( * )
Космодемьянский (Космодамианский) Петр Иванович ФамилияКосмодемьянский Год рождения1872 День рождения22 Месяц рождения8 Место рожденияТамбовская губ. иерей
Дед известной всем партизанки Зои Космодемьянской, казненной немцами в 1941г.
в селе Петрищево Московской обл.
Родился в семье священника о.Иоанна Косьмодемьянского.
Известно, что по крайней мере один из братьев о.Петра, Василий Иванович,
также стал священником ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1900г.]
[с 1900г.]
Тамбовская губ., Моршанский у., с.Б.Липовка Должностьпсаломщик, учитель церковно-приходской школы Год начала1894
Вскоре женился на Лидии Федоровне Чуриковой
Тамбовская губ., Моршанский у., с.Крутец, Казанская церковь священник Должностьзаведующий и законоучитель церковно-приходской школы, представитель церковно-приходского попечительства Год начала1900 Год окончания1906
Летом 1906г. был переведен в Знаменскую церковь с.Осиновые Гаи Тамбовская губ., Кирсановский у. (Тамбовская о., Гавриловский р.), с.Осино-Гай (Осиновые Гаи), церковь Знаменской иконы Божией Матери священник Год начала1906 Год окончания1918 Месяц окончания8
В церкви служили еще два священника: о.Николай Спасский и о.Павел Триодин.
В семье Космодемьянских было четыре сына: Анатолий (р.24.10.1900г.),
Алексей (р.12.03.1903г.), Александр (р.09.07.1905г.), Федор (р.18.10.1907г.).
О.Петр с детства приобщил своих сыновей к грамоте, чтению книг.
В архивных источниках упоминается, что в 1917г. Анатолий и Алексей учились в
Тамбовской Духовной Семинарии, Александр в духовном училище.
В Тамбовской губернии первая волна репрессий против духовенства началась во
второй половине 1918г.
Доброжелатели предупреждали о.Петра о грядущих репрессиях, советуя поскорее
скрыться из села. Но о.Петр не хотел оставлять свой приход, в котором
прослужил 12 лет.
В конце лета 1918г. в Тамбовской губ. началась насильственная
"мобилизация" лошадей для Красной Армии, продразверстка и другие
мероприятия "военного коммунизма".
Это вызвало резкое недовольство крестьян. Кирсановский уезд превратился в эпицентр
крупномасштабной крестьянской войны.
Началась кампания по "изъятию церковных метрических книг" из церквей,
которые по долгу службы вели священники. Метрические книги содержали
основные сведения (даты рождения, крещения, венчания и смерти) о людях,
относящихся к данному приходу.
Это неизбежно встречало противодействие священнослужителей.
Сельские священники повсеместно сопротивлялись попытке Советской власти
сломать веками сложившиеся жизненные и церковные традиции, разрушить порядок,
за что подвергались гонениям и казням.
Из отчета Кирсановской уездной ЧК:
"Первый мятеж в Рудовской волости вспыхнул отчасти из-за неудовольствия некоторыми
советскими работниками и на почве мобилизации скота. Второй в Чернавской вол.
на почве не понятия предписания священникам о сдаче церковных метрических книг Совету".
Это "Рудовское восстание", о котором говорится в документе, охватывало и село
Осиновые Гаи, где служил о.Петр.
1 сентября 1918г. (по новому стилю). вышло постановление Кирсановского уездного Военного комиссариата
о "мобилизации" лошадей для Красной Армии. Крестьяне, озабоченные сбором урожая
и другими мероприятиями Советской власти собрались в с.Осиновые Гаи на коллективный
сход и выразили общее недовольство по поводу конфискации лошадей, игравших в
уборочную страду важнейшую роль в хозяйстве.
Как один из самых уважаемых и авторитетных людей в селе, о.Петр выступил на
коллективном сельском сходе. Он говорил о бесчинствах Советских властей,
в том числе по отношению к Церкви, выступил против распоясавшихся богохульников.
Собрание было разогнано с помощью оружия коммунистами и сельскими "активистами".
Началось следствие, стали искать зачинщиков. Одним из главных подозреваемых
стал о.Петр. Это послужило одним из поводов для расправы над священником.
(Записи в метрических книгах могут уточнить время гибели о.Петра:
6 августа 1918г. (по старому стилю) о.Петр совершил последнее отпевание 2-х летнего мальчика
Алексея Павлова, 26 августа 1918г. последнее в своей жизни таинство
крещения, а после 26 августа 1918г. имя о.Петра не упоминается ни разу)
Тамбовская губ., Кирсановский у. (Тамбовская о., Гавриловский р.), с.Осино-Гай (Осиновые Гаи) Год ареста1918 Месяц ареста9 Обвинение при аресте"к/р выступление в защиту Церкви, укрытие в здании церкви контрреволюционеров"
В конце августа (старого стиля) начале сентября 1918г (нового стиля)
сельские активисты "коммунисты-комсомольцы" пришли в дом к о.Петру и
забрали его. По воспоминаниям односельчан, он был схвачен на чердаке
собственного дома.
По рассказам старейших жителей села, при аресте "речь шла о лошадях, за
которыми пришли к о.Петру и о каких-то книгах [церковных метрических книгах],
хранившихся у него на чердаке".
В одном из документов ЧК (составленных уже после подавления восстания, 25 ноября 1918г.)
в числе лиц, приговоренных во время восстания к расстрелу,
называется фамилия священнослужителя Космодемьянского:
"Слушали: По обвинению священника Космодемьянского и Панова как лиц, призывавших
толпу к разгрому Советов в тот момент, когда было восстание к/р банд,
и уезд был в осадном положении, ПОСТАНОВЛЕНО: расстрелять".
Хотя имя и отчество священника не указаны, очевидно, речь идет об о.Петре.
Доказательством служит то, что в "Клировых ведомостях" за 1917г., в котором
дан алфавитный список всех церковнослужителей 26 кирсановских церквей, только
один из 82 человек носил фамилию Космодемьянский о.Петр Иванович
Космодемьянский, служивший в с.Осиновые Гаи
Кончина
1918 Месяц8 зверски замучен группой воинствующих безбожников и полуживой утоплен МестоТамбовская губ., Кирсановский у., с.Осино-Гай (Осиновые Гаи) Место захороненияТамбовская губ., Кирсановский у., с.Осино-Гай (Осиновые Гаи), у алтаря Знаменской церкви
Жестоко избитый и искалеченный побоями, о.Петр был брошен на подводу и вывезен за
пределы села. Всю ночь подвода с умирающим священником колесила малолюдными
тропами. В течение всего своего крестного пути священник в полузабытьи читал
молитвы, а его мучителей терзали страхи и видения. На рассвете следующего дня
полуживой о.Петр был сброшен в Сосулинский пруд.
Тело о.Петра было обнаружено лишь весной 1919г., когда полая вода
выбросила его на берег. Это произошло так. Незадолго до праздника Троицы кто-то
из пастухов заметил что-то вроде света и пения у воды (в нескольких километрах
от села). При проверке нашли тело о.Петра. По свидетельству очевидцев, оно было
без всяких признаков разложения и имело восковой цвет.
Матушка Лидия Федоровна боялась забрать без разрешения тело мужа местные власти
могли оставить ее несовершеннолетних детей круглыми сиротами. Только по получении
разрешения сельского совета она со старшим сыном Анатолием с честью похоронила
о.Петра у алтаря Знаменской церкви 31 мая 1919г., в Духов день.
На могиле его и ныне стоит крест.
В селе Осиновые Гаи он ныне почитается святым