Служение
      Курская (ныне Белгородская) о., г.Старый Оскол, Казанско-Николаевская церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1935 
      Месяц начала 5 
      11 мая 1935г. Старооскольский РО НКВД выдал о.Леониду паспорт с пропиской в
      Ст.Осколе. Он служил в Казанско-Николаевской церкви вместе с перешедшим сюда из
      Покровской церкви протоиереем Василием Михайловичем Ивановым, благочинным
      Старо-Оскольского округа.
      Вскоре храмы, включая Казанско-Николаевский и Покровский, были закрыты
      Курская о., Старо-Оскольский р. (ныне Белгородская о.), Стрелецкая слобода (около г.Старый Оскол), Свято-Троицкая церковь в Стрелецкой слободе 
      протоиерей 
      Год окончания 1937 
      О.Леонид продолжил служение в Свято-Троицкой церкви, настоятелем которой был
      о.Михаил Павлюк. О.Леонид хлопотал об открытии церкви в Старом Осколе. В конце
      1936г. в Стрелецкой церкви был освящен новый престол
    Места проживания
      Курская о., г.Старый Оскол (ныне Белгородская о.), Революционная ул., 54 
      Год начала 1935 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1937 
      День окончания 22 
      Месяц окончания 12 
      В 1937г. его взрослые дети работали учителями: Георгий — в Ливенке
      Льговского р-на, Владимир — в с.Ниполино, Людмила — в хуторе Марьин Белевского р-на.
      Дочь Надежда (в замужестве Моргунова) работала машинисткой в отделении Госбанка
      села Солнцево, а младшая, Елена училась во Льгове.
      В материалах дела 1937г. [3] так описывается внешность о.Леонида:
        
      "Лицо чистое, глаза серые, рост 176,5 см., волосы седые, борода и усы длинные... "
    Аресты
      Курская о., г.Старый Оскол (ныне Белгородская о.) 
      Год ареста 1937 
      День ареста 22 
      Месяц ареста 12 
      17 декабря 1937г. было принято решение об аресте о.Леонида. 22 декабря он был
      арестован в составе группы священнослужителей и мирян Старого Оскола. Среди них,
      кроме о.Леонида, были священник Василий Михайлович Иванов (благочинный, настоятель
      Покровского храма) и о.Леонид Астанин, служивший в Крестовоздвиженском храме.
      При обыске во время ареста у о.Леонида были найдены: паспорт, выданный 11 мая 1935г.,
      две справки, разные рукописи, дароносица, крест наперсный в серебряном футляре,
      приборы для крещения и четыре антиминса (вероятно, это были антиминсы из закрытых
      старооскольских церквей).
      Среди изъятых при обыске рукописей были акафисты, переписанные от руки
    Осуждения
      тройка при УНКВД СССР по Курской обл. 
      30/12/1937 
      Обвинение "член а/с церковно-монархической организации, созданной Онуфрием (Гагалюком), а/с агитация и пропаганда, распространение к/р клеветы на Сталинскую Конституцию, сожаление по осужденным врагам народа" 
      Статья ст.58–10 УК РСФСР 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел с конфискацией лично принадлежащего ему имущества 
      Групповое дело "дело священников: Леонида Астанина, Леонида Духовского и др., г.Старый Оскол, 1937г." 
      Дело было заведено 28 декабря, а закончено 30 декабря. О.Леонид и другие священники,
      проходившие по делу, были обвинены в участии и создании к/р церковно-монархической
      организации, созданной епископом Онуфрием (Гагалюком) в Старом Осколе. Эта
      мифическая организация совпадала с реальной церковной организацией — Старооскольской
      епархией, которой управлял епископ Онуфрий.
      Из показаний доносчика, протоиерея, оставившего церковную службу сразу, как
      начались аресты:
          "Духовской в очень близких связях был с епископом Старо-Оскольским Онуфрием,
           ныне арестованным за к/р деятельность. Высказывал сожаления по поводу Онуфрия.
           К существующему строю настроен враждебно. Среди верующих высказывал а/с взгляды.
           В конце 1935г. в присутствии меня говорил:
               "Коммунистическое воспитание, проводимое большевиками, ничего не стоит.
                Товарищи пока живут без Бога и впредь думают жить так. Но им это не
                удастся. Из этого ничего не выйдет, они провалятся"...
           Духовской все время занимал видные места по духовному ведомству...
           Духовской будоражил верующих, агитировал жителей Старого Оскола ходатайствовать
           об открытии церквей...
           Старался завоевать доверие у верующих путем исполнения религиозных треб
           нелегальным путем на не принадлежащих ему приходах, таких, как слободы
           Гумны, Казацкой и Ездоцкой.
           Распространял к/р клевету на Советскую власть о гонении на Православную
           Церковь.
           Поддерживал близкую связь с отъявленным реакционным епископом Старо-Оскольским
           Митрофаном. Ходатайствовал за него перед митрополитом Сергием об оставлении
           его в Старо-Оскольской епархии".

      Из показаний "свидетеля" (бывшего обновленческого священника):
          "Духовской распространяет к/р клевету на Советскую власть о гонениях на религию.
           Ведет агитацию среди верующих города, чтобы настойчиво требовали открытия
           церкви. С этой целью посылал по городу по домам верующих бывшую монашку
           Конаревскую собирать подписи.
           Являясь священником в слободе Стрелецкой, Духовской ходит по городу, нелегально
           исполняет религиозные требы, даже на домах проводит крещение младенцев...
           В 1937г. ходил на квартиру к бывшему ктитору Стрелецкой церкви Ревякиной
           Марии Александровне, которую уговаривал организовать общину верующих в
           городе Старый Оскол и настойчиво требовать у властей открытия Покровской
           или Николаевской церкви. Духовскому удалось организовать общину, представители
           которой ездили даже в область с ходатайством об открытии церкви. Эту работу
           Духовской активизировал после издания новой Конституции.
           Во время освящения нового престола в Стрелецкой церкви в конце 1936г.
           он прихожанам говорил:
               "Теперь, после принятия новой Конституции, власти больше храмы засыпать
                хлебом не будут, теперь будет полная свобода [вероисповедания]".

      Из показаний "свидетеля" (кладбищенского сторожа):
          "Духовской враждебно настроен к существующему строю. В конце лета в
           присутствии меня распространял клевету на Сталинскую конституцию:
               "Эта Конституция издана для того, чтобы отвлечь массы народа от того,
                что делается в действительности. А нашему брату Исайке — те же палки.
                Духовенству и народу эта конституция ничего не дает, это обман.
                Церкви снова будут закрываться и разоряться. Жизнь будет такая же
                до тех пор, пока в народе не найдется хороших и смелых людей. Убрать с
                дороги нескольких человек в Кремле, как сделали в свое время с Кировым,
                и тогда, может, получится изменить жизнь в хорошую сторону... ".

      На допросе 28 декабря протоиерей Леонид был обвинен в "распространении нелегальной
      к/р литературы" на основании найденных у него при обыске переписанных от руки
      акафистов ("Всемогущему Богу в нашедших на нас печалях", "Заупокойный" и др.).
      Следователь приписал о.Леониду авторство в составлении этих "контрреволюционных"
      акафистов.
      Среди изъятых у него бумаг были тетради с выписками из духовных книг, по которым
      он, видимо, готовился к проповедям. В одну из тетрадей он переписал слова
      свщмч.Игнатия Богоносца, сказанные святителем незадолго до его кончины:
            "Я — пшеница Божия; нужно, чтобы я был размолот зубами животных, дабы я
            стал чистым хлебом Христовым".

      Эти слова можно отнести и к самому о.Леониду.
      30 декабря 1937г. был вынесен расстрельный приговор. В обвинении говорилось:
            "Обвиняется в том, что будучи высланным в Курск, продолжал заниматься к/р
             деятельностью. Клеветал на Сталинскую Конституцию. Распространял нелегальную
             литературу к/р содержания. Клеветал на руководителей партии и правительства".

      Виновным себя признал частично. Виновным в к/р клевете и террористических
      высказываниях по адресу вождей Советской власти не признал
    Места заключения
      Курская о., г.Валуйки (ныне Белгородская о.), тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 22 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1937 
      День окончания 30 
      Месяц окончания 12 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ