Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Должностьпослушник Год начала1891 День начала2 Месяц начала9 Год окончания1900 День окончания1 Месяц окончания11
Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра монах Должностьклирошанин, уставщик левого клироса Год начала1900 День начала1 Месяц начала11 Год окончания1915
В 19071913гг. вновь на Дальних пещерах.
С 23 октября 1913г. назначен уставщиком левого клироса Великой церкви
иеродиакон 1915 День7 Месяц6 МестоКиев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Рукоположен в сан иеродиакона и определен на очередное богослужение в Великой церкви
(дополнительно клиросное послушание)
Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, собор Успения Пресвятой Богородицы иеродиакон Должностьклирошанин Год начала1915 День начала7 Месяц начала6 Год окончания1916 День окончания15 Месяц окончания2 Петроград, церковь подворья Киево-Печерской Лавры иеродиакон Должностьуставщик Год начала1916 День начала15 Месяц начала2 Год окончания1918 Месяц окончания8
С 15 февраля 1916г. по август 1918г. уставщик церкви подворья Лавры в Петрограде.
До 1917г. передал в церковь подворья 19 нотных тетрадей "своего личного труда".
4 августа 1918г. подает прошение с просьбой оставить его в Лавре "вследствие
упадка сил, нервного истощения, крайнего ослабления телесных суставов, включая
опухлости ног от недостатка питания. Нет средств поддержать свое существование".
С ноября 1918г. находится в Никольскои больничном монастыре Лавры Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Никольский больничный монастырь иеродиакон Год начала1918 Месяц начала11 Год окончания1919
Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра иеромонах Должностьклирошанин Год начала1919 День начала1 Месяц начала9 Год окончания1924
Продолжает совмещать клиросное послушание с богослужением в Великой церкви.
14 января 1920г. назначается первым подуставщиком, а 17 апреля того же года
уставщиком правого клироса.
С 21 февраля 1922г. духовник для богомольцев Великой церкви.
По монастырским сведениям на сентябрь 1924г. о.Валерий уставщик Великой церкви
игумен 1924 Месяц5 МестоКиев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Кто рукоположилмитрополит Михаил (Ермаков) архимандрит 1928 День16 Месяц8 МестоКиев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
После передачи Лаврских храмов обновленцам в 1924г., о.Валерий несет послушание
регента и священника церкви Св.Ольги на Печерске
Киев, ул.Рыбальская, 231 Год ареста1933 День ареста7 Месяц ареста4
Был подвергнут обыску и арестован. Проходил по делу "Любимов М.Н., Абашидзе и др."
в составе большой группы лаврских монахов и послушников
Киев, ДОПР Год начала1933 День начала7 Месяц начала4 Год окончания1933 День окончания29 Месяц окончания5
За неимением в ГПУ материалов обвинения по ст.ст.541011 УК УССР 29 мая 1933г.
следствие в отношении о.Валерия прекращено, из-под стражи освобожден
Киев Год начала1934 Год окончания1941
В связи с введением в стране паспортной системы и отказом властей в выдаче
паспорта и права проживания в Киеве о.Валерий в 19341936гг. находился на сельхозработах.
О дальнейших годах, вплоть до 1941г., о.Валерий напишет в анкетах кратко работал сторожем.
Как выяснилось на допросе арестованного в 1938г. лаврского игумена Власия (Бычко),
зимой 19371938гг. о.Валерий проживал нелегально в сарае по ул.Старонаводницкая, 80
(так как хозяйка запретила о.Власию содержать в его комнате беспаспортных
монахов).
После оккупации Киева, в целях усиления своего влияния на население, фашистские
захватчики в 1941-начале 1942гг. содествовали оживлению религиозной жизни.
В Киеве открылся целый ряд храмов. Осенью 1941г. на территорию Ближних Пещер Лавры
вернулись около 15 насельников
Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра архимандрит Должностьнаместник Лавры с 7 декабря 1942г. Год начала1941
Первыми пришли в монастырь монахи Анемподист (Васильев) и Дисидерий (Тимошенко),
которых братия назвала "наши первозванные". Среди тех, кто вернулся в 1941г. в
монастырь, был архимандрит Валерий (Устименко).
В конце 1941-начале 1942гг. территория Киево-Печерской Лавры неоднократно была
заснята на кино- и фотопленку и широко разрекламирована в Европе. Но в том же
1941г. идеолог национал-германской религии будущего Альфред Розенберг, вслед за
Мартином Борманом, заявил, что "национал-социализм и христианство непримиримы",
"христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов, часовен". Анализируя
фашистскую идеологию, о.Сергий Булгаков в конце 1941г. напишет, что гитлеризм
"неизбежно является антихристианским послехристианским воинствующим язычеством".
Тема "Креста и свастики" нашла свое отражение и в Пасхальном послании 1942г.
митрополита Сергия (Страгородского).
Готовясь к зиме 19421943гг., на строениях территории Лавры разбирали крыши, перекрытия. Дерево из
перекрытия. Дерево из стропил, балок и дверей шло на отопление и изготовление саней.
Изымались мраморные плиты, метлахская плитка, полы, арматура, электропроводка.
От большей части зданий в 1943г. остались только стены. С Великой лаврской
колокольни сняли вывезли колокола (часть из них разрезали автогеном), оставив на колокольне
только 4 колокола. Снятие колоколов произвоилось и в других населенных пунктах
оккупированных областей Украины и России. Разрушение строений Лавры осуществлялось
не ради хозяйственных и военных целей, но, прежде всего, согласно доктрине
фашистского руководства Германии, согласно которой 1943г. долюен был стать годом
создания "немецкой национальной религии". Массовый вывоз церковных исторических
и художественных ценностей, разрушение строений Киево-Печерской Лавры были направлены
на уничтожение культуры славянских народов, прежде всего ее стержневой основы
Православия и Киево-Печерского монастыря, как одной из главных святынь.
По свидетельствам современников, о.Валерий очень тяжело переживал взрыв 3 ноября
1941г. фашистами Успенского собора.
В 1942г. оккупационные власти дважды закрывали монастырь. Первый раз в праздник
Успения Пресвятой Богородицы. 2829 августа 1942г. они опечатали церкви Ближних
и Дальних пещер и передали их по акту украинской полиции.
После получения в ноябре 1942г. официального разрешения берлинских властей на
открытие монастыря, братия избрала наместником старейшего насельника Лавры,
о.Валерия Устименко. 7 декабря 1942г. епископ Пантелеимон (Рудык) утвердил его в
этой должности с правом ношения жезла.
В 1943г. монастырь и общественность отстояли Ближние и Дальние пещеры от распространения
конторы по разборке разрушенных построек, которая к весне 1943г. привела в аварийное
состояние все здания на верхней территории Лавры.
Монастырь был вновь закрыт 27 сентября 1943г., а открыт 6 ноября 1943г., уже
после освобождения Киева.
Ущерб, нанесенный оккупантами, был обобщен в "Акте от 30 ноября 1943г. о разрушениях,
причиненных Киево-Печерской Лавре" и передан документом NСССР-247 Международному
Военному Трибуналу (Нюрнбергский процесс).
О.Валерий стремился сохранить прежние порядки и обычаи монастыря. В 1944г. лаврское
братство состояло из 49 человек. В конце 1944г. в Киево-Печерский монастырь
переведены монахи из закрытого Свято-Троицкого Ионинского монастыря. На протяжении
19441949гг. в состав монастыря были включены монашествующие из нескольких закрытых
киевских монастырей. В эти годы продолжали возвращаться в монастырь и лаврские монахи.
В 1944г. Лавра передала в фонд Красной Армии 30 тысяч рублей. Начались первые
послевоенные ремонты отдельных строений. В 1949г. Свято-Успенская Киево-Печерская
Лавра была единственным действующим мужским монастырем на территории Киева и области.
О.Валерий возглавлял монастырь до 7 февраля 1947г. По состоянию здоровья ушел на
покой. 1 мая 1953г. в схимническом корпусе (N46) Лавры архимандрит Валерий
скончался
Кончина
1953 День1 Месяц5 МестоКиев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, схимнический корпус Место захороненияКиев, Зверинецкое кладбище
1.Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии/ Сост.: Л.П.Рылкова, Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры: Феникс, 2008. 291с.: ил. С.116126.