Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX НазваниеРаботы "Dialog zwischen Gott und Mensch". Marbourg. Дела oki.94 => oki.94 Фотографии
6 Фотоальбом Фотоальбом oki-96a.jpg
Дела oki.96
    Подобедова Ольга Ильинична 
    Фамилия Подобедова 
    Год рождения 1912 
    День рождения 8 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Холмская губ., г.Холм 
    член сестричества при храме, певчая 
    Специальность ученый-специалист по древнерусскому искусству, доктор исторических наук 
    Отец — Илья Андреевич Подобедов (1861–1935), сын разорившегося дворянина,
    служил в г.Холм податным инспектором.
    Илья Андреевич возводил свой род к
    брату крупного деятеля духовного просвещения России митрополита Петербургского
    и Новгородского Амвросия Подобедова (1742–1818), погребенного в Софийском соборе
    Мать — Софья Людвиговна Подобедова, урожденная Делла-Вос, происходила из семьи
    крупного провинциального чиновника. Ее отец, Людвиг Карлович Делла-Вос
    был действительным статским советником, председателем Контрольной и Казенной палат
    в г.Харькове. Дядя Софьи Людвиговны — Виктор Карлович Делла-Вос (1829–1890)
    был первым директором Московского высшего технического училища (ныне МВТУ).
    Старшая сестра — Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская (1875–1952) была
    известной художницей и женой академика живописи Дмитрия Николаевича Кардовского
    (1866–1943). Дмитрий Николаевич числился крестным отцом Оли Подобедовой.
    Ольга выросла в глубоко религиозной семье, веру в Бога она пронесла через все годы
    воинствующего атеизма.
    Ольга была единственным ребенком у родителей. Родители бесконечно любили и лелеяли
    девочку
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1923г.] [1923-1927гг.] [1927-1946гг.] [1946-1999гг]
      Места проживания
        Люблинская губ., г.Холм 
        В начале 1910-х годов отца ее Илью Андреевича перевели в г.Люблин
        Люблин 
        Год окончания 1914 
        Здесь семью Подобедовых застала Первая Мировая война. Семья переехала в Минск
        Минск 
        Год окончания 1915 
        Много лет спустя Ольга Ильинична вспоминала приезд императора Николая II
        в Минск, встреча которого произвела на маленькую девочку огромное впечатление.
        В 1915г. Софья Людвиговна с дочкой уехали из Минска в Харьков, где жили ее
        родственники. Илья Андреевич вынужден был по долгу службы остаться собирать
        налоги в прифронтовой полосе
        Харьков 
        Год начала 1915 
        Лето 1915г. Софья Людвиговна с Ольгой прожили в имении ее брата Александра
        Людвиговича Делла-Вос в с.Малая Даниловка.
        В Минске Илья Андреевич серьезно заболел. После его выздоровления семья переехала
        в столицу Области Войска Донского — Новочеркасск
        Донская о., г.Новочеркасск 
        Год окончания 1921 
        Месяц окончания 1 
        В Новочеркасске семья сняла дом с большим садом. В части этого же дома
        помещалась канцелярия Ильи Андреевича.
        Из-за угрозы бомбардировок Петрограда в Новочеркасск эвакуировался Смольный
        институт благородных девиц. Получив рекомендации двух бывших смольнянок, Илья
        Андреевич определил дочь в Смольный институт. Ольга успела проучиться в
        институте только один год, пока до Новочеркасска не докатилась гражданская война
        Во время гражданской войны город 8 раз переходил из рук в руки.
        Вблизи дома Подобедовых шли постоянные перестрелки.
        Во время одного из штурмов Мария Степановна, Олина бабушка, попросила, чтобы ее
        кресло поставили спиной к окну, т.к. не хотела смотреть, как в саду шел бой.
        Маленькая Ольга села на скамеечку у кресла и слушала бабушкины рассказы о прошлом.
        Родители в это время усердно молились перед образами в соседней комнате. На
        следующий день Илья Андреевич насчитал в переплете рамы и наличниках окна
        комнаты, где сидели бабушка и внучка, 72 пулеметные пули.
        После прихода красных в городе начались обыски и расстрелы. Однажды Оля с отцом
        шла по улице, и вдруг Илья Андреевич прижал дочку лицом к груди. Однако она
        успела заметить, что навстречу им ехали грузовики, из кузовов которых торчали
        руки и ноги расстрелянных.
        Когда в городе шли повальные обыски и конфискации имущества, родители пошли
        в соседний храм молиться Богу, справедливо полагая, что сами защитить себя не
        смогут. В доме остались престарелая бабушка и Оля. Когда в дверь постучали, Оля
        спрятала в панталоны последнюю ценную вещь — массивную золотую наградную табакерку
        деда — и пошла открывать дверь. Вошла группа вооруженных красноармейцев. Один из
        них жонглировал гранатами. Начальник спросил: "Кто здесь живет?" Оля отвечала:
        "Бабушка и я, родителей нет дома". — "А кто родители?" — "Папа — советский служащий,
        мама — сапожница, вот ее инструменты (чтобы кормить семью, Софья Людвиговна
        освоила сапожное ремесло). — "Нас неправильно информировали, — сказал начальник. —
        Тут не конфисковать, а помогать надо". Отряд удалился... А спрятанная табакерка очень
        пригодилась: на нее выменяли целый мешок муки.
        Из воспоминаний Ольги Ильиничны:
        "Самое большое впечатление, которое осталось у меня от детства, это впечатление
        большой и первой мученической трагедии в Новочеркасске... Это было где-то в
        начале 1919г. Мой отец пришел с работы страшно расстроенный, весь в слезах и
        сказал, что только что видел, как из собора вытащили викарного архиерея, который
        там служил, очевидно ростовского, в полном облачении и влекли его по всем большим
        улицам города, по-видимому, за город на расстрел. Причем в него бросали гнилые
        помидоры и яблоки, бегали вокруг мальчишки, улюлюкали. А позади, как в голгофском
        шествии за крестом, шли плачущие люди. Отец не знал, что ему делать — так в
        слезах и пришел к нам и это рассказал. Много позднее я узнала, что это был, видимо,
        преосвященный Гермоген (Максимов)...
        В Новочеркасске мы ходили в церковь свт.Николая, где сначала настоятелем был
        о.Алексей Лисицин, который был необычайно самоотверженным утешителем всех
        несчастных, посещал и напутствовал всех больных (тифозных), напутствовал раненых.
        Он скончался, заразившись тифом в начале 1920г.".

        В 1920г. в то время, как болела тифом мать Ольги Софья Людвиговна, скончалась от
        инсульта бабушка Мария Степановна. Илья Андреевич послал 8-летнюю Ольгу через
        весь город за священником. Марию Степановну отпели, но похоронили, чтобы не
        привлекать внимания, без креста, т.к. опасались, что могилу разроют.
        В январе 1921г. семья Подобедовых уехала из Новочеркасска, т.к. там начался
        страшный голод.
        Их пригласила к себе в Переславль-Залесский тетя Ольги — художница О.Л.Делла-
        Вос-Кардовская.
        Чтобы получить билеты до Москвы, Подобедовы отдали какому-то советскому начальнику
        всю домашнюю обстановку. Поезд, в котором ехала Оля с родителями из Новочеркасска,
        в степи был остановлен какой-то бандой, и все пассажиры были ограблены. Чудом
        сохранилась корзина, на которой сидела Оля. В корзине была икона Божьей Матери
        греческого письма, сохранявшаяся в роду с XVIII века.
        В Харькове была пересадка, и Софья Людвиговна, зайдя в свой бывший дом, встретила
        соседку, которая сказала: "Как вы не испугались сюда придти, ведь Марию Степановну
        разыскивают, чтобы расстрелять, за нее назначена награда в 5 миллионов". Софья
        Людвиговна ответила ей, что Мария Степановна умерла от голода, и расстрел ей не
        грозит
        Владимирская губ., г.Переяславль-Залесский 
        Год начала 1921 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1923 
        В Переяславле семья Подобедовых поселилась во флигеле, рядом с домом Кардовских.
        Илья Андреевич скоро уехал работать в Москву, а Софья Людвиговна устроилась
        работать преподавательницей иностранных языков в средней школе и ремесленном
        училище. Оля пошла учиться в ту же школу. Она много пропустила из-за войны, но
        с помощью матери быстро догнала класс по всем предметам, кроме математики.
        Илья Андреевич стал работать фининспектором в Москве и снял комнату в Марьиной
        Роще. В 1923г. Софья Людвиговна с Олей переехали в Москву и поселились в этой
        комнате
        Москва, Марьина роща 
        Год начала 1923 
        Оля пошла учиться в школу на Новослободской улице
      Служение
        Москва, церковь Сошествия Св.Духа на Лазаревском кладбище 
        Должность член сестричества при храме, певчая 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1927 
        Оля стала членом сестричества в общине, организованной при храме его
        настоятелем о.Илией Гумилевским и получила "косынку".
        Из воспоминаний Ольги Ильиничны:
        "Я попала в Москву. Здесь очень тяжело болела всю зиму и, наконец, ранней
        весной, постом, попала в церковь на Лазаревском кладбище. Попала "на буднях".
        В среду вечером, после вечерни, о.Илия Гумилевский вел беседы, разъясняя таинства.
        Он же организовал там сестринскую общину, которая имела своеобразный устав, и сестры
        которой, пройдя некоторый искус, повторяли обещание покаяния, то есть обеты крещения.
        На обязанности этих сестер было не только петь с народным хором, убирать храм,
        дежурить "на буднях" у подсвечников, у панихидного столика, а также убирать
        храм цветами к праздникам, а, главное, посещать больных и недужных и просто
        бедных, которым помогала сестринская община. От ящика нельзя было организовать
        помощь, но сестры могли это сделать в складчину: они готовили пищу, они и
        просто помогали деньгами, по-разному разным семьям. Определенные сестры были
        определены к отдельным улицам Марьиной Рощи, где жили бедные, которые были
        на их попечении...
        Ольга приходила к нему на исповедь ежевоскресно, причащались Святых Тайн ежевоскресно
        в поддержание вот этой новой для многих духовной жизни. Проповеди начались в 1925г.
        и продолжались до 1928г., когда о.Илью перевели в храм Николы Явленного.
        В храме на Лазаревском кладбище любил бывать Патриарх-исповедник Тихон. Он
        довольно часто служил там в 1920-х годах... Святейший очень любил детей. Бывало,
        после службы выйдет на амвон (а летом — на паперть), уже разоблачившись, стоит
        на нижней ступеньке амвона, широко раскинув руки, и подзывает к себе деток.
        Когда их наберется довольно много, снимает панагию и благословляет ею каждого,
        и целовать дает, а потом подзывает посошника с большой корзинкой, в которой
        лежат или яблоки, или карамельки в бумажках, или благословленные хлебцы, —
        и раздает всем деткам скромные гостинцы, улыбаясь своей добрейшей улыбкой...
        Иного он гладит по голове, кому-то
        серьезно возлагает руку на голову и держит дольше, кому-то говорит веселую
        прибаутку. Все это делается в краткие мгновения, пока не подъехал извозчик..."
      Места проживания
        Москва, ул.Мишина (недалеко от Петровского парка) 
        Год начала 1926 
        В 1925г. Софья Людвиговна, как учительница с 1905 года, получила участок под
        застройку и государственную ссуду для строительства дома в Москве.
        В 1926 году семья переехала в собственный одноэтажный деревянный дом на Мишиной улице,
        недалеко от Петровского парка. В период ликвидации НЭПа райсовет забрал часть дома.
        В том же 1926г. произошло знакомство Ольги с Надеждой Александровной Кавелиной,
        которое переросло в дружбу, продолжавшуюся более полувека до смерти Надежды
        Александровны.
        В школе на Новослободской, где училась Оля, было много прекрасных преподавателей,
        окончивших университет. Здесь преподавали братья Соколовы, сыновья местного
        протоиерея, благочинного и настоятеля церкви Рождества Богородицы на Бутырках.
        В школе Оля "перепрыгнула" через класс и оказалась в выпускном 9 классе.
        Однажды в школе преподавателем естествознания Ю.В.Покровским был организован
        диспут на тему: "Совместимы ли научные знания с верой в Бога?" На этом диспуте
        две девочки, Катя Ускова и Оля Подобедова, выступали против целой группы
        комсомольцев, защищая совместимость научных знаний и веры в Бога.
        В подготовке к диспуту девочкам помогали многие учителя, в частности, братья
        Соколовы. Покровский с комсомольцами провалили диспут.
        В 1927г. 15 лет отроду Оля закончила среднюю школу.
        Она хотела поступить на медицинский факультет, но ее не взяли по возрасту,
        а посоветовали еще раз поучиться в 9 классе
      Образование
        Москва, Высшие государственные литературные курсы (ВГЛК)
        Год поступления 1927 
        Год окончания 1931 
        Вместе с подругой Надей Кавелиной Оля поступила на подготовительное отделение ВГЛК,
        куда принимали без ограничений по возрасту. Завуч ВГЛК Николай Николаевич Захаров-
        Мэнский сумел собрать лучших в Москве профессоров. Там преподавали Ю.Н.Верховский —
        история русской литературы XIX века, Я.О.Зунделевич — введение в теорию литературы,
        поэтика. Н.М.Каринский — введение в языковедение. А.С.Орлов — история древнерусской
        литературы, Б.И.Пуришев — западноевропейская литература, М.А.Цявловский —
        методика чтения художественной критики и историки, Ю.В.Готье — история культуры
        нового времени, И.И.Полосин — история русской культуры, А.И.Яковлев — история
        средних веков. Н.Н.Захаров-Мэнский преподавал русскую литературу (древнюю и 18 век).
        Основное свое образование Ольга получила за те два с половиной года, что
        проучилась на курсах.
        Преподаватели отмечали великолепную память Ольги Подобедовой
        и даже использовали ее. Однажды преподаватель привел группу студентов в
        музей-квартиру Ф.М.Достовского и сказал, что это место описано в "Подростке".
        "Оля, — сказал он, — прочти нам, пожалуйста, это место". И Оля начала на память
        цитировать соответствующие страницы романа.
        В 1929г. профессоров ВГЛК стали вызывать на допросы на Лубянку (началось
        "академическое дело", по которому проходили Н.П.Лихачев, С.Ф.Платонов, Е.В.Тарле
        и др.), а затем Высшие государственные литературные курсы были закрыты.
        Ольга Ильинична поступила работать "поваренком" на комбинат питания
        в 1-м Боткинском проезде.
        Она перевелась на вечернее отделение факультета литературы и искусства I МГУ
        МГУ, факультет литературы и искусства, вечернее отделение
        Год поступления 1930 
        Год окончания 1931 
        В связи с реорганизацией факультета в РИИН (Редакционно-Издательский Институт)
        в 1931г. Ольга Ильинична, в составе группы 7 студентов, получила разрешение
        сдать все оставшиеся экзамены за три месяца. Вместе с подругой Надеждой Кавелиной
        она сдала 19 экзаменов в указанный срок и 19 лет отроду окончила Университет.
        Ольгу Ильиничну распределили редактором переводной литературы для союзных республик
        в "Центроиздат", который вскоре закрылся
        Москва, курсы художественных редакторов при Полиграфическом институте
        Год поступления 1931 
        Сразу после окончания МГУ Ольга Ильинична окончила курсы художественных редакторов
        при Полиграфическом институте.
        Весь период до великой Отечественной войны Ольга Ильинична работала художественным,
        техническим или литературным редактором в целом ряде издательств в Москве
        (Объединение научно-технических издательств, Издательство Академии Наук, Учпедгиз,
        Молодая Гвардия)
      Служение
        Москва, храм св.Николая в Звонарях 
        Должность певчая церковного хора 
        Год окончания 1934 
        В воспоминаниях об о.Александре Звереве, составленных по устным рассказам
        Ольги Ильиничны, рассказывается о ее встрече с митрополитом Сергием Страгородским,
        который направил ее с Н.А.Кавелиной к протоиерею о.Александру Александровичу
        Звереву. О.Александр стал духовником Ольги Ильиничны и благословил ее петь
        в хоре храма св.Николая в Звонарях.
        Ольга Ильинична была христианкой, вера ее была сильной,
        преданной и бесстрашной. Она была человеком церковным, не только регулярно
        участвовала в службах, но и пела в церковном хоре.
        В хоре Ольга Ильинична познакомилась с художницей Анастасией Ивановной Ахтырко,
        с которой затем дружила всю жизнь.
        В 1933г. о.Александра Зверева арестовали и выслали на поселение в Каргополь.
        В феврале 1934г. Ольга Ильинична взяла отпуск и навестила о.Александра в ссылке.
        После возвращения Ольгу Ильиничну уволили с работы. Вот как она рассказывает
        об этом в своих воспоминаниях:
        "Я приехала в Москву от о.Александра, вышла на работу, и через несколько дней
        меня вызвали к директору, который сказал: "Знаете ли, проходит паспортизация.
        Вы уже получили паспорт, а Надежда Александровна нет, а нам надо сократить
        одного человека обязательно. Кого же сокращать из вас двоих?" Я говорю:
        "Ну, меня, конечно". — "Тогда пишите заявление об уходе". Я написала.
        Начала готовить дела к сдаче... Была какая-то сложная работа. Я была техническим
        редактором, очень долго старалась так править, чтобы было поменьше переверстки.
        Все сделала, пришла, подаю заведующему производством, он стал смотреть, перелистывать,
        просил меня подробнее объяснить ему. Я носила на черном шнурочке крест; когда я
        наклонилась, вылез шнурочек, или он просто поглядел туда, но он за краешек шнурка
        потянул и спросил: "А это что у Вас?" Я говорю: "Крест". Он крест вытащил, поглядел
        и ничего не сказал. На следующий день уже был приказ о моем увольнении. А когда я
        ушла, в стенгазете была огромная статья, обвитая черным шнурком с крестом внизу,
        и всякие слова о "классовом враге, затесавшемся в коллектив" и подобных вещах.
        И долгое-долгое время я не могла нигде устроиться: я приходила на место,
        работала 2–3 недели, и меня оттуда выгоняли под предлогом "урезания штатов",
        сокращения объема работы, но кроме этого, ничего не говорили.
        Поступила я в Гослитиздат. Имея специальное литературоведческое образование,
        я с увлечением работала над подготовкой к изданию разных поэтических сборников.
        Мною, видимо, были довольны. Вдруг зав.технической редакцией (Н.И.Гарвей)
        сообщает мне, что ему урезали штаты, а т.к. я поступила последней, меня
        сокращают. Получить об этом документы он послал меня в отдел кадров.
        Там сидели два работника и со смущенным видом просили обождать, пока справка
        будет готова. При этом один говорил другому: "Ну почему же ее увольняют?
        Николай Иванович был так ею доволен!" — "Ну, что я могу сделать? — отвечал
        другой. — На нее пришла бумага с Лубянки".

        В период от ареста о.Александра Зверева до начала 1938г. духовным отцом Ольги
        Ильиничны был друг о.Александра протоиерей Сергей Павлович Лебедев,
        который был расстрелян 22 марта 1938г.
        С 1939г. ее духовным отцом стал вернувшийся из ссылки духовный сын отца
        Александра Зверева протоиерей Иван Александрович Крылов.
        В 1934г. храм свт.Николая в Звонарях был закрыт. Приход перешел в храм
        преп.Сергия в Пушкарях
        Москва, храм преп.Сергия Радонежского в Пушкарях 
        Должность певчая церковного хора 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1935 
        Из воспоминаний Ольги Ильиничны:
        "Но церковь преп.Сергия в Пушкарях тоже закрыли при страшных обстоятельствах:
        расстреляли ее настоятеля, о.Николая Толгского, удивительного проповедника,
        замечательно красиво служившего, и внешне красавца, и внутренне горящего человека.
        После него остался только его брат, о.Александр Толгский, который перевел весь
        приход, певчих, чтецов и часть алтарников в храм Илии Обыденного"
        Москва, храм Илии Обыденного 
        Должность певчая церковного хора (до 1985г.), прихожанка 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1995 
        Неизменной прихожанкой храма Илии Обыденного Ольга Ильинична была
        в течение 60 лет — с 1935 до 1995 года и пела в хоре до 1985 года.
        В 1935г. Ольга Ильинична собиралась поступать в аспирантуру ИФЛИ, но в 1935г.
        резко ухудшилось состояние здоровья ее отца Ильи Андреевича (в 1927г. он почти ослеп,
        позже у него обнаружили рак мочевого пузыря, который он долго скрывал от родных),
        и Ольга Ильинична ухаживала за больным отцом, а в ноябре 1935г. он скончался.
        В 1939г. Ольга Ильинична вышла замуж за Абрама Давидовича Малкина, с которым
        познакомилась еще в 1932г., работая над редактированием книги.
        В 1940г. у них родился сын Илья.
        В 1941г. Ольга Ильинична снова собиралась поступать в аспирантуру ИФЛИ, но
        началась Великая Отечественная война.
        В августе 1941г. пришел участковый милиционер и сказал, что с грудным ребенком
        она должна уехать в эвакуацию в течение 72 часов. Ольга Ильинична и Софья Людвиговна
        срочно уволились с работы, Абрам Давидович получил разрешение проводить семью.
        Уже в поезде они решили не ехать в Свердловск, куда были куплены билеты, а выйти
        в Красноуфимске, что они и сделали
      Места проживания
        Свердловская о., г.Красноуфимск 
        Год начала 1941 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1942 
        Месяц окончания 9 
        Сняли комнату, и Ольга Ильинична стала искать работу. Собиралась пойти в школу,
        но в октябре в Красноуфимск прибыл состав с Минским окружным госпиталем.
        Туда Ольга Ильинична поступила вольнонаемной. Работала и санитаркой, и
        делопроизводителем. В декабре госпиталь отправился снова на фронт и
        Ольга Ильинична поступила работать корректором в Красноуфимскую типографию ОГИЗ.
        В сентябре 1942г. она была откомандирована в Москву
        Москва 
        Год начала 1942 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1946 
        В Москву возвращались всей семьей. В поезде, подъезжая к Москве, спрятали
        маленького Илью под лавку, т.к. детей в Москву не пускали и могли ссадить с поезда.
        В Москве квартира Ольги Ильиничны оказалась занятой неким работником прокуратуры,
        который грозил ей арестом, если она посмеет жаловаться. Устроив семью у знакомых,
        она начала хлопотать, но везде получала отказ. Тогда сослуживцы
        посоветовали ей написать письмо Сталину, что она и сделала. Через некоторое время ей
        позвонили и пригласили срочно явиться в райсовет. Та же чиновница, которая недавно
        отказывала ей, воскликнула: "Как Вы могли беспокоить великого человека!" Ольга
        Ильинична увидела на столе свое письмо с надписью "Удовлетворить просьбу. Сталин".
        Прокурорского работника как ветром сдуло. Семья вернулась в свой дом.
        За время эвакуации мебель и всю библиотеку, включая старинные книги петровских
        и елизаветинских времен, жильцы истопили в печи.
        В Москве Ольга Ильинична работала в типографии газеты Правда, в издательстве
        Литературы на иностранных языках, и, наконец, пошла инженер-редактором в
        ГСПКИ 40 Наркомата Вооружений, где редактировали наставления по танкам и "катюшам".
        Весной 1945г. в связи с рождением сына Сергея она ушла в отпуск и не возвращалась
        в военное издательство.
        Еще в 1944г. Ольга Ильинична начала работать в только что организованном академиком
        И.Э.Грабарем Институте истории искусств (ИИИ АН СССР), но была оформлена по трудовому
        соглашению в издательстве АН СССР. В декабре 1945г. Ольга Ильинична уволилась
        из ГСКПИ 40, а с марта 1946 года была зачислена в штат Института истории искусств
      Служение
        Москва, Институт истории искусств АН СССР (ИИИ АН СССР) 
        Должность м.н.с., с.н.с., заведующая сектором Древнерусского искусства (с 1968г.) 
        Год начала 1946 
        Месяц начала 3 
        В Институте истории искусств Ольга Ильинична заведовала фондом рукописей,
        физически формировала сборники статей, редактировала рукописи, снимала
        вопросы с авторами и представляла Институт в издательстве.
        И.Э.Грабарь собирал коллективы авторов из лучших ученых страны, и Ольга
        Ильинична в процессе работы знакомилась с передним краем науки об искусстве.
        Так, редактирование первых четырех томов Истории Русского Искусства дало ей
        серьезную подготовку в области древнерусского искусства.
        Ольга Ильинична решила заняться научной работой.
        Она выбрала для исследования иллюстрированную рукопись XVII века
        "Повесть о Петре и Февронии, Муромских чудотворцах". Одним из аспектов этой
        работы было сравнение миниатюр рукописи с клеймами житийных икон, хранившихся
        в Муромском музее и фресками Муромского собора. В это время она ждала третьего
        ребенка. Получив декретный отпуск, Ольга Ильинична поехала в Муром,
        остановилась в гостинице и начала изучать фрески Муромского собора, для чего неоднократно
        поднималась по лесам на значительную высоту. Ее соседка по номеру в гостинице
        восклицала: "Я так боюсь, что у Вас начнутся роды на лесах!". Ольга Ильинична
        благополучно вернулась из Мурома и в сентябре 1947г. родила дочь Екатерину.
        На секторе истории живописи и скульптуры она прошла обсуждение глав своей
        диссертации. Осталось только написать введение и заключение.
        Но в это время в институте появился новый зам. директора по научной работе
        В.С.Кеменов. Он добился распоряжения, запрещающего всем сотрудникам Института,
        включая и И.Э.Грабаря, заниматься чем-либо, кроме современного искусства.
        У Ольги Ильиничны тогда было тяжелое семейное положение: ее муж лежал
        в больнице с диагнозом опухоль мозга, на руках было три ребенка и маленькая
        зарплата младшего научного сотрудника без степени. Необходимо было защищать
        кандидатскую диссертацию.
        В 1949г. Ольга Ильинична поступила в аспирантуру ИИИ АН СССР без отрыва от
        работы. Ей утвердили тему "Великая Отечественная война в советской графике".
        Ольга Ильинична обратилась в Союз Художников, чтобы узнать о тех художниках,
        которые погибли на фронте. Ей показали огромный ларь, куда складывали материалы,
        которые командиры частей присылали в Союз Художников, когда в части погибал
        художник. Разбирая эти материалы, Ольга Ильинична нашла отличные зарисовки с натуры,
        которые делались в окопах, землянках или на привалах. Удалось вернуть многие
        забытые имена, ввести в научный оборот замечательные графические работы.
        Писала она и об известных графических сериях Шмаринова и Пластова. Чтобы показать,
        в каких условиях работали художники в осажденном Ленинграде, Ольга Ильинична
        из местных ленинградских газет выписала и свела в таблицу, сколько бомб и
        снарядов выпало помесячно на разные районы Ленинграда во время блокады.
         
        В результате объем диссертации составил 800 страниц текста и 1200 страниц
        аппарата и альбома. Руководителем работы был И.Э.Грабарь, а одним из оппонентов
        А.А.Сидоров. Эта кандидатская диссертация была защищена в 1952г.
        В период "борьбы с космополитизмом" В.С.Кеменов вызвал в институт высокую
        комиссию, которая должна была проверять работы сотрудников института.
        И.Э.Грабарь, который хотел оградить своих сотрудников, в частности В.Н.Лазарева
        от неприятностей, вызвал к себе Ольгу Ильиничну с рукописями последних трудов
        института. Велел, чтобы она отвезла рукописи к себе домой и спрятала их так,
        чтобы они не пропали, но и не были на виду. А сам выдал Ольге Ильиничне расписку,
        что взял эти рукописи для просмотра. Тем самым комиссия была лишена материалов
        для обвинения сотрудников в "космополитизме".
        Работа по "Повести о Петре и Февронии" не пропала. Вера Дмитриевна Кузьмина, бывшая
        в то время заведующей аспирантурой, строго потребовала представить в отдел аспирантуры
        перепечатанные на машинке (обсужденные на секторе) главы диссертации, посвященные
        фольклорным мотивам в иллюстрированных рукописях XVII века. Ничего не говоря Ольге
        Ильиничне она показала эти главы крупнейшему специалисту по древнерусской литературе
        Варваре Павловне Адриановой-Перетц, которая сказала, что из этого надо сделать
        несколько статей для Трудов Отдела Древнерусской литературы (ТОДЛ).
        Ольга Ильинична подготовила статьи, которые затем были опубликованы в ТОДЛ.
        Так В.Д.Кузьмина ввела Ольгу Ильиничну в круг ученых, занимающихся Древней Русью.
        Еще во время работы над "Повестью о Петре и Февронии" Ольга Ильинична заметила,
        что рукопись написана на бумаге XVII века, но с разными водяными знаками и
        обратилась к крупнейшему палеографу М.В.Щепкиной. Через несколько лет появилась
        работа, доказывающая, что рукопись — подделка. Ольга Ильинична сказала:
        "Слава Богу, что не удалось защитить диссертацию, а то какой был бы позор".
        Семейная жизнь Ольги Ильиничны наладилась: муж выздоровел, дети росли.
        Но продолжались бытовые трудности. В 1953г. снесли деревянный дом, в котором
        она жила с семьей, и их переселили в выстроенный рядом пятиэтажный дом. В
        результате площадь сильно уменьшилась, вместо 4-х комнат стало две.
        Лишившись рабочего кабинета, Ольга Ильинична стала работать в кухне по ночам,
        когда все ложились спать. Дом поначалу был очень сырой, младшие дети серьезно
        заболели.
        В 1955г. Ольга Ильинична стала старшим научным сотрудником. Начался особо
        плодотворный период ее жизни в науке. Помимо плановых работ в институте,
        Ольга Ильинична опубликовала в 1957г. монографию о своем крестном Дмитрии
        Николаевиче Кардовском, затем монографии о его друге
        Е.Е.Лансере (1961) и о своем научном руководителе И.Э.Грабаре (1964).
        В 1958г. произошло важное для Ольги Ильиничны событие: ее муж Абрам Давидович
        Малкин крестился. Крестил его протоиерей Дмитрий Александрович Крылов.
        В 1956г. она начала заниматься Лицевым летописным Сводом. Выяснилось, что
        последовательно прочесть весь Лицевой летописный Свод, насчитывавший 40 тысяч
        листов и около 17 тысяч миниатюр непросто, т.к. в XVII веке в посольском приказе
        Свод переплели так, что листы из разных книг попадали в один том, к тому же
        хранились они в разных местах — в Ленинской библиотеке в Москве, библиотеке
        Салтыкова-Щедрина, библиотеке Академии Наук в Ленинграде. Ольга Ильинична составила
        таблицу последовательного чтения листов Свода. Для анализа она привлекла и более
        ранние рукописи Радзвиловской летописи и Хроники Георгия Амартола.
        Она впервые применила для исследования миниатюр рентгеновские съемки, что позволило
        доказательно выявить наличие нескольких художников, работавших над миниатюрами
        Радзвиловской летописи. Удалось также создать представление о не дошедших до
        нас рукописях, послуживших оригиналами для художников, рисовавших миниатюры Свода.
        В 1961 г. Ольга Ильинична защитила докторскую диссертацию на тему "История
        лицевого летописания" в Институте археологии АН СССР. Оппонентами были
        А.В.Арциховский, Н.Н.Воронин, А.Н.Насонов. Историки особенно оценили
        таблицу хронологического чтения томов Свода и по предложению Б.А.Рыбакова
        присудили Ольге Ильиничне степень доктора исторических наук.
        Еще в 1960г. под руководством В.Н.Лазарева Ольга Ильинична начала работу по
        организации группы древнерусского искусства. В 1961г. после защиты диссертации
        она ушла в отпуск, а вернувшись, узнала, что в составе сектора истории
        изобразительного искусства организована группа по изучению древнерусского искусства
        под ее руководством. В составе группы числилась она сама и еще В.П.Выголов, которому
        было разрешено только половину своей плановой работы делать для древнерусской группы.
        К 1963г. в группе уже работали Г.Н.Бочаров и В.В.Косточкин.
        Ольга Ильинична отдавала все свои силы на руководство древнерусской группой.
        Т.к. штатных сотрудников не хватало, она привлекала к работе "актив".
        Постепенно сложился постоянно действующий семинар по древнерусскому искусству,
        которым Ольга Ильинична руководила четверть века. Два раза в месяц на заседаниях
        семинара читались представляющие общий интерес доклады по искусству Древней Руси.
        На эти доклады вход был свободный, и приходили сотрудники музеев, библиотек и
        реставрационных мастерских, которые интересовались Древней Русью, а также молодежь
        в основном из числа студентов и аспирантов искусствоведческого отделения МГУ.
        Примерно раз в два года удавалось организовывать конференции по древнерусскому
        искусству. На эти конференции стали приезжать ученые из-за рубежа.
        Сборники трудов конференций выходили как серия "Древнерусское искусство".
        За период с 1963г до 1993г. под редакцией Подобедовой вышло в свет 15 книг
        "Древнерусское искусство".
        Группа росла, и в 1968г. на ее базе был организован сектор истории древнерусского
        искусства, которым заведовала Ольга Ильинична.
        Весной 1971г. умер муж Ольги Ильиничны Абрам Давидович, а летом умерла мать
        Софья Людвиговна.
        В эти годы большую поддержку Ольге Ильиничне давала переписка, а потом и личное
        общение, с протоиереем Николаем Степановичем Педашенко, который служил в Сарапуле,
        а в 1967г. был уволен за штат и переехал в Москву к сыну. Он жил в Зюзино на
        5 этаже без лифта. После инфаркта он не выходил на улицу. Ольга Ильинична
        называла его "столпник". Отец Николай был "старцем", к нему за советом и утешением
        шли вереницы людей. В своей маленькой квартире, до самой его смерти в 1981г.,
        он крестил сотни людей.
        Ольге Ильиничне, как глубоко верующему и церковному человеку, в советское время
        трудно было жить — прослушивание телефонных разговоров, доносы, опасность потери работы
        и ареста. Еще труднее было работать.
        Дело в том, что изучение древнерусского искусства, по сути — искусства
        Православной Церкви, находилось под жестким идеологическим контролем.
        Не имея возможности предать полному забвению высочайшие проявления средневековой
        культуры Руси, власть требовала ее переосмысления с позиций материалистической
        исторической науки и атеистического мировоззрения, совершенно чуждых, прямо
        противоположных этой культуре. Во многих искусствоведческих сочинениях тех
        советских лет авторы пытались видеть в произведениях древнерусских писателей
        и художников "стремление к преодолению навязанного сверху и ограничивающего
        творчество канона", искать в святых образах, житийной и литургической литературе
        Руси "проявления безбожия" или "отголоски язычества". Очень непросто было
        не поддаться искушению скрытого и оправданного временем и положением в стране
        отступничества, но и тени его нельзя найти в статьях и книгах Ольги Ильиничны.
        Долгие годы заведуя сектором Древнерусского искусства Института искусствознания
        Министерства культуры СССР, своих сотрудников, деятельность сектора она направляла на честное
        и непредвзятое изучение церковной культуры, учила уважительному отношению к ее
        коренным основам, не допуская материалистических искажений и передергиваний.
        Многие десятилетия она была неизменной прихожанкой московского храма Илии Обыденного,
        являвшемся одним из центров духовной жизни Москвы в 1960-е — 1980-е годы.
        Во все воскресные и праздничные дни можно было встретить невысокую старушку в
        платочке или маленькой вязаной шапочке. Это была Ольга Ильинична.
        Она бывала в Псково-Печерском монастыре и в Успенской Пюхтицкой обители.
        К числу ее друзей относились известные ученые, ее ученики, священники, семинаристы,
        которым она помогала иногда в написании работ по церковной археологии.
        Близкие отношения связывали ее с еще одной прихожанкой Обыденской церкви, также
        много времени проводившей в Пюхтице, В.В.Черной, внучкой священномученика Серафима
        (Чичагова), будущей игуменией Серафимой, первой настоятельницей московского
        Новодевичьего монастыря.
        Ольга Ильинична стремилась защищать людей от несправедливости. Так, она добилась
        пересмотра дела несправедливо осужденного институтского шофера М.Демидова, уже
        начавшего отбывать срок в лагере. Ей удалось поспособствовать присуждению
        степени доктора наук выдающемуся ученому Г.К.Вагнеру, который был арестован
        еще студентом и не имел диплома о высшем образовании.
        В 1970г. на XII международном конгрессе исторических наук в Москве она
        познакомилась с крупным византинистом и богословом протопресвитером о.Иоанном
        Мейендорфом, с которым впоследствии встречалась на международных конференциях.
        В 1970-е годы ее стали выпускать в научные командировки за границу.
        В сентябре 1971 года она участвовала в XIV международном конгрессе византинистов
        в Бухаресте, где делала пленарный доклад.
        В 1973г. она поехала в Югославию знакомиться с памятниками сербского искусства.
        Она сделала там доклад о сербских известиях в русских летописях и показала
        десятки слайдов, что растрогало сербских ученых. Один из них возил Ольгу Ильиничну
        на своей личной машине по памятникам возле Белграда, потом на маленьком самолете она
        полетела в Македонию в Охрид. С экскурсией по действовавшему женскому монастырю
        ее вела настоятельница, которая была поражена глубоким проникновением Ольги
        Ильиничны в суть древнего церковного искусства и даже предлагала ей не
        возвращаться в Москву, а остаться монахиней в ее монастыре.
        В 1979г. профессор Сюзи Дюфрен пригласила Ольгу Ильиничну в Париж читать
        лекции на кафедре византинистики Колеж де Франс, которую она возглавляла. Ольга Ильинична
        прочитала 4 лекции по русским лицевым летописям и была приглашена на кафедру
        истории прочесть дополнительно лекции о русской иконе. Она начала лекцию с цитаты
        определения VII Вселенского собора о сущности иконы. Ее слушали восторженно.
        Ольга Ильинична много времени работала в отделе рукописей в Национальной
        библиотеке в Париже, ходила в музеи.
        Была поездка в православный монастырь в городе Ванв.
        Настоятель монастыря архимандрит Сергий Шевич, услышав фамилию Ольги Ильиничны,
        спросил, не было ли у нее родственников во Франции. Она сказала, что жена ее дяди
        Александра Николаевна и кузина Марина Александровна Подобедовы эмигрировали во
        Францию, но она не знает, что с ними сталось. О.Сергий сказал, что они были его
        духовными дочерями и много потрудились над украшением храма. Затем отслужил
        панихиду на их могиле на монастырском кладбище.
        В 1980г. большое впечатление на нее произвела поездка на конгресс византинистов в
        город Бари в Италии, где она смогла поклониться мощам святителя
        Николая Мирликийского в храме свт.Николая. Она побывала в крипте, помолилась
        свт.Николаю и приобрела большое количество бутылочек с миром, истекающем от
        мощей, которые она сложила в портфель. Когда в аэропорту она поставила перед
        советским таможенником этот портфель, тот сказал, чтобы она его "немедленно
        убрала со стола".

        Были еще поездки в Грецию в Афины на конгресс и две поездки в Софию, где она
        познакомилась с русскими монахинями в монастыре в Княжево, с которыми потом
        состояла в переписке.
        Любовь к великой русской культуре привела Ольгу Ильиничну, совместно со многими
        другими искусствоведами (А.П.Грековым, Г.С.Бехтелем и др.) к трудам под святым
        омофором Церкви, вне которой никакая творческая деятельность не может обрести
        ясность и полноту. Она была беззаветно предана своему делу, в высшей мере обладала
        профессиональной и личной честностью и мужеством.
        Ольга Ильинична не только была сама непоколебима в своей вере, но в духе
        христианского благочестия воспитала своих сыновей, дочь и внучку.
        В 1982г. был убит ее старший сын Илья. Обстоятельства и причины его убийства
        не были до конца выяснены.
        Только молитвенная помощь и утешения, преподанные отцом Иоанном Крестьянкиным
        из Псково-Печерского монастыря и о.Николаем Гурьяновым с острова Залит помогли
        Ольге Ильиничне справиться с этим горем.
        В 1989г. Ольга Ильинична передала руководство сектором Алексею Ильичу Комечу
        и осталась работать профессором-консультантом.
        Когда с конца 1980-х годов появилась возможность возрождения храмов в России,
        Ольга Ильинична, являясь специалистом в области изучения и реставрации памятников
        древнерусской культуры, была среди тех, кто внес свою лепту и часть своей души в
        это святое дело. Она сделала свой выбор в пользу передачи Церкви ее исторического
        достояния, несмотря на далеко неоднозначное отношение к этому научной и
        "культурной" общественности. Будучи замечательным знатоком древнерусского искусства,
        Ольга Ильинична всю жизнь горячо заботилась о сохранении драгоценного наследия,
        При этом, близко зная церковную среду, она не могла не понимать, что далеко
        не все русские архипастыри и пастыри, оторванные на более чем 70 лет от своих
        древних святынь, знают, как надлежит хранить древности, и что не всегда есть
        возможность для правильного их содержания. Но когда изменилась обстановка в России
        и стала широко обсуждаться проблема передачи Церкви ее достояния, она не
        сомневалась: возвращено, постепенно и разумно, должно быть все, и, в первую
        очередь, главные, прославленные чудотворениями или особо чтимые национальные
        святыни. Разумеется, полагала она, рядом с возвращенными произведениями
        должны встать те, кто умеет их профессионально хранить и реставрировать.
        Так, летом 1991г. ей позвонила Г.Столова из Новгорода: "Ольга Ильинична,
        сейчас решается вопрос о возможности передачи Новгородской епархии Софийского
        собора и иконы Знамения, что Вы об этом думаете?" — Прозвучал ответ: "Мое мнение
        однозначно — икона Знамение, как одна из самых почитаемых русских чудотворных
        икон, должна принадлежать Церкви, Софийский собор должен действовать". Вслед
        за этим Ольга Ильинична написала письмо Владыке Льву, в котором аргументированно
        излагала свое мнение. Это письмо — заключение специалиста такого уровня — имело
        немаловажное значение. Ольга Ильинична приехала на освящение Софийского собора,
        хотя была не совсем здорова. Из воспоминаний Г.Столовой:
        "На службу мы шли вместе, входя в ворота Новгородского Кремля, она вдруг
        рассказала про сон, виденный ею давно, но незабываемый:
        "Мне приснилось, что я иду по мосту через Волхов, которого не было со времен войны,
        с моей покойной мамой и с моим покойным мужем, и вдруг мы видим над Софийским
        собором радугу и на ней Спасителя. Множество людей смотрело на это видение, и мама
        сказала мне — смотри, Оля, теперь все узнают, что Бог есть".

        Мы вошли в собор, начался чин освящения, совершавшийся Святейшим Патриархом
        Алексием в сослужении многих архипастырей и священников, потом литургия. О том, что
        произошло дальше, теперь знают, вероятно, все — во время евхаристического канона
        по храму разнеслась весть о чудесном знамении, о радуге. Мы не сразу вышли из
        собора, но все-таки Господь привел увидеть радужный венец над центральным
        куполом, сияющий в безоблачном небе и необъяснимый с точки зрения естествознания,
        знамение, потрясшее тысячи людей, стоявших у стен собора. После службы к нам
        подошел директор Новгородского музея М.В.Лопаткин. Он принадлежал к числу
        убежденных сторонников возвращения собора и иконы Церкви, но при этом всегда
        декларировал, что человек он неверующий... Совершенно неузнаваемый, Михаил
        Васильевич повторял: "Вы видели? Знаете, что это было? Это чудо! Так значит,
        это правда, значит, Он существует?" Ольга Ильинична смотрела на него, потом
        тихо сказала: "Сон мой сбылся". Михаил Лопаткин вскоре принял крещение, и он
        был далеко не единственным человеком, которого этот день привел к вере".

        О.И.Подобедова вошла в состав совета при Софийском соборе. Встреча с
        архиепископом Новгородским Львом произвела на нее очень сильное впечатление,
        она относилась к Владыке с искренним уважением и называла его одним из самых
        отрадных духовных явлений современной России.
        В декабре 1993г. она приехала на первое, торжественное заседание совета, сделала
        доклад о значении Новгородского Софийского собора. Заседание проходило
        накануне празднования иконы Богоматери Знамения. Вместе со всеми членами совета
        Ольга Ильинична молилась за праздничным богослужением в непосредственном присутствии
        самой главной новгородской святыни. Это было последнее посещение Ольгой Ильиничной
        Подобедовой Новгорода и Св.Софии. Возраст и состояние здоровья не позволили ей
        приехать еще.
        В 1997г. у нее случился тяжелый инсульт. Два с половиной года
        она тяжело болела, почти не двигалась и не говорила.
        27 сентября 1999г. она скончалась
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1946 
        Год окончания 1999 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 9 
    Кончина
      1999 
      День 27 
      Месяц 9 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Пятницкое кладбище 
      Отпевали Ольгу Ильиничну в церкви пророка Илии Обыденного три священника.
      Похоронена она была в могилу родителей на Пятницком кладбище
    Труды ->
      1.кандидатская диссертация: "Великая Отечественная война в советской графике". Москва.. 1952г.
      2.статьи: "Фольклорные мотивы в иллюстрированных рукописях XVII века" в Трудах отдела древнерусской литературы (ТОДЛ). Москва..
      3."Дмитрий Николаевич Кардовский". Москва.. 1957г.
      4."Евгений Евгеньевич Лансере". Москва.. 1961г.
      5."Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания". 1965г.
      6."Игорь Эммануилович Грабарь". Москва.. 1964г.
      7.статьи в 15 книгах сборника серии "Древнерусское искусство". Москва.. 1963–1993гг.
      8."Московская школа живописи при Иване IV". Москва.. 1972г.
      9."О природе книжной иллюстрации". Москва.. 1973г.
      10."Древнерусское искусство ХIV-ХVвв.. 1984г.
    Публикации ->
    Заявители ->
      1.Сын Малкин Сергей

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ