Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Таврическая епархия архиепископ Должностьархиепископ Таврический и Симферопольский Год начала1915 День начала6 Месяц начала5 Год окончания1917 Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг. архиепископ Должностьпредседатель отдела об устроении Православной Церкви в Закавказье Год начала1917 День начала15 Месяц начала8 Год окончания1918
На Соборе 19171918гг. архиепископ сыграл видную роль, выступая против домыслов той
околоцерковной интеллигенции и чиновников, которые пытались воспрепятствовать
спасительному для русского Православия восстановлению Патриаршества.
Имя самого архиепископа Димитрия (Абашидзе) фигурировало в первом, так называемом,
"большом списке" кандидатов на Патриарший престол. Владыка Димитрий входил в состав
избранной 31 октября 1917г. Всероссийским Поместным Собором депутации для переговоров
с московским штабом военно-революционного комитета в целях предотвращения артобстрела
Кремля и гибели православных святынь.
В охваченной революционным безумием Москве именно Владыка Димитрий взял на себя
переговоры с большевиками и с изумительным бесстрашием сумел добиться от них
прекращения обстрела Кремля, что позволило продолжить работу Собора.
В связи с объявленной грузинами автокефалии своей Церкви архиепископ
Димитрий (Абашидзе) был избран в заместители члена Священного Синода.
В конце 1918г. вернулся в свою Таврическую епархию Таврическая епархия архиепископ Должностьархиепископ Таврический и Симферопольский Год начала1918 Год окончания1921 День окончания14 Месяц окончания9
В Крыму уже бушевала гражданская война. Крым переходил из рук в руки.
В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) упомянуто о том,
что Высокопреосвященный Димитрий помогал офицерам царской армии
укрыться от "революционной" расправы.
В 1919г. протоиерей П.И.Сербинов рассказывал о мужественном поведении Владыки
Димитрия в захваченном большевиками Крыму: "В ночь с субботы на воскресенье отыскивали и расстреливали офицеров. Вместе с тем революционерами был пущен слух: на соборе пулемет, и что будут следовать аресты духовенства. В воскресенье в соборе вследствие страха было мало народа. Но архиепископ Димитрий пришел в собор и отслужил Литургию. После Литургии он обратился к народу с речью: "Говорят, что на колокольне пулемет: кто желает, посмотрите, правда ли это?" Некоторые из находившихся в храме отправились туда и сообщили, что никакого пулемета там нет. Тем не менее началась бомбардировка собора (обстрел из пушек) и была повреждена колокольня. Все духовные лица спрятались, ключ от собора остался у архиепископа Димитрия. Архиепископ смело отправился в революционный штаб и потребовал расследования. Там наглость дошла до того, что председатель сказал: "Я сам видел пулемет". Архиепископу удалось, однако, настоять на том, чтобы назначена была комиссия. Во вторник архиепископ сам служил Литургию по чину священнического служения, я и некоторые члены причта пели и читали. У архиепископа Димитрия не раз производили обыск, все взламывали и вспарывали. В архиерейскую церковь (собор) вошли с папиросами и в шапках, штыком проломили жертвенник и престол". Гражданская война сделала невозможным единое управление Русской Церковью.
Когда в Крым вошли войска барона Врангеля, в мае 1919г. на Юго-Восточном
русском церковном Соборе в Ставрополе владыка Димитрий был избран председателем
Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России, которое окормляло
паству на территориях, еще контролировавшихся Белым движением.
Архиепископ Димитрий пытался выступить миротворцем между противоборствующими
станами.
Летом 1920г. по его почину в Крыму были объявлены "дни покаяния", к участию в
которых он надеялся привлечь и красноармейцев.
Его подпись стоит первой под Посланием ВЦУ на Юго-Востоке России православному
русскому народу, в котором сказано: "Многими тяжкими грехами осквернился народ наш в недобрые годины мятежного лихолетия и смуты: бунт и измена, пролитие крови и братоубийство, безбожие и осатанение, богохульство и кощунство, разбой и лихоимство, зависть и хищение, блуд и растление, празднолюбие и празднословие. Осмердела земля наша, зачумлен воздух, омрачается свет солнечный гноем ран души нашей. Не по слабости только, но и по гибельному обольщению согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвернулся от Бога и поклонился идолам. Обольстители научили его поклоняться себе самому в своих страстях и похотях, они внушили ему, что нет правды выше воли народной, и повели его от преступления к преступлению, от падения к падению. свои измельченные прихоти народ наш научился считать за истину, свои корыстные вожделения признавать за высшую награду жизни и уподобился Навуходоносору, поклонившемуся себе самому, как божеству, но пораженному безумием за безумие. И орудием гнева явились те самые лжеучителя, которые лестию обманули его, чтобы потом поработить... Народ обманут учением безбожным, что одним хлебом живет человек, что одной себялюбивой корыстью может направляться жизнь его. И стал он перекраивать жизнь свою по сатанинскому учению: завидовать, расхищать чужое, переравнивать, переделять. Развилась жажда легкого обогащения, но ослабели навыки добросовестного труда по заповеди Господней. И оскудела земля наша, облеклась в рубище. Завистники достигли равенства лишь во всеобщей нищете. Отъял Господь благословение Свое от дел нечестивцев... Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы, и возвеличит Господь избранников Своих, исцелит их и умирит".
Это послание разбрасывали с аэропланов над позициями красных.
Но увы! Грех Русской земли был так велик, что соблазненный народ оставался глух
не только к призывам южнорусских архипастырей, но и к голосу святого
Патриарха Тихона, неустанно взывавшего о прекращении братоубийственной бойни.
После поражения Врангеля большинство находившегося в Крыму духовенства вместе с
его войсками ушло в эмиграцию.
Однако Владыка Димитрий, несмотря на уговоры своих собратьев, наотрез отказался
покинуть отечество. Митрополит Антоний (Храповицкий) назвал такое его решение
"самоубийством". Казалось очевидным, что Владыке Димитрию пламенному обличителю
революции, архипастырю Белого стана не приходится ждать пощады от большевиков.
И он готовился принять венец мученичества за Христа Господа.
По сведениям [9] Владыка продолжал жить в архиерейском доме в Симферополе, служил
в кафедральном соборе. Каждый день приносил вести об арестах и расстрелах, но
владыка Димитрий не пытался скрываться Таврическая губ., Феодосийский у., Топловский Параскевиевский монастырь архиепископ Год начала1921 День начала21 Месяц начала8
В связи с плохим состоянием здоровья в 1921г. архиепископ Димитрий решил "раз и
навсегда оставить епархиальное управление". 17 мая 1921г. он обратился в
Киево-Печерскую Лавру с просьбой о принятии его в братство монастыря. Определением
Духовного собора Лавры от 25 июня ст.ст. (8 июля) он мог быть принят на покой,
"но только на собственное содержание, ввиду крайне затруднительного материального
положения". В июле 1921г. владыка получил официальное уведомление от Духовного Собора.
21 августа 1921г. он поселился в Топловском Параскевиевском монастыре около
Феодосии. 28 августа 1922г. в Симферополе на подворье Космо-Дамиановского монастыря
он принял участие в постриге протоиерея А.Зверева, а затем в хиротонии его во
епископа Мелитопольского.
Властями это было квалифицировано как "нелегальное собрание", участники которого
в ноябре 1922г. были осуждены Симферопольским судом. В частности, владыка Димитрий
был осужден на год принудительных работ, но амнистирован
Таврическая губ., г.Симферополь Год ареста1923 День ареста11 Месяц ареста4
Во второй раз он был арестован органами ГПУ-НКВД в Топловском монастыре 11 апреля
1923г. в связи с сопротивлением верующих Симферополя при передаче собора и домовой
церкви в архиерейском доме обновленцам. Содержался под стражей в Феодосии.
17 апреля 1923г. владыка был перевезен в симферопольскую тюрьму, где, в связи с
резким ухудшением здоровья, до 20 мая содержался в тюремной больнице. Выслан в
Киев 21 мая 1923г.[9]
././1923 Обвинение"контрреволюционная деятельность, участие в вооруженной борьбе против республики" Приговортюремное заключение
По данным [7] приговор высшая мера наказания был направлен на утверждение
Сталину, который заменил расстрел на тюремное заключение
Симферополь, тюрьма Год начала1923 День начала17 Месяц начала4 Год окончания1923 День окончания21 Месяц окончания5
По данным [7] провел в тюрьме около 2-х лет, там потерял зрение,
и ослепшего архиерея выпустили на свободу. По данным [5] архиепископ Димитрий (Абашидзе) и архимандрит Дамаскин (Цедрик)
были арестованы вскоре после установления Советской власти в Крыму, сидели несколько
месяцев в тюрьме и после суда были освобождены с высылкой за пределы Крыма