Казанский Дмитрий Григорьевич 
    Год рождения 1884 
    День рождения 10 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Ярославская губ., Ярославский у. (Ярославская о., Ярославский р.), с.Полтево 
    священник 
    По другим данным, место рождения — село Юркино Пошехонского уезда
    (позднее село Спицыно Первомайского района).
    Родился в семье диакона Григория Ивановича Казанского
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1934г.] [до 1942г.]
      Образование
        Ярославская Духовная Семинария 
      Рукоположение
        диакон 
        Рукоположен во диакона, затем — во священника
        священник 
        После рукоположения был направлен служить священником в Спасо-Преображенский
        Севастиановский Сохотский женский монастырь Пошехонского уезда
      Служение
        Ярославская губ., Пошехонский у., пос.Сохоть, Спасо-Преображенский Севастьяновский Сохотский женский монастырь 
        священник 
        Год окончания 1915 
        Игуменией монастыря была в то время монахиня Леонида (Исакова)
        Ярославская губ. (Ярославская о.), г.Пошехонье (Пошехонье-Володарск), Успенская кладбищенская церковь 
        священник 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1928 
        В 1915г. был направлен служить в Успенскую кладбищенскую церковь г.Пошехонье.
        О.Димитрий служил в Успенской церкви до 1928г.
        К 1928г. давно не было священника в Воскресенской церкви с.Белое
        Пошехоно-Володарского уезда, и о.Димитрий иногда совершал там богослужения.
        Не имея постоянного священника, псаломщик этой церкви с некоторыми из прихожан
        задумали перейти к обновленцам. Под председательством благочинного состоялось
        приходское собрание, на нем кто-то предложил пригласить священника из обновленцев.
        Благочинный выступил против, назвав обновленцев еретиками.
        Прихожане направились к о.Димитрию, уже несколько раз совершавшему у них
        богослужение, и в соответствии с их просьбой о.Димитрий был переведен
        в Воскресенскую церковь с.Белого
        Ярославская губ., Пошехонский (Пошехонско-Володарский) у., с.Белое, Воскресенская церковь 
        священник 
        Должность настоятель, благочинный 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1929 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 11 
        С 1928г. — настоятель Воскресенской церкви с.Белое.
        Впоследствии о.Димитрий был назначен благочинным.
        Обновленчество, активно поддерживаемое властями, продолжало составлять угрозу
        для Православной Церкви, и о.Димитрий написал небольшую работу с разбором
        обновленческих заблуждений, предназначая ее в основном для священников благочиния.
        Переехав в село, о.Димитрий объявил прихожанам, чтобы они со всеми нуждами
        без всякого стеснения приходили к нему домой.
        О.Димитрий отличался строгостью жизни и благочестием, еще со времени служения
        в Севастиановском монастыре у него сложились добрые отношения с игуменией и
        монахинями, многие из которых после закрытия обители перебрались жить
        в село Белое и стали в Воскресенском храме церковницами и певчими.
        В октябре 1929г. власти занялись организацией в селе Белом колхоза, потребовав
        от крестьян еще до того, как колхоз будет создан, сдать государству все запасы
        хлеба.
        Когда пришли в дом священника, о.Димитрий, по словам свидетеля, заявил, что
          "пусть его расстреляют, но хлеба он не даст ни фунта, потому что у него его
           попросту нет, а побираться по домам, чтобы сдать, он не будет".
        Когда власти приступили к отобранию частных построек, то священник и прихожане
        отправили ходока в Пошехонье к прокурору, протестовать против этого.
        Прокурор, по-видимому, их обнадежил, и в середине октября 1929г. было созвано
        общее собрание крестьян, постановившее хлопотать об оставлении построек и
        земли за крестьянами. Был выбран делегат от крестьян для посылки к районным
        властям Рыбинска, и крестьяне собрали делегату по два рубля денег.
        Когда посланец зашел к о.Димитрию за деньгами на поездку в Рыбинск, о.Дмитрий,
        дав денег, пожелал ему Божией помощи в предпринимаемом деле и добавил, что он
        "против насильственных действий, с чьей бы стороны они ни были, он за
        то, чтобы законно хлопотать о своих правах".
        Когда посланец вернулся и рассказал о результатах поездки, которые показались всем
        обнадеживающими, о.Димитрий заметил, что, "видно, есть еще у Советской власти
        законы".
        В начале ноября 1929г. местная ячейка "Союза воинствующих безбожников"
        развернула в селе Белом кампанию по закрытию храма.
        О.Димитрий отправился вместе с церковной старостой по домам прихожан и собрал
        подписи 700 человек, протестующих против закрытия
      Места проживания
        Ярославская о., г.Пошехонье-Володарск (Пошехонье) 
        Год начала 1934 
        По возвращении в 1934г. из заключения о.Димитрий сначала поселился в г.Пошехонье,
        где жила в то время его семья.
        Затем поехал в Ярославль к митрополиту Ярославскому Павлу (Борисовскому)
        просить места для служения на каком-либо приходе
      Аресты
        Ярославская губ., Пошехонско-Володарский у. (Ярославская о., Пошехонский р.), с.Белое 
        Год ареста 1929 
        День ареста 9 
        Месяц ареста 11 
        7 и 8 ноября 1929г., в дни коммунистических праздников, власти стали допрашивать
        свидетелей, намереваясь собрать материалы для обвинения и ареста священника.
        Первым был допрошен молодой коммунист, один из "двадцатипятитысячников"-горожан,
        приехавший в с.Белое создавать колхоз. Он засвидетельствовал:
            "Священник имеет большой авторитет у местных жителей, не пьет, трудолюбив...
             Слышал от крестьян, что священник ведет среди населения агитацию, говоря
             в проповедях, что "советская власть хочет отобрать у православных церкви".
             Граждане, это слыша, стали идти против колхоза, боясь, что отберут церковь
             под колхоз, этим самым, вероятно, действовали на комсомольцев, которых
             родители не отпускали в колхоз".
        Другой свидетель показал:
            "Старостой церкви у о.Димитрия является монахиня, к нему приходит очень
             много монахинь, — настоящее паломничество. Священник имеет большой
             авторитет, и поскольку он сам проводит регистрацию верующих, то кто и
             хотел бы отказаться от храма, не может этого сделать".
        Один из сторонников перехода в обновленчество показал:
            "О.Димитрий Казанский был против проводимых мероприятий советской власти,
             стал группировать вокруг себя кулацкую часть...
             Казанский организовал церковный совет из женщин, и женщины всегда у него
             бывали на дому, советовались с ним и за него стояли горой и, настроенные
             им против Советской власти, всегда тормозили проведение ее мероприятий...
             Из окружающих деревень кулацкая часть к Казанскому ходила на дом,
             где и совещались, и его во время праздников всегда приглашали одного.
             Казанский приход забрал в свои руки и руководил им сам, а его приспешники,
             кулаки, помогали в этом и всегда выступали против советской власти".
        9 ноября 1929г. о.Димитрий был арестован и после допроса заключен в тюрьму
        в г.Рыбинске
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ СССР 
        03/01/1930 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Приговор 5 лет концлагерей 
        Из показаний о.Димитрия на допросе:
            "Против организации колхоза в селе Белом я никогда и никому не говорил...
             У нас в селе Белом в октябре действительно было собрание крестьян...,
             где было постановлено делегировать... в область или во ВЦИК, хорошо
             не помню, чтобы выяснить вопрос о законности выселения нас из села
             в связи с организацией колхоза. Я действительно подписался под наказом
             ходоку... и дал ему на расходы пять рублей.
             Из духовенства ко мне иногда приезжают священники..., но особых каких-либо
             совещаний у меня не бывает.
             В... ноябре... я вместе с церковной старостой... ходил по деревням,
             регистрировал верующих в каждой деревне — извещал крестьян сельский
             исполнитель, все приходили в известный дом и записывались у меня, никакой
             агитации в это время я не вел".
        Из показания свидетеля — техника-животновода, который незадолго до этого
        отказался от своего отца-священника:
            "Казанский ведет... религиозную пропаганду, тем самым мешая продвижению
             культурных начинаний со стороны работников участка, одурманивая головы
             крестьян своего прихода и ясно, настраивая антисоветски".
        Из показаний служившего с о.Дмитрием диакона Архангельского от 13 ноября:
            "Казанский очень много имел почитательниц, ревнительниц, особенно
             из монашествующего элемента, паломничают к нему многие, и даже из дальних
             местностей.
             Его особенно почитают, как святого, и сравнивают с Иоанном Кронштадтским.
             Являясь ярым староцерковником, не могущим примириться с советской властью,
             он под видом борьбы в церкви старался вооружить население против Советской
             власти.
             Казанский очень часто произносил проповеди, где открыто заявлял, что
             "началось гонение на веру, на духовенство"...
             Казанский, бессомненно, глубоко ненавистный человек против советской
             власти..., является благочинным и держит под своим влиянием все духовенство
             округа...".
        О.Дмитрий был допрошен еще раз. Отвечая на вопросы следователя, он сказал:
            "Я хорошо знал местных священников и у меня с ними были разговоры только
             на церковные темы, например об обновленчестве, воззваниях епископов.
             Давал им читать воззвания Патриарха Тихона, епископов, митрополита Сергия,
             мной было разослано 15 воззваний о "Разборе обновленчества", "Выборе
             благочинного", где я писал о переживаемом в настоящее время трудном
             моменте и лишениях духовенства, но всему этому я не придавал никакого
             политического значения, действуя в соответствии со своими убеждениями.
             Виновным себя в антисоветской агитации не признаю".
        29 ноября 1929г. было составлено обвинительное заключение:
            "С приездом в с.Белое... священника Казанского, вскоре ставшего благочинным,
             религиозная деятельность приняла явно антисоветский характер.
             Священник Казанский стал фигурой, вокруг которой объединялось все
             антисоветское, социально чуждое пролетарским слоям деревни.
             Объединяя вокруг себя женщин-фанатичек, монашествующий элемент, поощряя
             к себе паломничество, Казанский создал себе авторитет святого, второго
             Иоанна Кронштадтского...
             Казанский, как благочинный, рассылает по своим пятнадцати приходам
             воззвания, где, сообщая о своем назначении, наряду с этим [описывает]
             каноническую разницу церковных разделений, повествуя "о тяжелых
             переживаемых моментах и лишениях духовенства", давая этим самым понять
             о своих антисоветских настроениях и призывая к объединению... вокруг себя
             как столпа и ревнителя, преданного старой Церкви...
             При обыске у ... Казанского обнаружены воззвания Патриарха Тихона, письмо
             архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) митрополиту Сергию,
             письмо ярославских епископов...
             тетрадки с каноническим разбором обновленчества, копии воззваний его как
             благочинного, кои он, по показаниям обвиняемых и своим личным признаниям,
             распространял, руководствуясь своими убеждениями, якобы не придавая им
             никакого политического значения...".
        Сотрудники ОГПУ, ведшие дело, предложили приговорить о.Димитрия к трем годам
        заключения. Однако руководство ОГПУ сочло, что этого срока для священника
        недостаточно, и 3 января 1930г. Коллегия ОГПУ приговорила его к пяти годам
        заключения в концлагерь
      Места заключения
        Ярославская о., г.Рыбинск, тюрьма 
        Год начала 1929 
        День начала 9 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 1 
        В конце января он был отправлен этапом в Управление Северных лагерей особого
        назначения ОГПУ (УСЕВЛОН) в город Котлас
        Архангельская о., г.Котлас, УСЕВЛОН ОГПУ 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1934 
        В концлагере о.Димитрию пришлось перенести много испытаний и лишений
        В 1934г. он был освобожден
      Служение
        Ярославль 
        священник 
        Митрополит Павел (Борисовский) благословил о.Димитрия служить в одном из храмов
        Ярославля, а жить в его доме.
        В Ярославле о.Дмитрий прослужил полтора месяца, а затем, узнав, что есть
        свободное место священника в одном из храмов в селе Любим, просил митрополита
        направить его туда, с чем тот согласился, благословив его ехать в Любим
        Ярославская о., Пошехонский р., г.Любим 
        священник 
        Год окончания 1937 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 3 
      Аресты
        Ярославская о., Пошехонский р., с.Любим (г.Любим с 1938г.) 
        Год ареста 1937 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 3 
        В ноябре 1936г. в Ярославской области была арестована группа священников,
        монахинь и мирян. Некоторые из них упомянули на следствии о своем знакомстве
        с о.Димитрием, и 5 марта 1937 года тот был арестован и заключен в тюрьму
        в г.Пошехонье-Володарске
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Ярославской обл. (Особое Совещание при НКВД СССР?) 
        15/08/1937 
        Обвинение "участие в контрреволюционной церковной группе тихоновской ориентации" 
        Приговор 8 лет ИТЛ 
        О.Димитрий был обвинен в "участии в контрреволюционной группе "тихоновской"
        ориентации".
        7 марта, 19 марта и 7 апреля 1937г. о.Димитрий был допрошен, но виновным себя
        не признал, а на требование назвать имена конкретных лиц ответил, что "не
        помнит, с кем встречался и о чем был разговор".
        Из протокола допроса:
          " — С какой целью вы имели книгу контрреволюционного провокационного
              содержания об антихристе, изъятую у вас при обыске?
            — Книга об антихристе лежала у меня без всякой цели вместе с другими
              церковными книгами.
            — Вы лжете. Нам известно, что контрреволюционное, провокационное содержание
              этой книги вы распространяли среди населения...
            — Нет, об изложенном в книге я никому никогда ничего не говорил и даже
              сам ее не читал, так как оказалась она у меня случайно. Нашел я ее
              вместе с другими книгами в сторожке в конце 1935г.
            — Какие установки о контрреволюционной работе вы получили от Борисовского?
            — Никаких установок о контрреволюционной работе я от Борисовского не получал.
            — А почему вас Борисовский послал служить в село Любим?
            — В Любим я поехал потому, что... не было места в других приходах".
        На допросах о.Димитрий держался твердо, никого не оговорил и свою виновность
        в антигосударственной деятельности отрицал.
        После окончания допросов, 10 апреля 1937г., медицинская комиссия засвидетельствовала,
        что священник "находится в крайне истощенном физическом состоянии.
        12 апреля 1937г. следствие было закончено.
        Из обвинения:
             "Являлся одним из организаторов контрреволюционной группы и активно
              участвовал на контрреволюционных сборищах последней в обсуждении
              контрреволюционных вопросов.
              Организовывал монашествующий и церковный элемент на контрреволюционную
              работу.
              Хранил контрреволюционную монархическую литературу с контрреволюционным
              провокационным содержанием...
              Виновным себя не признал. Изобличается показаниями обвиняемых и свидетелей
              и очными ставками с ними".
        Под "контрреволюционной литературой" власти подразумевали сугубо личное письмо,
        полученное о.Дмитрием из Тутаева от его друга- священника в 1934г., в котором
        тот поддерживал духовно о.Димитрия в трудное время после его возвращения
        из заключения.
        15 августа 1937г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило о.Димитрия
        к 8 годам ИТЛ
      Места заключения
        Ярославская о., г.Пошехонье-Володарск, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 5 
        Месяц начала 3 
        Дальневосточный край, бухта Нагаева (Магадан), Севвостоклаг 
        Год начала 1937 
        День начала 5 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1942 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 7 
        5 ноября 1937г. о.Димитрий был доставлен этапом в бухту Нагаева (ныне Магадан).
        Из лагеря о.Димитрий не вернулся
    Кончина
      1942 
      День 17 
      Месяц 7 
      умер в ИТЛ 
      Место Дальневосточный край, бухта Нагаева (Магадан), Севвостоклаг 
      Священник Димитрий Казанский скончался в заключении 17 июля 1942. и был
      погребен в безвестной могиле
    Канонизация
      Священномученик священник Димитрий Казанский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Ярославская епархия 
      Дни памяти
        Старый стиль 04.07 
        Новый стиль 17.07 
        Собор новомучеников и исповедников Российских 
        Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Реабилитация
      Дата 10/04/1995 
      По году репрессий 1937 
    Публикации
      1 Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3. Священнослужители и миряне//Под ред. прот.Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. 
      С.127–128. 
      2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      3 Игумен Дамаскин Орловский. Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1. Тверь. 2016. 
      С.49–58. 
      4 Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.15. Димитрий-дополнения к "Актам историческим", 2007. 
      С.44. 
    Заявители
      протоиерей Николай Лихоманов 
      Использованы материалы: ГА Ярославской обл. Ф.Р-3698. Оп.1. Д.С-11473.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ