Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Абакумова (Аббакумова) Надежда Петровна Дела oc4.1549 => oc4.1549 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Служение
    Служение
    Московская о., Ступинский (Малинский) р., с.Мартыновское, Христорождественская церковь 
    Должность член церковного совета, староста церкви (с 1928г) 
    Год начала 1925 
    С 1925г. Надежда Петровна вошла в число членов церковно-приходского совета
    Христорождественского храма. Известно, что в это время старостой церкви
    был ее родственник Андрей Петрович Абакумов.
    В 1928г. Надежда Абакумова стала старостой церкви, тем самым продолжила
    фамильную династию старост Мартыновской церкви.
    В это время Надежда Петровна освоила дар бабки-повитухи, женщины, которая
    принимает роды. Она обладала особой чуткостью, непосредственно опытом и
    своего рода талантом. Участие в рождении ребенка — великий дар Божий, и
    Господь наделил Надежду Петровну всеми этими качествами. В 20–30-е гг.
    все младенцы села Мартыновского и близлежащих сел прошли через чуткие и
    любящие руки Надежды Петровны.
    Во время коллективизации хозяйство Надежды Абакумовой причислили к середняцкому.
    Середняки подвергались большим налогообложением и госпоставкам, в 1,5–2 раза
    больше чем колхозники. Но, несмотря на это, она не вступила в организованный
    на территории села колхоз "Парижская коммуна" и резко выступала против
    колхозной системы в целом. Это естественно отражалось на отношении к ней
    местных властей, от которых зависела величина налогообложения.
    В результате налогового бремени хозяйство Абакумовой стало приходить в упадок,
    помогать ей было некому, т.к. все дети постепенно перебрались в Москву.
    Несмотря на то, что она была одинокой вдовой, власти требовали платить налоги
    сполна.
    Понятно, что сделать она этого не смогла, за что ее судили четыре раза:
    в 1932г. — приговор к штрафу в 100руб., в 1933г. судили два раза, приговоры:
    500 и 300руб., в 1934г., приговор — 500руб. штрафа.
    В 1935(1934?) г. за неуплату госпоставок сельсовет отобрал и продал за долги
    последнее, что у нее было — корову-кормилицу.
    Решившись на поиск правды, Надежда Петровна обратилась в Мособлисполком
    с жалобой на действия сельсовета. Через два года, в 1937г. из Мособлисполкома
    пришел ответ, что "сельсовет поступил правильно т.к. Абакумова
    задолжала государству 184 кг. мяса и 150 литров молока", ввиду этого в возврате
    коровы Мособлисполком решительно отказал.
    После того как у Надежды Петровны отобрали корову, она оставила занятие
    сельским хозяйством, да к тому же оно пребывало в полном запустении, — из всего
    имущества у нее было лишь несколько кур.
    С этого момента Надежда Петровна полностью уходит в церковные дела.
    Она, как староста церкви, должна была следить за сохранностью церковного
    имущества, заботиться о регулярном проведении богослужений и отыскивать
    средства на уплату всевозможных налогов и страховых сборов, которыми тогда
    облагались церкви. В то время, когда основная масса крестьян и колхозников была
    ограблена властью, и влачила полунищенское существование найти
    средства было очень трудно, и это обстоятельство часто приводило к
    конфликту с финансовыми органами.
    После ареста, а затем высылки из Московской обл. настоятеля Мартыновской
    церкви священника Петра Кедрова Надежда Петровна пригласила служить настоятеля
    Успенского храма соседнего села Кишкино протоиерея Петра Любимова.
    В это время приходы с.Мартыновского и с.Кишкино сблизились.
    Протоиерей Петр Любимов стал окормлять осиротевший приход, а Надежда Петровна — всеми
    силами помогать ему в этом служении.
    С этого момента вокруг о.Петра и церковной старосты Надежды Петровны собралась
    небольшая церковная община. Люди собирались в доме Абакумовой, отмечали
    церковные праздники, обсуждали текущие проблемы, проводили духовные беседы
    Все они были под духовным руководством протоиерея Петра Любимова.
    Надежда Петровна отличалась особой чертой характера, которая часто приводила
    к конфликтам с местной сельской властью, не скупилась на слова обличения
    относительно колхозной системы и отличалась манерой говорить "правду в глаза".
    В ответ на это местные власти аккуратно доносили на нее в соответствующие
    органы.
    В июле 1936г. от удара молнии погибла девочка Александра Урусова. Сельсовет
    решил организовать похороны в гражданском порядке без священника, но вмешалась
    Абакумова. Она уговорила родителей девочки совершить похороны по христианскому
    обычаю. Таким образом, она сорвала безбожные похороны и выставила сельсовет на
    посмешище.
    Особое раздражение властей вызывали отношения Надежды Петровны с о.Петром,
    которому она всячески помогала. Так, в 1936 и 1937гг. она, без разрешения
    сельсовета, провела сбор средств и продуктов питания среди жителей Мартыновского,
    Тютького и соседних сел, для того чтобы священник мог уплатить страховой сбор
    и выполнить госпоставки.
    С октября 1937г. в НКВД начинается сбор показаний против протоиерея Петра и
    Надежды Абакумовой.
    Нашлись лжесвидетели, которые охотно дали показания, в которых обвиняли
    священника и старосту в агитации против советской власти и колхозного строя.
    Из показаний "свидетелей":
         
    "Абакумова говорила о войне:
             "Скоро будет война... после войны все старые церкви будут открывать".
         "Вела агитацию против колхозов в том, чтобы колхозники не ходили на работу,
          и заявляла:
             "Не получите, а работаете только на государство, а им... всё мало".
          Этими словами ослабляет трудовую дисциплину среди колхозников".

    В вину Абакумовой также вменялось общение со священниками и прихожанами церкви.
    Председатель местного сельсовета свидетельствует:
         "Абакумова Н.П. — активная церковница... принимала активное участие
          в отправлении культов...
          Ведет антисоветскую агитацию в том духе, что "некрещеные дети вырастут
          больные, слепые, уроды" и т.п.
          Известно, что с 1934г. по настоящее время содержит у себя на квартире
          собрание единомышленников и ведет среди них антисоветскую агитацию...
          Абакумова имеет связь с попами с.Кишкино, с.Марьинка (Михневского района)
          и бывшим попом с.Мартыновское Кедровым. Особо тесную связь Абакумова
          имеет с попом с.Кишкино.
          Является проповедницей антисоветского влияния на население от указанного
          мною попа.
          Абакумова группирует вокруг себя тех колхозников, которые по тем или
          иным причинам высказывают свое недовольство колхозом. Среди этих людей
          ведет антисоветскую агитацию против колхозов и сов. власти".

    Из доноса на Надежду Петровну страхового инспектора по Малинскому району:
        "В первых числах февраля 1938г. я приехал в с.Мартыновское с целью,
         чтобы вручить извещение по культовому сбору и получения недоимок
         страховых платежей, для чего была вызвана гр-ка Абакумова Надежда
         Петровна, т.к. имелась недоимка страховых платежей в сумме 12р.35коп.
         Абакумова от уплаты категорически отказалась, вследствие чего ей было
         выписано письменное предупреждение об уплате,... со взиманием пени
         за неуплату в срок. Абакумова начала ругаться с выкриками, что советская власть нас
         грабит и добавила, что бывший председатель сельсовета является вредителем".

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ