Антоний (Демянский Алексей Иванович) 
    Фамилия Демянский 
    Год рождения 1866 
    День рождения 15 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Новгородская губ., Боровичский у. 
    епископ 
    Сын священника Иоанно-Предтеченской церкви с.Шедомицы Боровичского уезда
    Новгородской губ.
    Родство Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1892г.] [до 1913г.] [до июля 1913г.] [до августа 1913г.] [до 1923г.] [с 1923г.]
      Образование
        Новгородская Духовная Семинария
        Год окончания 1888 
      Служение
        Новгородская губ., г.Ст.Русса, Введенская церковь 
        Должность псаломщик, преподаватель Закона Божия в городской школе 
        Год начала 1888 
        Год окончания 1892 
        В течение 3-х лет служения псаломщиком и законоучителем, зарекомендовал себя
        с хорошей стороны как перед начальством, так и перед жителями города.
        В 1892г. Алексей Демянский женился
      Рукоположение
        иерей 
        1892 
        День 10 
        Месяц 2 
        Место Крестовая церковь Александро-Невской Лавры 
      Служение
        Новгородская губ., г.Ст.Русса, Введенская церковь 
        иерей 
        Должность помощник благочинного (с 07.12.1897г.), законоучитель, член Училищных советов земских школ, гражданских и духовных советов, член (председатель Городской Думы) 
        Год начала 1892 
        Год окончания 1913 
        Спустя 7 месяцев после иерейской хиротонии о.Алексия вследствие неизлечимой
        болезни скоропостижно умерла его молодая супруга.
        О.Алексий с подлинно христианским достоинством пережил возложенное на него
        испытание, и нашел в себе силы всецело посвятить себя самоотверженному
        труду на ниве Божией.
        О.Алексий с усердием и успехом исполнял обязанности священнослужителя.
        Он проявил себя как усердный молитвенник, любящий церковное богослужение,
        ежедневно совершал самолично богослужение в Введенском храме.
        О.Алексий был заботливым пастырем, привлек к себе массу духовных чад.
        Его многолетняя деятельность старорусского периода была обширной и многосторонней.
        Послужной список о.Алексия содержит огромный, на двух листах вмещающийся,
        перечень его должностей, которые он исполнял в сане священника.
        Он неустанно трудился на поприще духовного просвещения.
        Из церковного документа:
             
        "Получив сан священника, он с особым усердием занялся просвещением детей,
              выстроив для сего особое просторное и удобное здание на изысканные им
              средства и одновременно состоял законоучителем в других школах, зарекомендовав
              себя умелым тружеником в просвещении детей, вследствие чего ему были
              предоставлены в управление все церковные школы Старорусского уезда в самый
              важный момент введения всеобщего народного просвещения...".

        Много сил он отдал общественно-церковной деятельности. Он снискал авторитет и
        уважение в городе, привлекался властями к работе в Городской Думе.
        Среди местного духовенства он пользовался любовию и вниманием, и по выборам,
        с 7 декабря 1897г. был помощником благочинного.
        Его труд был отмечен многими церковными наградами.
        1 августа 1912г. он "имел честь быть представлен в г.Санкт-Петербурге на
        Марсовом Поле Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу"
      Рукоположение
        протоиерей 
        1913 
      Служение
        Новгородская губ., г.Ст.Русса, Воскресенский собор 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный 
        Год начала 1913 
        Год окончания 1913 
        Месяц окончания 7 
        С 1913г. до пострижения в монашество был благочинным церквей Старорусского округа
      Рукоположение
        иеромонах 
        Антоний 
        1913 
        День 11 
        Месяц 7 
        Принял пострижение в монашество по рекомендации и благословению посетившего
        Новгород Патриарха Антиохийского Григория IV
      Служение
        Новгородская губ., Юрьевский мужской монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1913 
        День начала 11 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1913 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 8 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1913 
        День 8 
        Месяц 8 
      Служение
        Новгородская губ., г.Тихвин, Тихвинский Большой Богородицкий мужской монастырь 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1913 
        День начала 8 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1923 
        Летом 1921г. архимандрит Антоний вошел в Президиум Тихвинского уездного
        комитета по оказанию помощи голодающим Новгородской губ., был избран
        казначеем Комитета.
        К 15 августа 1921г. Тихвинский Большой монастырь собрал и пожертвовал в помощь голодающим
        1 млн. рублей, а в октябре 1921г. за счет Упомгола от архимандрита Антония
        поступил церковный сбор в размере более 400 тысяч руб.
        Весной 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей" глумления большевиков
        при ограблении монастыря носили изощренный характер. Власти не просто снимали
        ризу с драгоценной святыни — Тихвинской Иконы Божией Матери, но
        и заставляли архимандрита Антония сделать это собственноручно.
        Пытались они воздействовать на него и по-другому, однако не преуспели ни в том,
        ни в другом.
        Архимандрит Антоний обратился к Владыке Арсению с письмами, в которых описывал
        снятие ризы с Тихвинской иконы.
        Из его письма от 21 марта 1922г.:
             "...За грехи наши совершилось ужасное! Риза с Чудотворной Тихвинской иконы
             Божией Матери сегодня, 21 марта, увезена... 15 марта (по ст.ст.)
             неожиданно в обитель прибыли вооруженные солдаты, и вход и выход были
             заграждены. Вызваны были я и избранные от верующих в собор, куда прибыла
             местная власть, которая объявила, что приступает к изъятию церковных ценностей.
             Наскоро осмотрели весь собор и ризницу и приступили, по исполнении формальностей
             (избрания секретаря, просмотра полномочий и т.д.) к изъятию:
                 1. Золотой лампады у чудотворной иконы Божией Матери с драгоценными камеями
                 2. Серебряных решеток у иконы — 3 пуда, серебряного подсвечника — 3 пуда
                    серебра.
             Все запечатали и увезли в уездный Финотдел.
             16 марта занялись проверкой церковного имущества. Причем было предложено
             ограничиться изъятием лишь намеченного верующими, в связи с чем изъятие
             было прервано на двое суток, до 19 числа.
             17 марта верующие произвели выбор вещей и проч.
             Но 18 марта из Череповца прибыли представители, председатель и вызвали всех
             экстренно и при острых речах в соборе порешили снять ризу с Чудотворной иконы
             Старорусской и облачение с главного престола и предложили мне приступить к
             снятию ризы с Чудотворной иконы. Я заявил, что не согласен на снятие ризы со
             всех икон, пред которыми верующие молятся, в частности, с Чудотворной иконы —
             это будет оскорблением моего религиозного чувства, религиозного чувства
             массы верующих, и что физически и морально я не могу сделать это сам, не
             могу заставить и других.
             Это признали контрреволюцией. Я возразил, что дело это не политическое, а
             дело веры, и контрреволюции здесь нет, а есть защита веры, религиозных убеждений.
             Верующие заявили, что ими послано заявление в Москву (М.И.Калину) об
             оставлении ризы на иконах и просили на двое суток отложить изъятие. Просьба
             была уважена. Но в воскресенье пришел от Калинина отказ.
             И вот сегодня, 21 марта в 1 час дня открыли заседание при вводе войска и
             удалении сторонних из обители, заслушали отказ, заслушали протесты верующих
             с постановлением предать суду всех подписавшихся под протестом и принудили
             представителей верующих и ризничего снять ризу. Пошло с болезнью, скорбью
             и слезами: отслужили молебен, сняли и выдали ризу. Мое здоровье не позволило
             дальше зреть, и я не знаю, что было.
             Завтра, на 22 марта, назначено снятие ризы со Старорусской иконы и облачения
             с главного престола — а далее, не знаю уже что. Очевидно, все уберут.
             За несколько дней один раз меня ночью вызывали в ГПУ, где предъявили многое
             и спрашивали, как я буду относиться [к изъятию]. Я объявил, что против вещей
             ненужных не буду возражать, а за главное — буду. Заставили подпиской о прочем
             не говорить.
             Второй раз вызвали накануне изъятия — вынуждали подписать воззвание к верующим,
             объяснить, как я буду относиться к изъятию. Я заявил, что "так же, как при
             первом вызове", и мне объявили, что тогда меня не выпустят. Я сказал:
                  "Что хотите со мной делайте, а я таким был, есть и буду".
             Но почему-то выпустили при подписке никому ничего не говорить.
             Едва ли где происходит то, что здесь. Не знаю, смогу ли я дальше существовать?
             Прости, дорогой Владыка, прости и благослови! Грешный архимандрит Антоний,
             21 марта, полночь".

        Спустя 5 дней, 26 марта архимандрит Антоний послал владыке Арсению еще одно письмо:
            "Дорогой Владыка! Десять дней прожили в осадном положении с плачевным для нас
             результатом: вооруженные при входах внутри, а в братской трапезной —
             пулеметная рота. Взяли: облачение с главного престола, ризы с Тихвинской
             Чудотворной иконы, со Старорусской, св.Тихона, еще с двух икон Тихвинской иконы
             Божией Матери и одно громадное сияние с ангелами, 3 скипетра, 3 чаши, все дорогие
             кресты и панагии, много кадильных лампадок. Всего золота более 1 пуда 15 фунтов,
             а серебра до 25 пудов.
             Ризу со св.Престола и Старорусской иконы мяли ногами. Едва ли где подобное
             было! Переживаем все болезненно".

        О.Антонию в это смутное время много пришлось приложить усилий в борьбе с
        захватившими власть в 1923г. в Новгородской епархии обновленцами.
        Архимандрит Антоний отказался признать обновленчество, удержав от уклонения в
        обновленческий раскол почти весь клир Тихвинского уезда.
        Из ходатайства о поставлении о.Антония в в архиереи, составленного в 1923г.
        временно исполняющим обязанности управляющего Новгородской епархией епископом
        Крестецким Серафимом:
            "Отец архимандрит преисполнен разнообразного труда на ниве Христовой,
             соединенного с горестями и терпением, а особенно в последнее время.
             И, благодаря покровительству Царицы Небесной, как он и сам о сем постоянно
             свидетельствует, обитель и братия еще до днесь существует.
             Во все время с первого момента появления обновленчества он заявил себя его
             противником и умело отклонился от него, сохраняя от сего и монастырь, и братию.
             В то время как благочинный г.Тихвина и настоятель Тихвинского собора самолично
             переписали весь Тихвинский уезд из Новгородской епархии в Череповецкую
             [обновленческую] архимандрит Антоний публично перед всеми выразил свое
             несогласие и остался в ведении Новгородской епархии. Из Череповца прибыл
             уполномоченный епископа-обновленца Иоанна Звездкина и властно приказывал
             прекратить моление за Новгородскую епархиальную власть и начать молиться за
             Череповецкого обновленца, но отец архимандрит не подчинился. И когда была
             объявлена в июне сего [1923] года свобода религиозной регистрации, он
             умело и спешно ею воспользовался, не имея сведений о сем ни из Новгорода,
             ни из Москвы.
             Верующие граждане г.Тихвина со слезами признания пришли к нему и благодарили
             за сохранение обители и их самих от обновленщины и из 600 человек сразу
             образовали общину древнеапостольской церкви при объявлении непризнания
             [обновленческого] собора 1923г. и обновленчества во всех его видах.
             Как свидетельствуют граждане Тихвина, благодаря примеру и стойкости
             отца архимандрита сохранилось правоверие в городе, укрепляется и в уезде"
      Рукоположение
        епископ 
        1923 
        День 11 
        Месяц 11 
        Место Москва, Покровская церковь 
        Кто рукоположил Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин) 
        Хиротония состоялась в Москве, в Покровской церкви, что в Левишне (?).
        Возглавил чин рукоположения святейший Патриарх Тихон.
        Был хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.
        Из представления на епископскую хиротонию о.Антония, составленного епископом
        Серафимом и посланного Патриарху Тихону:
             "В обширной Новгородской епархии уже несколько лет состоит праздною
              кафедра викарного епископа Тихвинского.
              Тихвинский и соседний с ним Устюжский уезды удалены от Новгорода,
              и сообщение с ними весьма затруднительно по дальности расстояния и
              дороговизне проезда. Во время обновленщины эти уезды были насильно
              отторгнуты от Новгородской епархии и присоединены к новой Череповецкой
              епархии, которую возглавляет обновленческий епископ Иоанн Звездкин.
              В настоящее время Тихвинский уезд, благодаря стараниям настоятеля Тихвинского
              Богородицкого монастыря архимандрита Антония в целом вновь присоединен к
              Новгородской епархии и желает оставаться в каноническом общении с Вашим
              Святейшеством.
              Такие же заявления поступают и из Устюжского уезда.
              Для укрепления правоверия я считаю необходимым поспешное замещение
              епископской кафедры в городе Тихвине"
      Служение
        Новгородская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии 
        Год начала 1923 
        День начала 11 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1924 
        Новгородская губ., г.Тихвин, Тихвинский Большой Богородицкий Успенский мужской монастырь 
        епископ 
        Должность епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии, настоятель 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 9 
        К 1924г. обитель оказалась практически разгромленной.
        Монастырское хозяйство было передано Тихвинскому горсовхозу, храмы опечатаны, монастырь,
        как юридическое лицо, прекратил свое существование. На территории обители
        действовал всего лишь один храм, да и то лишь не как монастырский, а как приходской.
        Оставшиеся монахи, во главе с епископом Антонием, совершали богослужение в
        единственном уцелевшем храме и находились в ожидании окончательного изгнания.
        Некоторые монахи покидали монастырь.
        Однако владыка Антоний, видя как постепенно сходит "на нет" жизнь
        под натиском большевистского режима, не обращался в малодушное бегство.
        Он продолжал предпринимать шаги для поддержания жизни в монастыре.
        До последнего дня обители епископ Антоний, вплоть до своего ареста, оставался
        на посту ее настоятеля, пережив все горестные этапы ликвидации монастыря.
        В сентябре 1924г. Череповецкий губиспоком принял решение о передаче обновленцам
        последней действующей церкви монастыря, называемой "Крылечко", где находилась
        чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
        2–3 сентября 1924г. административный отдел губиспокома опечатал храм "Крылечко"
        и известил епископа Антония о роспуске и ликвидации православной общины при монастыре,
        Все это производилось без предварительного уведомления и без указания причин закрытия.
        В то же время власти не давали разрешения православным на проведение собрания для
        обсуждения создавшегося положения и для выработки дальнейшей программы действий.
        Самое оскорбительное для православного населения Тихвина заключалось в том, что
        величайшая святыня — Тихвинская икона Пресвятой Богородицы отдавалась обновленцам —
        осквернителям Православной веры
      Аресты
        Новгородская губ., г.Тихвин 
        Год ареста 1924 
        Месяц ареста 9 
        Поводом к аресту епископа послужил инцидент, происшедший в обители 11 сентября 1924г.
        В этот день в монастырь прибыла группа обновленцев во главе со священником
        Леонидом Борисовым и другим священником обновленческого толка Мальцевым с
        целью захвата церкви "Крылечко". Однако занять церковь в этот день им не удалось.
        Из заявления в ГПУ Леонида Борисова:
             "В какой-нибудь час собралась толпа (от 400 до 500 человек). Эта толпа,
              ничего не разбирая, набрасывалась и била... До сего времени не могу
              успокоиться, да и многие из вновь организованной общины дрожат за свою шкуру,
              а агитация о еретичестве нашей общины продолжается".

        Возмущение людей действиями властей и обновленцев было так сильно, что разогнать
        толпу собравшихся удалось только силами воинских частей Тихвинского гарнизона.
        Сопротивление верующих 11 сентября было названо властями "подготовленным собранием
        к/р характера", а епископ Антоний был объявлен его "вдохновителем и организатором".
        Вместе с владыкой Антонием были арестованы и проходили по одному с ним делу
        еще несколько тихвинских горожан знатного происхождения,
        некоторые из них были членами церковно-приходского совета православной
        общины при Тихвинском монастыре: торговец И.М.Аплонов, бывший офицер А.С.Рымарев,
        дворянка А.Н.Андаурова, княжна А.Н.Мышецкая (Воробьева?)
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        19/06/1925 
        Обвинение "вдохновитель к/р восстания против передачи церкви "Крылечко" обновленческой общине, организатор к/р церковной группы, а/с агитация" 
        Статья ст.62,73 УК РСФСР 
        Приговор 3 года концлагерей с заменой на ссылку на тот же срок в связи с состоянием здоровья 
        Групповое дело "Дело епископа Антония (Демянского) и др., Новгородская губ., г.Тихвин, 1924–1925гг." -> 
        Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и области. Д.П-90548.
        Протоколы допросов свидетельствуют о мужественной борьбе Тихвинского настоятеля за монастырь
        в тот момент, когда все попытки отстоять обитель были обречены.
        Из его показаний на первом допросе:
              "Для меня случившийся инцидент был полной неожиданностью, и я в нем никакого
               участия не принимал. Если бы я знал, что так может произойти, то,
               несомненно, принял бы зависящие от меня меры к недопущению его. Поступком
               же граждан [Владыка имел в виду побои, нанесенные толпой обновленческим священникам],
               скорблю и глубоко его осуждаю".

        Епископ Антоний убедительно доказывал и настаивал на том, что все случившееся имело
        стихийный характер и что "чьего-либо организованного влияния здесь не было".
        На втором допросе (11 дней спустя) епископ Антоний опроверг все возводившиеся на
        него обвинения в организации беспорядков.
        Из протокола второго допроса:

            "— В тот вечер, когда было получено от Исполкома распоряжение о закрытии церквей,
               какие конкретные решения у Вас на квартире были приняты собравшимися у Вас
               лицами по отношению к новой группе верующих Конецкого и Борисова?

             — В этот вечер у меня на квартире этот вопрос не поднимался.

             — Для какой цели нужны были 10 верных людей, которые указываются вот в этой
               записке?

             — Эти люди набирались для сбора подписей на предмет образования новой общины
               вместо закрытой.

             — Почему это делалось подпольно?

             — Это подпольно не делалось, люди ходили днем.

             — Для какой цели нужна была такая спешка в организации новой общины?

             — Просто это вызывалось жизнью, т.к. община старая была закрыта и было
               прекращено богослужение.
               ....

             — Для чего Вы писали Патриарху Тихону о том, что обновленцы лиц вашего
               религиозного направления посылают по тюрьмам и в Тихвине лиц, не
               признающих обновления, заключают в тюрьмы?

             — Для характеристики обновленчества и нашего положения.

             — Что Вы можете добавить по делу?

             — ...Я не имел никаких предварительных сведений о готовившихся беспорядках
               и со своей стороны не одобряю их. Когда я узнал о беспорядках, то
               направился с целью уговорить толпу прекратить их, но на пути мне сообщили,
               что местная власть всех разогнала".

        На третьем, последнем допросе, который состоялся через полтора месяца,
        владыка Антоний вообще отказался давать какие-либо показания и вновь категорически
        отверг все возводимые на него обвинения:
              "По сему обвинению имею высказать много, так как оно несправедливо, но по
               состоянию здоровья и другим причинам не имею возможности это сделать".

        Все остальные проходившие по делу виновными себя также не признали.
        Все были приговорены к 3 годам концлагерей, но владыка Антоний не смог отправиться
        в место лишения свободы: врачебно-контрольная комиссия признала его здоровье
        настолько пошатнувшимся, что возбудила несколько ходатайств об изменении меры наказания.
        Поэтому впоследствии он был отправлен в ссылку в д.Передки Боровичского уезда
      Места заключения
        Новгород, тюрьма (?) 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1925 
        Новгородская губ., Боровичский у., д.Передки 
        Год начала 1925 
        В церкви д.Передки служил родной брат владыки Антония, священник Павел Демянский,
        (расстрелянный впоследствии органами НКВД в январе 1938г.), у которого и поселился
        опальный больной архиерей
    Кончина
      Неточная дата 1926(?)г. 
      скончался в ссылке 
      Место Новгородская губ., Боровичский у., д.Передки 
    Реабилитация
      Дата 00/00/1999 
      Кем реабилитирован Прокуратура Ленинградской обл. 
      По году репрессий 1924 
    Публикации ->
      1.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.1. С.283.
      2.Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.2: Алексий, человек Божий-Анфим Анхиальский. М.: "Православная энциклопедия", 2001. С.626.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL