Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT ОписанияГрупДел
d01.116
    "дело Раифских монахов. Казань, 1930г." 
    Архив  Дело N 452. 
    КолЧеловек  44 
    ПриблКолЧеловек  5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха, 13 монахинь, 5 послушников, 2 послушницы, председатель церковного совета, миряне 
    КолРасстрелов  8 
    ОсновныеОбвиняемые
      иеромонах Антоний (Чирков Антон Иванович)
      иеромонах Варлаам (Похилюк Виктор Семенович)
      иеромонах Иов (Протопопов Иван Андреевич)
      иеромонах Иосиф (Гаврилов Иван Иларионович)
      иеромонах Сергий (Гуськов Павел Иванович)
      послушник Петр (Тупицын Петр Егорович)
    ПериодCледствия
      Регион  Татарская АССР, Зеленодольский р., с.Раифа, д.Бело-Безводная 
      ПериодСледст  с 27 января 1930г. до 20 февраля 1930г. 
      МестоЗаклСлед  Казань, пересыльная тюрьма (Казанский Передомзак) 
      ОсновноеОбвин  "монашествующие лица, находясь в связи между собой, вели антисоветскую агитацию, используя религиозные предрассудки населения" 
      ГодОкончСледст  1930 
      МестоГрупповыхРасстрелов  Казань 
    ОбщееОписаниеДела 
    По Казанью, в с.Раифа, находилась Раифская Богородицкая пустынь (Раифский
    мужской монастырь), один из крупнейших монастырей Казанской епархии.
    В 1918г. чекисты прибыли в Раифскую пустынь для ареста монашества.
    В этот момент в церкви д.Бело-Безводная в трех верстах от Раифы, ударил набат,
    и сбежавшимися крестьянами из ближайших деревень "оперативники были зверски
    умерщвлены, а трупы их сожжены".
    Позднее проведенным следствием было "доказано", что главными подстрекателями
    являлись монахи, которые "доставили керосин для сожжения трупов и телеги
    для их перевозки", после чего многие монахи были расстреляны.
    Но монастырь не тронули, и он продолжал действовать до лета 1928г., когда был
    окончательно закрыт властями.
    Изгнанное монашество было вынуждено искать пристанища в соседних деревнях и селах.
    Крестьяне окрестных с Раифой сел организовали общину, в которую вошли
    удивительным образом оставшиеся в кельях Раифского монастыря семеро из
    30 бывших его насельников: иеромонахи Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк),
    иеродиакон Порфирий (Советников), иеродиакон Иероним (Сорокин), послушники
    Нестор Никитин и Петр Ранцев.
    Другие иноки поселились в близлежащих деревнях и селах.
    Несмотря на закрытие пустыни, влияние монашества в Раифе оставалось по-прежнему
    велико. К инокам приходили крестьяне со всей Татреспублики, из Чувашии
    и Маробласти. Большинство Раифских монахов не переставало совершать
    Таинства, исповедовать, крестить, отпевать, даже служить Литургию
    (иной раз в приходской церкви, иной раз — у себя дома).
    В монастыре продолжались тайные богослужения, которые по праздникам посещало
    монашество закрытых к тому времени монастырей: Раифского, Свияжского,
    Феодоровского, — а также миряне из ближних сел.
    Поступившие в органы ГПУ доносы "добровольных помощников" о том, что
    "Раифа и Бело-Безводная являются излюбленным местом, куда стекаются
    монашествующие из закрытых монастырей", что именно они являются
    виновниками неудач коллективизации, отказа крестьянства вступать в
    колхозы, и развала уже существующих колхозов, распространяя
    "провокационные слухи" — дали ОГПУ основание для начала арестов.
    Задержание в Раифе и д.Бело-Безводной 23–26 января 1930г. первых десяти
    человек, по версии следствия, "не произвело того впечатления, которое должно
    было произвести среди монашествующих".
    27 января 1930г. в день прп. отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь
    действовавшую на месте разгромленной в 1928г. Раифской Богородицкой пустыни,
    собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря и верующие.
    Кроме того, еще накануне — ко всенощной — прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень
    престарелые монахини и благочестивые миряне.
    После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега,
    по благословению настоятеля Раифской общины иеромонаха Иосифа (Гаврилова),
    расположились прямо в церкви.
    Наутро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. После Литургии
    братия служила молебен перед иконой прп. отцев в Синае и Раифе избиенных.
    Сразу после молебна 25 монашествующих и 9 активных верующих были арестованы.
    Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали
    в грузовики и отправили в Казань, где заключили в пересыльную тюрьму —
    Казанский Передомзак.
    Многие из арестованных в престольный Раифский праздник могли бы и не приехать
    в тот день в Раифу, т.к. большинство из них уже знали, что власть уже арестовала
    10 монахов и верующих крестьян в соседней деревне Бело-Безводной, но они
    не убоялись, никто не покинул святую обитель, хотя все понимали, что для кого-то
    Святое Причастие может быть последним в их земной жизни.
    По версии следствия, монахи обвинялись в следующем:
       "Устраивали у себя спевки, чаепития, женские собрания и при содействии
        проживавших с ними старых дев и навещавших их часто монахов и монахинь
        из закрытых монастырей, обрабатывали крестьянок в желательном для них
        направлении, распускали провокационные слухи".
    Всем арестованным было предъявлено стандартное обвинение:
       "Агитация против всех мероприятий Соввласти в отношении колективизации,
        хлебозаготовок, увеличения посевных площадей, обложения сельхозналогом
        и т.д.".
    Относительно арестованных крестьян в "Обвинительном заключении" говорилось:
       "Согласно поступившим в течение 1929г. сведениям, кулацкая верхушка
        в дер.Бело-Безводная ведет агитацию против всех мероприятий Соввласти
        в отношении хлебозаготовок, увеличения посевных площадей, обложения
        сельхозналогом, так что задуманный переход восьми хозяйств в колхоз
        провалился "из-за провокационных слухов, а часть членов колхоза также
        подали заявления о выходе из него".
    Арестованные на допросах держались мужественно и виновными себя не признали.
    Следствие проводилось ударными темпами, продолжалось 23 дня, и 20 февраля 1930г.,
    в день памяти 1003 мучеников Никомидийских, заседанием тройки при ПП ОГПУ ТАССР
    по стт.58–10 ч.II и 58–11 УК РСФСР был вынесен приговор.
    К высшей мере наказания были приговорены: пятеро иеромонахов — Иосиф (Гаврилов),
    Сергий (Гуськов), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов), Антоний (Чирков),
    послушник Петр (Тупицын) и двое мирян — председатель церковного совета
    Василий Гаврилов и Абрамов Степан.
    Другие иноки, инокини и миряне, арестованные в д.Бело-Безводной и в Раифе,
    были приговорены к 5 годам лагерей или ссылке в Северный край.
    (к 5 годам концлагерей — двое монахов, 5 послушников, 11 монахинь и 8 верующих,
    к 5 годам ссылки — 6 послушниц).
    Иеромонахи Иосиф, Иов, Варлаам, Антоний и послушник Петр были расстреляны
    в день Благовещения Пресвятой Богородицы — 25 марта/7 апреля 1930г.
    Иеромонаха Сергия (Гуськова), как ризничего, терзали еще несколько месяцев,
    пытками добиваясь у него "признания", где спрятана монастырская ризница, но так
    ничего и не узнали от него.
    10 августа 1930г., в день Смоленской иконы Божией Матери, был казнен и он.
    Все проходившие по делу были реабилитированы 26 марта 1990г.
    В 1996г. насельники Раифской Богородицкой пустыни иеромонахи Иосиф (Гаврилов),
    Сергий (Гуськов), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов), Антоний (Чирков) и
    послушник Петр (Тупицын) были причислены к лику местночтимых святых Казанской епархии.
    В 1991г. святая Раифская обитель была возвращена Московской Патриархии
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ