Служение
      Челябинская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Челябинский и Троицкий, временно управляющий епархией 
      Год начала 1928 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1928 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 4 
      В феврале 1928г. епископ Назарий был назначен на Челябинскую кафедру временно
      управляющим епархией, в связи с арестом епископа Челябинского и Миасского
      Сергия (Василькова).
      Епископу Назарию, по вступлении в управление Челябинской епархией пришлось
      противостоять не только обновленческому расколу, но также расколу григорианскому
      и автокефалистам.
      Кафедральной для правящего архиерея стала Успенская церковь г.Челябинска.
      Вскоре после прибытия он совершил архипастырскую поездку по наиболее крупным
      городам и селениям, побывал в Троицке и в Миассе.
      Троицкой викарной кафедрой к тому времени управлял епископ Антоний (Миловидов).
      Епископ Назарий разослал по епархии указ митрополита Сергия по вопросу о созыве
      нового Поместного Церковного Собора [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан.
      Д.2–8745. Л.11об.)].
      Тем временем среди староцерковников Челябинской епархии получил распространение
      текст "Обращения" группы ярославских архиереев, во главе с митрополитом Ярославским
      Агафангелом (Преображенским) к митрополиту Сергию от 6 февраля 1928г., в котором
      архипастыри заявляли о своем отделении от заместителя Патриаршего Местоблюстителя
      и его Синода.
      В итоге и в Челябинске, и в Троицке началось брожение. Для прояснения ситуации
      епископ Назарий в конце апреля 1928г. выехал в Москву, где представил митрополиту
      Сергию доклад о положении церковных дел в епархии. Тогда же от церковных советов
      тихоновских общин Троицка в Москву были командированы священник Александр
      Никольский и др., представившие постановление общин с ходатайством
      о "снятии со службы" епископа Антония и назначении нового архиерея"
      Челябинская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Челябинский и Троицкий 
      Год начала 1928 
      День начала 27 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1929 
      День окончания 18 
      Месяц окончания 1 
      Постановлением Патриаршего Священного синода от 27 апреля 1928г.
      (и последующим указом митрополита Сергия от 10 мая 1928г.) "в целях лучшей
      постановки дел" и для объединения епархии Троицкое викариатство было упразднено,
      Троицкий преосвященный Антоний (Миловидов) переведен на викарную кафедру
      в Самарской епархии — в Бугульму, а управление Челябинской епархией
      сосредоточилось в руках одного епископа — Назария (Андреева), с присвоением
      преосвященному титула епископа Челябинского и Троицкого и предоставлением ему
      права проживания в Троицке, с обязательным условием посещения для совершения
      богослужений Челябинска (по крайней мере 1 раз в месяц) [Зв1 (Архив города Троицка.
      Ф.425. Оп.1. Д.54. Л.204–205.)].
      По возвращении из Москвы епископ Назарий распространил по епархии обращение
      к староцерковным религиозным общинам, датированное 29 мая по поводу нестроений
      в Церкви, связанных с непризнанием митрополита Сергия и возглавляемого им Синода.
      Он засвидетельствовал, что работа Патриаршего Синода "протекает нормально
      в составе, дополненном пятью архипастырями", в числе которых архиепископ
      Оренбургский Дионисий (Прозоровский), бывший Челябинский архиерей, известный
      своей строго православной позицией. Преосвященный сообщил также, что "по последним
      суждениям митрополит Агафангел отказался от своих положений первого письма и вошел
      в каноническое подчинение митрополиту Сергию [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл.
      Д.П-4354. Л.16а,16б.)].
      С июня 1928г. местом пребывания епископа Назария стал город Троицк, где были
      сильны позиции православных, тогда как большинство челябинских приходов
      принадлежало григорианцам.
      Для изыскания средств на содержания епископа 2 июня 1928г. состоялось объединенное
      собрание церковно-приходских советов обеих православных церквей Троицка —
      Димитриевской и Александро-Невской, которое определило создать единый епископский
      фонд из денежных поступлений епархии. На случай же протестов челябинцев против
      места проживания архиерея Назария в Троицке, а не в Челябинске, троичане постановили
      подать петицию в Патриарший Синод с убедительной просьбой не оставлять Троицк
      без епископа и сохранить в Троицке викариатство с назначением отдельного епископа
      Троицкого [Зв1 (Архивный отдел Администрации Троицкого муницип. р-на
      Челябинской обл. Ф.161. Оп.2. Д.2. Л.141–142.)].
      Летом 1928г. епископ Назарий начал подготовку к Епархиальному съезду, поручив
      в качестве первого шага провести съезды по благочиниям.
      Важнейшей задачей архиерей считал борьбу с расколами — обновленческим и григорианским.
      Уже через два месяца пребывания епископа Назария в Троицке уполномоченный 1 отделения
      Троицкого окротдела ОГПУ Уралобласти Филатов предоставляет доклад начальнику
      окротдела Альтбергу. В докладе он сообщает:
          
      "Со свойственной ему энергией епископ Назарий быстро налаживает постоянную связь
           с благочинными, приходами. Располагая собственными средствами, более двух
           тысяч рублей, обзаводится канцелярией, штатом писак и стенографом...
           Наряду с этим, ставит перед собой задачу — разгром-обработку синодальных
           обновленческих общин и присоединение их под свое водительство, что ему
           в некоторой части удается, он отбивает у обновленцев три прихода...
           Епископ Назарий лично занялся обработкой синодальных общин, повел примиренческую
           линию. Принимает синодальные общины под свое водительство на паритетных началах,
           т.е. без соблюдения всех канонических установок, чем внес новые брожения
           в религиозных общинах".

      К расколам архиерей относился крайне негативно и, по свидетельству верующих,
      неоднократно заявлял, что "все церковные расколы инспирированы властью", что
      "церковный раздор относится к работе коммунистов", что "раскол выгоден именно
      врагам религии" и что "этот раскол получился среди духовенства исключительно
      по инициативе атеистов, воспользовавшихся слабостями клириков" [Зв1 (Архив
      УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-4354. Л.7.)].
      В докладе уполномоченный припомнил и "богатое контрреволюционное прошлое":
       "С октябрьской революции, в период гражданской войны и позднее Андреев проявлял
        и проявляет себя ярым противником советской власти и непримиримым контрреволюционером,
        поставившим своей задачей всю жизнь бороться против диктатуры рабочего класса,
        против кучки "диких масонов, разбойников, разрушающих святую Русь и Отчизну,
        строящих новую общественность на грабеже, насилии, варварстве и крови трудящихся",
        так писал Андреев в своем воззвании к населению в 1919–1920 годах".

      Далее уполномоченный ОГПУ пишет:
        "Когда Сибирь была захвачена контрреволюцией и чехословаками, Андреев пишет и
        распространяет воззвания к верующим с требованиями принятия решительных мероприятий
        против "посягателей на святую Русь и православную веру, вытравливаемую святотатцами,
        потерявшими человеческий облик, людьми-зверями большевиками". Он пишет и распространяет
        слухи о зверствах большевиков: "Не просто убивают, а зверски мучают: выкалывают
        глаза, отрезают уши, забивают гвозди, закапывают живыми в могилы, топят в реках
        не только своих врагов с оружием в руках, но и тысячи мирных жителей. Леденеет
        кровь от ужасов, творимых воровскими шайками безбожников-большевиков. Разрушена
        мощь, поругана честь. За Уралом, в Поволжье, около златоглавой Москвы царят хаос,
        нищета, голод и смерть", — так заканчивает свое воззвание Андреев (апрель 1919г.).
        С разгромом Белой армии Андреев ведет энергичную деятельность по встрече и
        устройству беженцев, особенную заботливость проявляет к устройству реакционного
        духовенства. В своем доме устраивает 50 семейств — 178 человек, всем дает приют
        и материальную поддержку".

      Далее Филатов пишет:
        "Вращаясь повседневно среди "бывших людей" — купечества и к/р элемента,
         епископ Назарий среди этой публики ведет пропаганду:
            "Советская власть своей политикой парализует общественную энергию,
             убивает всякий стимул к работе, ведет общество к обнищанию и небывалым кризисам,
             убивает культуру, толкает молодое поколение к распущенности и разврату,
             делает из людей пьяниц, лодырей.
             Всякое понятие о нравственности топчется в грязь, поругана Церковь и
             преследуется духовенство. Всякая здоровая мысль убивается"".
      Резолюция начальника окротдела ОГПУ на этот доклад-донос:
        "Тов. Филатов, заведи следственное дело, проведи обыск и арест. Привлечь к
         ответственности по ст.58–10"
    Аресты
      Челябинская о., г.Троицк 
      Год ареста 1928 
      День ареста 28 
      Месяц ареста 9 
      Епископ Назарий был арестован 15/28 сентября 1928г. и заключен в Троицкий Домзак
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
      18/01/1929 
      Обвинение "контрреволюционная деятельность, распространение контрреволюционных воззваний" 
      Статья ст.58–10 ч.1. УК РСФСР 
      Приговор 3 года лишения права проживания в шести главных городах, губерниях и округах, а также на Урале с прикреплением к определенному месту жительства 
      ГУ ОГАЧО. Ф.Р-467. Оп.3. Д.1205.
      Архив УФСБ РФ о Челябинской обл. Д.П-4354.
      Из протокола допроса от 1 октября 1928г.:
        "Февральскую революцию я встретил в Симбирске, куда приехал к своему правящему
        архиерею. Но к революции я относился безразлично, считая своей обязанностью
        христианизацию общества и выполнение заповеди: "Возлюби ближнего, как самого
        себя".

      В обвинительном заключении, составленном 19 ноября 1928г., ему припомнили
      "богатое контрреволюционное прошлое" (по материалам Симбирской и Красноярской ГубЧК),
      в т.ч. выступления против большевиков в период гражданской войны и противодействие
      изъятию церковных ценностей в 1922г., самостоятельные шаги по управлению Челябинской
      и Троицкой епархией в 1928г., заключавшиеся в том, что он "без надлежащего
      разрешения административной власти дает директивы о созыве благочиннических
      съездов в районах; без ведома гражданской власти конспиративно пишет и распространяет
      по приходам воззвания, которыми вносит смуту среди верующих и духовенства;
      среди верующих ведет контрреволюционную агитацию, доказывая, что Соввласть
      своим управлением ведет страну к гибели" [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл.
      Д.4354. Л.64.)].
      Из всех допрошенных лишь один дал показания о якобы "контрреволюционной" деятельности
      епископа.
      7/20 ноября 1928г. епископ Назарий из-под стражи был освобожден под подписку
      о невыезде из Троицка.
      Его дело в декабре 1928г., после согласования с Секретным отделом ПП ОГПУ по Уралу
      в Свердловске было направлено в Москву для рассмотрения во внесудебном порядке.
      18 января 1929г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ епископ Назарий был лишен
      права проживания в шести крупных городах, губерниях и округах, а также на Урале,
      с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года, считая срок с момента
      вынесения приговора с зачетом предварительного заключения.
      Местожительством архиерей избрал г.Орел [Зв1 (Архив УФСБ РФ по Челябинской обл.
      Д.4354. Л.70,71,79.)]
    Места заключения
      Челябинская о., г.Троицк, Домзак 
      Год начала 1928 
      День начала 28 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1928 
      День окончания 20 
      Месяц окончания 11 
      Орел 
      Год начала 1929 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1932 
      Месяц окончания 4 
      Епископ Назарий проживал в Орле до апреля 1932г.
      В апреле 1932г. ему было разрешено свободное проживание на всей территории СССР.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ