Служение
      Москва, Московский Государственный университет, кафедра русского и советского искусства 
      Должность профессор 
      Год начала 1947 
      Все ограничения с Ильина М.А., связанные с репрессией,
      были сняты в январе 1941г. по ходатайству сотрудников Академии архитектуры и
      Президента Академии архитектуры.
      В годы Великой Отечественной войны, после тяжелого ранения под Юхновом в
      феврале 1942г., М.А. Ильин уже не мог вернуться в строй и все силы и
      время отдавал научно-исследовательской работе, подготовив кандидатскую
      диссертацию. Спецкурсы ученого по русской и советской архитектуре вскоре
      были дополнены большими курсами и спецсеминарами по русскому и советскому
      декоративно-прикладному искусству и художественной промышленности.
      М.А.Ильину было чуждо отвлеченное кабинетное изучение произведения искусства,
      он сознательно стремился к профессиональному освоению всех этапов создания
      произведения, независимо от того, идет ли речь о здании или фарфоровой чашке.
      И будучи профессором университета, он неустанно прививал студентам эту черту —
      дойти до всего самому, увидеть все своими глазами. Он вез своих учеников
      в любое время года и в любую погоду в Звенигород, Рязань, Истру или Перяславль-
      Залесский, вел по улицам и дворам Москвы, к мастерам миниатюры в подмосковное
      с.Федоскино, в мастерские к художникам прикладного искусства. Своеобразный
      и общительный человек, занимательный рассказчик, быстро находящий контакт с
      самыми разными людьми, он превращал такие поездки и походы в незабываемые
      уроки постижения искусства в неразрывной связи с жизнью, с историей родной
      земли, с судьбами населяющих ее людей. Вообще для М.А. Ильина характерен
      взгляд на историю искусства через призму творчества художника, архитектора.
      О сложном он говорил просто и учил этому своих учеников.
      В сороковых-шестидесятых годах он много работает над созданием целой галереи
      творческих портретов ведущих архитекторов — от древнерусского мастера Петра
      до братьев Весниных. Особую страницу составляют его изыскания творчества
      мастеров русского классицизма —  Баженова, Казакова, Захарова, Росси, Львова
      Москва, Научно-исследовательский институт художественной промышленности 
      Должность научный сотрудник, с начала 1960-х: консультант, член Художественного и Ученого совета, руководитель аспирантуры 
      Год начала 1947 
      Год окончания 1981 
      Москва, Институт истории искусств Академии Наук СССР 
      Должность научный сотрудник 
      Михаил Андреевич вел большую научно-исследовательскую работу в Институте
      по написанию многотомной Истории русского искусства. М.А. Ильин и в искусстве,
      и в науке об искусстве ценил смелость и независимость решений. Его собственные
      мнения всегда отличались новизной, оригинальностью, нередко дискуссионностью.
      Он любил спорить и не боялся оказаться в споре неправым. Доведенные порой до
      предельной степени полемической остроты, его высказывания и гипотезы никого
      не оставляли равнодушным, будоражили мысль, заставляли более углубленно
      разбираться в творческих и научных проблемах.
      От первых очерков, посвященных отдельным памятникам и отмеченных
      преобладанием историко-сравнительного и описательного подхода к произведению
      искусства, мысль исследователя с годами шла к овладению более глубоких принципов
      анализа и постижению во всей полноте идейно-творческого замысла и художественного
      образа

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ