Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места заключения Колыма, г.Магадан (ссылка) Год начала1947 Месяц начала11 Год окончания1948 Месяц окончания4
Осуществляя политику колонизации Колымского края, чтобы получить по сути
бесплатную рабочую силу, верховная власть всеми средствами старалась
чинить всякие препятствия к отъезду с Колымы освобожденных из лагерей. Когда о.Павел приехал в Магадан, с последним пароходом произошло что-то
непредвиденное, и последний рейс был отменен. Все имевшиеся деньги о.Павел
потратил на билет, но их не вернули, пообещав всех, купивших билеты и не
уехавших в этот раз, отправить первым пароходом, как только будет открыта
весенняя навигация. Тем немногим, у которых были деньги, удалось вылететь
самолетом до Хабаровска. Остальным, в числе которых был о.Павел, предложили
остаться и работать до весны в Магадане Колыма, тайга, завод N 5 промлага (ссылка), общие работы, позже кассиром Год начала1948 День начала4 Месяц начала5 Год окончания1953 День окончания7 Месяц окончания4
Весной 1948г. обстоятельства изменились в еще более худшую сторону. В
колымские лагеря была направлена секретная инструкция, предписывающая осужденных
по ст.58 по окончании срока, за малым исключением, "освобождать" в ссылку,
предлагая освобождающимся подписывать "добровольное" обязательство работать на
Колыме. Всех, кто не смог уехать в прошлую навигацию, без всяких объяснений,
собрали и вновь отправили в тайгу. "4 мая 1948 года нас отправили в тайгу. Почти месяц ходили по начальству...,
но в ответ: "работать". И завтра буду работать на заводе N 5 промлага. Как
удастся выбраться домой,.... не знаю", писал о.Павел семье.
О.Павла, как и других "вольнонаемных", ждали те же тяжелейшие работы, не
дававшие никакого пропитания, те же лагпункты, то же бесправие и унижение.
К тому же не было крыши над головой. Жить приходилось в бараках, а если
удавалось снять квартиру, то это были темные сарайчики и чуланы, за которые
надо было платить огромные, по сравнению с зарплатой, деньги.
"Теперь, будучи свободным, помочь вам ничем не могу. Кроме общих работ, ни на
что не способен. В настоящее время кошу сено для завода, оплата с тонны, а
травы почти нет", писал о.Павел домой. Через некоторое время дирекция завода предложила о.Павлу работать кассиром.
Кроме основной работы, ссыльные, в их числе о.Павел, вынуждены были
безоговорочно выполнять любую бесплатную сверхурочную работу и вечером, и в
выходные дни. Отказываться было нельзя, чтобы не выгнали со службы. Найти другую
работу было непросто. Кроме того, вполне реальна была вероятность получения
новых сроков, особенно в 1949 году. После освобождения из лагеря, находясь в ссылке на Колыме, о.Павел не мог
получить вразумительного ответа от официальных инстанций о своем положении: ему
не отвечали, является ли он ссыльным, но домой не отпускали.
Он понял, что выбраться с Колымы будет еще труднее, чем освободиться из лагеря.
О.Павел сознавал, что ничто не происходит с человеком без воли Божией. Он
воспринимал это препятствие как очередное испытание от Господа
и проявил подвиг долготерпения, проходя все испытания с полной преданностью
Его воле. "...Раз дан такой Крест, буду нести его сколько хватит сил",
писал он своим родным. Он твердо следовал словам Христа:
"Претерпевший до конца спасется" /Мф.24, 13/. О.Павел не переставал размышлять о прожитых годах. Преисполненный покаянного
чувства, в феврале 1949 года он писал: "Каждый день мысленно повторяю пройденный
свой путь и с каждым разом все больше и больше нахожу ошибок". Годы, проведенные в заключении, стали для о.Павла временем духовного
совершенствования и укрепления внутренних духовных сил. В 1950г. о.Павел решил вызвать к себе на Колыму жену. Без долгих колебаний
и раздумий, привыкшая разделять нелегкое бремя страданий своего мужа, матушка
Серафима, несмотря на свое слабое здоровье, твердо решила отправиться на
далекую и неведомую ей Колыму. Ставшие уже взрослыми дети, провожая свою мать
летом 1950г. в далекий путь, не надеялись вновь увидеть когда-нибудь ее живой и
здоровой. С большим трудом после долгих тринадцати лет разлуки узнал о.Павел в
этой сильно изменившейся и постаревшей женщине свою любимую жену, мать своих
детей. Радости его не было предела, рядом был теперь близкий и дорогой человек.
Много пришлось вытерпеть и перенести этой слабой и болезненной, но такой твердой
духом женщине. Она полностью разделила Крест мужа. Весной 1951г., в день Благовещения, о.Павел получил сообщение о том, что на
время отпуска ему разрешено съездить домой. Радостной и горькой была эта
долгожданная встреча для о.Павла с повзрослевшими детьми, с внуками, родившимися
в его отсутствие. Со слезами смотрел он на взрослых людей, с трудом узнавал в
них своих малых деток, какими они оставались в его памяти в продолжении всех лет
заключения. Ко времени приезда о.Павла и матушки Серафимы в отпуск, дети их собрались
вместе и жили с семьями в Моршанске. Муж Марии Ивановны, сестры матушки
Серафимы, П.С.Торопцев,
вернувшись с фронта, принял священнический сан и служил в Крестовоздвиженском
храме. Их семья обосновалась неподалеку от Моршанска в селе Карели. Быстро пролетели отпускные дни, наполненные и радостью встреч, и рассказами о
тяжелых испытаниях, перенесенных за эти годы. О.Павла неумолимо влекло в храм, где в те дни проходили службы Великого Поста.
Он быстро организовал спевки, и все службы Великого Поста и Светлой Седмицы
провел на клиросе с певчими. Скорбь от предстоящей разлуки с родными
растворялась в Пасхальной радости. По окончании отпуска близкие и родные вновь
со слезами проводили в дальний путь о.Павла и матушку Серафиму, не зная, удастся
ли им снова увидеться. После смерти Сталина вышел указ Верховного Совета об амнистии от 23 марта
1953 года, касавшийся, в основном, освобождения уголовников, и дававший
возможность только очень небольшому количеству осужденных по статье 58
вырваться на свободу. Весть о его освобождении по этому указу пришла к о.Павлу в светлый праздник
Благовещения. Он оказался в числе тех немногих, кому было разрешено покинуть
Колыму и выехать на материк