Духовской Леонид Алипиевич (Олимпиевич) 
    Год рождения 1884 
    День рождения 10 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Курская губ., Путивльский у., с.Погаричи 
    протоиерей 
    Сын священника села Погаричи
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1905-1908гг.] [1908-1919гг.] [1919-1935гг.] [1935-1937гг.]
      Образование
        Курская Духовная Семинария 
        Год окончания 1905 
        В 1905г. Леонид Духовской успешно завершил обучение в Духовной Семинарии.
        (9 октября 1905г. учеба в Курской Духовной Семинарии была временно приостановлена
        в связи с волной беспокойств, связанных с революционными выступлениями)
      Служение
        Курская губ., Тимский у., Екатерининская второклассная школа 
        Должность заведующий и законоучитель школы 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1908 
      Рукоположение
        иерей 
        1908 
        Место Курская губ. 
      Служение
        Курская губ., Путивльский у., с.Линево, Ильинская церковь 
        иерей 
        Год начала 1908 
        Год окончания 1912 
        В с.Линево прослужил в течение около 4-х лет
        Курская губ., Грайворонский у. (ныне Белгородская о., Краснояружский р.), с.Вязовое, Вознесенская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1919 
      Аресты
        Курская губ., Грайворонский у. (ныне Белгородская о., Краснояружский р.), с.Вязовое 
        Год ареста 1919 
        Месяц ареста 5 
        Весной 1919г. крестьяне села Вязовое отказались платить продовольственный налог
        советскому государству и дали отпор продотряду. В результате был убит один из
        большевистских активистов. Конфликт принял форму локального восстания, на подавление
        которого были брошены красноармейские части. Войска окружили село и легко сломили
        сопротивление повстанцев.
        Началось большое судебное разбирательство. В поле зрения членов Военного Трибунала
        попал и о.Леонид. Он был арестован
      Осуждения
        Военный Трибунал 
        ././1919 
        Обвинение "организатор к/р крестьянского восстания" 
        Приговор из-под стражи освободить 
        Был освобожден благодаря ходатайству прихожан, заступившихся за своего пастыря,
        заявивших, что о.Леонид не только не был организатором восстания, но даже и не
        участвовал в нем
      Служение
        Курская губ., Грайворонский у. (ныне Белгородская о., Краснояружский р.), с.Вязовое, Вознесенская церковь 
        священник 
        Должность благочинный 6-го Грайворонского округа 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1929 
        Известно, что в 1922–1923гг. о.Леонид был благочинным 6-го Грайворонского округа
        Во время обновленческой смуты о.Леонид, как благочинный, использовал весь свой
        авторитет для борьбы с обновленчеством. В короткий срок обновленческое движение
        в Грайворонском уезде зачахло. Позднее это было вменено о.Леониду в вину.
        19 декабря 1928г. в Краснояружский Районный Земотдел поступило распоряжение о
        лишении священнослужителей права пользоваться приусадебной землей.
        Крестьяне жили впроголодь и не могли оказывать большой помощи на содержание
        церковного здания и клира. Для многих семей священнослужителей земля являлась
        единственным источником существования.
        Краснояружские районные власти решили все дела об отнятии приусадебных земель у
        священнослужителй рассмотреть в один день, проведя показательный суд над всем
        духовенством Краснояружского района.
        В назначенный властями срок в Красную Яругу прибыли 14 священников (среди них
        о.Леонид), 1 диакон, 6 псаломщиков, а также крестьяне из соседних сел, которым
        не была безразлична судьба пастырей.
        Чтобы дать делу законный вид и толк, власти пригласили адвоката Федора Никитича
        Твердохлебова.
        Показательный суд состоялся вечером 2 апреля 1929г. В зале суда собралось более пятисот человек.
        Однако суд прошел совсем не по тому сценарию, что ожидали власти.
        По свидетельству самих властей, "в процессе суда некоторыми лицами производились
        выкрики в пользу попов, что заставляло административные органы изолировать таковых
        из помещения".
        Было назначено новое, внесудебное разбирательство.
        В тот же вечер 2 апреля, на квартире благочинного протоиерея Михаила Павловича
        Попова священники провели свое собрание для обсуждения создавшегося положения.
        ОГПУ завело дело по обвинению священников в использовании момента отнятия у них
        приусадебной земли для возбуждения крестьянского населения против мероприятий
        Соввласти.
        За месяц с лишним ОГПУ собрало обвинительные материалы по этому делу
      Аресты
        Белгородская о., Краснояружский р. (Центрально-Черноземная о. в адм. делении 1929г.), с.Вязовое 
        Год ареста 1929 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 5 
        9 мая 1929г. четверо священников: благочинный Михаил Павлович Попов,
        Яков Петрович Беспалов из Красной Яруги, Леонид Алипиевич Духовской,
        Кирилл Петрович Досычев из Репяховки и их адвокат Федор Никитич Твердохлебов
        были арестованы и заключены в Белгородский Исправтруддом.
        Во время обыска у о.Леонида были изъяты лекционные выписки и протоколы собрания
        священников за 1917г. Искали оружие. Не нашли.
        На момент ареста в семье о.Леонида и матушки Антонины Ивановны (1884г.р.) было
        пятеро детей: Георгий (старший сын, 1908г.р.), Владимир, Людмила, Надежда и
        Елена (младшая, 1922г.р.)
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        03/09/1929 
        Обвинение "участник контрреволюционного кулацкого восстания, член группы попов, которая на почве отобрания у них земли пыталась использовать момент для возбуждения против Соввласти крестьянского населения" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года ссылки в Северный край с последующим лишением права проживания в 12 п. страны и Уральской обл. 
        Групповое дело "дело священников Михаила Попова, Иакова Беспалова, Леонида Духовского, Кирилла Досычева и адвоката Федора Твердохлебова, Белгород, 1929г." 
        Из обвинения:
               "Указанная группа попов на почве отобрания у них усадебной земли пыталась
                использовать этот момент для возбуждения против Соввласти крестьянского
                населения".
        Следствие отыскало "свидетелей", давших нужные показания. Они подтвердили факт
        "какого-то совещания" вечером 2 апреля у протоиерея Михаила Попова.
        Из показаний "свидетеля":
             "Я не слушал, о чем они говорили, но полагаю, что агитировали".
        Другие "свидетели" сообщили, что обвиняемые якобы
             "вели агитацию, чтобы крестьяне Воронежского и других округов вооруженно
              восстало против советского правительства за то, что последнее отобрало у
              священников землю,... тем самым вызывали недовольство и общественную панику".
        Директор школы донес, что священники "встречались на улице со школьниками и
        агитировали их идти в церковь".
        Из материалов дела:
            "Священники Духовской и Досычев являются реакционными служителями культа и
             ярыми приверженцами тихоновского течения. В 1923г. под руководством
             Духовского было уничтожено обновленческое движение в бывшем Грайворонском
             уезде".
        Ходатайства приходов об освобождении священников на поруки не имели успеха.
        Все священники, в том числе о.Леонид Духовской были высланы в Северный край
      Места заключения
        Белгород, окружной Исправтруддом 
        Год начала 1929 
        День начала 9 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1929 
        Коми АО 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1935 
        Ссылку отбывал на лесоразработках в Коми АО.
        Из характеристики с места ссылки (1932г.):
               "За время ссылки Духовской с положительной стороны себя не проявил.
                Имеет связь исключительно с монархически настроенным антисоветским
                духовенством. В религиозных убеждениях тверд. Ведет агитацию против
                обновленцев и мероприятий Советской власти. 19 апреля 1930г. говорил:
                      "Скоро всех обновленцев и коммунистов сотрут с лица земли".
                За время ссылки систематически уклонялся ото всех общегосударственных
                работ. В отношении отказавшихся от сана священников административно
                ссыльных Духовской агитировал:
                      "Сан снять — это все равно, что самому с себя снять голову".
                На основании изложенного полагал бы: по окончании срока ссылки (09.05.1932г.)
                Духовскому запретить свободное проживание в 12 пунктах СССР, объявленных
                в приказе ОГПУ N 19/10 от 11.01.1930г."
        Хотя был осужден на 3 года, вышел на свободу только в 1935г. После освобождения
        поселился в Старом Осколе
      Служение
        Курская (ныне Белгородская) о., г.Старый Оскол, Казанско-Николаевская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1935 
        Месяц начала 5 
        11 мая 1935г. Старооскольский РО НКВД выдал о.Леониду паспорт с пропиской в
        Ст.Осколе. Он служил в Казанско-Николаевской церкви вместе с перешедшим сюда из
        Покровской церкви протоиереем Василием Михайловичем Ивановым, благочинным
        Старо-Оскольского округа.
        Вскоре храмы, включая Казанско-Николаевский и Покровский, были закрыты
        Курская о., Старо-Оскольский р. (ныне Белгородская о.), Стрелецкая слобода (около г.Старый Оскол), Свято-Троицкая церковь в Стрелецкой слободе 
        протоиерей 
        Год окончания 1937 
        О.Леонид продолжил служение в Свято-Троицкой церкви, настоятелем которой был
        о.Михаил Павлюк. О.Леонид хлопотал об открытии церкви в Старом Осколе. В конце
        1936г. в Стрелецкой церкви был освящен новый престол
      Места проживания
        Курская о., г.Старый Оскол (ныне Белгородская о.), Революционная ул., 54 
        Год начала 1935 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1937 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 12 
        В 1937г. его взрослые дети работали учителями: Георгий — в Ливенке
        Льговского р-на, Владимир — в с.Ниполино, Людмила — в хуторе Марьин Белевского р-на.
        Дочь Надежда (в замужестве Моргунова) работала машинисткой в отделении Госбанка
        села Солнцево, а младшая, Елена училась во Льгове.
        В материалах дела 1937г. [3] так описывается внешность о.Леонида:
          "Лицо чистое, глаза серые, рост 176,5 см., волосы седые, борода и усы длинные... "
      Аресты
        Курская о., г.Старый Оскол (ныне Белгородская о.) 
        Год ареста 1937 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 12 
        17 декабря 1937г. было принято решение об аресте о.Леонида. 22 декабря он был
        арестован в составе группы священнослужителей и мирян Старого Оскола. Среди них,
        кроме о.Леонида, были священник Василий Михайлович Иванов (благочинный, настоятель
        Покровского храма) и о.Леонид Астанин, служивший в Крестовоздвиженском храме.
        При обыске во время ареста у о.Леонида были найдены: паспорт, выданный 11 мая 1935г.,
        две справки, разные рукописи, дароносица, крест наперсный в серебряном футляре,
        приборы для крещения и четыре антиминса (вероятно, это были антиминсы из закрытых
        старооскольских церквей).
        Среди изъятых при обыске рукописей были акафисты, переписанные от руки
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Курской обл. 
        30/12/1937 
        Обвинение "член а/с церковно-монархической организации, созданной Онуфрием (Гагалюком), а/с агитация и пропаганда, распространение к/р клеветы на Сталинскую Конституцию, сожаление по осужденным врагам народа" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел с конфискацией лично принадлежащего ему имущества 
        Групповое дело "дело священников: Леонида Астанина, Леонида Духовского и др., г.Старый Оскол, 1937г." 
        Дело было заведено 28 декабря, а закончено 30 декабря. О.Леонид и другие священники,
        проходившие по делу, были обвинены в участии и создании к/р церковно-монархической
        организации, созданной епископом Онуфрием (Гагалюком) в Старом Осколе. Эта
        мифическая организация совпадала с реальной церковной организацией — Старооскольской
        епархией, которой управлял епископ Онуфрий.
        Из показаний доносчика, протоиерея, оставившего церковную службу сразу, как
        начались аресты:
            "Духовской в очень близких связях был с епископом Старо-Оскольским Онуфрием,
             ныне арестованным за к/р деятельность. Высказывал сожаления по поводу Онуфрия.
             К существующему строю настроен враждебно. Среди верующих высказывал а/с взгляды.
             В конце 1935г. в присутствии меня говорил:
                 "Коммунистическое воспитание, проводимое большевиками, ничего не стоит.
                  Товарищи пока живут без Бога и впредь думают жить так. Но им это не
                  удастся. Из этого ничего не выйдет, они провалятся"...
             Духовской все время занимал видные места по духовному ведомству...
             Духовской будоражил верующих, агитировал жителей Старого Оскола ходатайствовать
             об открытии церквей...
             Старался завоевать доверие у верующих путем исполнения религиозных треб
             нелегальным путем на не принадлежащих ему приходах, таких, как слободы
             Гумны, Казацкой и Ездоцкой.
             Распространял к/р клевету на Советскую власть о гонении на Православную
             Церковь.
             Поддерживал близкую связь с отъявленным реакционным епископом Старо-Оскольским
             Митрофаном. Ходатайствовал за него перед митрополитом Сергием об оставлении
             его в Старо-Оскольской епархии".
        Из показаний "свидетеля" (бывшего обновленческого священника):
            "Духовской распространяет к/р клевету на Советскую власть о гонениях на религию.
             Ведет агитацию среди верующих города, чтобы настойчиво требовали открытия
             церкви. С этой целью посылал по городу по домам верующих бывшую монашку
             Конаревскую собирать подписи.
             Являясь священником в слободе Стрелецкой, Духовской ходит по городу, нелегально
             исполняет религиозные требы, даже на домах проводит крещение младенцев...
             В 1937г. ходил на квартиру к бывшему ктитору Стрелецкой церкви Ревякиной
             Марии Александровне, которую уговаривал организовать общину верующих в
             городе Старый Оскол и настойчиво требовать у властей открытия Покровской
             или Николаевской церкви. Духовскому удалось организовать общину, представители
             которой ездили даже в область с ходатайством об открытии церкви. Эту работу
             Духовской активизировал после издания новой Конституции.
             Во время освящения нового престола в Стрелецкой церкви в конце 1936г.
             он прихожанам говорил:
                 "Теперь, после принятия новой Конституции, власти больше храмы засыпать
                  хлебом не будут, теперь будет полная свобода [вероисповедания]".
        Из показаний "свидетеля" (кладбищенского сторожа):
            "Духовской враждебно настроен к существующему строю. В конце лета в
             присутствии меня распространял клевету на Сталинскую конституцию:
                 "Эта Конституция издана для того, чтобы отвлечь массы народа от того,
                  что делается в действительности. А нашему брату Исайке — те же палки.
                  Духовенству и народу эта конституция ничего не дает, это обман.
                  Церкви снова будут закрываться и разоряться. Жизнь будет такая же
                  до тех пор, пока в народе не найдется хороших и смелых людей. Убрать с
                  дороги нескольких человек в Кремле, как сделали в свое время с Кировым,
                  и тогда, может, получится изменить жизнь в хорошую сторону... ".
        На допросе 28 декабря протоиерей Леонид был обвинен в "распространении нелегальной
        к/р литературы" на основании найденных у него при обыске переписанных от руки
        акафистов ("Всемогущему Богу в нашедших на нас печалях", "Заупокойный" и др.).
        Следователь приписал о.Леониду авторство в составлении этих "контрреволюционных"
        акафистов.
        Среди изъятых у него бумаг были тетради с выписками из духовных книг, по которым
        он, видимо, готовился к проповедям. В одну из тетрадей он переписал слова
        свщмч.Игнатия Богоносца, сказанные святителем незадолго до его кончины:
              "Я — пшеница Божия; нужно, чтобы я был размолот зубами животных, дабы я
              стал чистым хлебом Христовым".
        Эти слова можно отнести и к самому о.Леониду.
        30 декабря 1937г. был вынесен расстрельный приговор. В обвинении говорилось:
              "Обвиняется в том, что будучи высланным в Курск, продолжал заниматься к/р
               деятельностью. Клеветал на Сталинскую Конституцию. Распространял нелегальную
               литературу к/р содержания. Клеветал на руководителей партии и правительства".
        Виновным себя признал частично. Виновным в к/р клевете и террористических
        высказываниях по адресу вождей Советской власти не признал
      Места заключения
        Курская о., г.Валуйки (ныне Белгородская о.), тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 22 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1937 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 12 
    Кончина
      1937 
      День 30 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Место Курская (ныне Белгородская) о., г.Валуйки 
      Был расстрелян вместе со священником о.Леонидом Астаниным неподалеку от Успенского
      храма в г.Валуйки
    Реабилитация
      Дата 15/08/1989 
      Кем реабилитирован Белгородская областная прокуратура 
      По году репрессий 1937 
    Публикации 
      1 База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004. 
      119213 
      2 Жертвами пали... Белгород. Везелица. 1996. Живи и помни. Белгород. Крестьянское дело. 1999. О прошлом память возвращая. Белгород. Крестьянское дело. 2000. 
      3 Русин Владимир. Преимущество в страданиях// Православное Осколье. 2004. 24 дек. N 51(250). 
      С.5. 
      4 Русина Полина. Священник Леонид Астанин. Годы служения: 1917–1937...// Православное Осколье. 2004. 24 сент. N 38(237). 
      С.2. 
      5 Священник Владимир Русин. Протоиерей Леонид Духовской (1884–1937): "Сан снять — все равно, что снять с себя голову"// Православное Осколье. 2008. 17 октября. N 43(449). 
      С.2. 
      6 Священник Владимир Русин. Протоиерей Леонид Духовской (1884–1937): "Сан снять — все равно, что снять с себя голову"// Православное Осколье. 2008. 31 октября. N 44(450). 
      С.2. 
      7 Священник Владимир Русин. Протоиерей Леонид Духовской (1884–1937): "Сан снять — все равно, что снять с себя голову"// Православное Осколье. 2008. 7 ноября. N 45(451). 
      С.2. 
      8 Священник Владимир Русин. Преимущество в страданиях. Очерки о священниках, пострадавших за Христа в 1937–1938гг. Издание Свято-Покровского храма в селе Кунье. 2008. 87с. 
      С.44–47. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ