Места проживания
Нижегородская губ., Ардатовский у., с.Страхова Пуза (Нижегородская о., Дивеевский р., с.Суворово)
Год окончания 1919
Когда стало ясно, что ходить Дуня больше не может, родные сделали в избе ее родителей
лежанку из досок и постелили на нее портянки, а под голову положили ее зимний
тулуп. На этом она и лежала.
За расслабленной стали ухаживать две молодые крестьянки. Был у Дуни и духовный
наставник прозорливый старец из Сарова Анатолий (в схиме Василий).
Пораженная недугом, Дуня стала вести строгую подвижническую жизнь, несла подвиг
юродства.
Около Дуни составилась духовная коммуна из нескольких девушек: Дарья Тимагина,
Дарья Улыбина, Мария, Анна и другие.
Основную часть времени она посвящала молитве. Молилась она со своими помощницами
с пяти часов утра до двенадцати дня, с отдыхом по 20 минут.
Вместе с послушницами-келейницами Дуня создала подобие иноческой общины.
Очень любила церковные песнопения. Девицы пели стихиры, тропари и кондаки, читали
Псалтирь, Святое Евангелие, каноны и акафисты. Во время молитвы обязательно
клали поклоны. Вечером, с восьми вечера и до полуночи, творили келейную молитву.
Домик у них был маленький и ветхий, всего в два окошка; у третьего, бокового
окна лежала Дуня. Печка в избе разваливалась на глазах, и зимой было очень холодно.
Хожалки так звали тех, кто ухаживал за Евдокией так уставали от долгой молитвы
и хозяйственных трудов, что иной раз падали и спали на полу, невзирая на холод.
Вспоминая страдания Спасителя за грехи людей, Дуня взяла на себя тяжелый крест
постоянных страданий и вместе со своими келейницами умерщвляла свою плоть ради
вечного Небесного Царствия.
По преданию, она носила а себе вериги, но но никто из окружающих не знал,
когда она надела их (не были найдены вериги и в могиле, когда обретали мощи
святых угодниц).
Вскоре о.Анатолий благословил ухаживать за Дуней крестьянку Дарью Тимагину.
Эта девушка хорошо пела, знала наизусть Псалтирь. Чтобы сохранить свою чистоту и
вести благочестивую жизнь, Дарья убежала из родительского дома, где ее дважды
хотели сосватать замуж, к Дунюшке. Родители смирились с выбором дочери и в течение
следующих 20-ти лет она практически не выходила из дома Евдокии.
Из-за своей немощи Дуня не могла посещать храм, поэтому местные священники
протоиерей Василий Радугин и иерей Иоанн Рыбаков в праздники приходили к девушкам
со Святыми Дарами и причащали их на дому.
Когда сестры молились, то никого не пускали к себе в дом.
По-разному относились в селе и в округе к Дуне и ее хожалкам. Многие ее любили
и жалели, ходили к ней за советом, помогали и творили вместе с ней молитву.
Но были среди крестьян и те, кто ее ненавидел. Так случалось потому, что Дуня
обличала их греховную жизнь, видела в душах и умах людей то, что от других
было скрыто.
Евдокия стала известна подвижничеством, даром целительной силы и провидения.
Однажды в первый день Святой Пасхи в их доме выбили стекла. Дуня пролежала
в осколках, пораненная ими до крови, до тех пор, пока сестры не закончили
читать правило. Только после молитвы она позволила убрать стекло со своей
постели.
Дуня постоянно ограждала все от брани нечистой силы: и стены, и пищу, и воду
крестным знамением с молитвой: "Огради, Господи, силою Твоего Честнаго и
Животворящего Креста".
Одну из хожалок Дуни звали Марией. По национальности она была мордовка
Рассказывают, что она была смиренная и послушная, как ребенок. Совершенно иной
была Аннушка еще одна хожалка. Ее благословил ухаживать за Дуней духовник,
отец Анатолий.
Последней из келейниц-хожалок пришла к Дуне Дарья Улыбина.
Жили эти простые подвижницы и молитвенницы тихо и мирно. Люди стали ходить к
ним за советом, с просьбой помолиться об избавлении от бед и нужды, исцелить
от болезни.
Сухарики, которые давала Дуня, часто приносили людям исцеление и облегчение
от различной хвори. Ходили и спрашивали ее и о бытовых крестьянских проблемах,
например, в случае пропажи лошади или коровы.
Силой своей молитвы Дуня могла лечить бесноватых людей; как говорят в народе
лечила порченых.
К Дуне приходили со слезами и горем, и никто не уходил от нее неутешенным.
Господь заранее открыл Дуне ее мученическую кончину, и она очень переживала.
Когда в церкви звонили в колокол, то Дуня лежала неподвижно, а иной раз
говорила:
"Это глас Господень, чтобы о рабах молились. Господи, какие люди счастливые!
Помрут звонят, а меня, как скотину, в яму свалят".
Дуня говорила:
"Если у человека нет скорби при подвиге, и если тебя только все ублажают и
чтут, невелика цена такого подвига для Господа.
Если же подвиг ради Бога, то будет скорбь непременно".
В соседнем селе Глухове жил молодой крестьянин Илья Немцов (или Немков),
который был с Дуней в родстве. В юности он старался вести благочестивую жизнь.
Выстроил часовню. Затем уехал в паломничество на Святую гору Афон, где он,
поговаривали, принял тайную схиму.
Через два года он вернулся на Нижегородскую землю и привез с собой много
различных святынь. Крестьяне стали чтить Илью как большого богомольца, иные даже
прозвали его "Святым Ильюшей". Действительно, подвизаясь на Святой Афонской земле,
сгубила в нем благодать. Он уехал в Москву, где распродал все свои святыни и завел
на эти деньги собственное торговое дело. Спустя три года Илья возвратился в дивеевские
пределы, поселился в Пузе и стал вести распутный образ жизни.
В годы Гражданской войны его призвали в Красную армию на военную службу.
Приехав с фронта в отпуск, он решил не возвращаться обратно и остался жить в селе.
При этом ему стало ненавистно богоугодное житие Дуни и ее хожалок.
Он стал приходить к ним в дом, мешать им молиться. Однажды его задержала
у Дуни милиция, и он был отправлен, как дезертир, в Ардатов, однако сбежал и
опять пришел к блаженной. Когда же она сказала ему, что его опять арестуют, он
заявил: "Я убегу". "Ты убежишь, а нас убьют тогда", сказала Дуня.
И действительно, прошло время, и все сказанное Дуней сбылось.
31 июля 1919г. Нижегородской губернской комиссией по борьбе с дезертирством
был выдан мандат на имя красноармейца Скоробогатова.
После приезда Скоробогатова в августе 1919г. в Ардатов там был создан карательный
Устроив вокруг села облаву, Скоробогатов созвал вечером местных жителей
на общий митинг и в своем выступлении перед ними сказал:
"Мы приехали в село для того, чтобы наказать вас за укрывательство
дезертиров".
Затем пузинским жителям было заявлено, что на них налагается контрибуция.
Деньги эти должны были быть собраны в течение восьми часов, а если крестьяне
не уплатят в срок, то к ним-де будут применены самые суровые меры.
После митинга крестьяне разошлись по своим сельсоветам.
Во время обысков красноармейцы запугивали крестьян плетьми и оружием, отбирали
вещи.
Пришли с обыском красноармейцы и в дом к Дуне, ибо некоторые из ее соседей
указали, что к ней ходил дезертир Илья Немцов, и его надо искать именно здесь.
Солдаты стали стучать в дверь и окна. Поля (еще одна хожалка за Дуней) побежала
к верующим крестьянам за помощью. Когда вернулась, прибежала к дому и Анна.
Но красноармейцы их не пустили. Отогнав их ударами плети, они заперли дверь.
Поля видела в окно, как происходил этот обыск.
Солдат бросил просфоры и елей в лицо Дуне, при этом обзывая ее скверными словами.
Затем разбросал все иконы в красном углу.
После полез в чулан, где хранились различные съестные припасы, там его укусила
за руку крыса. Тогда он буквально остервенел, стащил Дуню с лежанки и начал ее
избивать. Издевательства над Дуней продолжались несколько дней.
Красноармейцы били ее плетьми, топтали ногами.
Происходили эти события 16 августа 1919г.