.Великий Устюг епископ Москва епископ Год окончания1925
12 апреля 1925г. подписал акт о передаче высшей церковной власти
митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому)
Харьков Год начала1925
Проживал в Харькове без права выезда с весны 1925г.
С начала 1928г. состоял в "иосифлянской" оппозиции митрополиту Сергию.
В феврале и мае 1928г. написал в подпольной церковной
литературе два письма-послания "Наши критические замечания по поводу второго
послания митрополита Сергия" и "О модернизованной Церкви или о Сергиевском
православии". Возглавлял около 40 "иосифлянских" приходов в Харьковском,
Сумском и Днепропетровском округах
Харьков
В 19231931гг. неоднократно подвергался арестам Харьков Год ареста1931 День ареста17 Месяц ареста1
Арестован по делу "раскрытой на Украине к/р организации церковников,
именовавшей себя "Истинно-Православной церковью".
Из обвинительного заключения по делу: "В июле 1927г. митрополит Сергий Страгородский декларировал лояльное отношение к советской власти. Крайне правые круги церковников усмотрели в этой декларации "измену православию и предательство интересов церкви" и повели с ней решительную борьбу, оформившись в конце 1927-начале 1928г. в новую группировку. Эта группировка, присвоившая себе название "Истинно-православная церковь", впитала в себя наиболее непримиримые в отношении соввласти к/р круги церковников и социально-враждебные соввласти элементы из так называемых мирян. Прикрываясь религиозными формами, борьбой против "легализации" церкви за "чистоту православия", члены группировки вели монархическую пропаганду, и к 1929г. группировка оформилась в подпольную к/р организацию повстанческого характера. Основные кадры вербовались из кулачества и фанатичного антисоветского элемента в селах, "бывших людей" и буржуазных элементов в городах. Привлечено в качестве обвиняемых 136 человек. Организация охватывала весь СССР центры находились в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Николаеве, Херсоне и др. городах и селах Украины. Между группами была налажена связь". [Д2, ЛЛ.1,2.] "Для охвата наиболее широких масс и вовлечения их в к/р работу организация практиковала метод сколачивания по селам групп, объединявших наиболее отсталый фанатичный элемент села, который легко можно было использовать в к/р направлении". [Д2, Л.11]
Обвиняемый Толмачев Николай, член Сталинской к/р группы, показал на следствии: "В 1927г. я получил от еп. Павла Кратирова в Харькове предложение организовать подпольные группы по возможности в каждом селе, в каждой фабрично-заводской местности. Эти группы должны были быть базой контрреволюции, активом самой жесточайшей борьбы против соввласти..." [Д2, Л.11]
Коллегия ОГПУ 02/01/1932 Обвинение"организатор и руководитель украинского филиала к/р организации ИПЦ, проводившей а/с деятельность на территории Украины" Статьяст.5410,5411 УК УССР Приговор10 лет концлагерей Групповое дело"Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г."
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
священник Григорий Селецкий, будущий игумен Иоанн и другие священнослужители и монашество.
Всего по делу проходило 136 человек.
Из материалов дела: "Павел Кратиров руководил а/с деятельностью к/р групп, хранил и распространял к/р литературу". [Д1, Л.26.]
Из материалов дела:
"В обнаруженной при обыске у руководителя Харьковской к/р группы обвиняемого
Кратирова копии письма епископу Дмитрию Любимову, Кратиров давал следующую
установку: "...Не поставлены ли мы долгом своего служения в необходимость препятствовать существующей власти в ее работе на каждом шагу? Разве можем мы одобрять воспитание в современных школах? Разве не обязаны мы во всех таких и подобных им случаях говорить своей пастве, что нужно слушаться более Бога, чем людей? А если мы заградим уста свои, то вправе ли будем считать себя честными служителями Церкви? Не уподобимся ли псам нелающим?" "Сообразуясь с моей точкой зрения на обязанности честного служителя Церкви в условиях соввласти, служитель Церкви и вообще всякий честный верующий человек действительно поставлен был в необходимость препятствовать соввласти в ее работе на каждом шагу..." [Д2, Л.12.]
Виновным себя признал частично