Рукоположение
епископ
1912
День 1
Месяц 7
Место Санкт-Петербург, Казанский собор
Кто рукоположил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), архиепископ Северо-Американский Платон (Рождественский), епископ Пермский Палладий (Добронравов), епископ Феодосий (Феодосиев), епископ Никанор (Надеждин)
Чин наречения произошел 30 июня 1912г. в зале заседаний Святейшего Синода.
В воскресенье 1 июля 1912г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась
хиротония архимандрита Назария во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии.
Хиротонию совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в сослужении
архиепископа Северо-Американского Платона (Рождественского), епископа Пермского
Палладия (Добронравова), епископа Смоленского Феодосия (Феодосиева) и епископа
Олонецкого Никанора (Надеждина)
[Зв1 (Речь архимандрита Назария при наречении во епископа Алатырского, викария
Симбирской епархии, 30 июня 1912г. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912.
N 27. СС.11071108,1130.)].
Местом пребывания нового епископа стал Алатырский Свято-Троицкий монастырь
Служение
Симбирская губ. (Чувашия), г.Алатырь, Алатырский Свято-Троицкий монастырь
епископ
Должность епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии
Год начала 1912
День начала 1
Месяц начала 7
Год окончания 1917
Несмотря на то, что и в 1917г. епископ Назарий был по-прежнему далек от политических
баталий, приближение Февральской революции епископ Назарий почувствовал и по
газетным сообщениям, и по рассказам солдат о настроениях на фронте, и по недовольству
крестьян нерешенным земельным вопросом. В материалах дела 1929г. имеются его слова:
"К революции я относился безучастно, считая своей прямой обязанностью
христианизацию общества".
Весной 1917г. епископ Назарий активно выступил в защиту Церкви от обвинений
либеральной печати в поддержке старой власти. 25 марта 1917г. в проповеди
за литургией в Свято-Троицком монастыре он заявил:
"Церковь всегда молилась за власть, не входя в рассуждения о том, будет ли
эта власть монархическая, конституционная или республиканская. И теперь
Церковь молится за власть и будет молиться о том, чтобы Господь направил
правителей на путь добра и правды, чтобы они не носили меч без ума"
Симбирская епархия
епископ
Должность епископ Алатырский, временно управляющий Симбирской епархией
Год начала 1917
Месяц начала 7
Год окончания 1917
Месяц окончания 9
С июля по сентябрь 1917г. епископ Назарий являлся временно управляющим Симбирской
епархией в связи с отъездом правящего архиерея в Пензу на следствие по своему
делу, а затем отъездом последнего в Москву на Всероссийский Церковный Собор
[Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.32.)]
Красноярская епархия
епископ
Должность временно управляющий Енисейской (Красноярской) епархией
Год начала 1917
День начала 26
Месяц начала 9
Год окончания 1918
День окончания 22
Месяц окончания 2
26 сентября 1917г. Указом Святейшего Синода Алатырский епископ Назарий был назначен
временно управляющим Енисейской (Красноярской) епархией.
[Зв1 (Указ из Святейшего Правительствующего Синода Енисейской Духовной Консистории //
Енисейские ЕВ. 1917. N 9. С.2.)].
26 октября 1917г. епископ выехал из Симбирска в Красноярск.
2 ноября 1917г. епископ Назарий прибыл в Красноярск.
11 декабря 1917г. Выборным Собором Енисейской епархии, проходившим под
председательством епископа Томского Анатолия (Каменского) абсолютным большинством
выборщиков был избран правящим архиереем, епископом Енисейским и Красноярским
Красноярская епархия
епископ
Должность епископ Енисейский (Красноярский)
Год начала 1918
День начала 22
Месяц начала 2
09/22 февраля 1918г. он был назначен правящим архиереем Енисейской (Красноярской)
епархии.
С этого времени епископ Назарий стал членом Всероссийского Поместного Церковного
Собора по должности (его полномочия были признаны собором по докладу отдела
личного состава 9 апреля 1918г.). [Зв1 (Священный Собор Православной Российской
Церкви 19171918гг.: Обзор Деяний. Вторая сессия. М., 2001. С.79,349.)].
Однако в Москву епископ Назарий не выезжал и в работе Собора не участвовал
[3, С.384.], [4, С.451.].
29 октября 1917г., через четыре дня после Октябрьского переворота в Петрограде,
власть в Красноярске перешла к губернскому Совету рабочих и солдатских депутатов
и Красноярскому революционному комитету.
Вскоре начались реквизиции церковного имущества. В ночь на 18 января 1918г.
в Архиерейский дом вломился отряд красногвардейцев численностью около ста
человек, который в течение почти суток "наводил порядок" в покоях епископа
Назария, превратив его в пленника, ограничив свободу передвижения и телефонную
связь. Владыка держался достойно и даже уговорил отпустить его в храм
на литургию в честь праздника Крещения Господня, после чего вернулся под
домашний арест.
Тогда же красногвардейцами была занята Красноярская духовная
семинария, якобы по подозрению, что на крыше здания спрятались казаки.
В связи с создавшимся положением 19 января 1918г. педагогический совет
постановил закрыть духовную семинарию.
В те же дни группа комиссаров нагрянула в красноярский Успенский мужской
монастырь, помещения которого предполагалось национализировать и отдать
под нужды приюта.
В марте 1918г. больше половины помещений Архиерейского дома было
передано "под надобности Советов" для открытия приюта для подкидышей,
а остальные сохранены за архиереем.
По решению Горисполкома Красноярска было признано контрреволюционным и закрыто
Братство святителя Иннокентия, а его имущество, в том числе капиталы в 40 тысяч
рублей, реквизировано.
И хотя открыто новая власть еще не выступала против богослужения в храмах,
"Енисейские епархиальные ведомости" писали, что в некоторых селах сельские
комитеты вводили запреты венчать браки, а также крестить и отпевать.
Политика властей способствовала консолидации православных сил губернии.
В начале февраля 1918г. в Архиерейском доме проходили совещания, на
которых решалось, как относиться к происходящему, и было избрано
"организационное бюро" для оперативного реагирования на инциденты.
10 марта 1918г. во Всехсвятской церкви Красноярска состоялось собрание прихожан,
поддержавшее решение об образовании Братства по защите Церкви и ее достояния
от захватов.
16 марта 1918г. в кафедральном соборе прошло общее собрание всех приходских
советов для организации охраны храмов.
25 апреля 1918г. было созвано собрание 46 уполномоченных от приходов Енисейской
епархии, на котором принято решение о создании Красноярского Союза православных
приходов.
После Октябрьской революции епископ Назарий публично выступил в защиту Церкви.
Он обратился к верующим, как к исповедникам, а действия властей прямо назвал
гонениями:
"Попраны все заветы Христа. Идет поход против самого христианства, как будто
бы оно не звало и не зовет всех и каждого к братству, любви, свободе,
равенству. Христиане уже теперь гонимы, но наступают дни, когда эти гонения
усилятся, когда принадлежность к вере будет рассматриваться как некое
государственное преступление".
И все же владыка не оставлял надежды на обращение гонителей, участвовавших
в реквизициях и поругании святынь и обращал к их душам слова увещевания:
"Ведь все они, затуманенные облаком неверия, кровь от крови и плоть от плоти
нашей. И неужели их не тронет вопль жен и детей, престарелых матерей и отцов,
для которых лучше умереть, чем жить без храма, без таинств, жить в сознании,
что их рождение сделалось исчадием ада?
Опомнитесь, возлюбленные чадца, не губите себя для этой жизни и для жизни
будущей. Церковь не погибнет, врата ада не одолеют ее, но вы погибнете!"
И это, и последующие обращения преосвященный Назарий рассматривал как продолжение
дела евангельской проповеди. Одновременно он дистанцировался от политических
выступлений и не допустил ни одного случая обострений или конфликтов с властями.
Позже он так разъяснял свою позицию:
"Мое отношение как к Октябрьской революции, так и к большевистской власти,
с ее военной диктатурой в начале, в период экспроприации всех средств
производства, отчуждения собственности, земли, национализации банков,
наложений контрибуций и проч. было безразличным. И даже при конфискации
и национализации церковных имуществ, помещений никаких протестов я
не выражал, оставался спокойным, мирился с этим, как с неизбежным
последствием всяких революций".
По данным ОГПУ:
"Епископ Назарий в целом... занимает приспособленческую позицию, заигрывает
с властями, уступает без боя Архиерейский дом под Революционный комитет и
старается жить "в дружбе"". [Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.42.]
После падения в июне 1918г. в Красноярске Советской власти епископ Назарий активно
выступал против идеологии большевизма, находя в ней угрозу духовным основам
общественного устройства России.
1 августа 1918г. на заседании Енисейского епархиального собрания архиерей заявил:
"Большевизм со своим открытым походом против Церкви и самого христианства пал,
но это еще далеко не говорит о том, что идеи большевизма в области веры
навсегда исчезли из сознания общества. Социализм со своим отрицанием Бога,
души, будущей загробной жизни, со своими только земной жизнью и земным
счастьем никогда не может иметь мира с христианством, всегда займет
к последнему враждебную позицию" [2 (С.134.)].
В апреле 1919г. в Пасхальном послании епископ Назарий обвинил большевиков
в разрушении России, развязывании гражданской войны, небывалых в истории ужасах
и зверствах, когда
"не просто убивают, а зверски мучают: выкалывают глаза, отрезывают уши,
забивают гвозди, зарывают живыми в могилу, топят в реках и не одних только
врагов, пойманных с оружием в руках, а и мирных жителей".
Но еще большую опасность епископ видел в разрушении страны изнутри, вытравливании
христианской веры из народной души:
"До сих пор русский народ хранил в себе веру, она давала ему различие
между добром и злом, учила его жить по-Божьи, по долгу, по совести. ...
Никто и никогда сделанного беззакония не признавал за правду...
Теперь эта святая Русь раскрещивается. Вера и построенный на ней весь строй
семейной, общественной и государственной жизни разрушаются...
Именно поэтому христианские по сути начала равенство, братство и свобода,
положенные в основу государственного переворота, но не вытекающие
из возрожденного христианством сердца человеческого, привели к разгулу
вражды и злобы, а осудившая пути насилия и убийств Церковь стала мишенью
дикой вражды новых печальников народного блага, мнящих возможность
устроения государственной и общественной жизни на грабеже и крови"
[Архив УФСБ РФ. Д.П-4354. Л.42.].
Таким образом, в период гражданской войны епископ Назарий обличал идеологию
большевизма.
В то же время епископ Назарий критиковал политику белых правительств Сибири
в связи с иностранным вмешательством и вовлечением Церкви в гражданское
противостояние.
Епископ Назарий, по его словам, не сочувствовал и другим
политическим платформам, поскольку "не видел творческой работы этих платформ".
Он высказывался против иностранного вмешательства в дела России, считая его
фактором разжигания гражданского противостояния. Позже Преосвященный сообщал;
"С захватом территории Сибири чехословаками и устраиваемых в честь их
прихода и победоносного наступления буржуазией банкетов и иных приветствий,
несмотря на приглашения, уклонялся и принципиально был против, считая,
что вмешательство во внутренние дела России чехословаков ничем
не оправдывается. Мало того, я считал, что их вмешательство только отдаляло
время спокойного устройства государственной жизни".
Негативно относился он позже и к политике Омского правительства адмирала
А.В.Колчака:
"Считал, что политика парализации революционных настроений в России
с приглашением иностранцев, их вмешательством и военщиной только усиленно
способствует междоусобной вражде и войне".
14 ноября 3 декабря 1918г. епископ Назарий участвовал в работе Сибирского
Соборного Церковного Совещания в г.Томске [Зв1 (Избрание членов Высшего
Временного Церковного Управления // Сибирский Благовестник. 1919. N 1. С.3;
Итоги Сибирского Поместного Собора // Енисейские ЕВ. 1919. N 3. С.32.)].
Подписал послание участников Совещания "Всем чадам православной Церкви епархий,
освобожденных от советской власти" [Зв1 (Послание архипастырей и членов
Всероссийского Церковного Собора епархий сибирских и Приуралья всем чадам
православной церкви епархий, освобожденных от советской власти // Сибирский
Благовестник. 1919. N 1. С.67.)].
В декабре 1918г. епископ Назарий вернулся из Томска в Красноярск.
Вопреки крайней политизации всех сфер общественной жизни, архиерей выступал
против вовлечения Церкви в гражданскую войну и стремился продолжать основную
ее миссию проповедь учения Христа и исполнение заповеди о любви.
Позже на допросе он показал:
"Когда был взят курс Сибирского Правительства на использование религии
в своих военных операциях, таких, как организация крестовых дружин
"Крестовые походы", я был против этого и в своей епархии не допускал
до этого, причем никаких крестных ходов, колокольных звонов, манифестаций
и торжественных богослужений по поводу успехов на фронте я не допускал".
В 1919г. епископ Енисейский Назарий официально выступил против захвата заложников,
как неоправданно жестокого метода борьбы армии А.В.Колчака с партизанским движением:
"Правительство Колчака, жестоко расправляясь с партизанами и парализуя его,
ввело институт заложников, расстреливая зачастую неповинных и непричастных
граждан к этому движению. Я поднял вопрос о лишней жестокости перед
Правительством Колчака, через Высшее Церковное Управление, об упразднении
института заложников, и в этом случае был достигнут результат отмены
института заложников. Хотя я этого себе не приписываю.
Это было в 1919г. и отмечено в регистратуре канцелярии епископа Красноярской
епархии и было отмечено в газете "Красноярский рабочий" (март 1922 г.)"
[Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)].
Преосвященный оказывал посильную помощь нескончаемому потоку беженцев, который
шел через Красноярск при отступлении белых армий.
Из доклада ОГПУ:
"Епископ Назарий энергично занимался встречей и устройством беженцев,
Особенную заботливость проявляет к устройству реакционного духовенства,
в своем доме [Архиерейском доме, возвращенном архиерею чехословаками летом
1918г.] устраивает 50 семейств 178 чел. беженцев, всем дает приют и
материальную поддержку". [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.43.)].
После поражения Белой армии и восстановления в январе 1920г. Советской власти
в Красноярске преосвященный Назарий отказался от эмиграции, остался на кафедре
и вновь стремился, как утверждал позднее, "найти контакт в отношениях Церкви
с государственной властью".
Таким образом по окончании гражданской войны епископ Назарий стремился найти
компромисс с советской властью, считая главной задачей духовенства христианизацию
общества с отмежеванием от "политических авантюр"
Награды
орден св.Владимира III степени
Год награждения 1913
орден св.Анны I степени
Год награждения 1916
Аресты
Красноярский край, Саянский р., с.Межово (Межевское)
Год ареста 1920
День ареста 18
Месяц ареста 7
Вскоре он убедился, что находится под пристальным внешним надзором.
17 июля 1920г. после проповеди на службе в с.Межевское, куда епископ приехал
по приглашению верующих для освящения иконостаса, его препроводили в Волисполком
для разбора проповеди. Не обнаружив в ней ничего контрреволюционного, отпустили.
Но на следующий день (т.е. 18 июля) по отмашке из Красноярска все же
арестовали и освободили лишь после беседы с прибывшим для допроса чекистом,
с обязательством представить председателю Красноярской ГубЧК текст проповеди
с объяснительной запиской.
Архиерей разъяснял:
"В проповеди выражена мысль, что в настоящее время отрицается христианское
воззрение: о Боге, душе, загробной жизни, и человечество ставит целью,
задачей исключительно материальную жизнь, забывая о духовных потребностях
человека".
Из рапорта сотрудника ГубЧК:
"Проповедь носила откровенно враждебный, антисоветский характер. В момент
экспроприации средств производства и решительной схватки Красной Армии
с Врангелем Андреев ведет пропаганду с амвона в церкви, говорит проповедь
о галилейских рыбаках, о их неученой проповеди, победившей языческую
премудрость; весь смысл проповеди сводится к лозунгам:
"Не ищи, не бери чужого", в противовес лозунгу: "Грабь награбленное";
"Не нападай на обижающих тебя", в противовес лозунгу: "Все на коня";
о любви к ближнему и увещеванию своего врага, в противовес лозунгу:
"На террор ответим террором вдвое"" [Зв1 (Архив УФСБ РФ. Д.П-4364. Л.45.)].