Белавский Петр Иванович 
    Год рождения 1892 
    День рождения 18 
    Месяц рождения 12 
    Место рождения Санкт-Петербургская губ., Балтийская ж.д., с.Александровка (близ пос.Тайцы) 
    протоиерей 
    Из семьи известного петербургского протоиерея о.Ивана Петровича Белавского
    и его супруги Екатерины Дмитриевны, дочери протоиерея Александро-Невской церкви
    с.Александровка близ пос.Тайцы о.Дмитрия Шишова. После венчания в 1889г.
    о.Иоанн унаследовал приход тестя.
    В семье Белавских было пятеро детей — две дочери и три сына (Петр, Федор и Дмитрий).
    Будущий отец Петр родился 18 декабря 1892г. и был в семье вторым ребенком.
    Родители отдали Петра вместе с младшим братом Димитрием в духовное училище
    при Александро-Невской лавре
    Родство Фотографии[1] [2] [3] [4] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1920г.] [1920-1921гг.] [1921-1933гг.] [1933-1939гг.] [1939-1945гг.] [1945-1983гг.]
      Образование
        Александро-Невское духовное училище (при Александро-Невской Свято-Троицкой Лавре) 
        Из жизни в училище о.Петр любил вспоминать два случая. Первый — приезд о.Иоанна
        Кронштадтского, который с большой теплотой благословляя детей, положил ему руку
        на голову. Второй — связан с будущим новомучеником митрополитом Вениамином
        (Казанским). Однажды вечером юный Петя плакал, тоскуя по милому родительскому
        дому. Вдруг в комнату вошел архимандрит Вениамин, тогда ректор семинарии,
        приласкал и дал просфору
        Санкт-Петербургская Духовная Семинария 
        Год поступления 1909 
        Год окончания 1911 
        Учась в Семинарии, Петр решил стать военным и в 1911г. на какое-то время
        поступил в юнкерское училище
        юнкерское училище 
        Год поступления 1911 
        Год окончания 1913 
        Вскоре Петр раздумал делать военную карьеру и вернулся в Семинарию
        Санкт-Петербургская Духовная Семинария 
        Год поступления 1913 
      Служение
        Санкт-Петербургская губ., Лужский у., с.Мелковичи 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1913 
        День начала 27 
        Месяц начала 8 
        Учась в семинарии, начал служить псаломщиком
        Санкт-Петербургская губ., г.Красное Село, Александро-Невская церковь при военном госпитале 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1914 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1921 
        Во время Первой мировой войны в свободное от церковных послушания время Петр
        вел беседы с ранеными, за что был награжден орденом Станислава.
        С 1917г. одновременно состоял на гражданской службе на Таицком водоводе
        Петроградская губ., Балтийская ж.д., пос.Тайцы 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1921 
        С 1920г. Петр Белавский, работая на Таицком водоводе, одновременно готовился
        к принятию священного сана.
        Поздней осенью 1920г. он обвенчался с Ксенией Васильевной Бондыревой, дочерью
        протоиерея Троицкого собора Красного Села о.Василия Болдырева.
        Перед свадьбой митрополит Вениамин благословил молодых образом Спасителя
        "на долгую и мирную жизнь". Венчание состоялось в церкви Святого благоверного
        князя Александра Невского в с.Александровке.
        Впоследствии в семье родились дочери Ксения (1923г.р.) и Александра (1928г.р.)
      Награды
        орден Станислава 
      Рукоположение
        диакон 
        1920 
        Месяц 11 
        Место Петроград, церковь Покрова Божией Матери на Боровой 
        Кто рукоположил митрополит Вениамин (Казанский) 
        Вскоре после женитьбы Петр Иванович был рукоположен во диакона
      Служение
        Петроградская губ., Балтийская ж.д., с.Александровка (близ пос.Тайцы), церковь св. блгв. кн. Александра Невского 
        диакон 
        Год начала 1920 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1921 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 1 
        Отец Петр начал служить в храме, в котором служил его дед, потом отец,
        первые два года о.Петр сослужил своему отцу о.Иоанну
      Рукоположение
        иерей 
        1921 
        День 1 
        Месяц 1 
        Место Петроград, церковь Покрова Божией Матери на Боровой 
        Кто рукоположил митрополит Вениамин (Казанский) 
        Был рукоположен во иерея 18 декабря 1920г./1 января 1921г.
      Служение
        Петроградская губ., Балтийская ж.д., с.Александровка (близ пос.Тайцы), церковь св. блгв. кн. Александра Невского 
        иерей 
        Год начала 1921 
        День начала 1 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1922 
        Балтийская ж.д., пос.Тайцы, церковь свт.Алексия митрополита Московского 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 11 
        В 1922г. епископ Петергофский Николай (Ярушевич) назначил о.Петра настоятелем в
        пос.Тайцы. Деревянная церковь была заложена в 1904г. в честь рождения наследника
        престола. В 1916г. ее сменил каменный храм по проекту И.В.Экскузовича.
        Незадолго до ареста Владыки Вениамина и начала судебного процесса Господь
        привел о.Петра еще раз сослужить ему в Исаакиевском соборе и получить последнее владычнее
        благословение.
        С Тайцами были связаны видные представители петроградского духовенства,
        оказавшие на молодого о.Петра большое влияние.
        Первым из них надо назвать Владыку Григория (Лебедева)
        В 1923г. по определению Святейшего патриарха Тихона Владыка Григорий приехал
        в Петроград в качестве викария — епископа Шлиссельбургского.
        Владыка Григорий во многом определил дальнейший духовный и жизненный путь о.Петра.
        В августе 1925г. в Ленинград был назначен митрополит Иосиф (Петровых).
        В день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
        30 августа/12 сентября состоялось его первое торжественное Богослужение
        в Лавре. Как и все участники соборного служения, о.Петр получил благословение
        нового Владыки. Первое служение для Владыки Иосифа оказалось и последним,
        Религиозный подъем, горячий прием новому Митрополиту (ибо знали, что он был
        близок к покойному патриарху Тихону) явно напугали власти, и его вынудили
        покинуть город.
        Весной 1927г. семья Белавских прощалась в Александровском храме с о.Иоанном
        Белавским. Погребение состоялось возле храма, где уже образовалось маленькое
        семейное кладбище Шишовых-Белавских.
        Когда митрополит Иосиф (Петровых) заявил о своем несогласии с позицией
        митрополита Сергия (Страгородского), изложенной в его известной декларации
        1927г., о.Петр, не колеблясь, принял сторону владыки Иосифа, который в то
        время жил на положении ссыльного в Николо-Моденском монастыре недалеко от
        г.Устюжна.
        Тайцы превратились в один из центров "иосифлянства".
        Во главе Петроградского духовенства, сохранявшего верность митрополиту Петру
        как Местоблюстителю, поддерживавшего митрополита Иосифа, встал архиепископ
        Гдовский Димитрий (Любимов).
        В 1928г. в Тайцах на втором этаже дома, где жил о.Петр, поселился епископ
        Гдовский Димитрий (Любимов), ставший во главе петроградских "иосифлян". В Тайцах
        часто бывали и служили епископ Нарвский Сергий (Дружинин) и настоятель храма
        Спаса-на-Крови — профессор Ленинградской Духовной Академии протоиерей Василий
        Верюжский. Совершались здесь и хиротонии, а в будние дни епископ Димитрий
        служил вдвоем с о.Петром.
        По поручению Владыки Димитрия о.Петр летом 1928г. ездил в северный Николо-Моденский
        монастырь близ Устюжны, где на положении ссыльного жил митрополит Иосиф. В эти
        же годы о.Петр как духовник часто посещал в Гатчине известную многим монахиню
        Марию (Лелянову), с молодых лет прикованную недугом к постели.
        Наступил 1929 год, о.Петру оставалось служить в любимой церкви последнее лето.
        По воспоминаниям очевидцев, в храме в это лето царила особая молитвенная тишина
        В 1929г. усилились аресты правящего духовенства, монахов и церковных мирян.
        Первым из семьи Белавских арестовали тестя о.Петра — протоиерея Василия
        Бондырева, 8/21 мая 1929г. он был расстрелян в тюрьме на Шпалерной.
        Сломленная горем вдова о.Василия Елизавета Александровна переселилась к дочери
        в дом о.Петра.
        Летом 1929г. о.Петр подолгу молился в алтаре, иногда сослужил Владыке Димитрию.
        По-прежнему приезжал епископ Сергий (Дружинин), бывали и другие священники
        из города
      Места проживания
        Балтийская ж.д., пос.Тайцы, ул.Юного Пролетария (Сегалевская) 
        Год окончания 1929 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 11 
      Аресты
        Балтийская ж.д., пос.Тайцы, ул.Юного Пролетария (Сегалевская) 
        Год ареста 1929 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 11 
        28 ноября 1929г. о.Петр был арестован по делу "иосифлян".
        После длившегося всю ночь обыска о.Петр был арестован чекистами вместе с архиепископом
        Димитрием, его келейником — диаконом Павлом Морозовым и монахиней Анастасией
        (Куликовой). При обыске была обнаружена и изъята часть "иосифлянского" архива.
        Большинство документов оказалось уничтожено.
        Матушке о.Петра позволили проводить мужа, она простилась с ним и получила
        последнее благословение Владыки Димитрия
        Через два с половиной месяца после ареста о.Петра скончалась его мать,
        Екатерина Дмитриевна.
        Вскоре матушка Ксения Васильевна с детьми и своей матерью переехали в другой
        дом, где сняли более дешевую двухкомнатную квартиру
        Аресты иосифлян продолжались. Уже был под стражей почти весь причт церкви
        Спаса-на-Крови во главе с настоятелем — протоиереем Василием Верюжским
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ 
        03/08/1930 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ИТЛ 
        3 августа 1930г. решением Коллегии ОГПУ о.Петр получил пять лет лагеря,
        протоиерей Василий Верюжский — десять лет, Владыка Димитрий — расстрел,
        хотя впоследствии расстрел заменили пожизненным заключением. Другие иосифляне
        осуждены были на разные сроки лагеря, а священник храма Спаса-на-Крови
        о.Сергий Тихомиров и о.Николай Прозоров из храма на Пискаревке были расстреляны
      Места заключения
        Ленинград, тюрьма на ул.Шпалерной 
        Год начала 1929 
        День начала 28 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1930 
        В тюрьме на Шпалерной содержались многие иосифляне.
        По соседству с камерой, где был заключен о.Петр, сидел протоиерей Николай
        Чуков — будущий митрополит Ленинградский Григорий.
        С арестованными иногда разрешали свидания.
        Ленинград, пересыльная тюрьма на Нижегородской 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1930 
        После вынесения приговора до отправки в лагеря ГУЛАГа заключенных поместили
        в пересыльную тюрьму недалеко от Финляндского вокзала на Нижегородской улице.
        Из пересыльной тюрьмы о.Петра и других заключенных повезли по железной дороге до
        Кеми, откуда по воде переправили на остров. Приехавшая в Кемь матушка Ксения
        видела как 24 сентября 1930 года арестантов погрузили в трюм старого парохода.
        Последнее, что видела матушка, это как охранник грубо толкнул ее мужа, вырвав
        чемоданчик с самыми необходимыми вещами
        Соловецкий лагерь особого назначения, Б.Соловецкий остров 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1930 
        Первое время о.Петр с собратьями, проходившими по одному и тому же делу,
        находился на Большом Соловецком острове.
        К осени 1930г., однако, их перевели на остров Анзер
        Соловецкий лагерь особого назначения, остров Анзер, Голгофо-Распятский скит 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1931 
        Арестованные были направлены в Свято-Распятский скит, где стоящий на высокой
        горе Голгофе огромный храм в честь Распятия Спасителя был превращен в барак
        для заключенных.
        Здесь о.Петру довелось работать сначала ассенизатором, затем вылавливать прибитые к
        берегу бревна. Однажды тяжелое бревно ударило по ноге, и батюшку долго потом мучили
        незаживающие раны. Особенно удручающе действовали вызовы к лагерному начальству,
        предлагавшему доносить на собратьев, отречься от сана. Грозили арестом матушки
        и тем, что отнимут детей. С Божией помощью о.Петр держался стойко, и вызовы
        прекратились. Великим благом было совместное заключение духовенства. Все тяготы
        лагеря облегчались взаимной поддержкой и молитвой. На Анзере с о.Петром были два
        епископа: Уфимский Андрей (Ухтомский) и Смоленский Иларион (Бельский). О.Петру
        удалось спрятать епитрахиль, а Владыке Илариону — мантию. Однажды, к великой
        радости, о.Петр нашел в бараке иерейский молитвослов. При службах строго
        соблюдалась конспирация. Так, в Крещенский сочельник 1931г. о.Петра
        благословили тайно совершить чин освящения воды. Для этого ему пришлось подняться
        с сосудом воды по шатким ступеням на дальнюю сторожевую вышку. Мела метель,
        завывал ветер, вышку качало, но о.Петр принес в барак освященную воду.
        Господь утешал о.Петра в скорбях, однажды о.Петр обнаружил на выступе в глубине,
        между стенкой барака и печью книжицу, это был Акафист Пресвятой Богородице
        "Нечаянная радость". С каким воодушевлением о.Петр молился!
        Соловецкий лагерь особого назначения, остров Анзер, Троицкий собор 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1932 
        В 1931г. многих ссыльных, в т.ч. о.Петра и о.Василия Верюжского, с Голгофы
        перевели в Троицкий скит, расположенный здесь же на Анзере, а Голгофский храм
        позднее превратили в сыпно-тифозный барак.
        Троицкий скит был расположен на берегу морской бухты.
        О.Петр вспоминал, как вечерами они с о.Василием Верюжским любили бродить
        по берегу моря. Вскоре о.Василия увезли для какого-то дознания в Ленинград.
        Летом 1931г. о.Петру разрешили свидание с Ксенией Васильевной, которая
        из Кеми добралась до Соловков. Приезжавших на свидание родственников поселяли
        на главном острове в здании бывшей монастырской гостиницы. По этому случаю
        о.Петра доставили сюда с Анзера. Тяжким для матушки оказался обратный путь
        на материк, т.к. на Белом море разыгрался нешуточный шторм, жены и близкие
        заключенных молились и плакали, взывали о помощи к Святителю и чудотворцу
        Николаю. Ксения Васильевна всегда, вспоминая этот "рейс", говорила, что
        даже видавшие виды моряки сочли за чудо благополучное возвращение
        Белбалтлаг, пос.Надвоицы 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1933 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 8 
        В 1932г. о.Петр с группой заключенных был переведен на строительство Беломорского
        канала в район станции Надворицы и Май-губы. На тяжелые физические работы
        из-за болезни ног его не назначали. Здесь он выполнял отдельные технические
        канцелярские поручения, а потом ему доверили хранение и выдачу чертежей и
        материалов по строительству канала.
        Поначалу он жил в общем бараке, а за какое-то якобы неповиновение начальству
        помещен был даже в одиночный карцер.
        К концу срока заключенным разрешалось жить в частных домах с.Надвоицы.
        Поселили и о.Петра в одной из северных добротных изб, где хозяйка оказалась
        вдова дьякона. Дважды за время пребывания о. Петра на Беломорском канале
        к нему приезжала матушка с детьми. Ксении было девять, а Шурочке — четыре года.
        О.Петр был досрочно освобожден в связи с окончанием строительства канала,
        однако вернуться в родной дом в Тайцах он не мог, т.к. был "лишенцем".
        С рекомендательным письмом он приехал в Новгород, где осели многие "лишенцы"
      Места проживания
        Новгород 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1938 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 7 
        В Новгороде около древнего крепостного вала о.Петр снял маленькую квартирку,
        куда вскоре перебралась вся семья. О.Петру удалось, хотя и не сразу, устроиться
        на бухгалтерскую работу. Дома тайно молились. Жили затворниками
        В Новгороде стояли закрытые и оскверненные древние храмы, Софийский собор
        был превращен в антирелигиозный музей, где на поругание были выставлены мощи
        святых — святителей и князей новгородских. Действующими оставались в городе,
        только два храма.
        Относительная близость к Ленинграду сделали Новгород местом поселения многих
        лишенцев с семьями: среди них — духовенство, монашествующие и старая
        интеллигенция. Жили в ту пору в Новгороде и "лишенцы" сестры Гиппиус: художница
        Татьяна Николаевна и скульптор Наталья Николаевна, истинно православные люди,
        старшая сестра которых, знаменитая поэтесса Зинаида Николаевна с мужем
        Д.С.Мережковским была в эмиграции в Париже, с которыми у о.Петра состоялось
        знакомство и возникли теплые дружеские отношения. Его дочки часто бегали к "тетушкам",
        уделявшим им немало внимания. Позднее о.Петр любил вспоминать совместные
        прогулки с "тетушками" по древнему новгородскому валу.
        В Новгороде о.Петр работал бухгалтером в психиатрической больнице в
        Управлении водного транспорта, а последнее время — на санэпидстанции.
        Заведующим станцией был врач А.В.Троицкий — сын священника, с которым у
        о.Петра сложились самые добрые отношения.
        Жили в то трудное время в состоянии напряжения, встречаясь тайно.
        На Рождество, когда ставили маленькую елочку и зажигали свечи, плотно завешивали
        окна, ибо Рождественские елки были чем-то вроде контрреволюции.
        Тихо, сокровенно молились поздно вечером и рано утром в своей домашней церкви,
        а в праздничные дни о.Петр совершал литургию, на что имел благословение
        митрополита Иосифа
      Аресты
        Новгород 
        Год ареста 1938 
        День ареста 29 
        Месяц ареста 7 
        Обвинение при аресте "участие в контрреволюционной организации ленинградского духовенства и организации диверсионной группы для взрыва Новгородского кремля и Софийского собора" 
        Арестован поздним вечером тремя сотрудниками НКВД
      Осуждения
        09/05/1939 
        Обвинение "организация взрыва новгородского Кремля" 
        Приговор из-под стражи освободить, дело прекратить 
      Места заключения
        Новгород, тюрьма 
        Год начала 1938 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1939 
        Позже, вспоминая тюрьмы и ссылки, о.Петр говорил, что девять месяцев в
        новгородском остроге были страшнее пяти лет первого заточения. Начались
        изнурительные многочасовые допросы, так называемый "конвейер". Но как ни тяжелы
        были допросы, унижения, побои, о.Петр с Божией помощью выстоял и обвинения в
        "организации взрыва новгородского Кремля" не подписал. Подпись означала бы
        расстрел
        Новгород, тюремная больница 
        Год начала 1939 
        Год окончания 1939 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 5 
        Весной 1939г. он тяжело заболел и попал в тюремную больницу. Это его
        спасло — уже поползли слухи о снятии Ежова. Дело в связи со снятием Ежова было
        прекращено.
        В ночь с 8 на 9 мая о.Петра привезли в здание местного НКВД. По поведению людей,
        по их разговорам видно было, что все переменилось. О.Петру сообщили, что
        следствие прекращено и он свободен... На вокзале один из следователей дал
        о.Петру 5 рублей, чтобы он смог выпить чаю и поесть. Так раз в жизни о.Петру
        подали милостыню...
      Места проживания
        Новгородская о., г.Пестово, неподалеку от Устюжны 
        Год начала 1939 
        Год окончания 1945 
        В 1939г. семья о.Петра переехала в райцентр Пестово, на берегу реки Мологи близ
        разрушенной церкви Покрова Божией Матери, который особо почитался в их семье
        Отъезд из Новгорода совершился не без благого Промысла Божиего: с началом войны
        в одну из первых бомбежек Новгорода не только дом, где жил о.Петр с семьей,
        но и все вокруг было дотла уничтожено огнем.
        Летом 1939г. для о.Петра и матушки Ксении после перенесенных испытаний наконец
        пришло время относительного покоя.
        Весной 1941г. решили, что пора перебираться в родные края, поближе к Ленинграду,
        куда уже уехала старшая дочь Ксения, поступившая в университет. С этой целью
        о.Петр поехал в Ленинград, в пригородах которого надеялся найти работу и получить
        прописку. Устроился на службу он на Карельском перешейке, в санатории.
        Территория эта после войны с Финляндией отошла к Советскому Союзу и там
        открывались новые дома отдыха.
        Памятным днем 22 июня 1941г. о. Петр вместе со старшей дочерью был в городе
        по случаю воскресенья. Вместе поехали в Тайцы и Александровку. Так в этот
        исторический день начала войны о.Петр в последний раз видел еще не разоренный
        родной дом, своих братьев и сестру.
        В связи с введением в стране военного положения он решил срочно вернуться
        в Пестово. Однако, тут же возникло препятствие: все санатории превращались
        в военные госпитали, а сотрудники их переводились на военное положение.
        И снова происходит чудо. Начальник санатория, вернее уже госпиталя, вопреки
        приказу, освободил о.Петра, подписывая ему заявление об увольнении.
        Таким образом, о.Петр смог быстро собраться и уехать к семье в Пестово.
        А в начале июля 1941г., после сдачи весенней сессии, с Божией помощью каким-то
        неожиданным эшелоном (поезда уже не ходили) чудом добралась до Пестово
        и старшая дочь. Так вся семья оказалась вместе в страшные годы войны
        Шли годы тяжелой, страшной войны. В блокадном Ленинграде и в занятых немцами
        Тайцах погибли все близкие и родные о.Петра и матушки Ксении.
        Зимой 1942г. скончалась мать Ксении Васильевны, а через два месяца рядом с ней
        на кладбище в Покров-Мологе был похоронен ее младший брат, умерший на пути
        из блокадного Ленинграда.
        Ленинградская о., г.Гатчина 
        Год начала 1944 
        Год окончания 1945 
        Месяц окончания 9 
        После снятия блокады, в конце войны, семья переехала в Гатчину, где о.Петр
        устроился снова на гражданскую работу. Поселились в доме старых знакомых.
        О.Петр пошел в Гатчинский собор, где совершались богослужения, и познакомился
        там с настоятелем, прот.Феодором Забелиным.
        О.Петр примирился с Патриархией и в 1944г. был принят митрополитом Григорием
        (Чуковым) без покаяния в клир Московской Патриархии.
        Церковная жизнь возрождалась. Встреча с вернувшимся из ссылки о.Василием
        Верюжским сыграла немаловажную роль в жизни о.Петра: вслед за о.Василием он тоже
        вернулся к церковному служению, о чем просили старые прихожане, помнившие его
        по Тайцам. К этому прибавилась просьба престарелого о.Феодора Забелина,
        настоятеля гатчинского Павловского собора, которому не под силу было одному восстанавливать разрушенный
        еще до немцев храм
      Рукоположение
        протоиерей 
        1946 
        Саном протоиерея был награжден к Пасхе 1946г.
      Служение
        Ленинградская о., г.Гатчина, собор Первоверховных апостолов Петра и Павла 
        иерей, протоиерей (с 1946г.) 
        Должность второй священник, настоятель (с 1949г.) 
        Год начала 1945 
        День начала 25 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1955 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 6 
        Ленинградский митрополит Григорий (Чуков) принял о.Петра с радостью и назначил
        вторым священником собора. О.Петр принял на себя все сложные работы по
        восстановлению собора, став в 1949г. после смерти о.Феодора Забелина настоятелем.
        В 1952г. к 100-летию собора все внутреннее убранство было восстановлено.
        Юбилей отмечался в престольный праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла
        торжественным богослужением во главе с митрополитом Григорием (Чуковым) и
        епископом Таллинским Романом
        В 1952г. по благословению митрополита Григория (Чукова) о.Петр принимал
        участие в восстановлении храма в с.Елизаветино в Ленинградской области
        Ленинградская о., г.Мариенбург, Покровская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель (до 1976г.), член епархиального совета Лениградской митрополии (1967г.) 
        Год начала 1955 
        День начала 10 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1981 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 5 
        Причина перевода из большого восстановленного собора в маленькую церковь
        крылась в подозрительном отношении властей к о.Петру как представителю старого
        консервативного духовенства. Расставаться с собором было нелегко, и только
        матушка с ее смирением и духовным чутьем радовалась: "Идем под Покров Божией
        Матери!"
        3 июля 1955г. о.Петр служил свою первую литургию в Мариенбургской Покровской
        церкви.
        Выстроенная при Александре III, Покровская церковь была в большом запустении.
        Вновь о.Петр берется за благоукрашение.
        Еще ранее, возглавляя Гатчинский собор, о.Петр не раз приезжал в Мариенбург
        послужить и помочь в возрождении этой церкви. Так, при его содействии был
        перевезен иконостас из храма Духовной Академии.
        Как и в Гатчине, о.Петр прежде всего занялся благоустройством храма. Конечно, полностью вернуть ему исторический облик и
        восстановить прежний дубовый иконостас едва ли было возможно, но тщательный
        наружный и внутренний ремонт, обновление его убранства, сделали храм благолепным
        и заботливо ухоженным.
        С приходом отца Петра мариенбургский приход стал расти. Многие из гатчинской
        паствы о.Петра последовали за своим батюшкой.
        Потянулись прихожане из Таиц, Пудости, Красного Села из Ленинграда и даже
        из Кронштадта.
        Удалось обнести оградой территорию вокруг храма с прилегающим небольшим
        кладбищем, стихийно возникшим во время войны. Затем оно было закрыто.
        На церковном участке о.Петр задумал построить небольшую сторожку, но вместо
        этого прихожане построили двухквартирный дом, куда о.Петр с матушкой переехали
        из тесной гатчинской квартиры
        Богослужения в Покровском храме совершались не каждый день, но довольно часто.
        В отличие от других храмов служили строго по уставу, без значительных сокращений.
        Продолжительные великопостные службы напоминали монастырские и создавали
        особенную молитвенную атмосферу, привлекая многих богомольцев.
        К литургии о.Петр отправлялся задолго до начала службы, любил неторопливо
        совершать проскомидию, поминая огромное количество записок. Если кто-нибудь
        давал о.Петру записку с просьбой помолиться, особенно о упокоении, то она
        оставалась в храме уже навсегда.
        В 1970-е годы, когда о святости Царственного Семейства не смели говорить,
        о.Петр сказал: "У Бога они прославлены". Сохранилась поминальная записка, где
        рукою батюшки поименно названы убиенные в Екатеринбурге и Алапаевске.
        Самым главным и дорогим было для о.Петра богослужение.
        Со службы о.Петр возвращался всегда поздно, никогда не отказывая тем, кто
        хотел с ним поговорить. Уже старея, теряя силы, с больными ногами он терпеливо,
        с отеческой любовью выслушивал каждого.
        В неслужебные дни люди приходили домой, где он обстоятельно беседовал с
        народом.
        Сюда приезжали его собратья, священники из разных храмов, с которыми о.Петра
        связывали дружеские отношения. Особенно много духовенства съезжалось в
        День Ангела батюшки 24 августа/6 сентября, отчего архимандрит Кирилл (Начис)
        назвал этот день "вторым престольным праздником".
        В начале 60-х годов служил иногда в храме митрополит Пимен, тихо без свиты,
        простым священническим чином. В день 75-летия о.Петра и как-то в День Ангела
        приезжал митрополит Никодим (Ротов)
        С благословения митрополита Никодима (Ротова) в 1967г. о.Петр был введен
        в епархиальный совет Лениградской митрополии, что его очень тяготило, особенно
        официальные приемы и церемонии. Правда, довольно скоро от этих обязанностей
        о.Петр был освобожден к своей великой радости.
        За двадцать с лишним лет служения в Мариенбурге о.Петр получил много наград, включая
        третий Патриарший крест и право служения с открытыми Царскими вратами
        до Херувимской. При всем внешнем благополучии, о.Петр всегда остро переживал
        скорби и болезни Церкви — и диктат властей, и "обмирщение" духовенства,
        и замешанный на политике экуменизм.
        Весной 1976г. о.Петра неожиданно для него перевели за штат.
        Настоятелем храма был назначен архимандрит Кирилл (Начис).
        О.Петр скорбел лишь об одном — заштатный священник не имел права служить.
        Однако по благословению Святейшего Патриарха Пимена, лично знавшего о.Петра,
        и по указу митрополита Никодима (Ротова), батюшка вернулся в церковь.
        Теперь по согласованию с настоятелем он совершал богослужения обычно по субботам,
        а в праздники сослужил о.Кириллу (Начису)
      Места проживания
        Ленинградская о., г.Мариенбург, дом около Покровской церкви 
        Год окончания 1983 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 3 
        Осенью 1979 года тихо и мирно отошла ко господу матушка Ксения. После ее смерти
        о.Петр стал быстро слабеть и 9 мая 1981г. в возрасте 88 лет отслужил свою
        последнюю Литургию и был выведен за штат.
        Последние два года жизни, уже слепой и слабый, о.Петр при помощи алтарницы
        Александры Ивановны Савиной, бессменной помощницы и в Гатчине, и в Мариенбурге,
        бывал в храме и приобщался Святых Таин. 31 декабря 1982 года о.Петру исполнилось
        90 лет. На святках приехал митрополит Антоний для вручения патриаршей награды.
        С того памятного вечера о.Петру осталось жить менее трех месяцев...
        В Великий пост 1983 года дома о.Петру читали канон преп.Андрея Критского, и
        однажды батюшка заметил: "Скоро и меня понесут и будут петь этот ирмос". В
        отношении своих похорон о.Петр высказал единственное пожелание: "Только бы не
        сокращали мое отпевание". 27 марта 1983г. в день торжества Православия о.Петр
        последний раз в Покровской церкви приобщился Святых Таин
      Награды
        митра 
        Год награждения 1952 
        Кем награжден Ленинградский митрополит Григорий (Чуков) 
        Награжден за свои труды по восстановлению гатчинского собора Первоверховных
        апостолов Петра и Павла
        орден Святого князя Владимира 
        Кем награжден Ленинградский митрополит Григорий (Чуков) 
        наперсный крест 
        Кем награжден св.Патриарх Пимен 
        право служения литургии с открыт. вратами до "Херувимской" 
        орден Святого преподобного Сергия Радонежского 2-й степени 
        Год награждения 1983 
        Кем награжден Святейший Патриарх Пимен 
    Кончина
      1983 
      День 30 
      Месяц 3 
      Место Ленинградская о., г.Мариенбург 
      Место захоронения Ленинградская о., г.Мариенбург, близ Покровской церкви, около матушки Ксении 
      30 марта 1983г., в день человека Божия Алексия, о.Петр безболезненно отошел в
      иной мир, незадолго до кончины причастивших Святых Христовых Тайн. Отпевали
      старейшего клирика епархии митрополит Антоний и многочисленное духовенство.
      Единственная просьба о.Петра — не сокращать отпевания — была выполнена.
      Девятый день — радость Благовещения, сороковой — первый день Пасхи, и звучит
      ликующее: "Христос Воскресе!"
    Публикации 
      1 Рябова О. Протоиерей Петр Белавский// Московский журнал. 1997. N 12. 
      С.41–47. 
      2 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. 
      С.25–26. 
      3 Некролог// ЖМП. 1983. N 10. 
      С.22. 
      4 Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. 
      С.55. 
      5 Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. 
      С.55. 
      6 Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. 
      С.143,160,161,192,301. 
      7 Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. 
      С.52,58,296. 
      8 Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.4: Афанасий-Бессмертие. М.: "Православная энциклопедия", 2002. 
      С.466. 
      9 http://gatchina3000.ru/articles/butyushka_petr_belavskiy/ (Статьи и публикации о городе Гатчина. Батюшка о. Петр Белавский (1892–1983)). 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ