Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1995 Дела ol5.178 => ol5.178 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом ol5-29b.jpg
Дела ol5.29
    Гундяев Василий Степанович 
    Фамилия Гундяев 
    Год рождения 1879 
    День рождения 15 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Нижегородская губ., Лукояновский у. (Мордовская АССР, Ичалковский р.), с.Оброчное 
    иерей 
    Василий Гундяев родился 15 мая 1879г. в с.Оброчном в семье отставного солдата,
    крестьянина Степана Трофимовича Гундяева и его супруги Варвары Петровны
    Родство Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1917г.] [до 1922г.] [до 1933г.] [с 1933г. до начала 1950-х гг.] [1952-1953гг.] [1953-1954гг.] [1954-1969гг.]
      Места проживания
        Нижегородская губ., Лукояновский у. (Мордовская АССР, Ичалковский р.), с.Оброчное 
        В конце 19 века Василий Степанович повенчался с крестьянской девицей Параскевой
        Ивановной (1884г.р.). Молиться семья ходила в Троицкую деревянную церковь
        села Оброчного.
        Василий Степанович работал на железной дороге, путем упорного труда овладел специальностью
        машиниста-механика
        Нижегородская губ., г.Лукоянов, служебный дом при Лукояновском депо Казанской ж.д. 
        Василий Степанович работал в ж.д. депо г.Лукоянова, но продолжал числиться
        крестьянином села Оброчного.
        Основную часть года семья проводила в служебном доме при железнодорожном депо,
        и лишь на лето Василий Степанович с женой и детьми выезжал в село Оброчное, где
        в небольшом деревянном домике проводил свой отпуск.
        Он был глубоко религиозным человеком, самостоятельно овладевал и светскими, и
        богословскими знаниями, имел у себя большую и хорошо подобранную библиотеку.
        В Лукоянове Василий Степанович и его семья являлись прихожанами Покровского собора.
        Всех детей в их семье крестил настоятель Покровского собора протоиерей Василий
        Николаевич Цедринский.
        30 марта 1905г. в семье родилась дочь Мария, крестными были дедушка Степан
        Трофимович Гундяев и "крестьянская дочь, девица" Ольга Ивановна Лопудеева.
        5 января 1907г. родился сын Михаил (впоследствии отец будущего Патриарха Кирилла),
        11 января он был крещен, а восприемниками стали снова С.Т.Гундяев и О.И.Лопудеева.
        Работая в Лукояновском депо Казанской ж.д., Василий Степанович пользовался уважением
        не только управляющего, но и сослуживцев. Он водил и простые, и литерные поезда.
        Его сослуживец вспоминал:
            
        "Прежде чем подняться в будку паровоза, Василий Степанович всегда осенял
             себя крестным знамением и обязательно повторял это, если по пути следования
             состава встречались стоящие храмы".

        Василий Степанович был машинистом высокого класса, и его труд хорошо вознаграждался,
        но образ жизни семьи был очень скромным и не соответствовал уровню доходов
        Василия Степановича.
        Архиепископ Иларион Алфеев в своей книге о Патриархе Кирилле пишет:
            "Спустя много лет, когда Василий Степанович был уже на закате жизни, его внук,
             будущий Патриарх, спросил его:
                "А где же твои деньги-то? Как же это получилось, что ни до революции,
                 ни после нее ты ничего не накопил?"
             Дед ответил коротко:
                "Все деньги я посылал на Афон".
        По этому случаю Патриарх Кирилл позднее вспоминал:
            "Совсем недавно, будучи в паломничестве на Афоне и посещая монастырь
             Симона-Петра, я спросил у игумена, есть ли в обители записи на вечное
             поминовение начала XX века. Он сказал, что есть... Я попросил, посмотрите
             в книгах под 1913 годом русские имена... и я увидел записанной всю нашу семью.
             И когда совсем недавно настоятель монастыря Симона-Петра приезжал в Москву
             на чествование Патриарха Алексия, то он об этом факте сказал в своем официальном
             выступлении... Думаю, подобные записи есть и во всех других святогорских
             обителях".

        В 1908г. Василий Степанович со своим другом М.М.Юркевичем отправились на богомолье
        в г.Кронштадт вместе со своими семьями, чтобы посетить св.Иоанна Кронштадтского.
        У подъезда дома, где проживал протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский) стояло
        огромное количество желающих посетить знаменитого старца. Семейство Юркевичей ушло
        прогуляться по городу. Тут из квартиры о.Иоанна вышел келейник и спросил:
        "Кто из Нижегородской губернии? Проходите". Василий Степанович промолчал из
        растерянности. Келейник, не дождавшись ответа, ушел. Спустя некоторое время он
        опять вышел на крыльцо и сказал:
            "Кто из Нижегородской губернии? Проходите, батюшка ждет".
        После этих слов келейника Василий Степанович отозвался, и все проследовали в
        квартиру к о.Иоанну. После беседы отец Иоанн взял на руки полуторагодовалого
        Мишу и, приподняв его, сказал:
            "Вот — земной апостол будет".
        В 1909г. в семействе Гундяевых родилась дочь Евдокия, крестными были крестьянин
        Василий Иванович Лопудеев и вдовая крестьянка Варвара Петровна Гундяева.
        4 января 1911г. Евдокия скончалась от скарлатины.
        6 мая 1911г. у них родился сын Александр, восприемниками были крестьянин с.Лады Степан
        Иванович Лопудеев и дочь Василия Степановича Гундяева Мария.
        17 октября 1911г. младенец Александр также скончался.
        24 января 1915г. в семье Гундяевых родился еще один сын, Григорий. Восприемниками
        были крестьянин Павел Захарович Афанасьев и дочь Василия Гундяева Мария.
        24 июля 1916г. родилась дочь Анна, крестными были дети Василия Гундяева — Михаил
        и Мария Гундяевы.
        Впоследствии семейство Гундяевых приняло в свою семью на воспитание оставшуюся
        сиротой крестьянскую девочку Анну из села Оброчного.
        Сына Михаила Василий Степанович определил учиться в Лукояновскую железнодорожную
        школу.
        В 1917г. после Февральской революции, Нижний Новгород и все Нижегородские уезды
        присягнули Временному Правительству.
        8 августа 1917г. состоялось открытие Епархиального съезда делегатов от всех
        благочиний Нижегородской епархии на выборы для участия в работе Всероссийского
        Поместного Собора. Делегатом от верующих г.Лукоянова был послан Василий
        Степанович Гундяев
      Служение
        Нижегородская губ., г.Лукоянов, Свято-Тихоновская церковь Лукояновского Тихоновского женского монастыря 
        Должность председатель церковно-монастырского совета, член Совета миссионерского Братства Святого Креста, руководитель "Братства св.Софии" 
        Год начала 1919 
        Василий Степанович и его семья были прихожанами Свято-Тихоновского храма
        Лукояновского Тихоновского женского монастыря.
        Летом 1919г. у Свято-Тихоновского Лукояновского монастыря местными властями
        были отобраны сельскохозяйственные пашни, и монастырь остался без средств
        к существованию.
        30 июня 1919г. Василий Степанович выступил на районном железнодорожном собрании
        и призвал прихожан помочь причту храма в лице священника о.Александра Грацианова
        и монастырю, "оказав им содействие в пропитании".
        На собрании 19 августа 1919г. в Свято-Тихоновском монастыре под председательством
        священника Александра Грацианова Василий Степанович выступил с докладом, который
        вполне убедил собрание, что монастырь находится в критическом положении, и
        выдержками из Священного Писания доказал необходимость помогать причту.
        Впоследствии именно Василий Степанович Гундяев и возглавил вновь созданную
        приходскую общину, как человек, пользующийся заслуженным авторитетом среди рабочих
        и служащих депо.
        После этих событий в областной газете была опубликована статья под названием
        "Ревнители благочестия":
             "При здешнем Тихоновском монастыре образовался церковно-монастырский совет.
              В него вошли прихожане-железнодорожники: контролер Смагин, машинист Гундяев,
              и мать игумения Серафима.
              Эта милая компания объявила себя ревнителями благочестия и ревностно
              принялись за дело. Быстро пересмотрели имущество монастыря и "взяли его
              на учет"...
              Прослышав, что тут можно кое-чем поживиться, совет стал быстро увеличиваться...
              Богоспасаемая паства росла, а запасы монастырские убывали.
              ... И за этих униженных пришлось вступиться большевикам.
              Вмешался уездный Исполком, и совет был переизбран...".

        1 апреля 1920г. на Лукояновскую кафедру был назначен Преосвященный
        Поликарп (Тихонравов), который сразу же сблизился с Василием Гундяевым, сделав его
        своим доверенным лицом.
        В июне 1920г. епископ Поликарп созвал съезд духовенства и мирян своего епископского
        округа, на котором присутствовали братья Григорий и Василий Гундяевы в качестве
        делегатов. Одним из постановлений этого съезда было решение о крайней необходимости
        образовать "Союз приходов" для всей Лукояново-Сергачской епархии.
        В качестве учредителей этой организации были избраны как священнослужители, так и
        миряне.
        Другим своим постановлением съезд, во главе с Преосвященным Поликарпом, учредил
        в Лукоянове отделение миссионерского Братства Святого Креста.
        Василий Степанович Гундяев вошел в состав Совета этого Братства как хороший
        проповедник.
        Секретарем этого Братства был рукоположенный 6 июля 1920г. о.Петр Покрышкин
        (академик архитектуры), который стал служить настоятелем в Свято-Тихоновской церкви
        Лукояновского монастыря.
        2 сентября Преосвященный Поликарп в письме к архиепископу Нижегородскому сообщал
        о том, что он собирается отслужить литургию в селе Аря, где, по его словам,
        тогда было засилье сектантов и в настоящий момент там идет "... политическое
        сражение с сектантами на тему о составе Церкви Христовой". Далее он перечислял
        тех, кто "ведет дискуссии со стороны Церкви — Д.М.Скрипеев, С.И.Костров
        и В.С.Гундяев".

        1 ноября 1920г. мастеровые рабочие и служащие Лукояновского депо, состоящие членами
        Приходского совета и прихожанами Тихоновского женского монастыря, написали
        прошение в Нижегородский Губернский жилищный отдел:
            "Лукояновский городской жилищно-земельный отдел с каждым днем притесняет и
             притесняет в квартирном отношении причт Лукояновского женского монастыря,
             в котором мы состоим прихожанами, благодаря чему положение как духовенства,
             а так равно и монашествующих становится невыносимым...
             ...Выселили из дома священника, а дом отвели под квартиры граждан, также
             выселили диакона.., выселили настоятельницу монастыря с сестрами, а в доме
             этом устроили барак для тифозных больных... Выселили Епископа, а в помещении
             последнего предполагается открыть дом ребенка, дом этот до сих пор пустует,
             мало-мальски чистые кельи, расположенные внутри ограды — и из тех выселили,
             монашествующих и заняли жильцами...Такое ...отношение к монашествующим и
             духовенству поставило их в невыносимое положение... Настоятельница монастыря
             принуждена жить в одном доме с Епископом, священник с сестрой приютился где-то
             в каморке, требующей капитального ремонта, а монашествующие сгруппированы по
             5–7 человек в каждой келье, а часть таковых размещена в сыром подвальном и
             протухлом помещении, которое служит очагом всевозможных заразных заболеваний.
             Объяснив вышеизложенное, покорнейше просим сделать распоряжение Лукояновскому
             Горжилотделу о прекращении подобных притеснений и дом, из которого выселили
             Епископа, немедленно возвратить в пользование последнего...
             Явно пристрастное отношение членов Жилотдела к причту взяло верх... и
             тем самым наносятся оскорбления нашим религиозным чувствам и вызывают нас на
             крайности...".

        В 1921–1922гг. в Лукоянове активизировались обновленцы. По благословению епископа
        Поликарпа, местное духовенство и миряне вступали с ними в различные диспуты,
        которые проводились принародно, при большом стечении участвующих.
        Большую роль в борьбе с обновленцами сыграли настоятель Тихоновского храма
        протоиерей Петр Покрышкин и Василий Гундяев.
        В начале 1922г. протоиерей Петр заболел тифом. Епископ Поликарп сообщал архиепископу
        Евдокиму о болезни о.Петра и о проведенных о.Петром и Василием Гундяевым
        диспутах с обновленцами, которых поддерживает власть:
             "...Им [обновленцам] оппонировали о.Петр и В.С.Гундяев, сделавшие веские
              возражения научно-богословского характера... Около полуночи Евгеньев произнес
              речь с хулением на Создателя и Искупителя. Оппоненты требуют слова.
              Беспрозванный [обновленец] объявил прекращение заседания...
              На следующую лекцию явились о.Иосиф Глебовский, В.С.Гундяев, Д.М.Скрипеев
              и множество слушателей... Победы у наших лекторов нет, потому что
              стесняют свободу наших защитников и, таким образом, на полуслове закрывают
              заседание...".

        В ночь с 5 на 6 февраля 1922г. скончался от сыпного тифа протоиерей Петр Покрышкин.
        Василий Степанович организовал сбор средств на изготовление гроба и для поминальной
        трапезы среди служащих Лукояновского депо.
        Погребение о.Петра было торжественным. Отпевание совершал епископ Поликарп.
        Летом 1922г. в Лукоянове за "сокрытие церковной утвари" были арестованы настоятель
        Покровского собора протоиерей Василий Цедринский и протоиерей Сергий Фоминский.
        В связи с возникшим обновленчеством в Лукоянове епископ Поликарп благословил создать
        "Братство св.Софии". Руководителем Братства был поставлен Василий Степанович Гундяев.
        Председателем Братства — епископ Поликарп.
        Василий Степанович и его брат Григорий Степанович были активными участниками
        борьбы с обновленческим расколом
      Аресты
        Нижегородская губ., г.Лукоянов 
        Год ареста 1922 
        В 1922г. все активные пастыри и миряне Лукоянова во главе с епископом Поликарпом
        за свои смелые выступления против обновленцев и защиту прав верующих были арестованы.
        Был арестован и Василий Степанович Гундяев
      Служение
        Нижегородская о., г.Лукоянов, Свято-Тихоновский храм при бывшем женском монастыре 
        Должность член церковной двадцатки 
        Год окончания 1928 
        В октябре 1923г. Василий Гундяев находился в Лукоянове. Это известно из следующего
        документа — прошения в Канцелярию Святейшего Патриарха Тихона:
            "Прошения гражд.гор.Лукоянова Вас.Степан.Гундяева прислать на место
             разъяснение по текущим церковным делам" [ЦГА Москвы. Ф.2303. Оп.1. Д.301. Л.44].
        Это был период массового закрытия храмов в Лукоянове.
        Первым был закрыт в 1923г. храм во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших".
        Покровский собор был захвачен обновленцами (был окончательно закрыт в 1931г.).
        Оставался действующим только Свято-Тихоновский храм при бывшем женском монастыре,
        существовавшем под видом организованной монахинями сельскохозяйственной артели.
        В 1928г. сельскохозяйственная артель была ликвидирована.
          В ЦГА г.Москвы нашлось прошение настоятеля Покровского собора Сергия Фаминского.
        В апреле 1925г. иерей Сергий Фаминский обратился к МЕУ (обновленческому Московскому
        Епархиальному управлению) с прошением о переводе в Москву. Он сообщил, что служит
        в Покровском соборе г.Лукоянова с 1896г. В конце 1924 — начале 1925гг., находясь
        в Москве, совершал богослужения в Храме Христа Спасителя, который также принадлежал
        обновленцам. Из этого прошения следует, что настоятель Покровского собора не только
        признает МЕУ, но и состоит временно исполняющим должность председателя Лукояновского
        Викариального управления [ЦГА Москвы. Ф.2303. Оп.1. Д.15. Л.159, 159об.].
        О.Сергий согласился служить в обновленческом храме, а Василий Степанович Гундяев
        обратился в Канцелярию Святейшего Патриарха Тихона и продолжил борьбу против обновленцев,
        за сохранение храмов и монастырей.
        Местные власти решили закрыть и Свято-Тихоновский храм города Лукоянова.
        Василий Гундяев сразу же принял активное участие в борьбе
        против закрытия бывшего монастырского Свято-Тихоновского храма.
        Чтобы не допустить закрытия церкви, он дважды безуспешно ездил в Москву
        с обращениями от лица работников Лукояновского депо к М.И.Калинину.
        (Впоследствии, несмотря на попытки Василия Гундяева и прихожан-железнодорожников
        спасти от закрытия Тихоновский храм, 11 декабря 1929г. было издано постановление
        Президиума Нижкрайисполкома о закрытии Свято-Тихоновской церкви и использовании
        второго этажа ее здания под клуб, а первого этажа — под общежитие студентов техникума.
        В 1928г. участвовавший в противлении властям закрыть последнюю церковь
        в Лукоянове, Василий Степанович вновь попал в поле зрения ОГПУ.
        Василий Степанович ждал ареста со дня на день.
        Супруга его, Параскева Ивановна, сказала ему: "...Все, мы теперь умрем".
        Василий Степанович ответил:
             "...Поскольку я буду нести крест за Христа, вы останетесь живы. Бог вас не
              оставит".

        Семья, дети его подвергались всяческим унижениям и травле.
        В личном архиве Святейшего Патриарха Кирилла, внука Василия Степановича Гундяева,
        хранится статья "Дети машиниста Гундяева", опубликованная в московской газете
        в Московской газете "Безбожник":
            "В школе они ведут себя грубо, вызывающе. Рассказывают другим о жизни святых.
             Убегают с уроков обществоведения... Их терпели, но на одном из родительских
             собраний Гундяев выступил примерно с такой речью:
                   "Православные! Христос есть! Он должен быть во плоти и духе наших детей"
                    Я предлагаю ввести в школе "Закон Божий"".
             Нужно задуматься над тем, стоит ли учить таких в советской школе, а заодно
             проверить, что собой представляет машинист Гундяев...".

        Эта пасквильная статья была опубликована в Москве 19 мая 1929г., когда
        Василий Степанович Гундяев, по выражению Патриарха Кирилла,
        уже был "проверен", т.е. вновь арестован и отправлен в ИТЛ
      Аресты
        Нижегородская о., г.Лукоянов 
        Год ареста 1928 
        Василия Степановича вновь арестовали за "антисоветскую деятельность".
        После его ареста его жена Параскева Ивановна уехала с детьми в с.Оброчное
      Осуждения
        ././1928 
        Обвинение "антисоветская деятельность" 
        Приговор 5 лет концлагерей 
      Места заключения
        Северный край, ИТЛ (Белбалтлаг) 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1933 
        В мае 1929г. Василий Степанович прибыл в ИТЛ на строительстве Беломоро-Балтийского
        канала. В 1933г. освобожден
      Места проживания
        Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1945 
        После освобождения в 1933г. Василий Степанович вернулся к семье в село Оброчное.
        Проживал с семьей в с.Оброчное до 1945г.
      Аресты
        Московская о.(?) 
        Год ареста 1945 
        В конце Великой Отечественной войны в НКГБ г.Москвы стали поступать "сигналы"
        о том, что:
            "Гундяев Василий Степанович, Плотицын Семен Игнатьевич и Чуркин Алексей Васильевич
             среди окружающих их лиц ведут антисоветскую агитацию".

        Арест последовал незамедлительно. Арестованных поместили под стражу во
        внутреннюю тюрьму УНКГБ Московской обл.
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        29/12/1945 
        Обвинение "антисоветская агитация и пропаганда" 
        Приговор 5 лет ИТЛ 
        Из материалов дела:
             "Следствием по делу установлено, что Гундяев, Плотицын и Чуркин на почве
              своего враждебного отношения к Советской власти, начиная с 1944г. общались
              между собой и вели совместные антисоветские разговоры. Так, например,
              Гундяев враждебно высказывался о Советском правительстве и его руководителе,
              о положении верующих в Советском Союзе, восхвалял царский строй и
              высказывался за восстановление монархии в СССР...
              На основании изложенного, обвиняются Гундяев В.С., Плотицын С.И. и Чуркин А.В.
              в том, что общаясь между собой, вели антисоветские разговоры, враждебно
              высказывались о Советском правительстве и восхваляли царский строй.
              Следственное дело N 357, как законченное, через прокурора Московской обл.
              направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР".

        Все проходившие по этому делу получили срок — 5 лет ИТЛ
      Места заключения
        Внутренняя тюрьма УНГБ Московской обл. 
        Год начала 1945 
        Год окончания 1945 
        Молотовская о., г.Соликамск 
        Год начала 1945 
        Год окончания 1950 
        После освобождения Василий Степанович долго находился на нелегальном положении:
            "Он был просто как бродяга, потому что единственная возможность спастись
             для него была одна — скрываться от властей... "
      Места проживания
        Ленинград 
        Год начала 1952 
        Год окончания 1953 
        В 1952г. его положение было легализовано, и он впервые мог приехать в Ленинград
        к своему сыну Михаилу, который к тому времени уже был священником. Святейший Патриарх
        вспоминал по этому случаю:
             "Мы с мамой встречали его на Московском вокзале. Я хорошо помню эту сцену:
              вышел из вагона сухощавый пожилой человек, мне даже показалось — старичок,
              с огромным черным фанерным чемоданом, и мама подбежала к нему:
                  "Папа, папа! Мы сейчас возьмем носильщика".
              А он возмутился:

                —  "Какого еще носильщика?"

                —  "Ну, как, чтобы помочь чемодан нести...".
              Дед улыбнулся, снял ремень, перевязал им чемодан, взвалил на плечи, и мы пошли.
              Эту встречу я хорошо запомнил".

        Прожив некоторое время у сына в Ленинграде, Василий Степанович вернулся в родное село
        Оброчное
        Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное 
        Год начала 1952 
        Год окончания 1953 
      Рукоположение
        диакон 
        1953 
        День 24 
        Месяц 3 
        Кто рукоположил епископ Уфимский и Стерлитамакский Арсений (Крылов) 
        Мечтой Василия Степановича было принять священный сан.
        В 1953г., после смерти Иосифа Сталина, эта его мечта исполнилась
        24 марта 1953г. он был возведен в сан диакона епископом Арсением (Крыловым)
        [4],[5]
      Служение
        Башкирская АССР, г.Бирск, Михаило-Архангельская церковь 
        диакон 
        Год начала 1953 
        День начала 24 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1954 
        Зарегистрирован диаконом Михаило-Архангельской церкви г.Бирска
        [Зв2 (Ф.1. Д.5. Л.74.)]
      Рукоположение
        иерей 
        1954 
        Кто рукоположил архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иларион (Прохоров) 
        Рукоположен во священника во второй половине 1954г. архиепископом Уфимским и
        Стерлитамакским Иларионом (Прохоровым) к Христорождественской церкви с.Ново-Петровского
        (Троицкого) и назначен ее настоятелем
      Служение
        Башкирская АССР, Архангельский р., с.Ново-Петровское (Троицкое), Христорождественская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1954 
        Год окончания 1959 
        Имя священника В.С.Гундяева часто упоминалось в информационных отчетах
        Уполномоченного Совета по делам РПЦ по БАССР как ревностного пастыря и хорошего
        проповедника. Так, в отчете за 1-ю половину 1956г. он указан священником
        Христорождественской церкви с. Н.-Петровского Архангельского р-на.
        Уполномоченный сообщал:
           "Священник Гундяев... посвящен епископом Арсением в 1953г.
            ...Будучи ярым противником евангелистов [сектантов], он после каждой
            службы выступает с проповедями, в которых поносит руководителей евангелистских
            общин... взывает к верующим к борьбе с ними"
               [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.67.)].
        В октябре 1957г. Уполномоченный сообщал в Москву:
           "Священник Гундяев, служащий по-прежнему в Архангельском районе, совершая
            частые выезды на большие расстояния, посещает верующих на дому, напоминает
            о праздниках и их значении, рассказывает о нуждах церкви, в связи с чем
            благочинный ставит его в пример многим другим за его ревность в церковном
            служении" [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.262.)].
        В Информационном отчете за 1-е полугодие 1958г. Уполномоченный особо выделил
        деятельность о.Василия Гундяева:
           "Священник Гундяев (Архангельский район) в своих проповедях призывает
            верующих воспитывать детей в религиозном духе. Обращаясь к матерям и
            бабушкам, рекомендует, чтобы они чаще приводили детей в церковь,
            приучали их молиться и не боялись школьной администрации. Он говорил:
               "В церковь надо ходить обязательно с жертвой, строго соблюдая церковные
                правила"".
        Подобные проповеди расценивались Уполномоченным как проявление нелояльности
        к Советской власти [Зв2 (Ф.1. Д.6. Л.398.)]
        Башкирская АССР, Покровский р., с.Уса-Степановка, Петропавловская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1959 
        Год окончания 1964 
        С 1959г. до 1964г., когда у него началась тяжелая болезнь, о.Василий проходил
        служение в одном из отдаленных приходов Уфимской епархии, в с.Уса-Степановка
        [4], [5].
        В дневниках приема Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Башкирской АССР
        сохранился ряд записей, отражающих нелегкое пастырское служение о.Василия
        в период хрущевских гонений на Церковь.
        Дневник приема Уполномоченного В.Михайлова. 1959г., 17 сентября:
           "Принят священник Гундяев из Покровского р-на. Сообщил, что в районном
            отделении госбанка отказываются принимать на текущий счет деньги,
            принадлежащие церковной общине. Это неправильно, и я пообещал Гундяеву
            принять надлежащие меры".

        18 ноября 1959г. в должности Уполномоченного Михайлова сменил Николай Сигачев

        — жестокий гонитель Церкви, руке которого принадлежат все последующие записи.
        Дневник приема. 1959г., 25 декабря:
           "Принят священник Гундяев из с.Уса-Степановка Покровского р-на (80 лет),
            его сын — настоятель Покровской церкви в Ленинграде. Просил, чтобы ему
            выделяли лошадей для выездов на требы. Границы своего прихода не знает.
            Другие тоже не знают, и это их не интересует".

        Дневник приема. 1960г., 11 апреля:
           "Приняты из с.Уса-Степановка (Покровский р-н) священник Гундяев, члены
            совета Колонских, Пастухов и Устинова, которые жаловались на директора
            НСШ д.Ежовка (якобы грозит закрыть церковь и оскорбляет верующих".

        В докладной записке о положении церкви в БАССР за 1960г. Уполномоченный
        Н.Сигачев отмечал:
           "В.Гундяев принадлежит к тем священникам, которые с целью расширения своего
            влияния и скрытия незаконных действий, выезжали в другие деревни вечерами,
            оставаясь там ночевать у доверенных лиц, совершали требы, проводили беседы
            на религиозные темы... При этом он ведет религиозную работу (беседы,
            крещение детей и т.д.)"
                [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.1. Д.7. ЛЛ.341,372)].
        Дневник приема. 30 июня 1961г.:
           "Принят Гундяев (Уса-Степановка), предупрежден за сбор заявлений в члены
            20-ки и ремонт церкви в 1960г. (самовольно)".

        В справке о деятельности РПЦ в БАССР в 1961г. Уполномоченный писал:
           "Только в результате слабого контроля за деятельностью священнослужителей
            им удается совершать подворные обходы верующих с молебном, крестить детей
            в частных домах (Архангельский и Покровский районы)... читать проповеди,
            враждебные по своему содержанию (г.Уфа — Еварестов М., Покровский р-н —
            Гундяев)...
            В своих проповедях священник Гундяев (д.Уса-Степановка, Покровский р-н)
            запугивал посетителей церкви неизбежностью войны, призывал их скупать
            продукты, промышленные товары и призывал усердно молиться Богу;
            возводил клевету на коммунистов, именуя их опасными безбожниками, внушал
            недоверие к ним.
            К себе на квартиру Гундяев зазывал детей и одарял их деньгами.
            Накануне религиозных праздников к нему на квартиру собирались с ночевкой
            верующие из других деревень.
            В этой же квартире он в нарушение установленного порядка крестил детей
            (без согласия родителей, в антисанитарных условиях).
            В июле 1961г. Гундяев, с целью привлечения на сторону церкви верующих,
            распустил слух о ее закрытии, а потом сам обходил деревни и собирал
            заявления от пожилых людей об их согласии сохранить церковь.
            За эти действия Гундяев с регистрации снят и от службы отстранен"
              [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. ЛЛ.6–7.)].
        В записке "О праздновании Рождества в Башкирской АССР в 1962г." Уполномоченный
        особо указал:
           "В с.Уса-Степановка, Покровского района священник Гундяев, чтобы удержать
            верующих, прибывших из других населенных пунктов, разрешил им ночевать
            в своем доме. Ночевок в молитвенных зданиях [запрещенных] не отмечалось"
              [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.1.)].
        Дневник приема. 1962г., 22 января:
           "Гундяев В.С. (Уса-Степановка) — снятие с регистрации. Вместе с ним была
            К. ...Подтвердила, что Гундяев крестил детей в своей квартире, каждый раз
            читал проповеди, на разные вопросы дает хорошие ответы, детям дает конфеты.
            Гундяев заявил, что ему доставляет радость приобщать детей, поэтому он
            призывал к этому родителей, давал им конфеты, молится за неверующих,
            считает их заблудившимися. Сделано последнее предупреждение и оставлен
            до 1 мая, а если будут жалобы — снят раньше (он и жена больны, по 80 лет)".

        Обвиняя священника "в распространении слухов о закрытии церкви в Уса-Степановке",
        Уполномоченный в то же самое время готовил обоснование и документы для ее
        ликвидации.
        5 апреля 1962г. некое "доверенное лицо" передало ему подготовленные материалы
        и получило рекомендацию "собрать документы [на церковь] как на клубное здание".
        Уже 11 апреля материалы об изъятии здания были посланы Уполномоченному нарочным.
        Дневник приема. 1962г., 14 июля:
           "Гундяев В.С. (привез с собой ходатаев и заявление от них с просьбой оставить
            его) в связи с временным снятием с регистрации за активную работу с детьми и
            проповедническую деятельность".

        В тот же день записано:
           "Гундяев снят на 4 мес. за привлечение детей".
        В докладной записке "О фактах нарушения законодательства о культах церковниками",
        от 15 августа 1962г., Уполномоченный сообщал:
           "[Епископ] Никон и [секретарь Уфимского епархиального управления архимандрит
            Иосиф] Чернышев открыто берут под защиту всех нарушителей законодательства
            из числа духовенства и стараются продвинуть их на лучшие приходы,
            выдают им награды или отпускные грамоты, как это было со священником
            Гундяевым: за нарушения законодательства он снят на 4 мес. с регистрации,
            а Чернышев выдал ему справку, что он находится в отпуске...
            Многие священники также допускают нарушения законодательства.
            Эти нарушения выражаются в чтении проповедей на общественно-политические
            темы (Еварестов, Гундяев, Бусел), привлечении молодежи и детей в церковь
            (Таврион (Батозский), Гундяев)..."
               [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.72.)].
        21 августа 1962г. Уполномоченный сообщил епископу Никону и секретарю епархиального
        управления архимандриту Иосифу (Чернышеву) об изъятии здания в Уса-Степановке.
        Уже 23 августа к Н.Сигачеву приехали верующие из Уса-Степановки
           "по вопросу изъятия здания и осуществления аренды. Корсакова сказала, что
            после снятия священника — они не прекращали собираться в церкви, открывал
            сторож, читали монашки Зонова и Белова, и вели службу".

        Дневник приема. 1962г., 6 сентября:
           "28 августа старосте был дан срок на освобождение помещения. Отказался
            сделать, направил делегацию в Москву (Корсакова, Шамотурин, Зохваткин)
            и ключи якобы увезли. 5-го ему снова предложили открыть, отказался.
            Тогда ... сняли замок и все перенесли в амбар".

        Дневник приема. 1962г., 15 сентября:
           "Приходил Гундяев с просьбой дать ему справку [о регистрации] раньше срока".
        Дневник приема. 1962г., 1 октября:
           "Приходил [епископ] Никон, беседа по фактам нарушения законодательства
            о культах священниками (...Гундяев — проповеди и поездки в Москву...)".

        В информационном отчете Уполномоченного сообщалось:
           "За 1962 год и первый квартал 1963г. в БАССР закрыто 7 церквей... и у двух
            религиозных общин изъяты молитвенные помещения, как общественные здания
            (д.Уса-Степановка Уфимского района и д.Ивановка Кармаскалинского района)"
              [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.175.)].
        По-видимому, верующие арендовали какое-то молитвенное помещение, и в списке
        действующих приходов по состоянию на 5 мая 1963г. указано, что
            "в д. Уса-Степановка имеется Петропавловский молитвенный дом, но священника
              [Зв2 (Информационные отчеты. Ф.2. Д.9. Л.167.)].
        Больше имя иерея Василия Гундяева в материалах Совета по делам РПЦ по Башкирской
        АССР не встречается.
        Святейший Патриарх Кирилл вспоминал:
          "Дед нам рассказывал, как он за 14 километров ходил причащать больных.
           Во времена хрущевских гонений возникла опасная ситуация, связанная
           с закрытием храма в селе Уса-Степановка. Я помню переписку по этому поводу
           деда с отцом — дед насмерть стоял, защищая храм. Держал его своей силой
           до последнего, и церковь тогда не была закрыта.
           Но в середине 60-х годов дед стал слепнуть и понял, что больше служить
           не сможет — просто опасно было совершать литургию, ведь священник имеет
           дело со Святыми Дарами.
           Тогда он собрался и поехал в Москву к Патриарху Алексию I, который его
           очень ласково принял. Дед поведал ему о всей своей жизни и сказал:
              "Ваше Святейшество, без Вашего личного согласия я не могу покинуть
               приход, потому что он будет закрыт. Никто там служить не станет".
           Дед получил благословение Патриарха, который напутствовал его словами:
              "Вы, отец Василий, и так всю жизнь посвятили Церкви Божией и сделали
               столько, сколько другому человеку не под силу. Живите спокойно,
               считайте, что Вы совершили все, что могли. Можете возвратиться к себе
               домой, к семье".
               И дед уехал.
               Храм после этого закрыли".

        После закрытия храма в 1964г. иерей Василий вернулся в свое родное село
      Места проживания
        Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное 
        Год начала 1964 
        Год окончания 1969 
        День окончания 31 
        Месяц окончания 10 
        Село Оброчное к 1968г. территориально вошло в состав Мордовской АССР.
        Местные жители вспоминали, что сюда на родину он вернулся уже совсем ослепшим
        и прожил еще недолго
    Кончина
      1969 
      День 31 
      Месяц 10 
      Место Мордовская АССР, Ичалковский р., с.Оброчное 
      Священник Василий (отец протоиерея Михаила Гундяева и дед Патриарха Московского и Всея Руси
      Кирилла (Гундяева)) перед кончиной заповедал детям и внукам:
           "Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы
            по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога...".

      31 октября 1969г. о.Василий Гундяев скончался в возрасте 91 года в окружении
      горячо любивших его родных и близких.
      По благословению епископа Пензенского и Саранского Мелхисидека (Лебедева),
      отпевание почившего было совершено в Михайло-Архангельской церкви села Ичалки.
      Чин отпевания возглавил настоятель храма протоиерей Михаил Беляков, а также
      сын почившего протоиерей Михаил Гундяев и два внука — преподаватель ЛДА священник
      Николай Гундяев и преподаватель той же Академии иеромонах Кирилл (Гундяев).
      Множество верующего народа прибыло в храм, чтобы проститься с почившим.
      Погребение было совершено 4 ноября на кладбище села Оброчного.
      На могиле покойного был установлен большой деревянный крест с табличкой:
            "Здесь покоится прах иерея Василия Гундяева. 1879–1969.
                 Светлая память о тебе, отец Василий, будет вечно жить в наших сердцах"

      Матушка Параскева Ивановна умерла 31 октября 1974г.
    Реабилитация
      Дата 16/02/1999 
      Кем реабилитирован Прокуратура Московской обл. 
      По году репрессий 1945 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Кондратович Игорь Вячеславович
      2. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
      Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Картотека духовенства;
      Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Дело Никольского молитвенного дома г.Белорецка. Л.146.;
      Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Информационные отчеты. Ф.1. Д.5. ЛЛ.74,96,248.;
      Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Информационные отчеты. Ф.1. Д.6. ЛЛ.66,67,157,262,398.;
      Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Информационные отчеты. Ф.1. Д.7. ЛЛ.341,372.;
      Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Информационные отчеты. Ф.1. Д.9. ЛЛ.1,6–7,28,40,72.;
      Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Дневник приема, 1957–1959 гг.;
      Архив Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Башкирской АССР. Дневник приема, 1960–1964 гг.
    Документы ->
      1. ЦГА Москвы. Ф.2303. Оп.1. Д.301. Л.44.
      2. ЦГА Москвы. Ф.2303. Оп.1. Д.15. Л.159, 159об.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ