Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Павел (Гулынин Павел Яковлевич) Дела oki.29 => oki.29 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
7
Места заключения
    Места заключения
    Колыма, г.Магадан (ссылка) 
    Год начала 1947 
    Месяц начала 11 
    Год окончания 1948 
    Месяц окончания 4 
    Осуществляя политику колонизации Колымского края, чтобы получить по сути
    бесплатную рабочую силу, верховная власть всеми средствами старалась
    чинить всякие препятствия к отъезду с Колымы освобожденных из лагерей.
      
    Когда о.Павел приехал в Магадан, с последним пароходом произошло что-то
    непредвиденное, и последний рейс был отменен. Все имевшиеся деньги о.Павел
    потратил на билет, но их не вернули, пообещав всех, купивших билеты и не
    уехавших в этот раз, отправить первым пароходом, как только будет открыта
    весенняя навигация. Тем немногим, у которых были деньги, удалось вылететь
    самолетом до Хабаровска. Остальным, в числе которых был о.Павел, предложили
    остаться и работать до весны в Магадане
    Колыма, тайга, завод N 5 промлага (ссылка), общие работы, позже — кассиром 
    Год начала 1948 
    День начала 4 
    Месяц начала 5 
    Год окончания 1953 
    День окончания 7 
    Месяц окончания 4 
    Весной 1948г. обстоятельства изменились в еще более худшую сторону. В
    колымские лагеря была направлена секретная инструкция, предписывающая осужденных
    по ст.58 по окончании срока, за малым исключением, "освобождать" в ссылку,
    предлагая освобождающимся подписывать "добровольное" обязательство работать на
    Колыме. Всех, кто не смог уехать в прошлую навигацию, без всяких объяснений,
    собрали и вновь отправили в тайгу.
      "4 мая 1948 года нас отправили в тайгу. Почти месяц ходили по начальству...,
    но в ответ: "работать". И завтра буду работать на заводе N 5 промлага. Как
    удастся выбраться домой,.... не знаю", — писал о.Павел семье.
    О.Павла, как и других "вольнонаемных", ждали те же тяжелейшие работы, не
    дававшие никакого пропитания, те же лагпункты, то же бесправие и унижение.
    К тому же не было крыши над головой. Жить приходилось в бараках, а если
    удавалось снять квартиру, то это были темные сарайчики и чуланы, за которые
    надо было платить огромные, по сравнению с зарплатой, деньги.
    "Теперь, будучи свободным, помочь вам ничем не могу. Кроме общих работ, ни на
    что не способен. В настоящее время кошу сено для завода, оплата с тонны, а
    травы почти нет", — писал о.Павел домой.
      Через некоторое время дирекция завода предложила о.Павлу работать кассиром.
    Кроме основной работы, ссыльные, в их числе о.Павел, вынуждены были
    безоговорочно выполнять любую бесплатную сверхурочную работу и вечером, и в
    выходные дни. Отказываться было нельзя, чтобы не выгнали со службы. Найти другую
    работу было непросто. Кроме того, вполне реальна была вероятность получения
    новых сроков, особенно в 1949 году.
      После освобождения из лагеря, находясь в ссылке на Колыме, о.Павел не мог
    получить вразумительного ответа от официальных инстанций о своем положении: ему
    не отвечали, является ли он ссыльным, но домой не отпускали.
    Он понял, что выбраться с Колымы будет еще труднее, чем освободиться из лагеря.
    О.Павел сознавал, что ничто не происходит с человеком без воли Божией. Он
    воспринимал это препятствие как очередное испытание от Господа
    и проявил подвиг долготерпения, проходя все испытания с полной преданностью
    Его воле. "...Раз дан такой Крест, буду нести его сколько хватит сил", —
    писал он своим родным. Он твердо следовал словам Христа:
    "Претерпевший до конца спасется" /Мф.24, 13/.
      О.Павел не переставал размышлять о прожитых годах. Преисполненный покаянного
    чувства, в феврале 1949 года он писал: "Каждый день мысленно повторяю пройденный
    свой путь и с каждым разом все больше и больше нахожу ошибок".
      Годы, проведенные в заключении, стали для о.Павла временем духовного
    совершенствования и укрепления внутренних духовных сил.
      В 1950г. о.Павел решил вызвать к себе на Колыму жену. Без долгих колебаний
    и раздумий, привыкшая разделять нелегкое бремя страданий своего мужа, матушка
    Серафима, несмотря на свое слабое здоровье, твердо решила отправиться на
    далекую и неведомую ей Колыму. Ставшие уже взрослыми дети, провожая свою мать
    летом 1950г. в далекий путь, не надеялись вновь увидеть когда-нибудь ее живой и
    здоровой. С большим трудом после долгих тринадцати лет разлуки узнал о.Павел в
    этой сильно изменившейся и постаревшей женщине свою любимую жену, мать своих
    детей. Радости его не было предела, рядом был теперь близкий и дорогой человек.
    Много пришлось вытерпеть и перенести этой слабой и болезненной, но такой твердой
    духом женщине. Она полностью разделила Крест мужа.
      Весной 1951г., в день Благовещения, о.Павел получил сообщение о том, что на
    время отпуска ему разрешено съездить домой. Радостной и горькой была эта
    долгожданная встреча для о.Павла с повзрослевшими детьми, с внуками, родившимися
    в его отсутствие. Со слезами смотрел он на взрослых людей, с трудом узнавал в
    них своих малых деток, какими они оставались в его памяти в продолжении всех лет
    заключения.
      Ко времени приезда о.Павла и матушки Серафимы в отпуск, дети их собрались
    вместе и жили с семьями в Моршанске. Муж Марии Ивановны, сестры матушки
    Серафимы, П.С.Торопцев,
    вернувшись с фронта, принял священнический сан и служил в Крестовоздвиженском
    храме. Их семья обосновалась неподалеку от Моршанска — в селе Карели.
      Быстро пролетели отпускные дни, наполненные и радостью встреч, и рассказами о
    тяжелых испытаниях, перенесенных за эти годы.
      О.Павла неумолимо влекло в храм, где в те дни проходили службы Великого Поста.
    Он быстро организовал спевки, и все службы Великого Поста и Светлой Седмицы
    провел на клиросе с певчими. Скорбь от предстоящей разлуки с родными
    растворялась в Пасхальной радости. По окончании отпуска близкие и родные вновь
    со слезами проводили в дальний путь о.Павла и матушку Серафиму, не зная, удастся
    ли им снова увидеться.
      После смерти Сталина вышел указ Верховного Совета об амнистии от 23 марта
    1953 года, касавшийся, в основном, освобождения уголовников, и дававший
    возможность только очень небольшому количеству осужденных по статье 58
    вырваться на свободу.
      Весть о его освобождении по этому указу пришла к о.Павлу в светлый праздник
    Благовещения. Он оказался в числе тех немногих, кому было разрешено покинуть
    Колыму и выехать на материк

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ