Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX СанРукопол архиепископ Дела oea.10 =>
oea.10 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Рукоположение
      епископ 
      1914 
      День 6 
      Месяц 8 
      Место Киев, Софийский собор 
    Служение
      Киевская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Каневский, викарий Киевской епархии, ректор КДА 
      Год начала 1914 
      День начала 6 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1920 
      В 1914г. избран почетным членом Московской Духовной Академии.
      В 1915г. избран почетным членом Петроградской и Казанской Духовных Академий.
      С 1914г. являлся товарищем председателя Киевского религиозно-просветительского
      общества.
      С приходом февральской революции в 1917г. епископ Василий направил от лица
      профессоров и преподавателей КДА на имя главы Временного
      правительства кн. Г.Е.Львова поздравительную телеграмму и от себя лично —
      приветствие новому обер-прокурору Синода В.Н.Львову.
      Несмотря на изменения, происходившие в Академии (разрешение преподавания ряда
      предметов и написания диссертаций на украинском языке, обсуждение проекта открытия
      богословских курсов для женщин), возглавляемая епископом Василием академия
      ориентировалась в своей деятельности на политику Временного правительства России и
      демонстрировала неприятие украинизаторских проектов Центральной Рады и сепаратистского
      курса.
      Из-за тяжелого материального положения было прекращено издание "Трудов КДА".
      В сентябре 1917г. вышел последний выпуск, где были опубликованы статьи епископа
      Василия "Неповрежденность четвертого Евангелия" и его перевод с латыни творения
      блж.Августина "Две книги Евангельских вопросов".
      После октябрьской революции 1917г. КДА была вынуждена искать компромисса с
      Центральной Радой. Епископ Василий обратился в Генеральный секретариат Украины
      с просьбой о финансировании академии.
      В это время был принят ряд мер по украинизации КДА.
      Епископ Василий просил Синод РПЦ дать благословение на открытие трех новых кафедр:
      истории Украины, украинского языка и украинской литературы, планировалось также
      открыть кафедру западного права.
      14 января 1918г. проект нового устава КДА был представлен Совету.
      В этом проекте содержался пункт о разработке и последующем использовании в
      учебном процессе украинской богословской терминологии.
      Ряд профессоров, несогласных с курсом на украинизацию духовных школ, вышли из
      преподавательской корпорации КДА.
      Во время ожесточенных военных действий в районе Киева в январе 1918г. занятия
      в академии не проводились.
      Занятия возобновились после установления на Украине режима гетмана П.П.Скоропадского
      В 1918г. епископ Василий болел, но продолжал руководить академией.
      Епископ Василий отказался от предложения националистически настроенной т.н.
      Всеукраинской православной церковной Рады возглавить Киевскую митрополию вместо
      законного митрополита Киевского и Галицкого сщмч. Владимира (Богоявленского).
      Епископ Василий не участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской
      Церкви 1917–1918гг., но принял участие во Всеукраинском церковном Соборе,
      открывшемся в январе 1918г. в Киеве, возглавив сформированную Собором Учебную
      Комиссию.
      Ввиду наступления большевиков Собор вскоре после открытия был вынужден прекратить
      заседания.
      29 января 1918г. епископ Василий участвовал в отпевании в Софийском соборе г.Киева
      убиенного митрополита Владимира.
      22 февраля 1918г. Патриарх Московский и всея Руси свт.Тихон принял решение о
      назначении епископа Василия управляющим делами Киевской митрополии, но тот
      отказался принять назначение.
      В мае 1918г. вместе с другими архиереями епископ Василий не поддержал предложение
      министра исповеданий гетманского правительства В.В.Зеньковского отложить выборы
      Киевского митрополита до Всеукраинского церковного Собора.
      19 мая 1918г. на Киевскую кафедру был избран митрополит Харьковский
      Антоний (Храповицкий).
      2–3 июня 1918г. епископ Василий принял участие в совещании епископов, проведенном
      по инициативе Зеньковского, на котором высказался против созыва новой сессии
      Всеукраинского Собора. Однако по настоянию гетмана Скоропадского летом 1918г.
      Собор продолжил свою деятельность, Епископ Василий принял участие в его работе.
      Министерство исповеданий Украины представило на Соборе свой проект реформы
      системы религиозного образования, вызвавший резкое неприятие большинства
      участников заседания. Учебная комиссия во главе с епископом Василием пыталась
      занять компромиссную позицию и переработать проект Министерства исповеданий.
      В частности, комиссия предложила предоставить женским епархиальным училищам
      права средних духовных школ по образцу светских женских гимназий, переименовать
      их в епархиальные женские гимназии, а также изъять церковноприходские школы
      вместе с имуществом из ведения Министерства просвещения в совместное ведение
      Церкви и Министерства исповеданий.
      На 14-м пленарном заседании 2-й сессии Собора 10 июля 1918г. Учебная комиссия
      представила два доклада о реформе духовных школ, направленных на повышение
      их общеобразовательного уровня до уровня государственных средних школ,
      на сохранение специфики церковных учебных заведений: объема преподаваемых
      богословских дисциплин и религиозного характера воспитания учащихся.
      Однако эти предложения не встретили поддержки митрополита Антония и большинства
      членов Собора, настаивавших на сохранении прежнего характера духовного образования.
      Епископ Василий высказывал опасение, что если реформа не будет принята,
      то духовные школы Украины лишатся поддержки властей, и это пагубно отразится
      на их дальнейшей деятельности.
      Проблема финансирования деятельности КДА и других духовных школ заставляла
      епископа Василия ориентироваться на Министерство исповеданий, что послужило
      причиной осложнения отношений епископа Василия с митрополитом Антонием.
      По предложению митрополита Антония Собор большинством голосов высказался
      за сохранение старой структуры духовных школ и принял решение отложить
      обсуждение проекта реформы до следующей сессии, определив, что реформа должна
      идти не в светском направлении, а в сторону усиления церковно-пастырского
      характера.
      Собор обратился с ходатайством к гетманскому правительству о материальной
      поддержке преподавателей духовных школ и выравнивании оплаты их труда
      в соответствии с оплатой служащих Министерства образования.
      16 августа 1918г., несмотря на протесты митрополита Антония, гетман Скоропадский
      подписал новый т.н. Временный устав КДА, который предусматривал ее автономию
      (свободные выборы ректора, профессоров и преподавателей), а также адм.
      зависимость от Министерства исповеданий.
      По новому уставу в КДА были введены обязательные курсы украинского языка,
      украинской литературы, права, истории Украины и Украинской Церкви.
      Предполагалось открытие новых кафедр, однако из-за отсутствия средств эти
      нововведения не были осуществлены полностью.
      Также Министерство исповеданий предложило КДА разработать программу теологических
      факультетов, которая была утверждена на Совете КДА 13 июля 1918г.
      Однако на 3-й сессии Всеукраинского Собора митрополит Антоний в резкой форме
      выступил против нового устава КДА и других инициатив Министерства исповеданий,
      в частности против открытия богословских факультетов при университетах
      Украины.
      В 1918г. по решению Всеукраинского Собора епископ Василий был назначен
      председателем переводческого комитета при Киевской митрополии, организованного
      для работы над переводом Священного Писания и богослужебных текстов
      на украинский язык.
      Работа епископа Василия в этой области не удовлетворила националистов,
      о чем свидетельствуют многочисленные упреки участников "самосвятского"
      лжесобора 1921г., адресованные архиерею — епископу Василию и возглавляемому им
      комитету.
      На 3-й сессии Всеукраинского Собора Учебная комиссия во главе с епископом Василием
      выступила с предложениями реформировать образование в семинариях.
      Первые 4 класса Духовных семинарий должны были быть преобразованы в отдельные
      мужские школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин.
      После их окончания выпускники получали право продолжить обучение в светских
      учебных заведениях.
      5-е и 6-е классы Духовных семинарий должны были стать пастырско-богословскими
      школами с более сложной, чем в семинарии, программой, включающей в себя
      специальные богословские дисциплины.
      Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора
      не успели рассмотреть, заседания были прерваны государственным переворотом и
      приходом к власти Директории, которую вскоре возглавил С.В.Петлюра.
      После ареста и высылки в Галицию митрополита Антония и архиепископа
      Евлогия (Георгиевского) 20–21 декабря 1918г. в Киеве по инициативе Херсонского
      и Одесского митрополита Платона (Рождественского) был собран Собор
      украинских православных архиереев, на котором постановили образовать Контору
      Священного Собора епископов Украины для решения церковных дел между сессиями
      Собора.
      Контору возглавил Дионисий (Валединский), епископ Кременецкий, викарий
      Волынской епархии. Ее членами были избраны Киевские викарии — епископ Василий
      и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий).
      Однако реальным органом высшей церковной власти Контора так и не смогла стать,
      поскольку 1 января 1919г. Директория своим декретом объявила об автокефалии
      Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с
      Екатеринославским архиепископом Агапитом (Вишневским) была сформирована
      т.н. Украинская высшая освященная церковная Рада.
      В период развития на Украине раскольнических движений, закончившийся образованием
      в 1921г. самосвятской Украинской автокефальной православной церкви,
      епископ Василий твердо придерживался принципа канонической верности
      украинских епархий св.Патриарху Тихону.
      14 июля 1921г. вместе с другими православными архиереями епископ Василий
      подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений
      автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины.
      18 августа 1921г. вместе со всем епископатом Украинской Церкви во главе с
      управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиепископом
      Михаилом (Ермаковым) епископ Василий подписал Обращение Собора епископов
      Украины, направленное против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола,
      возглавляемого В.Липковским.
      Епископ Василий был готов к диалогу с раскольниками, его целью было убедить их
      прекратить антицерковную деятельность.
      Так, 26 февраля 1920г. он присутствовал на литургии в трапезном храме
      Софийского собора (Малой Софии), совершаемой на украинском языке приверженцами
      Липковского, затем отслужил панихиду по Т.Г.Шевченко.
      На лжесоборе 1921г. также сообщалось, что в том году на Пасху приверженцы
      Липковского приходили к епископу Василию, и он принял их, христосовался с ними
      со слезами на глазах, однако негативного отношения к автокефалистскому движению
      не изменил
    Награды 
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[4] [5] [6]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ