Служение
Енисейская епархия
епископ
Должность епископ Енисейский и Красноярский
Год начала 1934
День начала 16
Месяц начала 6
Год окончания 1934
День окончания 3
Месяц окончания 5
Занимал после освобождения из ссылки Енисейско-Красноярскую и Ачинскую епархии.
Навещал находившегося в ссылке в Туруханском крае митрополита Кирилла (Смирнова),
затем написал ему три письма в разъяснение своей позиции в поддержку митр.Сергия
(Страгородского) и его церковной политики
Ачинская епархия
епископ
Должность епископ Ачинский
Год начала 1934
День начала 3
Месяц начала 5
Год окончания 1935
День окончания 9
Месяц окончания 9
Омская епархия
епископ
Должность епископ Омский и Челябинский
Год начала 1935
День начала 9
Месяц начала 9
Год окончания 1936
День окончания 29
Месяц окончания 11
В связи с упразднением в 1935г. Челябинской епархии и передачи ее территории
в ведение Омского архиерея в гражданских документах именовался "епископом Омским
и Челябинским" или "епископом тихоновских церквей Омской и Челябинской областей"
Места проживания
Омск, ул.Халтурина, 10
Год начала 1936
Месяц начала 4
Год окончания 1936
День окончания 29
Месяц окончания 11
Епископ Антоний был арестован УНКВД Омской области вместе с 6 священниками Омской
епархии
Аресты
Омск, ул.Халтурина, 10
Год ареста 1936
День ареста 29
Месяц ареста 11
Обвинение при аресте "руководил к/р группой и объединил вокруг себя реакционное духовенство, проводил к/р клеветническую пропаганду и проч."
На одном из допросов в ответ на вопрос об отношении к советской власти епископ
Антоний сказал: "Мое отношение к Советской власти явно отрицательное, и я веду
посильную борьбу с нею... Я монархист. Считаю, что единственная власть для народа
это монархия, то есть народ и священнослужители могут свободно вздохнуть тогда,
когда в России снова будет монархия. Я эти идеи проповедовал среди духовенства
и мирян".
В феврале 1937г. было возбуждено уголовное дело также и в Челябинске, по обвинению
епископа Антония "в связи с к/р настроенным духовенством Челябинской области"
Осуждения
Коллегия Омского областного суда
22/03/1937
Обвинение "организация контрреволюционной группы, объединение вокруг себя реакционного духовенства и верующих, ведение борьбы с сов.властью под лозунгом "борьба за церковь и религию""
Статья ст.5810 ч.1, 5811 УК РСФСР
Приговор 10 лет ИТЛ
Групповое дело "Дело епископа Антония (Миловидова) и шести священников, г.Омск, 1937г."
1922 марта 1937г. спецкомиссия Омского облсуда приговорила еп.Антония к 10 годам
лишения свободы, а еще 6 омских священнослужителей к разным срокам заключения
от 3-х до 8 лет. Им вменялась в вину "организация к/р группы для борьбы с советской
властью под лозунгом "За церковь и религию".
В ответ на кассационную жалобу Верховный суд РСФСР приговор оставил в силе.
3 апреля 1937г. Управлением НКВД по Челябинской обл. предъявлено обвинение в том,
что "являясь епископом Омской обл. и проживая в Омске, без разрешения Комиссии
по культам осуществлял нелегально руководство над духовенством Челябинской области
и создавал к/р формирования... перед которыми ставил задачу подготовки кадров для
вооруженного выступления в случае войны".
На суде епископ Антоний сказал: "Действительно, вокруг меня организовывались
Омские священники, но с ними я никакой контрреволюционной агитации не вел".
В апреле Челябинские чекисты организовали провокационный выброс письма якобы от
епископа Антония. Так, 11 февраля к священнику Глебу Коптягину пришел человек,
назвавшийся монахом, и передал два письма якобы от епископа Антония. О.Глеб, поняв,
что это провокация, отнес письмо в НКВД, но там его арестовали. 20 февраля был
арестован благочинный Каргопольского района Филимон Ананьин, который тоже якобы
получал от епископа Миловидова "воззвания", но "успел их сжечь".
Читая показания свидетеля П. о том, что он поручал создавать группы враждебных
соввласти людей с целью подготовки их для активной борьбы с соввластью, может быть,
даже с оружием в руках, Владыка записал в протоколе:
"Удивляюсь наивности следствия и заявляю, что свидетель подучен следствием
лжесвидетельствовать на меня... да и я ведь с ума не сошел, чтобы встречному и
поперечному, первый раз увиденному мною человеку заявлять такие тайны и кооптировать
его как бы в свои агенты. Кто же из церковников может выступать с оружием в руках,
когда церковь посещают преимущественно только старухи. Все это ложь и ложь".
В заключение Владыка написал:
"Я дам ответ после получения из Москвы ответа касательно возбужденной мной
жалобы по поводу сфабрикованных листовок в Челябинском НКВД".
В тот же день следователи составили акт, в котором жаловались на епископа начальству:
"Обвиняемому Миловидову было представлено следственное дело N 4277 по обвинению
его и других в количестве 22 человек по ст.581111, 582. Миловидов знакомился
с делом свыше двух часов. В процессе ознакомления вел себя вызывающе, невыдержанно,
проявлял насмехательство и грубость по адресу следствия, а от подписи в протоколе
об окончании следствия отказался, написав:
"Следствие называет меня нахалом. Миловидов".,
а также во время допросов и на очных ставках отвечать не желал, умышленно
уклонялся от ответов, нанося следствию словесные оскорбления...".
На основании доносов о словах, сказанных "у себя на квартире", "в присутствии свидетеля",
"вел разговоры среди колхозников", было составлено обвинительное заключение о
якобы созданной к/р организации "Партия угнетенных христиан". По делу, кроме
епископа Антония, проходил 21 священник Миасса и Каргаполья Челябинского области
Спецколлегия Челябинского облсуда
12/07/1937
Обвинение "руководитель и организатор к/р организации церковников"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "Дело к/р организации церковников "Партия угнетенных христиан" во главе с епископом Антонием (Миловидовым). Челябинск, 1937г."
Все попытки властей придать даже видимость суда над православными священнослужителями
потерпели неудачу. Священники на суде не признали своей вины и отказались от
"чистосердечных признаний", сфабрикованных следствием. Но большевистский суд не
подумал с этим считаться. Епископ Антоний был приговорен к смертной казни, 10
священников к 10 годам концлагерей, трое к 8 годам, двое осуждены на 6 лет
концлагерей, пятеро на 5 лет концлагерей.
15 августа 1937г. в ответ на кассационную жалобу Верховным судом РСФСР приговор
Челябинского облсуда отменен:
"Осужденные неоднократно вели к/р пораженческую и террористическую агитацию, и,
учитывая при этом, что они уже были судимы по ст.5810 УК, суд не учел социальной
опасности их действий и избрал им явно мягкую меру наказания... Приговор суда
отменить, дело в отношении всех подсудимых отправить в тот же суд на новое
рассмотрение со стадии предварительного следствия".
В это же время в других городах области создавались так же фабрикованные дела
священников. Так, в Челябинске по делу "Религиозного общества" обвинялись 13
человек, в то числе священнослужители и миряне Челябинска. В Троицке 4 священника
и монахиня обвинялись в террористических намерениях в составе организации, в которую
их якобы вовлек епископ Антоний. Подобные процессы проходили в Миассе, в Златоусте.
Всем им были вынесены приговоры на различные сроки лишения свободы, как и епископу
Антонию, и по всем делам был принесен протест, и дела в новом следствии объединили
в одно, громадное дело N 15109. Из обвинительного заключения по делу 15109:
"В августе 1937г. Управлением НКВД по Челябинской области вскрыта и ликвидирована
к/р повстанческая организация духовенства и церковников, состав которой достигает
свыше 1000 участников. Организация ставила своей задачей вооруженное свержение
советской власти и установление в СССР фашистского режима".
27 сентября следствие изготовило "показания" епископа Миловидова. "Протокол" со
странными подписями подшит к делу, как доказательство вины . Уже 1 октября по
следственному делу N 15109 составлено обвинительное заключение, а на следующий
день тройка УНКВД вынесла смертные приговоры и 21 обвиняемому по Миасскому делу, и
остальным участникам изобретенной в НКВД "Повстанческо-террористической организации
духовенства Челябинской области".
По Миасско-Каргопольскому делу проходили священники преклонного возраста, от 60
до 75 лет, к тому же уже не по одному разу прошедшие лагеря и тюрьмы. Как могли
старые, измученные люди участвовать в "повстанческих" "террористических" организациях,
понять невозможно
тройка УНКВД по Челябинской обл.
02/10/1937
Обвинение "организатор и руководитель "Повстанческо-террористической организации духовенства Челябинской области"
Статья ст.582,586,587,588,5810,5811 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "Дело епископа Омского и Челябинского Антония (Миловидова) и духовенства Челябинской обл. Челябинск, 1937г."
Архив УФСБ Челябинской обл. Д.П-25163.