Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ Дела ob7.48 =>
ob7.48 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Рязанская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Михайловский, временно управляющий Рязанской епархией 
      Год начала 1924 
      Год окончания 1925 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 9 
      После освобождения епископ Глеб вернулся к своим обязанностям.
      Как ближайший помощник правящего архиерея Бориса (Соколова), епископ Глеб
      принимал меры к налаживанию в епархии церковной жизни, лично обследовал положение
      дел в приходах, объезжал отдаленные селения, активно боролся с обновленцами.
      В 1925г. он дважды побывал в г.Раненбурге (Чаплыгин) для улаживания конфликта
      между ушедшим на покой викарным епископом Иоанном (Киструсским) и сменившим его
      епископом Мефодием (Абрамкиным).
      Епископа Глеба неоднократно вызывали на допросы Рязанский ОГПУ, где угрожали
      привлечению к уголовной ответственности из-за якобы незаконной деятельности
      и существования епархиальной канцелярии. Губернский отдел ГПУ предлагал созвать
      под своим контролем съезд духовенства и мирян для выборов руководства епархии.
      Епископ Глеб отказался созвать съезд без разрешения правящего архиерея
      Бориса (Соколова).
      Позднее он показал на следствии:
         
      "Лично обязанный данною присягой пред посвящением подчиняться во всем старшему
          собрату, т.е. архиепископу Борису, не нарушая канонических правил, не мог
          проявить своей инициативы и никогда бы не изменил своей присяге".
            [Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.313979. Л.133.].
      14 августа 1925г. епископ Глеб был лишен регистрации как епископ Михайловский
      за организацию в Рязани городского крестного хода в день памяти святых Бориса и Глеба.
      Епископ Глеб приехал в Рязань для служения Церкви, и его волновало отношение членов
      церковных советов к нуждам Церкви, священства и прихожан.
      За год жизни в Рязани он сделал интересные наблюдения за епархиальной жизнью.
      В них он писал, что из церковных советов постепенно стали уходить настоящие
      помощники Церкви. Отсюда и случалось такое отношение к священнослужителям.
      Епископа Глеба нельзя назвать смиренным и кротким, он был деятельным
      по натуре и жаждал этой деятельности.
      Единоначалие архиепископа Бориса (Соколова), решение
      им многих вопросов без согласования с представителями священства и местных
      властей ему не импонировало, однако он всегда подчинялся требованиям архиепископа.
      Он несколько раз пытался доказать Владыке Борису неправомочность его действий.
      Например, он считал, что существование канцелярии и епископов без их избрания на
      епархиальном съезде и без согласования с местной властью несет нарушение
      существующих законов. Однако, у архиепископа Бориса (Соколова) было на то свое мнение:
      он считал, что в условиях, когда идет вопрос о существовании православия как
      такового, нельзя идти на компромиссы с властью, которая пытается внести раскол
      в Церковь через обновленцев. Знаток церковных правил, архиепископ Борис считал, что
      государство, отделившее от себя Церковь, не имеет права вмешиваться в ее дела.
      Епископ Глеб подчинялся всем распоряжениям архиепископа, в его отсутствие не
      только наблюдал за епархиальной жизнью, но и совместно с членами канцелярии
      проводил политику Владыки Бориса, направленную на объединение паствы, борьбу с
      обновленчеством и расколом Церкви. Когда Владыка Борис отсутствовал, епископ
      вел с ним переписку. По строкам сохранившегося письма можно судить о личности
      самого епископа Глеба, чуткости его к пастве:
          "Диакон Василий Скормилин голодает с семьей, часто я помогаю вносить налог
           ему, церковный совет обещался платить за квартиру, но делает это неисправно.
           Купцы прихожане — помощники только на словах".

      Епископ Глеб изучил жизнь всех храмов Рязани, знал, чем дышат прихожане и причт
      церковный:
          "Воскресенская церковь. Прот. о.Сергий Соколов весьма уважаемый пастырь
           в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный
           священнослужитель, добросовестный помощник по делам епархиальной канцелярии...".
           "Ильинская церковь. Наст. свящ.Павел Свистов не проповедует, регент Леонов
           обратил храм в концертный зал...".
          "Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом,
           проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее
           нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям.
           Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением,
           храм содержится в чистоте... Не будет ли возможным Вашему Преосвященству
           разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые
           праздники и местночтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и
           некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все
           необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда
           принимать в них участие"
    Места проживания 
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[5] [6] [7] [8] [9]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ